проект "Измерительные приборы"
проект по математике (подготовительная группа) по теме

Правдюкова Людмила Евгеньевна

исследовательский проект "Измерительные приборы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_izmeritelnye_pribory.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект «Измерительные приборы».

Цель:

 Научить детей пользоваться измерительными приборами и применять их в практической деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить со старинными мерами измерения длины (пядь, локоть, шаг, сажень).
  2. Расширять представления воспитанников об измерительных приборах.
  3. Развивать у воспитанников интерес к измерительной деятельности; практические навыки; познавательный интерес;  желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
  4. Развивать  самостоятельность, инициативность в разных видах деятельности.
  5. Воспитывать умение взаимодействовать в командах, в группах, в парах.
  6. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

 

Актуальность проектаВ повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разнообразные по характеру ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность. Научившись правильно измерять, дети смогут использовать эти умения в процессе ручного и хозяйственного труда, в изобразительной деятельности, в конструировании, на физкультуре, в быту.

 Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные признаки предметов.

Проблема: Неумение детей  выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название. А это необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними.    

Предполагаемый результат

В результате реализации проекта у воспитанников сформируется умение действовать по представлению, умение применять опосредованный способ сравнения. Также дети освоят элементарные навыки измерительной деятельности,  которые смогут использовать в разных видах деятельности и в повседневной жизни (быту).

Возраст детей: воспитанники 6 лет.

Участники проектародители, воспитатели, воспитанники подготовительной  группы № 2.

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Срок реализациикраткосрочный (2 недели) декабрь 2016 год

Этапы проведения проекта

Этапы

Цели

Содержание

1 этап

Подготовительный

Постановка мотивации цели и задач по ознакомлению воспитанников с измерительными приборами

Составить план  совместных действий с детьми, поиск и сбор информации об измерительных приборах.

 Подобрать материал, литературу по теме стихи, загадки.

Привлечь родителей совместно с детьми оформить информацию об измерительных приборах.

2этап

Основной

Формирование представлений воспитанников об измерительных приборах.

Беседы, просмотр презентаций. Разгадывание загадок, чтение стихотворений, сказок по теме.

чтение энциклопедий "измерительные приборы".

Консультирование для родителей, «Какие игры можно поиграть с ребенком используя измерительные приборы»

3 этап

Заключительный

Обобщение представлений воспитанников об измерительных приборах. Формирование устойчивого интереса к математике.

Презентация детьми информации, исследовательских проектов подготовленные совместно с родителями.

Схема реализации проекта через разные виды деятельности

Образовательные области

Формы и методы работы

Познавательное развитие

Беседы: «Как в старину измеряли длину»,  «Старинные меры измерения», «Инструменты измерения».

Измерение толщины деревьев на участке; глубины сугробов; температуры воздуха.

Наблюдения на участке за деревьями, за ветром, за осадками.

Оформление презентации на тему «Старинные меры измерения»

ведения дневника наблюдений

Оформление детских индивидуальных исследовательских  проектов  на темы «Чем можно измерить вес?», «Чем можно измерить  температуру тела и воздуха?», «Чем можно измерить длину предмета?», «Чем можно измерить рост человека?»

Речевое развитие

Чтение художественных произведений:

Загадывание загадок по теме.

Художественно – эстетическое развитие

Оформление информации совместно с родителями об измерительных приборах.

Рисование деревьев разной высоты и толщины.

Конструирование из бумаги «Глубокие и мелкие корзинки», Создание ростомера с использованием старинных мер (локоть, пядь)

Оформление консультации в родительский уголок, «Какие игры можно поиграть с ребенком используя измерительные приборы»

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры: "Тонкий и толстый", "Что легче?". «Найди самую короткую дорожку, длинную?», «У какой куклы длиннее ленточка?», «Чьи брюки короче?», «Сравни, измеряй», «Чем можно измерить температуру воды?», «Чья сумка тяжелее?». Игровое упражнение «Кто выше, кто ниже?»

Физическое развитие

Дидактическая подвижная игра «Разноцветные ленты»

Отчет о реализации математического проекта «Измерительные приборы»

Чтобы завести проект «Измерительные приборы» мы  читали сказку «Конек Горбунок» у воспитанников возник вопрос, что такое аршин. Воспитанники познакомились со старинной русской мерой (пядь, локоть, сажень, аршин). Они заинтересовались и, используя старинную меру, локоть и пядь сделали ростомер. Воспитанники измеряли друг друга, выясняли, сколько в них локтей, пядей. Делали выводы, почему локтей меньше, а пядей больше.  

После знакомства со старинными мерами длины возник вопрос, а чем же сейчас люди измеряют предметы, вес, температуру? И трое  воспитанников проявили интерес и решили, искать ответы на интересующие их вопросы  «Чем можно измерить вес?», «Чем можно измерить  температуру тела и воздуха?», «Чем можно измерить длину предмета?», «Чем можно измерить рост человека?» и совместно с родителями оформить свои исследовательские проекты: Свои проекты воспитанники представили перед сверстниками.

В ходе реализации проекта возник еще один  вопрос, а сотрудники детского сада пользуются измерительными приборами?  И мы решили  совершить экскурсию по детскому саду в поисках  измерительных приборов – сотрудники рассказали, какими измерительными приборами они пользуются во время работы, что способствовала расширению и закреплению  представлений воспитанников об измерительных приборах.

Создала электронную игру четвертый лишний на закрепление представлений воспитанников об измерительных приборах. 

Организовали эксперимент: с термометром выяснили, что значит низкая и высокая температура воздуха. Сравнили температуру на улице и в помещении. 

Оформили выставку с измерительными приборами и в течение недели организовывали ряд экспериментов «Как работает термометр?»,  «Воздух имеет вес?»,  «Измерение длины ладони, пальцев рук, стола, книги с помощью линейки». « Измерение окружности предметов, головы, деревьев на участке с помощью измерительной ленты». «Измерение веса предметов». Исследование с термометром: «Низкая и высокая температура». Игровое упражнение «Кто выше, кто ниже?» «Измерение высоты снежного покрова». 

Организовали экскурсию на кухню. В завершении проекта воспитанники представили свои детские исследовательские проекты перед сверстниками.

В результате реализации проекта  воспитанники расширили представления об измерительных приборах; узнали о старинных мерах измерения длины. У них повысился интерес к измерительной деятельности; приобрели навыки измерительной деятельности и используют в разных видах деятельности и в повседневной жизни (быту). 

Список использованных источников.

Г. Юдин «Полезная заниматика», Росмэн, 1995.

Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей у дошкольников», Владос, 2003.

Березина Р.Л., Михайлова З.А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»,  Просвещение, 1988.

Ерофеева Т.И. «Математика для дошкольников», Просвещение, 1992.

Картотека экспериментов.

Измерение высоты снежного покрова

Значение снежного покрова как климатического фактора очень велико. Он защищает почву от промерзания, является источником влаги в почве и важным фактором полноводья рек.

Ежедневные наблюдения за снежным покровом проводим с момента образования и до его исчезновения. Оцениваем структуру снега, степень покрытия снежным покровом земли.

Наблюдения за снежным покровом подразделяются на ежедневные наблюдения и периодические для определения снегонакопления.

Для измерения высоты снежного покрова применяем переносную и постоянную рейки. Постоянная снегомерная рейка устанавливается осенью, когда ещё нет снежного покрова. После выпадения снега рейку устанавливать нельзя, т. к. при этом нарушается образовавшийся снежный покров, что повлияет на его дальнейшее залегание.

Исследование с термометром

Выяснить с воспитанниками, что термометрами можно измерять температуру воздуха, почвы, воды, тела человека и животного.

Термометр позволяет детям с помощью воспитателя определять температуру окружающего воздуха. Один термометр расположен под крышей самодельного домика, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же закреплён на одном из скатов крыши, под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаём температуру воздуха на солнце и в тени. У нас на площадке также находятся почвенный и водный термометры. Вместе с детьми, мы измерили температуру почвы и воды, сравнили показания обоих термометров, выяснили, что температура воды днем больше, чем температура земли. Беседовали о важности этих исследований для агрономов, о том, что посев тех ил иных культур зависит от температуры почвы. А так же закрепили, из чего он состоит.

Подвели итог. Термометр - очень хрупкий прибор, для изучения изменения температуры, с ним нужно обращаться очень аккуратно, при работе необходимо соблюдать правила личной безопасности!

Экспериментирование с термометрами: «Низкая и высокая температура». Вопросы: Когда мы говорим «низкая» температура? Когда говорим – «высокая» температура? (Измерить температуру горячего чая в стакане, затем холодной воды, взятой из крана.) Сделать выводы о разности температуры данных жидкостей.

          Игровое упражнение «Кто выше, кто ниже?»

     Педагог показывает слайды, на которых изображены разные по высоте люди и животные:

     Кто  высокий по сравнению с мышкой? Девочкой? Собакой?

     Кто  низкий по сравнению с жирафом? Страусом?

Дидактическая подвижная

игра «Разноцветные ленты»

     На столах разложены узкие и широкие ленты трех цветов: красного, синего, желтого.

     Воспитатель дает задание: «Возьмите узкие синие ленты». Дети берут заданные ленты и начинают с ними танцевать под веселую музыку. Когда музыка закончится, воспитатель дает следующее задание: «Возьмите широкие красные ленты». Дети берут ленты и опять начинают танцевать.

     Можно усложнять задания, например: «В левую руку взять узкую ленту, а в правую – широкую» и т.п.

Термометр

Познакомить с термометром, его устройством, 
формировать практические навыки;
развивать мышление

Термометр – прибор для измерения температуры (воды, воздуха, тела), наполнен ртутью. Чем сильнее нагревается стеклянная трубка, тем выше поднимается по ней столбик ртути. Уровень столбика ртути показывает температуру.
Опыт “Как работает термометр”

Комнатный, водный, медицинский термометры, модель термометра, материалы для проведения опыта.

Весы

Познакомить детей с устройством разных видов весов, их предназначением;
создать условия для самостоятельной деятельности детей по взвешиванию разных предметов, уточнить понятие «равновесие»;
развивать способность к самостоятельным действиям

Весы – прибор для определения массы предметов, их тяжести.

Весы – это древнейший прибор. Они появились с развитием торговли, науки.

Практическая работа “Что легче, что тяжелее?”

Разнообразные весы, гири, предметы для взвешивания, мешочки с крупой, одинаковые по цвету и размеру, но разные по весу

Линейки

Знакомить детей с разнообразными видами линеек, их назначением;
Учить пользоваться линейками;
Развивать мышление, умение делать определенные выводы;
Воспитывать стремление к открытиям нового.

Не всегда можно доверять своим глазам, лучше полагаться на измерительные приборы и приспособления. Они прошли испытание временем. Сегодня все страны мира пользуются одинаковыми мерами.

Практическая работа “Каков ваш рост?”

Чтение Г.Остер “38 попугаев”.

Набор линеек: школьные, рулетка, портновский сантиметр, медицинский ростомер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: «Знакомство с ножом как столовым прибором». В старшей группе.

Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему:                                     ...

Презентация - Игра по теме "Электро приборы"

Презентация - игра для занятия по ознакомлению с окружающим миром и экологией: "Что было и что есть"...

"Королевство столовых приборов"

Сценарный план непосредственно образовательной деятельностиНаправление деятельности: «Социально-личностное»      Доминирующая образовательная область «Социализация».Тема: «Ко...

"Королевство столовых приборов"

Расширять знания о сервировке стола и столовых приборах. Формировать эстетическое отношение к сервировке стола, упражнять в умении украшать стол. Продолжать закреплять умение сохранять правильну...

Тифлотехнический прибор - лупа «TOPAZ»

В презентации рассказывается о приборе для людей с нарушениями зрения- лупе «TOPAZ», ее функциональных возможностях и о тех задачах, которые решаются с помощью этого прибора....

Бытовые приборы. Поход в прачечную.

Конспект ООД в образовательной области "Познание" (формирование целостной картины мира)...

НОД путешествие в страну бытовых приборов

НОД  Путешествие в страну бытовых приборовЗадачи:1.     Обобщить знания  детей  о  видах  и  назначении  электроприборов,  используемых...