Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников
материал по математике на тему

Валентина Григорьевна Могутова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_matematicheskih_igr_.docx60.55 КБ

Предварительный просмотр:

 

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников

2016 год

РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

  1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?

  1. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?

  1. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?

  1. Будет кубик катиться? Почему?

  1. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

  1. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?

  1. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?

  1. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?

  1. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?

  1. По комнате бегал черный котѐнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котѐнок. Откуда он взялся?

11.Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?

12.Может поезд метро столкнуться с автобусом?

13.По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?

14.Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

15.Летом можно кататься на лыжах? Почему?

16.На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?

17.Чем столб отличается от дерева?

18.Почему льдины в реке не стоят на месте весной?

19.Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?

20.Папа поднимает тяжѐлую гирю, а мальчик не может. Почему?

21.Если человек прыгнет с самолѐта, он разобьется. А как же парашютисты?

22.Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадѐт на землю?

23.Для чего зимой надевают шубы?

24.Если шубу положить на снег, снег под ней растает?


Логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей.

«Каких фигур не достаѐт?»

Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали путѐм их сопоставления.

Игра «Колумбово яйцо»

Овал размером 15×12см разрезают по линиям, показанным ниже. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной). Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон.

  • начале детям предлагают сложить яйцо, затем фигуры животных (по наглядному образцу) и т.д.

Желательно также использовать игры «Танграм» («Сложи квадрат»),

«Пентамино», «Пифагор», «Монгольская игра», «Куб-хамелеон», «Уголки», «Волшебный круг», «Шашки», «Шахматы» и др. Подробное описание игр можно найти в книге З. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

Игровые упражнения на закрепление умения ориентироваться на ограниченной плоскости.

«Путешествие бабочки»

Данное задание развивает ориентировку на плоскости, развивает внимание, сообразительность.

Каждому ребенку дается карточка, расчерченная на 4 пронумерованных квадрата и фишка-бабочка.

Педагог говорит детям, а дети выполняют задания: «Ситуация: бабочка

находится в левом верхнем квадрате . Передвигаем фишки направо , вниз ,

вверх, налево , вниз ,направо СТОП ! Бабочка должна находиться в клетке № 

Занимательные вопросы, игры-шутки.

Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.


 

Игра «4-лишний» - развитие обобщения

Пирамидка – матрѐшка – портфель – кукла;

Сосиски – печенье – тарелка – сыр;

Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка – шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;

Машина – троллейбус – самолѐт – скакалка;

Синичка – индюк –гусь –петух;

    Пенал – тетрадь – карандаш – юла;

    Сом – щука – жук – окунь;

    Куртка – полотенце -платье – костюм.


«Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

Упражнения на развитие гибкости ума.

«Назови слова…»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

Назови, слова, обозначающие домашних животных

Назови, слова, обозначающие диких животных  

Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

 Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт Назови, слова, обозначающие водный транспорт

Назови, слова, обозначающие овощи

Назови, слова, обозначающие фрукты

Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…)

Упражнение «Назови, одним словом».

Формирование умения делить объекты на классы по заданному

основанию.

Процедура:

1.Дети должны назвать каждую группу одним словом:

а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…

б) Стол, диван, кресло, стул -…

в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…

г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…


д) Январь, март, май, август -…

2.Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:

а) Ботинки, туфли – это…

б) Прятки, жмурки – это…

в) Зима, осень - это…

г) Пальто, куртка – это…

д) Иванов, Петров, Сидоров – это…

Игра «Как это можно использовать?» Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как

можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты: ·

  • Рисовать
  • Писать
  • Использовать, как палочку,
  • Указка
  • Градусник для куклы и т.д.

Игра  «Говори правильно»

Выучите с ребенком стихотворение.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

  • ты ответишь - …(НИЗКО) Скажу я слово «ДАЛЕКО»

  • ты ответишь - …(БЛИЗКО) Скажу тебе я слово «ТРУС» Ответишь ты - …(ХРАБРЕЦ) Теперь «НАЧАЛО», я скажу, Ну, отвечай - … (КОНЕЦ)

Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

·Веселый – грустный

·Быстрый – медленный

·Красивый – безобразный

·Пустой – полный

·Худой – толстый


  • Умный – глупый

  • Тяжелый – легкий

  • Твердый – мягкий

  • Шершавый – гладкий

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

Полезным упражнением для развития детского мышления

является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не

несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют

задуматься не только ребенка, но и взрослого:

Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)

Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)

Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)

«Определи понятия»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

      - Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

      - Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой·  

      - Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том,

что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты

это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие

вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

  1. муха и бабочка

  1. дом и избушка

  1. стол и стулья

  1. книга и тетрадь

  1. вода и молоко

  1. топор и молоток

  1. город и деревня

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему


вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются

друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для

ребенка легче: искать сходства или различия?

Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Упражнение «Подбери признаки»

Лингвистическая игра на развитие скорости мышления:

-развитие логического мышления и смысловой памяти. Подобрать -слова признаки по каждому слову

Игра (какая?)- интересная;

     Снег (какой)- пушистый;

Вода (какая?) -холодная;

Луна (какая?)- круглая;

Дым (какой?) - густой);

День (какой)- солнечный;

Трава –

Крик-…

Стол -..

Окно -..

Дом -…

Игра «Предмет-действие»

-Развитие мышления и речи

Ведущий говорит: «я буду говорить слово , обозначающее какой -нибудь

предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью

этого предмета. Например, ножницы -резать, калькулятор -считать, лопата -

копать». Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток

(забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги

(ходить), руки (брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка

(писать), фломастер, краски (рисовать), лейка (поливать), отвёртка

(закручивать шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи),

пила (пилить), порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить

траву), спички (разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить),  забор


(огораживать территорию), книга (читать), градусник (измерять температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).

Упражнение «Смысловые ряды»

  • развитие мышления.

Детям предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.

Волк – заяц, кошка - …

Быстро – быстрее, медленно - …

Лиса – лисенок, волк -…

Белка – орешки, медведь - …

Человек – дом, крот - …

Лес – деревья, поляна - …

Пальто – зима, шорты - …

Море – вода, суша - …

Вода – кран, свет - …

Учитель – школа, воспитатель - …

«Вопрос-ответ».

активизация логического мышления и речи.

Вопросы детям:

  • Чем похожи стул и табуретка?

  • Какие слова начинаются с буквы В?

  • Какие вежливые слова вы знаете?

  • Как вы думаете чему учат в школе?

  • Какой день следует за вторником?

  • На какой свет светофора надо переходить улицу?

  • Чем отличается бабочка от стрекозы?

  • У коровы телѐнок, а у лошади…

  • Назовите детѐныша у овцы?

  • Какое слово лишнее: молоко, кефир, сметана, йогурт, печенье?

  • Какое слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.

  • Что бывает на улице после дождя? (лужи, радуга)

  • Какой день надели последний?

  • Что делают из муки?

  • Кто работает в магазине?

  • Мышь маленькая, а муравей…

  • Певец поѐт, а балерина…

  • Где работает клоун?


Визуальные "данетки".

На  столе

раскладывают

много  предметов  или  картинок.  Задают  вопрос:

"Какой

предмет

я

загадал?"

Возможные    отсекающие

вопросы:

- Предмет

лежит

в

правой

половине

стола?

"Да".

- Предмет

лежит

в

верхней

четверти

стола?

"Нет"    и

т.    д.

    Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать  видовые признаки: форма, цвет, вес.

Игра "Черный ящик".

Детям показывают "черный ящик" или просто сумку, портфель и предлагают

за 10        вопросов   отгадать        - что  там? И        т.д.

  • Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое?

И т. д.

Игра "Картинки-загадки".

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат  маленькие картинки с изображением различных предметов . Можно

      использовать картинки от детского лото.

Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый  отгадал правильный ответ.

Игра "Парные картинки" (развитие мыслительных операций анализа и синтеза).

   Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.


После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их.

Игра "Определи игрушку".

      Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с   ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем  выступает одна из принесенных игрушек.  Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на  столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы  поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного  персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История  рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.  Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

Игра "Угадай игрушку".

  Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать "загадку". Этот  ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и  т. д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко  назвать. Остальные дети хором говорят "Правильно!" или "Неправильно!" Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок,  который будет загадывать "загадку". Если ответ неправильный, показать  "загадку" предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.


Игра "Лишняя игрушка".

      Дети приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делится на две подгруппы. Первая подгруппа на 2-3 минуты выходит из комнаты. Вторая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесены. При этом две игрушки должны быть "из одного класса", а третья - из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.

Входит первая группа и, посовещавшись, берет "лишнюю игрушку" - ту, которая, по их мнению, "не подходит". Так, в данном примере "лишняя игрушка" - это мячик (кукла и зайка - живые, а мячик - нет).

Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4 - 5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками из детского лото (тогда игра будет называться "Лишняя картинка").

    Эту игру можно проводить с ребенком и индивидуально.

Игра "Противоположность".

Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка".

Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

Игра "Придумай загадку".

Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать  загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок  придумывает загадку и т. д. Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра

проходит оживленно.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.


Игра "Простые рисунки".

Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?".

Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке.

Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Занятие очень увлекательное! В эту игру можно играть всей семьей или использовать ее как инетересное и полезное времяпрепровождение на детских праздниках.

Представьте, вам кажется, что перечислены уже все варианты, как вдруг обнаруживается еще один! Такие моменты доставляют особенно большое удовольствие.

     Мы предлагаем вам для игры 40 простых рисунков. Вот они.

Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку.  Рекомендуем также сделать вот что: придумайте как можно больше ответов к одному рисунку и запишите их. Затем предложите своим родителям, друзьям, родственникам, знакомым решить тот же самый рисунок. После этого сравните ответы. Они совпали? Нет?! Прекрасно - есть возможность сравнить их качество и оригинальность. Помните, что оригинальность решения наиболее важна в этой игре.

Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако хотим предостеречь от одной распространенной ошибки: создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет. 

Игра "Жили-были...".

 Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.  Смысл игры объяснять долго - мы просто приведем примеры.

Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.

Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".

"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"

"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".

"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"

"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич

(вазу...).


«Что снаружи, что внутри?»

Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора -  лиса.  Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

« Отгадай предмет по его частям».

Первый вариант - с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребѐнок, не показывая свою карточку

другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

 Второй вариант - без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п.

Примеры:

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Цифры, стрелки.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Лапы, хвост, ошейник.

Лапы, хвост, хобот.

На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

Сложи картинку.

Для игры понадобятся картинки со схематическими изображениями предметов: вагончик, грибок, кораблик, снеговик, цыпленок, домик. Кроме  рисунков, необходимо приготовить вырезанные из плотной бумаги  геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники, трапеции. Покажите ребенку одну картинку, рассмотрите из скольких частей состоит  предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур и попросите ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.

Давай придумывать (с 3лет).

Развиваем абстрактное мышление, речь. Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало, карандаш, яйцо, яблоко.

ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы. Например:

карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку; ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр.

Игра проводится примерно так - дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:" У кого предмет похож на такой карандаш?" Ребенок, у которого палочка, отвечает: "У меня!" и получает карточку с изображением карандаша.

Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.

Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.

"Я луна, а ты звезда".

Игра на развитие логического мышления, быстроты реакции.

Вариант для игры вдвоём: Один говорит, например: "Я - гроза!". Другой

должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: "А я -дождь".

Первый продолжает тему: "Я - большая туча!". Ему можно быстро ответить: "Я - осень". И так далее...Вариант для игры группой: В игре должно быть не меньше шести человек.

Все, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например:" Я - пожарная команда!". Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: "Я - шланг". Другой спешит на второй стул и говорит: "А я - пожарник". Ребѐнок - "пожарная команда должен выбрать одного из двух, например: "Я беру шланг". Он обнимает "шланг" и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребѐнок должен придумать что-нибудь новое, например: "Я - швейная машина!" и игра продолжается...

Сравнение предметов.

Французский философ Гельвеции писал: "Что такое ум сам по себе? Способность подмечать сходства и различия, соответствия и несоответствия, которые имеют между собой различные предметы". Сравнивать - значит указать сходства и различия.

Например: сравним огурец и помидор.

Сходства: и то и другое овощ, растут на грядках.

Различия: цвет, форма, вкус.

Сравнение лежит в основе всех великих изобретений. Известно, что

"парашютики" растений типа одуванчика натолкнули на мысль о создании парашюта. Идея конструкции висячего моста пришла в голову изобретателю, когда он наблюдал паутину. Создать форму крыла аэроплана помогло сравнение с крылом птицы.

Сравнивая, ребенок не только познает мир, но и развивается умственно: он учится выяснять причины сходства и различия предметов и явлений. Сначала надо хвалить ребенка даже за попытку сравнить один предмет с другим.

Еще лучше, если ребенок сможет подобрать действительно удачное сравнение. Задавайте ребенку вопросы, побуждающие объяснять различие и сходство. Предлагайте ему самостоятельно искать объекты для сравнения. Прочтите стихи, которые знакомят с неожиданными сравнениями.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Систематизация математических игр и упражнений для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлени...

"Использование логических игр и упражнений для развития логического мышления старших дошкольников".

Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько ...

Материал для родителей: упражнения для Развития логического мышления у дошкольников 6 - 7 лет.

упражения для Развития логического мышления у дошкольников 6 - 7 лет. Что такое логическое мышление? Что такое логика? Логика с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение, т. е. это умение че...

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников 2019 год РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Картотека математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников2019 годРАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕМожет ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Поче...

"Игры и упражнения на развитие логического мышления старших дошкольников"

Логические игры способствуют развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей....

Игры и упражнения на развитие логического мышления старших дошкольников

В материале собраны игры и упражнения  на развитие логического мышления старших дошкольников....

Картотека занимательных математических игр и упражнений на развитие логического мышления у дошкольников

В картотеке представлены математические игры для детей 5–6 лет: игры на закрепление количественных представлений, на уточнение понятий о величине предметов, на расширение представлений о геометр...