Инновационный проект "Пифагорчики"
методическая разработка по математике на тему

Малинина Тамара Владимировна

Сейчас очень актуальна проблема развития логического мышления: на современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства, и должно быть непринужденным.

 «Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребёнка» — игру»

 Ф. Фербель .

  Одним из таких средств мы  считаем игры Никитиных. Почему Никитины? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pifagorchiki.docx71.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАТЮША»

Проект «Пифагорчики»

Проект практико – ориентированный, групповой,

Долгосрочный -2015-2018 гг

Участники проекта  – дети , педагоги группы, родители

Актуальность  

Логика есть великий преследователь тёмного и запутанного мышления. Она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий думать, что мы понимаем предмет в то время, когда мы его не понимаем.

Джон Стюарт Милль

     Какой настал век! Век развития высокого интеллектуального потенциала! Век людей,  которые имеют не только глубокие энциклопедические знания, но и  умеют мыслить неординарно, творчески, которые осознанно выбирают свое место в жизни, наперед планируют и прогнозируют свои поступки. Век информационных технологий и век людей, создающих новый мир. И эти люди наши дети. Они наше будущее, они наш интеллектуальный потенциал.  

И поэтому важно с самого раннего детства развивать все способности ребенка, а так же учить его применять полученные знания и навыки. Многие ученые считают, что именно дошкольный возраст имеет огромное значение для интеллектуального развития ребенка, т.к. как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам.

  А что может развить эти способности? Как воспитать смышленого, любознательного, сообразительного, умного ребенка? Умен тот, кто умеет мыслить! Умение мыслить дано нам с рождения. Да, мы в мир приходим с разными задатками, и с мыслительной деятельностью тоже. Каждый ребенок по – своему гений. Ученые всего мира давно изучают эту тему и утверждают, что возможности человеческого мозга поистине безграничны. Несмотря на это мы используем только маленькую толику этих возможностей. Гениальность  - это то, на что способны мы все, только надо научиться полностью открывать свой потенциал. Но как развить его? От чего зависит его реализация? Конечно, от того, как будет развиваться ребенок, в каких условиях, что и как будет способствовать их полноценному развитию.

     Ключом развития способностей является  организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и мы  пришли к выводу, что именно  интеллектуальные игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.

    В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажная роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника. Что это значит? Необходимо развивать логическое мышление! Именно оно является важнейшим моментом в процессе познания. Все методы логического мышления неизбежно применяются человеком в процессе познания окружающей действительности в повседневной жизни, с самого раннего возраста . Способность логически мыслить позволяет понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом, всё то, что необходимо для жизни и успешной деятельности человека в любом возрасте. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности, личности всесторонне развитой, способной познавать, созидать будущее.

Теоретическая база проекта

      Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания уже осознаётся психологами и педагогами.

  Проблема развития мышления получила освещение еще в наследии античных философов - Аристотеля, Демокрита, Парменида, Сократа, Эпикура. Различные аспекты проблемы развития системно-логического мышления нашли отражение в философских трудах И. Канта, Г. Гегеля, Ф.В. Шеллинга, А.В. Иванова, А.Н. Аверьянова, Ж.М. Абдильдина, К.А. Абишева, И.Д. Андреева, А.Ф. Аббасова, Н.Т. Абрамова, В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, А.А. Петрушенко, Э.Г. Юдина, А.Г. Спиркина. В их работах исследуется сущность и специфика мышления в диалектике обыденного и научного сознания, выявляется его структура, описываются функции мышления, анализируется его операционный состав и характер протекания.

Интерес психологов к проблеме развития системно-логического мышления определен общей теорией мышления (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, К.А. Славская) и теорией развития мышления (Д.Б. Богоявленская, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, Л.А. Люблинская, З.И. Калмыкова, Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская). В зарубежной психологии проблемам развития мышления посвящены труды Ж. Пиаже, Э. де Боне, Р. Пола, Р. Энниса.

    Известный детский психолог Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли». Какая наука учит нас мыслить? Логика - (греч. logos - слово , рассуждение , понятие , разум ) - наука о формах , законах и методах познавательной деятельности; способность правильно (логически) мыслить.(Википедия)

        Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А вот от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние». Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие применяются во всех видах деятельности, « сейчас в условиях коренного изменения характера человеческого труда ценность такого знания возрастет. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» (Ивин Л.А. Логика) .

Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей. Секрет многих успешных людей не в образовании и не в обширных связях, а в привычке включать голову и при необходимости мыслить логически.

 

Развитие мышления дошкольника проходит три этапа:

• Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.

• Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.

• Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.

   Итак, сейчас очень актуальна проблема развития логического мышления: на современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства, и должно быть непринужденным.

 «Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребёнка» — игру»

 Ф. Фербель .

    Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи и т. д. Это им интересно, потому что они любят играть.

Игры Никитиных                                                                                  

    Одним из таких средств мы  считаем игры Никитиных. Почему Никитины? Да потому, что именно они занимались развитием своих детей с раннего детства. Б.П. и Л.А. Никитины – пожалуй, первые советские педагоги-новаторы, благодаря которым тема о методиках раннего развития детей стала популярной в обществе. Изучив работы многих ученых, они разработали свою методику, свои творческие игры. Борис и Елена Никитины – авторы обучающей методики и развивающих игр, которые вы найдете в этом разделе. Их методика показала свою действенность на практике: все семеро детей в этой семье нашли свое предназначение и счастье в жизни. Важное условие развития детей посредством этих игр – ненавязчивость, отсутствие давящего авторитета со стороны родителя. Использование техник Никитиных создает условия для поддержания заинтересованности у детей, позволяющие им самим начать развиваться раньше своих сверстников, с интересом и пользой для себя. Развивающие игры Никитина – это интересные головоломки, дидактические наборы и пособия, которые необходимо использовать в совместной игре родителя и ребенка или для самостоятельных занятий. Развивающие детские игры Никитина предназначены для интеллектуального развития и совершенствования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Игры направлены на:

  • развитие речи;
  • развитие мышления;
  • формирование творческих навыков;
  • усвоение математических и логических понятий;
  • знакомство со свойствами предметов (форма, размер, цвет, фактура);
  • развитие фантазии, побуждение к активности.

       Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь  или созидается нечто новое. Сущность творчества -  в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Складовская назвала «чувством природы». Вот здесь- то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать , находить связи и зависимости, закономерности и т.д…- все то, что в совокупности и составляет творческие способности . Никитины утверждают, что возможности человека постепенно угасают, т.е. чем старше он становится, тем меньше у него шансов изучить что-то новое, а вот в раннем детстве познавательные и развивающие способности работают по максимуму. Наиболее эффективные периоды восприятия той или иной информации нельзя упускать, ведь если успеть развить ту или иную способность в сенситивный период, в дальнейшем ребенок будет испытывать трудности, пытаясь наверстать упущенное. Развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления. Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов. Игра – это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков… Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Главной особенностью развивающих творческих игр является то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности –самостоятельности по способностям, и имеют широкий диапазон использования (от 2-3 лет до взрослой жизни). Постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку подняться до потолка своих  возможностей, где развитие идет наиболее успешно. Этот «союз» позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием интеллектуального уровня ребенка:

  • во-первых, игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
  • во-вторых, их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  • в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
  • в-четвертых, игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
  • в-пятых, ребенок будет сам развиваться, принимать решения, сам все делать.

Все эти пункты полностью соответствуют всем пяти условиям развития способностей, сформулированных психологами. В совокупности эти качества  и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Б.П. Никитину принадлежит идея НУВЭРСа - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Оказывается, возможность развиваться не остается неизменной. Если вовремя не давать определенную нагрузку на определенные участки мозга, готовые к восприятию информации и ждущие развития, то может начаться процесс их атрофии и бездействия.

  Итак,  «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и «Кирпичики» - самые известные «интеллектуальные игры» Никитиных. Но есть и другие: “Таблица сотни”, “Таблица Пифагора”, “Дроби”, “План и карта”, “Часы”, “Термометр”, “Узелки” и др. – то, что можно скорее назвать не играми, а игровыми пособиями, создающими “развивающую среду” для ребенка. Однако «надо не только почувствовать, что дает каждая игра, но и узнать интеллектуальные возможности малышей, чтобы выбрать и дозу, и особенно время, когда вводить игру или пособие, а затем наблюдать и, конечно, стимулировать творческие достижения ребятишек» (Б.П.Никитин).

  Логическое мышление можно сравнить с подъемом по длинной интеллектуальной лестнице, а творческие игры – это своеобразные ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую-то из них пропустит, то дотянутся до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит эти ступеньки он уже “перерос” - и пусть бежит. Но впереди обязательно появиться такая, на которой он споткнется, и возможно здесь ему надо помочь. И мы должны быть проводниками ребенка по этим ступеням. Большинство «Никитинских игр» направлено на развитие логики и образного мышления, а этого, разумеется, недостаточно для гармоничного развития малыша. Поэтому все методы Никитиных будем использовать в комплексе с другими технологиями, и таким образом достигать отличных результатов во всех сферах деятельности. И работу надо начинать с раннего детства, поэтому мы и решили внедрять этот проект с младшей группы.

Вывод: Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

Описание проекта

Цель проекта:  развитие логического мышления, как основы интеллектуального развития дошкольников.

Задачи проекта:

  • развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
  • развивать образное, вариативное мышление, фантазию, воображение.
  • формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и математические представления;
  • развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
  •  развивать коммуникативные способности детей

Проблема: в современных условиях возрастает значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Гипотеза:  предполагается, что выстроенная комплексная система развития логического мышления ребенка, с  использованием  различных технологий,  в соответствии с современными требованиями и с использованием творческих игр Никитиных    позволит повысить качество интеллектуального  развития дошкольников

Новизна  состоит в создании системы использования занимательных дидактических игр, упражнений, интеллектуальных игр Никитиных, нацеленных на развитие логического мышления детей, познавательных интересов в процессе воспитания и обучения в соответствии с современными требованиями. Проект межпредметный: параллельное внедрение проекта «Оригами малышам».

 Ожидаемые результаты:

  • Усвоение детьми приемов анализа, синтеза, сравнения, классификации, умение устанавливать определенной последовательности некоторых событий.
  • Выработка устойчивого интереса к творческим играм.
  • Повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
  • Умение высказывать свои мысли, доказывать, спорить, отстаивать свое мнение. Обогащение предметно-пространственной среды в группе.
  • Повышение педагогической культуры родителей.


Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования -  стретчинг- психогимнастика, педагог дополнительного образования  -Оригами.

Проект долгосрочный, рассчитан на 2015-2019 гг.  

Предполагаемый продукт проекта: разработанные рекомендации для педагогов по развитию логического мышления детей; систематизированный материал по теме; разработанные рекомендации для родителей.

Формы реализации:

  • Занятия  «Игралочка» (младший возраст);
  • Повседневное обучение в бытовых ситуациях;
  • Демонстрация  опытов;
  • Театрализованная деятельность;
  • Фронтальное занятие с четкими правилами, обязательное для всех;
  • Самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
  • индивидуально-творческая деятельность,
  • творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей),
  • учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия)

Методы и приемы

  •  практические (игровые);
  •  экспериментирование;
  •  моделирование;
  •  конструирование.
  •  сюжетно – ролевая игра;
  •  игра – драматизация 

Интеллектуальная игра является деятельностью, где идет активный и осмысленный поиск, в которую ребенок охотно и добровольно включается, а новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. И если ребенок переносит  усвоенный опыт в новые ситуации, использует его  в собственных играх , радуйтесь – это важный показатель развития интеллектуальных способностей ребенка. Эти игры учат действовать  «в уме», абстрактно мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их интеллектуальный уровень.

Работа с дошкольниками строится на основе следующих дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности –создание  комфортной образовательной среды;
  • принцип  деятельности – все новое вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное  «открытие» его детьми
  • принцип минимакса- разноуровневое обучение детей, возможность продвижения каждого ребенка своим темпом  ;
  • принцип целостного представления о мире -при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира  ;
  • принцип вариативности – дать детям возможность осуществлять свой собственный выбор ;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми своего собственного опыта творческой деятельности ();
  • принцип непрерывности - преемственные связи между всеми ступенями обучения .

Методическое обеспечение проекта

Игры и упражнения Никитиных на развитие логического мышления являются средством достижения заявленной цели проекта.

Классификация игр:

  • Предметные игры:

– дидактические;
– развивающие (имеющие несколько уровней сложности);
– игры на развитие пространственного воображения (игры со строительным материалом);
– игры со счетными палочками (развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение, представления о форме, количестве, цвете).

  • Словесные игры:

– загадки;
– логические задачи.

  • Пальчиковые игры и игры-шнуровки (активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности).
  • Моделирующего характера. Игры Б. Никитина, «Сложи узор», «Уникуб», «Квадраты»

Всё это опирается на развивающую среду, которая дает возможность ребенку чувствовать себя комфортно:  

  • Обучающие настольно-печатные игры для развития логического мышления;
  • наглядный материал (энциклопедии, компьютерные игры, интерактивная доска)
  • Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
  • Геометрические мозаики и головоломки;
  • Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Никитин, Минскин «От игры к знаниям», Е.Данилова, В.В.Васкобович 
  •  Модели
  • Игры «Танграм» , «Пифагор», «Колумбово яйцо»…
  • Занимательные книги по развитию мышление детей дошкольного возраста;
  • Счетные палочки
  • Простой карандаш; набор фломастеров; ручка шариковая;
  • Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;
  • Небольшие ножницы;
  • Набор цветной бумаги;
  • Счетный материал;                                
  • Набор цифр.

  Уголок – «развивайка»  -«Пифагорчик»:

  • игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),
  • игры головоломки,
  • задачи-шутки,
  • кроссворды,
  • Ребусы
  • Конструктор «Тико», деревянный конструктор , Лего

Основные  методы:

  • информирование родителей о задачах и содержании интеллектуального развития в детском саду и семье;
  • участие родителей в работе по развитию логического мышления в дошкольном учреждении ( игры с детьми дома, праздники, конкурсы, КВН);
  • создание обогащенной развивающей среды в группе;
  • создание игровых ситуаций;
  • проведение интеллектуальных игр;
  •  проведение праздников, развлечений, олимпиад, конкурсов, КВН.

Зам. зав по ВМР - обеспечить необходимой документацией, литературой всех участников проекта, методическими разработками;

Музыкальный руководитель – помощь  в проведение развлечений;

Воспитатель (педагог) – реализация проекта;

Педагоги  дополнительного образования – стретчинг, психогимнастика, оригами

Этапы реализации Проекта

Этапы

содержание

ответственные

I  этап
Подготовительный

1. Изучение законов Министерства образования:

  • Закон РФ «Об образовании»,
  • ФЗ РФ№122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации»

2. Согласование с администрацией учреждения планов и нагрузки

3. Составление проекта, поэтапного плана работы;                    

4. Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;

5.Создание условий  для обеспечения Проекта (материально-техническое, научно-методическое, финансовое)- создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;

6.Обеспечение методического сопровождения Проекта.

7.Подбор диагностического инструментария по выявлению ранней одарённости, подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

8. Создание предметно-развивающей среды для развития интеллектуальных способностей дошкольников

зам.зав. по НМР

зам.зав. по НМР

Зам.зав. по НМР

Воспитатели, зам.зав. по НМР

Заведующий

Зам.зав. по НМР

Педагог-психолог

Воспитатели,

II этап
Реализация

октябрь 2015-май 2018

Задачи :

  • Определить новые направления в работе с родителями.
  • Составить новые формы работы  с детьми.
  • Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.
  • Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач детей.
  • Развитие пространственного и логического мышления.
  • Формирование общих приемов и подходов к решению логических задач.

 1. Организация занятий в соответствии с учебным планом – программой

2. Организация и проведение семинаров, консультаций, мастер - классов для педагогов  МАДОУ и родителей

3. Реализация проекта «Пифагорчик»

4. Отслеживание реализации Проекта

5.Отслеживание промежуточных результатов

Педагоги

Зам.зав. по НМР

Педагоги

Педагоги, психолог

Зам.зав. по НМР

III этап
Результативность проекта

май 2018

Проведение анализа педагогической деятельности в рамках проекта (в форме творческого отчета), фото- и видеорепортажей, помещении материалов на сайт нашего детского сада.

Соотнесение результатов с заявленными целями

Создание продукта –рекомендации по использованию игр Никитиных  в детском саду

Литература

1.  Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - Москва, «Просвещение», 1978.

2.  Давайте поиграем / Под ред. А. А.Столяра. - Москва, 1996.

3.  Логика и математика для дошкольников / Под ред. З. А.Михайловой. - Москва, 1996.

4.  Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем. - Санкт-Петербург, 1997.

5.  Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - Санкт-Петербург, 1996.

6.  Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. - Воронеж, 2006.

7.Учебно-дидактический комплект «Игровая математика».

8.Михайлова З. А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое пособие для педагогов

9. Н.П.Холина «Раз- ступенька, два - ступенька».

10. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. «Игралочка»

11. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении

12. Горвиц Ю. М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях?», ж-л

13.«Информатика и образование», №5, 1998, с. 60

14.

16.«Пальчиковая гимнастика» (Узорова, Нефедова. Москва 2002 г)

17.«Дошкольное воспитание: (№ 10 - 2000 г. «Пальчиковые игры - упражнения» Г. Моисеева)

.

                                                                  Как грамматика исправляет язык, так наука логики исправляет разум.

 Аль Фараби 

Младший дошкольный возраст

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Мышление ребенка-дошкольника отличается от мышления взрослого человека. Оно развивается в тесной связи с совершенствованием восприятия ребенка. Именно в восприятии действительности у ребенка зарождается мышление. В период от года до трех лет жизни малыша его интеллектуальная деятельность формируется в плане действия. С.Л. Рубинштейн отмечал, что ребенок сначала манипулирует предметами без учета их специфических особенностей, продукты таких действий случайны. Усложнение и развитие наиболее ранней формы мыслительной деятельности – наглядно- действенного мышления - ведет к появлению у него наглядно-образного мышления.

Организация работы во второй младшей группе

С трех лет начинается новый этап сенсорного развития ребенка. Этот этап характеризуется переходом к усвоению и использованию сенсорных эталонов. С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых – освоение свойств, слов «такой же», «не такой» (по форме, цвету, размеру, толщине…)

Задачи: знакомить малышей с логическими задачами на сравнение, классификацию (по форме, цвету и величине предметов); Учить складывать картинку, кубик из 2-6 частей; развивать умение играть мозаикой аккуратно и называть цвет. Учить решать логические задачи на основе зрительно- воспринимаемой информации

Месяц

Название игры

Сентябрь

«Прятки»,

«Умные квадраты»-Никитин( 3 квадрата)

«Разноцветные шары» / по цветным коробкам:

«Собери пирамидку» / из 5 колец

Мозаика «Соты»

«Много шаров, а где один?» / с картинками

«Геометрическое лото»

Конструктор(куб)

Октябрь

- д/и «Птички( разложи пробочки по цвету)

- «Разноцветные мячи» / разбор по контейнерам;

- «Разные грибочки» / втулки;

- «Соты» / Мозаика крупная.

«Уникум»Никитин

Конструктор ( призма)

Ноябрь

- «Пирамидки» / убывающие 5 колец;

- «Кто в домике живёт?» / на величину;

«Умные квадраты»-Никитин(4 квадрата)

- «Мозаика» / кнопочная крупная;

- «Разные кирпичики» / постройки жёлтые, красные и т.д.

Конструктор ( кирпичик)

Декабрь

- «Вкладыши»/ стаканчики 5 штук;

-«Уникуб» /многофункциональная игра, Б.П. Никитин.

Компьютерная игра «Кому, что?», «Кто, что ест?»

«Собери по цвету»(крышки)

«Геометрическое лото»

Конструктор ( брусок)

Январь

- «Логовкладыши»/ цвет и форма;

 «Умные квадраты»-Никитин(5 квадратов)

- «Логические цепочки» / что сначала, что потом;

- «Подарки Деда Мороза» /кому, какие подарки, ассоциации;

- «Чудесный мешочек» / на ощупь величина и форма.

Компьютерная игра «Раскрась матрешку»

Конструктор(конус)

Февраль

- «Бочонок» / вкладыши 7 штук;

- «Логический кубик» /классификация по величине;

- п/и «Под зелёной крышей … »;

- д/и «Накроем на стол» /покормим гостей 2,3,4.

«Уникум»

Танграм «Квадрат»

«Геометрическое лото»

Март

- «Лото малышам» / цвет и форма;

- «Чудесный мешочек» / 5 знакомых игрушек;

- д/и «Руки, ноги, голова» /ориентировка;

- «Угостили зайцев» / хватит ли угощения.

«Паровозик» (ассоциации)

«Четвертый лишний»( домашние животные)-компьютерная

Танграм «Лисичка»

«Умные квадраты»-Никитин(6 квадратов)

Апрель

- п/и «Рики — тики, посмотри, сколько пальцев говори!»количество «один»;

- д/и с водой «Рыбалка» /количество;

- «Чудесный мешочек»/сортировка геометрических тел

«Четвертый лишний»( дикие животные)-компьютерная

Танграм»Кошка»

 «Геометрическое лото»

Май

- д/и «Поезд» (много — мало — один)

- «Логовкладыши» / цвет, форма, величина;

- «Бабочки и цветы» / классификация на цвет.

Танграм «Мишка»

«Кто, где спит»(геом.фигуры)

«Умные квадраты»-Никитин(7 квадратов)

Работа с родителями с целью распространения педагогических знаний среди родителей в области развития логического мышления детей. Оказание теоретической помощи родителям в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей.

Формы организации

Тема

Родительское собрание

«Психологические особенности развития трёхлеток»

«Игры и умственное развитие дошкольника педагога психолог ДОУ, для освещения возрастных психических особенностей детей

Мастер – класс для родителей и коллег ДОУ по теме: «Игры, направленные на развитие интеллекта»

Родительский диспут: «Как вырастить гения?»

Консультации в родительский уголок

«Познавательные интересы малышей»;

«Поиграй со мною, мама»,

-«Не экономьте на качестве» о приобретении игрового материала;

«Руководство игрой ребёнка в семье»;

«Обучение – весёлая игра»;

Выставка

 развивающих игр для детей 2 — 3 лет: «Игры малышам»

Фотоколлаж

«Я познаю мир»

 продолжение традиции фотосъёмки на тему: «Наши будни»

Индивидуальные беседы с родителями

 о самостоятельных играх детей;

 о предпочтениях в играх;

об индивидуальных особенностях ребёнка.

Педагогическая деятельность

Подбор и изготовление игрового материала- квадратов Никитина ,

игра «Точечки» /

Организация предметно — развивающей среды  Обследования / диагностика (сентябрь, май).

Средний возраст

Будем же стараться хорошо мыслить: вот начало нравственности.

 Блез Паскаль

Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…» 

Задачи:

Учить решать логические задачи. Формировать способности к анализу и синтезу. Развивать поисковую активность и интеллектуальные способности, логическое мышление, внимание, упражнять в нахождении закономерности и обоснование найденного решения, навык самоконтроли и самооценки.

Организация работы в средней группе

Способ реализации

сроки

Сентябрь

Диагностика- «Мышление детей 4-5 лет», день открытых дверей

Танграм

Сложи узор  

Сложи квадрат(10 квадратов)

Точечки

Четвертый лишний

Небылицы

Октябрь

Дроби

Пифагор

Загадки

Уникуб

Внимание

Ноябрь

Сложи узор ,

Сложи квадрат(14 квадратов)

Точечки

Танграм

Четвертый лишний

Небылицы

Угадайка

Декабрь

Сложи узор ,

 Сложи квадрат(18 квадратов)

Овалоид

Дроби

Загадки

Уникуб

Внимание

Январь

«Найти закономерность»

«Преврати каждый кружок в какое-нибудь необычное изображение»

Сложи узор , Сложи квадрат(20 квадратов)

Точечки

Пифагор

Четвертый лишний

Небылицы

Угадайка

Февраль

«Торопись да не ошибись»

«Путаница»

«Танграм»

Сложи узор , Сложи квадрат(24 квадрата)

Дроби

Точечки

Загадки

Уникуб

Внимание

Март

Сложи узор

 Сложи квадрат(24 квадрата)

Овалоид

Четвертый лишний

Небылицы

Загадки

Угадайка

Апрель

Точечки

Пифагор

Дроби

Уникуб

Загадки

Внимание

Май

Сложи квадрат(24 квадрата)

Танграм

Четвертый лишний

Уникуб

Угадайка

Дроби

Диагностика

Работа с родителями

 Поощрить родительский опыт по использованию педагогически эффективных приемов по развитию мышления детей среднего дошкольного возраста. Повышать педагогическую культуру родителей .Вовлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого умение организовывать с ребенком игры по развитию логического мышления

Форма организации

тема

Круглый стол

Собрание

Презентация на тему «Интеллектуальные игры в жизни детей»,

 День открытых дверей

 «Развитие мышления детей 4-5 лет»

Консультации

Оформить папку передвижку на тему «И гра в жизни ребенка»

«Интеллектуальные игры- как средство познания мира логики»

Выставка

Игры Никитина, народные игрушки

Совместная деятельность родителей и  детей

Игра-соревнование  «Кто смекалистей»

 Фотоколлаж

 Наши будни

Педагогическая деятельность

Подбор и изготовление игрового материала- квадратов Никитина , игра «Дроби»,

Организация предметно — развивающей среды  Обследования / диагностика (сентябрь, май).

Старший возраст

«Научные понятия не усваиваются и

не заучиваются ребенком, не берутся

памятью, а возникают и складываются

с помощью напряжения всей активнос-

ти его собственной мысли.»

А.С. Выгодский.

   Развитие словесно - логического мышления является новообразованием для старшего дошкольного возраста. Наличие элементов словесно — логического мышления, таких как умение обобщать, выявлять закономерности, сравнивать признаки предметов, анализировать, по мнению Я. Л. Коломинского,  В. А. Крутецкого, становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения, оптимальной адаптации к различным общественным отношениям.
    Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме», а также в правильном, четком изложении своих мыслей с помощью слов. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности. 

 6-ти летний ребёнок может подходить к решению логической ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое. С учётом развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умение анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию его умственный потенциал оказывается достаточно высоким.

В качестве основных посылок совершенствования и усложнения мыслительной деятельности ученые выделяют следующие моменты:

  •  появление произвольности в поведении и познавательных процессах (А.В. Запорожец);
  • способность действовать по образцу и инструкции (В.К. Котырло);
  • умение оценить свою работу и работу других (А.П.Усова, А.Н. Давидчук);
  • способность подчиниться к требованиям и правилам ситуации (Л.В. Эльконин);
  •  способность к общему способу действия в условиях решения определённого типа задач (Л.А. Венгер);
  • способность осуществлять контроль за собственными действиями (Н.Н. Поддъяков).

Задачи:
Учить выполнять задания по перемещению персонажей в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать задачи по перемещению.
Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
Развивать способности к логическим действиям и операциям.
Учить кодировать и декодировать свойства предметов при помощи схем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт старшего воспитателя по теме «Инновационные подходы в оздоровлении дошкольников и формировании у них потребности в здоровом образе жизни в условиях ДОУ»

Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры в дош...

Инновационный проект "Создание единого языкового пространства "Детский сад и семья", лауреат городского конкурса инновационных продуктов «Современная майкопская школа: вызовы и перспективы», 2012г.

Проект направлен на создание условий, поиск новых форм взаимодействия с родителями и социумом  для коммуникативного развития детей дошкольного возраста...

Инновационный проект (размещение собственного инновационного опыта)

« Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».

«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...

Инновационный проект "Защита прав детей в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства"

В данном проекте, рассматривается вопрос по защите прав детсва и его реализация в рамках ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных.  Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...