конспект занятия "Развитие пространственной ориентировки в старшей группе"
план-конспект занятия (старшая группа)

Елена Юрьевна Титова

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пространственная ориентировка24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

Тема: «Ориентировка в пространстве»

Образовательные области:

Приоритетная: познание (формирование элементарных математических представлений).

В интеграции: физическая культура, безопасность, социализация, коммуникация, труд, музыка, художественная литература, художественное творчество, здоровье

Задачи:

  1. Образовательные задачи по приоритетной образовательной области.

Познание:

  • Совершенствовать счетные навыки детей.
  •  Учить соотносить цифру с количеством предметов.
  • Закрепить понятия: влево, право, прямо, между, над
  • Формировать умение ориентироваться на листе.
  1. Образовательные задачи, решаемые в интеграции образовательных областей.

Физическая культура: закрепить у детей умение согласовывать сои действия в физкультминутке.

Здоровье: способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой.

Безопасность: приобщать к способам безопасного поведения при переходе речки;

Социализация: побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, умение работать индивидуально, коллективно для достижения общей цели.

Коммуникация: способствовать формированию умения свободно общаться с педагогом и детьми; учить сопереживать чужому горю.

Труд: поощрять желание детей участвовать в совместном труде

Художественная литература: закрепить с детьми знания русской народной сказки, умение узнавать персонажа из сказки «Гуси-лебеди».

Художественное творчество: обогащать творческий потенциал ребенка

Музыка: формировать умение воспринимать музыку.

Предпосылки УУД:

Коммуникативные: умение действовать совместно с педагогам и детьми, умение выражать свои мысли полным ответом

Регулятивные: умение ставить цель

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Личностные: умение сосредоточенно действовать в течение 20 – 25 минут.

  1. Формирование интегративных качеств (развивающие и воспитательные задачи).
  • Развивать положительную самооценку у каждого ребенка, чувство близости.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
  • Воспитывать в детях силу воли, достижение своей цели.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Гуси-лебеди», показ иллюстраций, беседа по сказке, дидактические игры по ориентировке в пространстве.

 Музыкальное сопровождение: (фонограмма)

«Дорога добра», «Журчанье речки», запись голоса «Печки».                   

Оборудование для детей: макет «печка», «пироги» треугольной, квадратной, круглой формы; ткань для речки, пластины-доски разной величины; картинки печки, яблони, речки, избушки, цифры, лист бумаги, простой карандаш, имитация забора.

Оборудование для педагога: конверт с письмом; карта; картина печки, знак на лево, домик Бабы -Яги,

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: имеет элементарное представление об ориентировке предметов в пространстве; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20мин; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игры

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы, двигательная, музыкально – художественная.

Формы работы с детьми: коллективная, индивидуальная.

Содержание организованной деятельности детей

1 часть водная

Дети читают стихи

1 ребенок

Стоял ученик на развилке дорог

Где право, где лево понять он не мог

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою которой писал

И мячик кидал, и страницы листал.

И ложку держал, и полы подметал,

«Победа!» - раздался ликующий крик.

Где право, где лево, узнал ученик.

2 ребенок

С левой стороны сердечко бьется,

Здесь никто не ошибется

Руку правую при встречи подаем.

Ложку, в руку правую берем.

3 ребенок

Обуваюсь не умело-

Где тут право?

Где тут лево?

Чтоб тебе не ошибиться,

Туфли правильно надеть,

Носики должны встречаться,

А не в стороны глядеть.

Начинаю понимать-

Право – Лево различать!

Говорю теперь, я, смело!

Вот тут право!

Вот тут лево.

Девочка-лисичка: в группу входит лисичка и говорит. Здравствуйте, я лисичка принесла вам письмо.

Дефектолог: спасибо лисичка. Ребята давайте прочитаем письмо. «Ребята, помогите мне! Меня унесли гуси – лебеди к Бабе – Яге, за широкие реки, за топкие болота. Не видать мне больше свободы». Дети, герой сказки попал в беду, просит нас помочь ему?  (Ответы детей). Правильно Ванюша. А из какой сказки? (Ответы детей) Гуси лебеди.

Дефектолог: молодцы. Лисичка пойдешь с нами Ваню спасать?

Лисичка: да.

 Основная часть

Дефектолог: и так, мы с вами отправляемся на поиски Вани. Давайте расскажем лисички кто же собирается спасти Ваню от Бабы – Яги. Пусть каждый из вас назовет соседа справа, передовая мячик. Молодцы, вы хорошие ребята, и мы все любим друг друга, и не будем друг друга обижать. А когда мы все вместе нам трудности не страшны, правда? (Ответы детей)

Дефектолог: отправляемся на поиски Вани. Ой, а как мы пойдем не зная дороги?

Лисичка: я забыла, Ваня дал мне карту, как его найти.

Дефектолог: давайте посмотрим, ой, а карта размыта, давайте с вами вспомним кто должен встретится нам на пути. (Ответы детей)

Упражнение «По порядку»

Дети должны расставить иллюстрации в таком порядке в каком идет последовательность сказки печка, яблоня, речка, избушка.

Дефектолог: молодцы, справились с заданием. Отправляемся в путь. Смотрите, печка стоит, давайте дружно спросим у печки куда полетели гуси – лебеди, где живет Баба – Яга?

Дети: печка, печка, скажи, куда полетели гуси – лебеди, где живет Баба – Яга?

Запись голоса печки

Подскажу я вам дорогу, но сначала вы мне помогите. Напекла я много пирожков с яблочным, грушевым, малиновым вареньем, а разложить правильно не могу. Пирожки треугольной формы с грушевым вареньем положите слева, пирожки с яблочным вареньем квадратной формы положите справа, а пирожки с малиновым вареньем круглой формы положите между грушевыми и яблоневыми пирожками.  

Упражнение «Разложи правильно пирожки»

На столах у детей лежат «пирожки» треугольной формы с грушевым вареньем, квадратной формы с яблочным вареньем, круглой формы с малиновым вареньем. Дети правильно должны разложить пирожки на столе.

Дефектолог: сколько треугольных пирожков? Сколько квадратных пирожков? Сколько порожков круглой формы? Каких пирожков больше? А каких меньше? Молодцы. Посмотрите печка дает нам знак, повернуть на лево. Посмотрите кто нам встретился на пути? (Ответы детей).

Дефектолог: правильно, яблоня. Давайте спросим у яблони куда гуси – лебеди полетели?

Дети: яблонька, скажи куда гуси – лебеди полетели?

Девочка-яблонька: отдохните рядом со мною, да нарисуйте мне картину, тогда скажу.

Упражнение «Нарисуй картинку»

Дети за столом по указанию воспитателя рисуют картинку.

  1. Нарисуйте дом, из квадрата и треугольника, без окон и дверей.
  2. На крыше с правой стороны нарисуйте трубу.
  3. На домике в квадрате с правой стороны нарисуйте окно.
  4. На домике в квадрате с левой стороны нарисуйте окно.
  5. Между окнами нарисуйте дверь.
  6. С левой стороны в углу нарисуйте солнце.
  7. Над домом нарисуйте тучку.
  8. С правой стороны от дома нарисуйте дерево.
  9. Между домом и деревом нарисуйте цветок.

Дефектолог: молодцы. Яблонька тебе понравилась картина.

Яблонька: да, идите 3 шага прямо.

Дефектолог: ребята, прислушайтесь, слышите, что – то журчит. (Ответы детей) речка.

Звучит музыка – шум реки.

Воспитатель: речку можно перешагнуть как ручеек? (Ответы детей) нет.

Дефектолог: правильно, она очень широкая, что же нам делать? (Ответы детей) сделать мост.

Дефектолог: посмотрите здесь лежат доски, давайте подберем нужную для моста. Дети выбирают доску, кладут ее через реку и переходят по мостику.

Дефектолог: ребята посмотрите избушка Бабы – Яги. Давайте Бабу – Ягу подразним.

Физкультминутка:

Бабка Ёжка костяная ножка,

Нос крючком волоса торчком,

С печки упала правую ножку сломала.

Дефектолог: Баба – Яга выходи.

Баба – Яга: кто это меня там беспокоит, зачем пришли?

Дети: Ваню спасать.

Баба – Яга: он мне сомой нужен, забор у меня сломался надо починить.

Игра «Почини забор»

Дети вставляют пропущенные дощечки по указанию воспитателя. Поставить дощечку между 1 и 3 дощечкой, перед 6 и т.д.

Баба – Яга: молодцы забирайте своего Ваню.

Дефектолог: молодцы ребята спасли Ваню, но нам надо возвращаться домой, не забыли дорогу. (Ответы детей). Дети возвращаются под песню «Дорога добра»

 Итог занятия

В какой сказке мы побывали?

Кто нам встретился на пути 1, 2, 3, 4.

Какое задание просила выполнить печка?

Какое задание просила выполнить яблонька?

Что мы с вами сделали для того чтобы пройти речку?

Какое задание просила выполнить Баба – Яга??

А как вы думаете почему мы справились со семи заданиями?

Сюрприз детям: настольная игра по ориентировке «Божья коровка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»

Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения...

Проект "Технологии формирования и развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги!Вашему вниманию представлена проектная работа на тему: «Ориентировка в пространстве».Одним из важных вопросов педагогической практики является восприятие пространства и освоение прос...

Игры по закреплению пространственной ориентировки в старшей группе

Такие игры можно на занятиях по физическому воспитанию...

Проект Создание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе с ориентировкой на старшую группу в соответствии с ФГОС ДО

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне п...

Конспект коррекционно – развивающего занятия по развитию пространственной ориентировки в средней группе Тема: «В гостях у трех поросят».

Коррекционно – развивающее занятие по развитию пространственной ориентировки в средней группе. ...

Конспект НОД «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»

Закрепить в самостоятельной деятельности навыки решения примеров. Актуализировать знания детей о способах составления и решения простых арифметических задач. Совершенствовать умение формировать свои о...