конспект занятия "Развитие пространственной ориентировки в старшей группе"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
Тема: «Ориентировка в пространстве»
Образовательные области:
Приоритетная: познание (формирование элементарных математических представлений).
В интеграции: физическая культура, безопасность, социализация, коммуникация, труд, музыка, художественная литература, художественное творчество, здоровье
Задачи:
- Образовательные задачи по приоритетной образовательной области.
Познание:
- Совершенствовать счетные навыки детей.
- Учить соотносить цифру с количеством предметов.
- Закрепить понятия: влево, право, прямо, между, над
- Формировать умение ориентироваться на листе.
- Образовательные задачи, решаемые в интеграции образовательных областей.
Физическая культура: закрепить у детей умение согласовывать сои действия в физкультминутке.
Здоровье: способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой.
Безопасность: приобщать к способам безопасного поведения при переходе речки;
Социализация: побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, умение работать индивидуально, коллективно для достижения общей цели.
Коммуникация: способствовать формированию умения свободно общаться с педагогом и детьми; учить сопереживать чужому горю.
Труд: поощрять желание детей участвовать в совместном труде
Художественная литература: закрепить с детьми знания русской народной сказки, умение узнавать персонажа из сказки «Гуси-лебеди».
Художественное творчество: обогащать творческий потенциал ребенка
Музыка: формировать умение воспринимать музыку.
Предпосылки УУД:
Коммуникативные: умение действовать совместно с педагогам и детьми, умение выражать свои мысли полным ответом
Регулятивные: умение ставить цель
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Личностные: умение сосредоточенно действовать в течение 20 – 25 минут.
- Формирование интегративных качеств (развивающие и воспитательные задачи).
- Развивать положительную самооценку у каждого ребенка, чувство близости.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
- Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
- Воспитывать в детях силу воли, достижение своей цели.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Гуси-лебеди», показ иллюстраций, беседа по сказке, дидактические игры по ориентировке в пространстве.
Музыкальное сопровождение: (фонограмма)
«Дорога добра», «Журчанье речки», запись голоса «Печки».
Оборудование для детей: макет «печка», «пироги» треугольной, квадратной, круглой формы; ткань для речки, пластины-доски разной величины; картинки печки, яблони, речки, избушки, цифры, лист бумаги, простой карандаш, имитация забора.
Оборудование для педагога: конверт с письмом; карта; картина печки, знак на лево, домик Бабы -Яги,
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: имеет элементарное представление об ориентировке предметов в пространстве; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20мин; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игры
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы, двигательная, музыкально – художественная.
Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.
Содержание организованной деятельности детей
1 часть водная
Дети читают стихи
1 ребенок
Стоял ученик на развилке дорог
Где право, где лево понять он не мог
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою которой писал
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал,
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.
2 ребенок
С левой стороны сердечко бьется,
Здесь никто не ошибется
Руку правую при встречи подаем.
Ложку, в руку правую берем.
3 ребенок
Обуваюсь не умело-
Где тут право?
Где тут лево?
Чтоб тебе не ошибиться,
Туфли правильно надеть,
Носики должны встречаться,
А не в стороны глядеть.
Начинаю понимать-
Право – Лево различать!
Говорю теперь, я, смело!
Вот тут право!
Вот тут лево.
Девочка-лисичка: в группу входит лисичка и говорит. Здравствуйте, я лисичка принесла вам письмо.
Дефектолог: спасибо лисичка. Ребята давайте прочитаем письмо. «Ребята, помогите мне! Меня унесли гуси – лебеди к Бабе – Яге, за широкие реки, за топкие болота. Не видать мне больше свободы». Дети, герой сказки попал в беду, просит нас помочь ему? (Ответы детей). Правильно Ванюша. А из какой сказки? (Ответы детей) Гуси лебеди.
Дефектолог: молодцы. Лисичка пойдешь с нами Ваню спасать?
Лисичка: да.
Основная часть
Дефектолог: и так, мы с вами отправляемся на поиски Вани. Давайте расскажем лисички кто же собирается спасти Ваню от Бабы – Яги. Пусть каждый из вас назовет соседа справа, передовая мячик. Молодцы, вы хорошие ребята, и мы все любим друг друга, и не будем друг друга обижать. А когда мы все вместе нам трудности не страшны, правда? (Ответы детей)
Дефектолог: отправляемся на поиски Вани. Ой, а как мы пойдем не зная дороги?
Лисичка: я забыла, Ваня дал мне карту, как его найти.
Дефектолог: давайте посмотрим, ой, а карта размыта, давайте с вами вспомним кто должен встретится нам на пути. (Ответы детей)
Упражнение «По порядку»
Дети должны расставить иллюстрации в таком порядке в каком идет последовательность сказки печка, яблоня, речка, избушка.
Дефектолог: молодцы, справились с заданием. Отправляемся в путь. Смотрите, печка стоит, давайте дружно спросим у печки куда полетели гуси – лебеди, где живет Баба – Яга?
Дети: печка, печка, скажи, куда полетели гуси – лебеди, где живет Баба – Яга?
Запись голоса печки
Подскажу я вам дорогу, но сначала вы мне помогите. Напекла я много пирожков с яблочным, грушевым, малиновым вареньем, а разложить правильно не могу. Пирожки треугольной формы с грушевым вареньем положите слева, пирожки с яблочным вареньем квадратной формы положите справа, а пирожки с малиновым вареньем круглой формы положите между грушевыми и яблоневыми пирожками.
Упражнение «Разложи правильно пирожки»
На столах у детей лежат «пирожки» треугольной формы с грушевым вареньем, квадратной формы с яблочным вареньем, круглой формы с малиновым вареньем. Дети правильно должны разложить пирожки на столе.
Дефектолог: сколько треугольных пирожков? Сколько квадратных пирожков? Сколько порожков круглой формы? Каких пирожков больше? А каких меньше? Молодцы. Посмотрите печка дает нам знак, повернуть на лево. Посмотрите кто нам встретился на пути? (Ответы детей).
Дефектолог: правильно, яблоня. Давайте спросим у яблони куда гуси – лебеди полетели?
Дети: яблонька, скажи куда гуси – лебеди полетели?
Девочка-яблонька: отдохните рядом со мною, да нарисуйте мне картину, тогда скажу.
Упражнение «Нарисуй картинку»
Дети за столом по указанию воспитателя рисуют картинку.
- Нарисуйте дом, из квадрата и треугольника, без окон и дверей.
- На крыше с правой стороны нарисуйте трубу.
- На домике в квадрате с правой стороны нарисуйте окно.
- На домике в квадрате с левой стороны нарисуйте окно.
- Между окнами нарисуйте дверь.
- С левой стороны в углу нарисуйте солнце.
- Над домом нарисуйте тучку.
- С правой стороны от дома нарисуйте дерево.
- Между домом и деревом нарисуйте цветок.
Дефектолог: молодцы. Яблонька тебе понравилась картина.
Яблонька: да, идите 3 шага прямо.
Дефектолог: ребята, прислушайтесь, слышите, что – то журчит. (Ответы детей) речка.
Звучит музыка – шум реки.
Воспитатель: речку можно перешагнуть как ручеек? (Ответы детей) нет.
Дефектолог: правильно, она очень широкая, что же нам делать? (Ответы детей) сделать мост.
Дефектолог: посмотрите здесь лежат доски, давайте подберем нужную для моста. Дети выбирают доску, кладут ее через реку и переходят по мостику.
Дефектолог: ребята посмотрите избушка Бабы – Яги. Давайте Бабу – Ягу подразним.
Физкультминутка:
Бабка Ёжка костяная ножка,
Нос крючком волоса торчком,
С печки упала правую ножку сломала.
Дефектолог: Баба – Яга выходи.
Баба – Яга: кто это меня там беспокоит, зачем пришли?
Дети: Ваню спасать.
Баба – Яга: он мне сомой нужен, забор у меня сломался надо починить.
Игра «Почини забор»
Дети вставляют пропущенные дощечки по указанию воспитателя. Поставить дощечку между 1 и 3 дощечкой, перед 6 и т.д.
Баба – Яга: молодцы забирайте своего Ваню.
Дефектолог: молодцы ребята спасли Ваню, но нам надо возвращаться домой, не забыли дорогу. (Ответы детей). Дети возвращаются под песню «Дорога добра»
Итог занятия
В какой сказке мы побывали?
Кто нам встретился на пути 1, 2, 3, 4.
Какое задание просила выполнить печка?
Какое задание просила выполнить яблонька?
Что мы с вами сделали для того чтобы пройти речку?
Какое задание просила выполнить Баба – Яга??
А как вы думаете почему мы справились со семи заданиями?
Сюрприз детям: настольная игра по ориентировке «Божья коровка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»
Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения...
Проект "Технологии формирования и развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста"
Уважаемые коллеги!Вашему вниманию представлена проектная работа на тему: «Ориентировка в пространстве».Одним из важных вопросов педагогической практики является восприятие пространства и освоение прос...
Игры по закреплению пространственной ориентировки в старшей группе
Такие игры можно на занятиях по физическому воспитанию...
Проект Создание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе с ориентировкой на старшую группу в соответствии с ФГОС ДО
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне п...
Конспект коррекционно – развивающего занятия по развитию пространственной ориентировки в средней группе Тема: «В гостях у трех поросят».
Коррекционно – развивающее занятие по развитию пространственной ориентировки в средней группе. ...
Конспект НОД «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»
НОД подготовлено для подготовительной группы...
Конспект НОД «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»
Закрепить в самостоятельной деятельности навыки решения примеров. Актуализировать знания детей о способах составления и решения простых арифметических задач. Совершенствовать умение формировать свои о...