Конспект НОД «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Процевская Наталья Аркадьевна

Закрепить в самостоятельной деятельности навыки решения примеров. Актуализировать знания детей о способах составления и решения простых арифметических задач. Совершенствовать умение формировать свои ответы на заданный вопрос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект по ФЭМП22.76 КБ

Предварительный просмотр:

конспект НОД «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»

ЦЕЛЬ: Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.
ТЕМА: «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости».
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела;
- Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»);
- Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;
- Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей; 
- Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);
- Способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей при обучении ориентировке на плоскости.
Воспитательные:
- Воспитывать умение выполнять коллективные действия;
- Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность.
Развивающие:
- Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;
- Тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.

ХОД

- Ребята, давайте поиграем с нашими массажными шариками. Положите шарик на правую ладонь, сверху накройте левой ладонью и повторяйте за мной. 
Я мячом круги катаю (мяч между ладоней) 
Взад – вперед его гоняю (смена рук) 
Им поглажу я ладошку, (соответственно) 
Будто я сметаю крошку. (смена рук) 
И сожму его немножко (сжимаем шарик) 
Как сжимает лапку кошка. (смена рук) 
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно) 
И другой рекой начну. (смена рук) 
А теперь последний трюк: (перебрасывание мяча из руки в руку)
Мяч летает между рук. 

- Раскрываем шарик, достаем колечко. На каждую строчку надеваем колечко на один палец. Начинаем с большого пальца на левой руке. 
Птичек мы окольцевали. 
Наблюдали, узнавали. 
Улетев в какие дали. 
Холода пережидали. 
Что пернатые клевали? 
Гнезда где свои свивали? 
Где вы яйца отложили? 
Как вы бури пережили? 
Сколько вы, в конце концов, 
В гнездах вывели птенцов? 

ВКЛЮЧЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ. 
- Ребята, я сегодня утром, перед дверью в нашу группу, нашла вот это письмо от Вовки из Тридевятого царства. Но на нем написано, что это письмо из сказочной страны и просто так не откроется. Чтобы его открыть, надо выполнить задание. Надо внимательно послушать стихотворение и ответить на вопросы. Согласны? 
Стоял ученик на развилке дорог. 
Где право, где лево – понять он не мог. 
Но вдруг ученик в голове почесал 
Той самой рукою, которой писал, 
И мячик кидал, и страницы листал, 
И ложку держал, и полы подметал. 
«Победа!» - раздался ликующий крик. 
Где право, где лево узнал ученик. 
- Какой рукой ученик выполнял действия? (Правой) 
- Что делал ученик правой рукой? (Писал, мяч кидал, страницы листал, ложку держал, полы подметал) 
- Покажите свою правую руку. Покажите другую свою руку. Какая это рука? (Левая) 
- Молодцы, справились с заданием. Попробуем открыть письмо и посмотрим, что же Вовка нам написал. 
«Здравствуйте, ребята. Я Вовка из Тридевятого царства. Я собрался в школу, в первый класс, но для этого мне необходимо выполнить сложные задания. Без вашей помощи, друзья, мне не как не обойтись». 
- Ну что, ребята, надо выручать Вовку. Поможем? Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы помочь ему во всем разобраться. 
ЗАДАНИЕ 1. «СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ» (проверка усвоения схемы тела) 
- Правой рукой возьмитесь за левое ухо. Левую руку положите на правое плечо. Правую ногу выставьте немного вперед. Правой рукой закройте правый глаз. Левой рукой достаньте до левого колена. Выпрямились, опустили руки. 
- Молодцы, с первым заданием вы справились. 
ЗАДАНИЕ 2. «ЧТО И ГДЕ» (работа по картине) 
- Подойдите к картине. Внимательно рассмотрите, что и где изображено на ней. 
- Что изображено в центре этой картины? (Домик) 
- Сколько и каких предметов справа от домика? (справа – 1 береза, 2 гриба, 1 цветок, 1 птица). А слева? (3 дерева, 1 гриб, 1 цветок) 
- Правильно, вы очень внимательные. 
ЗАДАНИЕ 3. «УКРАСЬ КОВЕР» (действия с конкретными предметами) 
- А сейчас мы подойдем к доске, на который будет изображать ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу: 
- Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра. 
- Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра. 
- Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра. 
- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра. 
- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра. 
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился. 
ЗАДАНИЕ 4. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ» 
Раскрась все фигурки, которые нарисованы в верхних правых углах квадратов, в синий цвет; в верхних левых - в красный; в нижних левых - в зелёный; в нижних правых - в коричневый; в центре - в жёлтый. 
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА. 
- Давайте с вами немного отдохнем. 
Эй, ребята, становитесь. 
Справа – друг, и слева – друг, 
Вместе все в веселый круг! 
Топни правою ногой, 
Топни левою ногой, 
Вправо, влево головой. 
Шаг – вперед, два – назад, 
Отвернемся, повернемся, 
Снова за руки возьмемся! 
Три шага вперед дружок – 
Станет тесным наш кружок. 
Покружились, потолкались, 
Отвернулись, разбежались. 
ЗАДАНИЕ 5. «НА, НАД, ПОД» (работа с раздаточным материалом) 
- Сейчас пройдите на свои места и посмотрите, что лежит у вас на столах. (У каждого ребенка картинки, соответствующие предметам на сюжетной картинке). 
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся, над скамейкой. (Солнце, птица, облака) 
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся на скамейке. (Девочка, кошка) 
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся под скамейкой. (Собака) 
- Покажите предметы, находящиеся справа от скамейки. (Солнце, цветы) 
- Покажите картинку, на которой изображен предмет, находящийся слева от скамейки. (Дерево) 
- Очень хорошо, и с этим заданием вы справились. 
ЗАДАНИЕ 6. «РАСКРАСЬ УЗОР». (работа на листе бумаги) 
- Возьмите листок. Он разделен на две части, в каждой из которых нарисованы одинаковые геометрические фигуры. Мы должны раскрасить наш геометрический узор. 
- Раскрасить круг над чертой, синим карандашом, круг под чертой красным карандашом, треугольник под чертой желтым, над чертой зеленым. Прямоугольник над чертой заштрихуй, в прямоугольнике под чертой поставь три точки. 
- Посмотрите на мой узор и сравните со своим. Если вы были внимательными и выполнили все правильно, то они должны быть одинаковыми. 
ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ. 
- Ребята, подойдите ко мне. Сегодня вы меня очень порадовали. Я прямо сейчас напишу Вовке письмо и расскажу, как вы справились с его заданиями. Пусть тоже научится и может смело идти в школу. Вы сегодня на занятии очень хорошо поработали, все старались, и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку. (Каждому ребенку в руку кладется конфетка).


Конспект по ФЭМП «Пространственные представления» (подготовительная группа).

Тема:итоговое занятие по теме "Пространственные представления(подготовительная группа).

Цели: закрепить знание чисел, натурального ряда; повторить количественный и порядковый счет, ориентирование в пространстве; развивать логическое мышление; готовить руку к письму; воспитывать любовь к природе, доброжелательность.

Оборудование: игрушка заяц Степашка с корзинкой, листочки осенних деревьев с номерами, подставки с номерами, цветные и простые карандаши; листочки бумаги, морковки, счетные палочки, рисунки солнышка, елочки, яблок разного цвета и величины.

Ход занятия

1. Организационная часть.

Дети входят, становятся полукругом лицом к доске.

1) - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами повторим то, что изучали на занятиях математикой: счет чисел, ориентирование в пространстве.

2) - Ребята, какой сегодня день недели?

- Какой по счету этот день?

- Какое сегодня число?

- Какой месяц?

- Какое время года?

- Какой по счету осенний месяц ноябрь?

3) - Ребята, отгадайте, кто сейчас придет к нам в гости.

Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, грызет морковку. (ЗАЯЦ)

2. Повторение и закрепление изученного материала.

1) - Правильно. Заяц.

Сейчас я посмотрю, может быть, он уже пришел. (Вношу игрушку Степашки с корзинкой, в которой лежат листья).

- ребята по дороге к вам Степашка собрал осенние листья, разложил их по порядку, а ветер дунул и все листья перепутал. Давайте поможем Степашке построить из листьев числовой ряд от 1 до 10.

- Молодцы.

Данил ты, каким стоишь по счету? А Яна? Настя? и т. д. Кто у тебя соседи, Данил? У тебя, Яна? и т. д.

- А теперь каждый возьмет со стола карточку (лежат обратной стороной). Сколько на ней предметов изображено, место с таким номером вы и должны и занять.

2) Ориентировка в пространстве.

а) - Ребята, раз у нас в гостях заяц, давайте вспомним и назовем, чем питаются зайцы. (Ответы детей).

— Послушайте такую задачу про зайцев.

Задача

Проголодались зайцы и решили залезть в огород полакомиться. А в огороде овощей видимо — невидимо. Один заяц сорвал капусту и свеклу, другой - морковку и репу, третий — огурец и кабачок, а четвертый - самый маленький зайчонок, сорвал лук и чеснок. Вдруг увидели зайцы сторожа и бросились наутек. Добежали до пригорки, сели, стали овощи раскладывать. А старый заяц посмотрел все овощи, да как рассмеялся: "Зайчонок, зачем же ты лук и чеснок рвал, ведь зайцы его не едят"

Вопрос: Сколько было зайцев? (4)

Сколько всего овощей сорвали зайцы? (8) Сколько овощей зайцы съедят? (6)

б) Игра "Вспомни и назови"

- вспомните и назовите, какие овощи (из тех, что на доске) растут под землей, на земле, над землей.

- Но в лесу не растут овощи. Что же зайцы едят в лесу? (грызут кору молодых деревьев).

3) развитие логического мышления; закрепление пространственных представлений; лево — право, между — посередине.

- А еще зайцы любят яблоки.

(На доске три яблока - белой стороной к детям)

- Ребята послушайте мою загадку: Красное яблоко больше желтого: Желтое яблоко больше зеленого: Какое яблоко меньше всех? (зеленое)

(Переворачиваю яблоки цветной стороной).

- Какое яблоко посередине? (желтое)

- Какое яблоко слева от желтого? (красное)

- Справа от красного? (желтое)

- Справа от желтого? (зеленое)

- Слева от зеленого? (желтое)

- Между красным и зеленым? (желтое)

- Встаньте лицом к окну. С какой стороны сидит Степашка? (справа)

- А теперь повернитесь к противоположной стене. С какой стороны теперь сидит Степашка? (слева) Почему? (потому, что мы повернулись)

- Значит, расположение предметов по отношению к нам зависит и от нашего положении.

- А сейчас я вам раздам морковки, и мы с ними поиграем.

3. Физминутка

Вверх морковку подними, На нее ты посмотри. Вниз морковку опусти, Только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо - влево Ай - да, Заинька умелый! Глазками моргает, Глазки закрывает.

4. Практическая работа.

- Возьмите счетные палочки и слева от себя на столе постройте из них домик

- Справа от домика растет елочка.

- Сверху светит солнышко.

- Снизу стоит забор. (Степашка проверяет)

Молодцы! Все справились с заданием.

- А теперь возьмите морковки, обведите их на листе бумаги, раскрасьте и подарите Степашке.

(Кладут в корзину зайцу).

5. Итог занятия.

- Ребята, что мы сегодня повторяли?

- Я, вместе со Степашкой, благодарю вас за это занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник к выпускному в подготовительной группе "Вовка в тридевятом царстве"

Действующие лица: Вовка, Василиса Премудрая, Царь, Баба-Яга   Ведущая: Уважаемые мамы и папы, дорогие бабушки и дедушки! Сегодня мы все  немного грустим, потому что настало время ...

сценарий выпускного бала в подготовительной группе "Вовка в тридевятом царстве" 2014 год

интересный, насыщенный сценарий выпускного бала для подготовительной группы....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Вовка в тридевятом царстве"

Программное содержание: обогатить знания детей о сказках, продолжать учить отвечать полными предложениями,  учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, называть слова с ...

Конспект занятия по математическому развитию «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»

Конспект занятия и самоанализ к конспекту по математическому развитию «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царс...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе: « Вовка в тридевятом царстве»

Познакомить с образованием числа 15. Упражняться в счете от 10 до 15. Продолжить учить решать арифметические примеры. Упражняется в рисовании прямых линий с завязанными глазами, находить в нарисованны...