проект "Удивительный мир чисел"
проект по математике (подготовительная группа) на тему

Правдюкова Людмила Евгеньевна

проект "Удивительный мир чисел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_proekt_udiv_mir_chisel_2.docx54.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД № 1 «РЯБИНКА»

 

 

 

 

 

 

 

Математический проект

 «Удивительный мир чисел»

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Воспитатели

Людмила Евгеньевна Правдюкова.

г.Нефтеюганск

2016г.

Математический  проект «Удивительный мир чисел»

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению чисел и цифр.

Задачи:

  • познакомить воспитанников с историей возникновения чисел.
  • формировать у воспитанников элементарные представления о числах и цифрах от 0-10.
  • изучить и исследовать числа, с которыми мы встречаемся в жизни.
  • развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
  • воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Актуальность проекта:

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.

Участники проекта: родители, воспитатели, воспитанники подготовительной  группы № 2.

Проект: познавательный, групповой.

Сроки проведения:  краткосрочный (2 недели) октябрь 2016 год.

Этапы проведения проекта:

Этапы

Цели

Содержание

1 этап

Подготовительный

Постановка мотивации цели и задач по ознакомлению воспитанников с удивительным миром чисел.

Составить план  совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о цифрах. Подобрать материал, литературу по теме стихи, загадки, задачки. Привлечь родителей совместно с детьми оформить информацию о цифрах.

2этап

Основной

Формирование представлений воспитанников о числах.

Беседы, просмотр презентаций. Заучивание  пословиц, поговорок о цифрах.

 Разучивание подвижных игр, чтение стихотворений, сказок по теме.

Консультирование для родителей «Как числа влияют на нашу жизнь»

(нумерология)

3 этап

Заключительный

Обобщение представлений воспитанников о цифрах.

формирование устойчивого интереса к математике.

Презентация детьми информации подготовленные совместно с родителями.

Представление детско -исследовательских проектов.

Схема реализации проекта через разные виды деятельности

Образовательные области

Формы и методы работы

Познавательное развитие

Беседы: «Откуда появились числа», «Где мы встречаемся с числами в жизни?», «Что такое число и цифра?»

Оформление презентации на тему «История возникновения чисел»

Оформление детских индивидуальных исследовательских  проектов  на темы «Что такое число и цифра?», «Где встречаются числа в жизни людей?».

Речевое развитие

Чтение художественных произведений: «М. Михайлов «Два мороза», С. Михалков « Три поросенка», В. Катаев «Цветик-семицветик», Г. Остер «38 попугаев», братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», С. Маршак «Двенадцать месяцев», «Али Баба и 40 разбойников», Ю. Олеша «Три толстяка», В. Каверин «Два капитана».

Заучивание пословиц, поговорок, где встречаются числа.

Составление рассказов о цифрах.

Загадывание загадок о числах.

Разучивание пальчиковых игр.

Художественно – эстетическое развитие

Оформление информации совместно с родителями о цифрах.

Изготовление цифр из разного материала.

Раскрашивание картин по цифрам.

Лепка «Вкусные цифры».

Слушание песен. «33 коровы» музыка М. Дунаевского, «Дважды два четыре» слова Пляцковский М., музыка Шаинский В., «Жили у бабуси два веселых гуся», украинская народная песня, «Четыре черненьких чумазеньких чертенка» слова Гин В., музыка Николаев И..

Оформление консультации в родительский уголок

Оформление выставки рисунков на тему

конструирование цифр из бумаги, из разного конструктора.

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Найди столько же», «Определи по порядку», «Дорисуй и закрась», «Найди цифру», «Соедини цифры» (на установление соотношения цифр 1-10 с количеством предметов), «На что похожа цифра», «Найди цифры в картине», «Назови соседа»

«Назови цифры, которые спрятались в изображении предметов»

Физическое развитие

Под.игра «Два мороза», Игра малой подвижности «Четыре стихии». «Третий лишний», «По дорожке на одной ножке», «Вдвоём одну верёвку».

Используемая литература:

  1. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. – Москва, АСТ: Астрель, 2009 – 191с.
  2. Собрание пословиц и поговорок русского народа. – Москва: КРОН-ПРЕСС, 1996. – 240с.
  3. Старинные русские пословицы и поговорки – Москва: Детская литература, 1983. – 32с.
  4. Волина В.В. Праздник числа, Москва, «Знание», 1993
  5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
  6. Генере А., Стил У.Ф. Энциклопедия для любознательных Отчего и почему, ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», г. Тверь, 2011. - 256 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.deti-lit.ru/writings/2242/_aview_b479

http://www.new-numerology.ru/osnovi.htm

Количество и счет

Д\и «На зарядку становись»

Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

Материалы: картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры)

Ход: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.

Затем зачитывает стихотворение:

Двадцать спортсменов бегут на зарядку,

Но не желают бежать по порядку.

Последний, случается, первым придет –

Такой вот бывает неправильный счет.

В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.

Д\и «Назови «соседей» числа»

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями.

Д\и «Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал: Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание: Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» - дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.

Правила игры: Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

Д\и «Считаем по порядку»

Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Материалы: веер

Ход: Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 8 разноцветных лепестков и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.

Воспитатель просит детей запомнить расположение лепестков и закрыть глаза. В это время он убирает один лепесток. Дети закрывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету).

Игра продолжается 2-3 раза. каждый раз порядок лепестков восстанавливается.

 «Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки др цвета) флажки.

Содержание. В. расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а В. убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

 «В какой сетке больше мячей»

Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.

Материал. 2 сетки, в одной из них 6 больших мячей (в других семь маленьких); наборное полотно, 8 бол. и 8 мал. кругов.

Содержание. В. показывает детям две сетки с мячами и предлагает им угадать, в какой из них больше мячей, если в одной 6 больших мячей, а в другой - семь маленьких. Выслушав ответы детей, предлагает проверить. «Мячи положить парами трудно, они катятся. Давайте, заменим их кружками. Маленькие мячи-маленькие кружочки, а большие мячи - большие кружочки. Сколько надо взять больших кружков? Наташа, положи на верхней полоске 6, больших кружков. Сколько надо взять маленьких кружочков? Саша, помести на нижней полоске один под один 7 маленьких кружков. Коля объясни, почему 6 меньше семи, а семь больше шести. Как сделать, чтобы кружков стало поровну?». Выясняют два способа равенства: либо убрать 1 большой мяч, либо убрать 1 маленький.

Работа с раздаточным материалом. Воспитатель ставит на стол 6 игрушек и дает детям задание: поставьте на верхнюю полоску карточки на одну игрушку меньше, чем у меня. Поставьте на нижнюю полоску на одну меньше чем у меня игрушек. Сколько игрушек вы поставили на полоску? На нижнюю? Почему? Далее числа сравниваются попарно.

 «Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки от 5 до 10.

Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд — это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.

 «Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.

 «Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

 «Сколько?»

Цель: развитие мышления.

Содержание. В. предлагает детям ответить на вопросы:

-Сколько хвостов у семи ослов?

-Сколько носов у двух псов?

-Сколько пальчиков у одного мальчика?

-Сколько ушей у пяти малышей?

-Сколько ушек и трех старушек? и т. д.

 «Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание. Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли»- дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.

Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

Подвижные игры.

(с числами)

Игра малой подвижности «Четыре стихии».

Цель игры: Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Описание. Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

"Третий лишний"

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

«По дорожке на одной ножке»

Цель игры: обучение в игровой форме основным видам движения (бег, прыжки), укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие координации движения.

На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 5—8 м. Дети стоят у первой черты. Воспитатель предлагает детям по очереди допрыгать до второй линии на одной (правой) ноге, а возвратиться бегом. Потом нужно допрыгать до второй черты на левой ноге, а возвратиться бегом.

Варианты игры:

  • в одну сторону ребенок прыгает на правой, а обратно на левой ноге. Наступать на обе ноги можно только за линиями;

http://azbuka-igr.ru/wp-content/uploads/2010/07/img018.jpg

  • одновременно прыгают 3—4 ребенка на скорость (по первому правилу: туда на одной ножке, а обратно — бегом, или по второму: туда — на правой, а обратно — на левой ножке.
  • игра проводится в виде эстафеты между 2—3 командами с различными правилами:
  1. туда на одной ножке, а обратно бежать,
  2. нечетный участник прыгает на правой, а четный на левой ножке, а возвращаются оба бегом,
  3. в оба конца каждый участник прыгает на одной ноге: туда — на правой, обратно — на левой.

«Вдвоём одну верёвку»

Двое играющих садятся на стулья спиной друг к другу, на расстоянии 2-3 м. Под стульями протянута верёвка. По сигналу надо вскочить, обежать оба стула, сделав вокруг них два полных круга, затем сесть на свой стул, наклониться и вытянуть верёвку. Кто схватит верёвку быстрее, тот и выиграет. Бежать следует каждому в правую сторону. Во время бега до стульев дотрагиваться нельзя.

Сначала надо провести репетицию. Для того чтобы играющие не ошиблись и не схватили верёвку раньше времени, воспитатель вслух считает обороты: «Раз, два!». После счёта «Два» можно сесть на стул и попытаться вытянуть верёвку.

«Пятнашки и второй лишний»


Пятнашки — интересная подвижая игра на свежем воздухе. Как в нее играть? А вот так:
Определяются границы игры — куда можно забегать, выбирается водящий-пятнашка.Участники (4 10 человек) разбегаются в стороны, а водящий догоняет их, чтобы запятнать (осалить). Тот, кого ослалили становится водящим.
Можно придумать и более сложные правила. Вот такие, например:
1. Все играющие, кроме пятнашки, имеют за поясом по ленточке. Пятнашка, догоняя убегающего, выдергивает у него ленту, тогда убегающий поднимает руку и говорит: «Я пятнашка!»
2. Играющий может спастись от пятнашки, если возьмется за руки с другим игроком, встанет на одну ногу, примет позу «ласточки» и т. д. можно самим придумать что-нибудь особенное.
3. Или если пятнашка гонится за кем-либо, а ему пересек путь другой игрок, то он обязан погнаться за тем, кто преградил ему путь.


Пятнашки со скакалкой
Играющие продвигаются по площадке, прыгая через скакалку. Пятнашка догоняет их, прыгая на одной ноге.


Пятнашки с домиками
На площадке очерчивают 1-2 круга диаметром 2 шага — домики, где убегающие могут спасаться от преследования. Однако больше 5 секунд в таком домике находиться нельзя.

Пятнашки по кругу
Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают двух водящих, один из которых становится пятнашкой, а другой — убегающим. Перед началом игры они располагаются за кругом с разных сторон.
По сигналу пятнашка бежит вдоль круга, стараясь осалить убегающего. Последний же, когда его начинают настигать, становится в круг между остальными игроками на любое место. В тот же момент сосед, оказавшийся справа, становится новым убегающим, а пятнашка продолжает его преследовать. Если пятнашке удалось коснуться рукой убегающего игрока, они меняются ролями.
Эту игру можно усложнить какими-то особенными правилами, например: Если убегающий игрок встал в круг, то сосед, оказавшийся справа (или слева), делается пятнашкой, а бывший пятнашка, не теряя времени, должен от него убегать. Во время игры участникам не разрешается бегать через круг.


Подвижная игра для детей «Второй лишний»
Так же как в игре «Пятнашки по кругу», убегающий в любой момент может встать впереди одного из игроков, и тогда оказавшийся сзади становится убегающим.
Если игроков много, они становятся по кругу парами в затылок друг другу. В этом случае убегающий (третий лишний) становится впереди любой из пар, и оказавшийся третьим, убегает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья - " Мир построен на силе чисел "

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач .Игра будет являться средством воспитания . В игре ребен...

Конспект НОД по УМК "Предшкола нового поколения" (подготовительная к школе группа). Тема: "Кронтик учит Кота действию сложения чисел".

Дети учатся составлять число "четыре" из двух меньших чисел, вырабатывают алгоритм сложения числа один с числом один, два, три, как переход к следующему числу - два , три, четыре. Педагог формирует и ...

"Путешествие на остров Веселых чисел" (конспект непосредственно-образовательной деятельности)

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений....

Тема: Знакомство с миром чисел посредством палочек Кюизенера.

 Счетные палочки Кюизенера интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять детей в перенесении изображаемой мо...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач». (подготовительная группа)

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач».   (по...