Статья "Игровые занимательные заачи для дошкольников"
статья по математике (подготовительная группа) на тему

Железнова Антонина Петровна
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. ИГРОВЫЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_zanimatelnye_zadachi_dlya_doshkolnikov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Автор: Железнова Антонина Петровна

Воспитатель высшей квалификационной категории

МБДДОУ №366 «Кораблик»

г. Челябинск 2016

        Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.

        Ключевые слова: счетные палочки, модели, геометрические фигуры, головоломки, лабиринт, смекалка, танграм.

        В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ простейший занимательный материал включался в общие сборники по занимательной математике. Указывалось на возможность использования его с целью подготовки детей к обучению в школе, развития смекалки. В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики.

       Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи. Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

        Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок, дает основание для их классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также и признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

        В занимательной математике широко представлены математические развлечения: головоломки, числовые курьезы, лабиринты, игры на пространственное преобразование. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки представлены арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (на разрезание, с проволокой), буквенными (анаграмма, кроссворды, шарады), старинными головоломками, рассчитанными на игру фантазии и воображения.

        Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница», «Леса и гуси», «По четыре». Игры – «Выращивание дерева», «Чудо-мешочек», «Вычислительная машина» - предполагают строгую логику действий.

        К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, занимательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях.

        Математические развлечения представлены разного рода задачами, упражнениями, играми на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур-силуэтов, образных изображений из определенных частей. Они увлекательны для детей. Решение осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру-силуэт, используя весь предложенный набор фигур. В одних играх составляются плоские фигуры: «Танграм», головоломка «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентанимо». В других требуется составить объемную фигуру: «Кубики для всех», «Куб-хамелеон», «Собери призму».

        Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления.

        Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, то есть как бы внезапно приходят к правильному решению.

        Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

        В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового упражнения. В старшей группе с целью упражнения детей в группировке геометрических фигур проводится упражнения «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку». Детям предлагается рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала.

        Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, в ходе решения идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки.

        Для детей задачи на смекалку можно объединить в три группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

  1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.
  2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
  3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

        В ходе обучения способам решения, задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения.

        К такому самостоятельному поиску решения самых простых задач первой группы дети подготовлены в результате повседневной работы. Для этого достаточно дополнительно поупражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек.

        Таким образом занимательные игры с элементами проблемности интересны детям. Достижение цели игры – составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру - приводит к умственной активности, основанной на заинтересованности ребенка в получении результата. Все это способствует к формированию готовности к школьному обучению.

        Список литературы:

  1. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: пособие для воспитателя детского сада. – Москва: Издательство «Просвещение», 1985. – 96 с.
  2. Новикова В. П. Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 48с.

         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа"Занимательная химия для дошкольников

Темы способствуют расширению познавательной сферы ребёнка,развитию наблюдательности и может быть рекомендована для исследовательской деятельности....

Занимательные ребусы для дошкольников. Презентация.

Элементы презентации можно использовать в качестве фрагмента образовательной деятельности или развлечения для детей подготовительной группы....

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

  Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания...

«Познавательно-речевое развитие ребёнка на пороге школы» (Занимательная математика для дошкольников)

Знания, данные детям в занимательной форме, усваива­ются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для...

«Познавательно-речевое развитие ребёнка на пороге школы» (Занимательная математика для дошкольников)

Знания, данные детям в занимательной форме, усваива­ются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для...

Презентация:Занимательная сказка для дошкольников "Колобок"

Занимательная сказка по ФЭМП и речевому развитию с элементами ТРИЗ.Надеюсь,что она будет полезна не только воспитателям,но и родителям....

Презентация "Занимательные опыты" для дошкольников

Занимательные опыты и эксперименты способствуют развитию любознательности, творческого мышления, учат устанавливать причнно-следственные связи....