Дидактические сказки по математике
учебно-методический материал по математике (старшая группа) по теме

Бырса Татьяна Сергеевна

Сказки с матеманическим  сожержанием   для детей 4-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_skazki_po_matematike.docx164.18 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические сказки по математике

Для большинства взрослых математика — очень сложная наука. В ней много абстрактного и непонятно это Эту нелюбовь и страх перед математикой родители часто передают и своим детям.

А что говорить о дошкольниках? Если в детском сад; дети станут сравнивать занятия математикой с музыкальными, физкультурными, занятиями по изобразительной деятельности, это сопоставление будет не г пользу математики. Сиди за столом, слушай объяснения и указания, отвечай, только когда спросят — скучно!

Как же сделать, чтобы изучение математики стало интересным?

Что же любят дети? Например, сказки. Это и увлекательно и занимательно. А что если сказку объединить с математикой, чтобы было интересно и полезно?

Но это соединение должно быть органичным, чтобы не превратить обучение в просто развлечение или «засушить» сказку обилием сложных математических понятий. Чтобы избежать этих недостатков при создании математических сказок, были выработаны определенные требования, которым они должны соответствовать:

  • математическое содержание сказки должно быть отобрано в соответствии с программой математического образования детей данного возраста;

 предлагаемые в ней задания должны быть направлены в основном на актуализацию знаний, формирование умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях, таким образом развивая у детей творческие способности, сообразительность, смекалку и т.п.;

  • сказка должна сохранять все свои внешние и внутренние атрибуты, например путешествия, приключения, фантастические ситуации, волшебство, сказочных героев и т.д.;
  •  в сказке должны быть предусмотрены какое-либо время на обдумывание каждым ребенком решения, возможность практически выполнить задание с использованием раздаточного материала;
  •  сюжет должен быть наглядно проиллюстрирован;
  •  целесообразно включать в сказку игровые и занимательные задания, динамично сменяющие друг друга;
  •  содержание сказки должно решать не только обучающие, развивающие, но и воспитательные задачи (воспитывать доброту, желание помочь другому, развивать чувство юмора и др.);
  •  с целью поддержания постоянного интереса к занятиям по математике можно использовать математические сказки по принципу «сериала с продолжением».

Постоянные герои сказки — члены семьи геометрических фигур: папа Прямоугольник, мама Овал, сынок Квадрат, дочка Кружок. Использовался прием олицетворения математических знаков — жителей разных городов математической страны, по которой путешествовали герои (цифры, знаки сложения и вычитания, точка и др.).

Благодаря необычному сказочному сюжету математическая деятельность заинтересовывала детей, так как их естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляла приложить максимум усилий для выполнения заданий.

Для наглядности использовался фланелеграф, который позволял демонстрировать действия героев и показывать результаты этих действий. Дети видели, для чего нужно выполнять определенное задание и каков будет результат (например: повернуть направо, чтобы не попасть в болото; подобрать ключик правильной формы, чтобы открыть сундук и выручить маленькую волшебницу). Это помогало детям лучше понять, как можно использовать математические знания в жизни. Для каждой части сказки фланелеграф оформлялся по-разному. По ходу развития сюжета оформление динамично менялось, что позволяло поддерживать внимание и интерес детей в течение всей деятельности. Таким образом работа по обучению математике превращалась в театр на фланелеграфе. Благодаря смене различных видов деятельности детей подобная форма обучения практически не требует проведения физкультминуток. Дети увлекаются сказочным сюжетом и не устают в течение длительного времени.

Интерес поддерживается и тем, что перед детьми ставится цель, к которой они должны в конечном итоге прийти (попасть в Замок математических знаний) на протяжении нескольких сказок. Это заставляло детей ждать каждой новой математической сказки, чтобы как можно быстрее достичь цели.

Цикл дидактических сказок по математике

Математические сказки

(для детей четвёртого года жизни).

Способность ребенка на четвёртом году жизни управлять своим вниманием невелика, особенно трудно напрявлять внимание на что - либо с помощью слов. процессы памяти в этом возрасте  остаются непроизвольными. При реализации образовательной области «Познавательное развитие» в части формирования элементарных математических представлений у детей мы используем художественную литературу: стихи, потешки, сказки.

Сказка для ребенка — маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. На четвертом году жизни ребенок готов к восприятию сказки, поскольку кумулятивная композиция сказки по сути своей — серия потешек, с которыми ребенок знакомится в раннем возрасте.

Сказка «Три медведя» учит детей сравнивать предметы разной величины и количество «больше», «меньше», «поровну». Сказка «Колобок» знакомит их с формой предметов. Стихотворение И. Токмаковой «Медведь» и сказка «Маша и медведь» помогают детям освоить пространственные направления. Стихотворения А. Блока и Ю. Яковлева знакомят с пониманием и различением частей суток.

Спя г луга, спят леса.

Пала свежая роса,

В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит, Малым детям спать велит.

А. Блок

Если звонко за окном Защебечут птицы.

Если так светло кругом,

Что тебе не спится.

Если радио у вас вдруг

заговорило,

Это значит, что сейчас

Утро наступило.

Ю. Яковлев

Когда мы поняли, что материал по формированию элементарных математических представлений легче усваивается через художественное слово, стали придумывать математические сказки, оставляя тех же героев, но с изменением сюжета и наоборот.

В результате у детей сформировались все необходимые интегративные качества в данном возрасте. Дети стали более внимательными, научились слышать и слушать, понимать инструкцию воспитателя, значительно улучшились память и речь. Дети научились действовать с различными предметными группами, сравнивать их количество, различать геометрические фигуры, получили представление о частях суток, величине и ориентировке в пространстве,

В предложенных математических сказках проходит интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие». «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие». Используйте представленные сказки, придумывайте свои.

Сказка про Шанежку

«Как в избушке на краю села

 Маня шанежку пекла.

Зазевалась Манюшка

Убежала шанежка.

Долго ли, коротко катилась Шанежка, притомилась. Лежит на зеленой травке и в небо смотрит. Смотрит и глазам своим не вериг: видит в небе шанежку желтую».

Воспитатель. Ребята, что увидела Шанежка?

Дети. Солнышко.

Воспитатель. Какой формы солнышко?

Дети. Круглой.

Воспитатель. Какой формы Шанежка?

Дети. Тоже круглой.

«Отдохнула Шанежка и покатилась дальше. Катилась, катилась и прикатилась к лесному озеру.

—Ой! —воскликнула Шанежка. — Еще одна шанежка, только голубая».

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какой формы лесное

озеро?

Дети. Круглой.

«Не заметила Шанежка, как ночь пришла, стало темно. Посмотрела она на небо и удивилась, что же случилось с желтенькой шанежкой, почему она побледнела?»

Воспитатель. Ребята. что увидела Шанежка на небе ночью?

 Дети. Луну.

Воспитатель. Какой формы луна?

Дети. Круглой.

«Тут зайчик Шанежку поймал, Маше Шанежку отдал».

Воспитатель. Ребята, вам понравилась сказка про Шанежку? Какой она формы? А что ещё

бывает круглым?

Дети отвечают.

По желанию дети рисуют круглые предметы из сказки.

Сказка про смоляного бычка

«Однажды Танюшка гнала своего смоляного бычка пастись, оставила на лужке, а сама в лес убежала за ягодами. Бычок ест траву, хвостиком помахивает. Выскочил из леса зайчик - удивляется: что за бычок здесь гуляет?        .

Подбежал к нему, тронул лапой  и прилип. Вышла из леса лиса - увидела зайца, подкралась, хотела схватить его, да и завязла в смоле. А бычок повернулся и пошел домой.

Дед с бабкой рады: "Будут у Танюшки шапка да шубка".

Не губите нас. — закричали звери, — мы вам гостинцев принесем.

Сжалился дед и отпустил их .

Под вечер сели дед, бабка и Танюшка на крылечко. Глядят, бежит лисичка, скачет заичик и спорят о чем-то.

  •  О чем вы спорите? — спрашивает дед.

Заяц говорит:

  •  Моя красная ленточка длиннее!

Лиса:

  •  Нет, моя зеленая длиннее!»

Воспитатель. Ребята, как

разрешить спор между лисой и зайцем? Что нужно сделать?

Дети. Наложить красную ленточку на зеленую, подложить зеленую под красную.

Воспитатель. Ребята, берем ленты и находим длинную. Что получилось?

Дети. Красная длиннее, так как зеленая закончилась.

Воспитатель. Красная ленточка полностью закрыла зеленую. Предлагаю еще обвязать зеленую ленту вокруг головы. Хватает ее длины?

Дети. Нет.

Воспитатель. Повязываем красную. Хватает?

Дети. Да.

Воспитатель. Значит, красная лента — длиннее, а зеленая — короче. Повяжем вокруг талии.

Дети. Зеленой ленты не хватает, красная завязывается.

Воспитатель. Значит, красная лента — длиннее, а зеленая короче.

«Так вот, лисонька, — говорит дед, — твоя ленточка короче, а зайкина длиннее. Спасибо вам, зверята, за ленточки для Танюшки».

По желанию дети рисуют и закрашивают короткую и длинную ленточки.

Сказка про Машеньку

«Пошла как-то Машенька в лес по грибы да ягоды. Вдруг пошел дождь, куда от него скрыться? Видит Машенька: среди елок избушка стоит. Зашла она в избу, видит на столе пузатый самовар, вазочки с малиновым вареньем и медом. «Видно, большие сластены здесь живут», — подумала девочка».

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кто живет в избушке?

Дети. Медведи.

«Стала Маша чашки считать: одна большая, одна поменьше, одна самая маленькая».

Воспитатель. Сколько чашек насчитала Маша?

Дети. Три, много.

«Стала блюдца считать: одно большое, одно поменьше, одно самое маленькое.

“Интересно, — думает Маша,— чего больше: чашек или блюдец?”»

Воспитатель. А вы, ребята, как думаете? Что нужно сделать Маше, чтобы узнать?

Дети отвечают.

Правильно, нужно чашечку поставить на блюдце, так Маша и сделала. «Большую чашку поставила на большое блюдце, чашку поменьше — на среднее блюдце, а самую маленькую чашечку — на самое маленькое блюдце».

Воспитатель. Всем блюдцам хватило чашек? Всем чашкам хватило блюдец? Есть чашка без блюдца? Есть блюдце без чашки?

Дети отвечают.

Значит, блюдец и чашек поровну, одинаково. А как можно еще сказать?

Дети. Блюдец столько же, сколько и чашек. Чашек столько же, сколько и блюдец.

«Взяла Маша миску, отсыпала ягод — угощение сластенам. Вышла на крылечко, увидела, что дождик кончился, и отправилась домой».

Проводится подвижная игра «У медведя во бору».

По желанию дети рисуют три круга: большой, средний, маленький. Это блюдца. На большом круге — большой квадрат—большая чашка, на среднем круге — квадрат поменьше — средняя чашка, на маленьком — маленький квадрат — самая маленькая чашка.

Сказка про сутки

«В некотором царстве, в некотором государстве случилась беда: царицей этого государства стала Путаница. Она перепутала все времена суток: после утра сразу наступал вечер, а потом — день.

Ночь царица спрятала в темнив за семью замками. И жители ? этого государства стали грустными печальными».

Воспитатель. Ребята, как можно помочь жителям этого детства-государства?

Дети высказывают предположения.

Правильно, нужно помочь жителям распутать времена суток. Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывайте, про какое время суток я загадала.

... пришла.

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Заперла ставенку:

«Засыпай, бай-бай».

Какое это время суток?

Дети. Ночь.

Воспитатель. Как вы это узнали?

Дети отвечают.

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением данном: времени суток.

Правильно, ночь. Ночью темно все спят, окна закрывают, только сверчки поют. Слушайте дальше

Ночь прошла,

Темноту увела.

Замолчал сверчок,

Запел петушок,

Встала маменька,

Открыла ставенку:

«Здравствуй, солнышко-колоколнышко!»

Какое это время суток?

Дети. Утро.

Воспитатель. Как вы это узнали?

Дети отвечают.

Утром светает, петушок поет, солнышко встает.

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением данного времени суток.

Слушайте дальше...

Коза-хлопота!

День-деньской занята:

Ей — травы нащипать,

Ей — на речку бежать,

Ей — козляток стеречь.

Малых деток беречь.

Какое это время суток?

Дети. День.

Воспитатель. Как вы это узнали?

Дети отвечают.

Правильно, день. Днем все дела переделать нужно.

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением данного времени суток.

Слушайте дальше...

Ой, в зеленом бору Ходит дед ввечеру,

Ходит дед по траве,

Носит сон в рукаве.

Какое время суток?

Дети. Вечер.

Воспитатель. Как вы это узнали?

Дети отвечают.

Правильно, вечер. Вечером все устают и готовятся ко сну.

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением данного времени суток.

Вы молодцы, все загадки отгадали, помогли жителям царства освободить ночь из темницы.

А сейчас, чтобы навсегда прогнать Путаницу из царства-государства, нарисуем сутки.

По желанию дети берут круг, разделенный на четыре части.

Одна часть — утро, закрасим ее в розовый цвет. Другая—день, оставим ее белой. Третья — вечер — синий, и последняя часть — ночь — фиолетовый.

Какие вы молодцы, мы получили с вами модель суток и навсегда прогнали Путаницу.

                Сказки о математике

(для детей пятого года жизни)

Представленные сказки предназначены для закрепления математических знаний у детей пятого года жизни. С ними можно знакомить как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Любимые сказочные герои и ситуации, в которые они попадают, помогут детям закрепить представления о количестве, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени и др. В скобках курсивом выделены вопросы и задания для детей.

Математические приключения в Простоквашино

Свои летние каникулы, как всегда, дядя Федор проводил в Простоквашино. Он очень любил свежий воздух, своих животных. (Сколько их было ?) В любимой деревне были и речка и лес. А еще зеленая полянка возле дома, по которой он любил побегать босиком.

В деревне Простоквашино его ждали кот Матроскин и собака Шарик. Дядя Федор никогда не забывал про своих четвероногих друзей. Для них он привез гостинцы: четыре рыбки для Мат- роскина и три косточки для Шарика. (Кому больше досталось гостинцев?) Матроскин очень ждал друга из города, потому что ему было чем похвастаться: ведь он развел целое молочное хозяйство! Ему хотелось угостить дядю Федора парным молоком. При встрече с дядей Федором Матроскин сразу начал хвалиться своими коровами. У него была одна корова и два теленка. (Сколько всего коров?) Матроскин с гордостью предложил попробовать свежего молочка. Дядя Федор с удовольствием попил молока и удивился, как же выросли телята! (Кто больше — корова или теленок?)

Рассмотрев все хозяйство Матроскина, дядя Федор решил отдохнуть в доме.

Неожиданно в дверь постучали. Пришел почтальон Печкин. Он принес посылку для мальчика, которую ему прислали родители. Но Печкин не хотел ее отдавать, так как у дяди Федора не было документов. После долгих уговоров он ее все-таки отдал. В ней были подарки и деньги. Все очень обрадовались такой посылке и тут же решили что- нибудь нужное купить. Шарик купил фоторужье. Матроскин — еще одну корову. (Сколько всего коров у него стало?) А дядя Федор купил себе машину.

Но денег оказалось мало и пришлось купить машину без колес. Давайте подберем ей колеса. (Круглые, квадратные или треугольные? Сколько колес должно быть у машины?)

Собрав дяде Федору машину, все сразу же отправились в путешествие. Друзья решили поехать на речку покупаться и порыбачить.

Доплыв на лодке до середины реки, закинули удочки. Только улова совсем не было. Матроскин решил поменять направление, отплыв налево, однако течением реки лодку отнесло вправо. (Давайте покажем на карте, как двигалась лодка.)

И вот удача — начался клев. С большим уловом друзья довольные вернулись домой и решили поесть. Тарелки они себе выбрали разного цвета: Матроскин — красную, Шарик — зеленую, дядя Федор — желтую. (Что напоминают эти три цвета?)

Получив за лето много впечатлений, дядя Федор уехал домой, думая, что на следующие каникулы он опять поедет только в любимое Простоквашино!

Один день с Винни-Пухом

Жил в одном сказочном лесу медведь, звали его Винни-Пух. У него было много друзей. Он дружил с Пятачком, Кроликом и осликом На.

Еще он очень любил сладкое и ходить в гости, потому что в гостях всегда чем-то угощают.

Как-то Винни-Пух и Пятачок отправились в гости к Кролику. У него всегда в запасе был бочонок меда или что-нибудь вкусное.

Идут они по лесу и видят поляну с цветами необыкновенной красоты. Решили нарвать букетик для Кролика. А ворона на дереве сидит и каркает: «Не трогай цветы, не для тебя они выросли!» И не стали они их рвать. Пригляделись, а цветы разного цвета и разной формы. (Давайте рассмотрим, какого цвета и формы цветы?)

Понравилось вороне, что они ее послушали, и подарила она им два воздушных шарика большой и маленький. (Посмотрите на картинку. Кому какой шарик она дала?) Поблагодарили они ее и продолжили свой путь дальше. Прошли они 4 шага прямо, затем повернули направо и сделали 5 шагов, потом повернули налево, сделали 3 шага и увидели несколько домиков. (Давайте и мы с вами пройдем так, как шли Винни-Пух и Пятачок.)

На фланелеграфе 3 домика: норка-дверь круглая, над ней балкон прямоугольной формы и крыша треугольная; другой домик — норка-дверь квадратная, балкон прямоугольный, крыша трапециевидная; еще один дом — норка-дверь круглая, балкон квадратный, крыша прямоугольная.

Какой же домик Кролика? Пятачок вспомнил, что вход в норку Кролика был круглой формы, над дверью был балкон прямоугольной формы и крыша треугольная. (Детям предлагается найти домик Кролика.)

Подойдя к нему поближе, они услышали шум и веселье. И тут они вспомнили, что сегодня день рождения у их друга ослика Иа. Пятачок быстро сообразил, что они могут подарить шарики, которые им дала ворона. (Сколько шариков они подарили Иа?)

Подойдя к двери, они увидели, что на звонке у Кролика оторвался шнурок. И чтобы сделать ему приятный сюрприз, Вш ни- Пух и Пятачок поискали ве зевки в своих карманах, где * ыло много всего интересног >, а иногда и полезного. Прил жили они короткий шнурок,} э он не подошел, а другой был длиннее, и он оказался в самый раз. (Детям предлагается выбрать из двух шнурков тот, который длиннее.)

Зайдя в дом, Пятачок и медвежонок поздоровались и увидели, что Кролик и ослик пьют чай и веселятся. И как раз у стола два свободных стула стоят. Но тут в окно влетела ворона и заняла свободный стул. (Хватит ли теперь стульев для Винни-Пуха и Пятачка ?)

Правильно, теперь стульев стало меньше, чем гостей. Пришлось Винни-Пуху с Пятачком сделать еще один стул. Очень вовремя у Кролика нашелся материал для стула. (Из каких геометрических фигур можно сделать стул?)

Немного времени прошло, и стул был готов. Стали друзья пить чай. Винни-Пух, как всегда, съел весь мед, а потом еще все, что было в доме сладкого.

Уже стало темнеть, и друзья начали собираться домой. Надо было торопиться, а то наступала ночь. (После какой части суток наступает ночь? Какая часть суток наступит после ночи ?)

По дороге они обсуждали, как прошел день, и даже не заметили, как пришли домой. Легли спать и не знали, что утром их ожидает сюрприз. Ворона попросила диких лесных пчел принести меда для Винни-Пуха и Пятачка. Большой бочонок для Винни-Пуха, маленький — для Пятачка. (Покажите, какой бочонок для кого предназначен.)

«Вот проснутся утром друзья и обрадуются такому подарку!» — подумала ворона и улетела домой.

Крокодил Гена, Чебурашка и математика

Жил-был на свете крокодил и звали его Гена. Он был очень добрым, дружелюбным и отзывчивым. У него было много друзей. Но самым близким другом у него был Чебурашка.

Крокодил Гена узнал, что Чебурашка очень плохо знает математику: не умеет считать, не знает цифры, геометрические фигуры, путает левую и правую стороны. Гена решил заняться его обучением. Стал показывать ему цифры. (Какие вы знаете цифры? Кто может их показать?) Гена показывал Чебурашке квадрат и круг. Спрашивал, чем отличается круг от квадрата? (А вы знаете, чем они отличаются ?)

Чебурашка занимался неохотно. Ему были не интересны круги и квадраты, цифры и счет. Гена удивлялся: «Ну как тебе не интересно знать, сколько колес на твоем велосипеде и какой они формы?» И Гена придумал очень хитрый способ, как обучать Чебурашку. Утром, они делали зарядку: приседали 3 раза, прыгали 4 раза, хлопали в ладоши 5 раз. (Давайте и мы сделаем такую же зарядку.)

Уже через несколько дней, сам того не замечая, Чебурашка стал считать вместе с Геной. Он быстро запомнил: утро — эго когда мы просыпаемся, завтракаем. Вечер — это когда мы ложимся спать. Днем мы строим дом, а вечером играем с друзьями.

Вскоре Чебурашка уже знал, что на чертеже дом квадратный, а крыша треугольная. Под крышей круглое окно для птиц. Дверь и окна прямоугольные. (Покажите части дома прямоугольной, квадратной, круглой, > треугольной формы.)

Расставляя мебель, Чебурашка рассказывал, что столешница у стола круглая, сиденье у стула квадратное, а салфетки на столе треугольной формы. (Покажите в комнате предметы квадратной, круглой, треугольной, прямоугольной формы.)

Вскоре Чебурашка так увлекся математикой, что всем рассказывал: колеса у его велосипеда круглые, а пальцев на руке пять. Он даже начал делать воздушных змеев треугольной формы и дарил их всем своим друзьям.

Вот как здорово, что есть такие замечательные друзья, которые могут прийти на помощь!

Новые приключения Красной Шапочки

Однажды мама послала Красную Шапочку проведать бабушку. Бабушка жила на опушке леса. Можно было до нее дойти, обойдя весь лес, но это была очень длинная дорога. Красная Шапочка пошла по короткой дороге через лес. (Покажите длинную и короткую дороги. По какой дороге пошла Красная Шапочка ?)

В лесу она знала всех его жителей, так как часто ходила к бабушке. Там ее знали и любили все животные. Она всегда несла для них что-нибудь вкусное. Сразу в лесу ее встретил волк. Они были давние друзья, и он ее всегда провожал до самого дома бабушки. Она приготовила ему два пирожка. (Отложите столько же желтых кружков.)

По дороге они встретили ежика с тремя ежатами, которым она припасла по яблочку. (Отсчитайте и отложите столько же зеленых кружков, сколько яблок она дала ежам.)

Проходя через поляну, Красная Шапочка собирала цветы для белочки, которая их очень любит. Она собрала букет из ромашек и колокольчиков. (Посчитайте, сколько всего цветов? Сколько ромашек? (3.) Сколько колокольчиков? (4.) Какого цвета колокольчики, лепестки у ромашки, какой формы? А сердцевина?)

Красная Шапочка подарила белочке красивый букет. А белочка угостила девочку орехами. (Сколько орехов дала белочка? Посчитай. (5.))

Долго Красная Шапочка с волком шли по лесу. И вот стало темнеть. Бабушкин дом уже был виден, но неожиданно пошел дождь. Что делать? Они оглянулись, и волк предложил спрятаться в берлоге у медведя, которая была почти рядом. Медведь любезно предложил переждать дождь. Принес самые красивые чашки, стулья, чтобы всем хватило. (Сколько стульев и чашек принес медведь ?) Напоил их чаем с медом и малиной. Попили они для них что-нибудь вкусное. Сразу в лесу ее встретил волк. Они были давние друзья, и он ее всегда провожал до самого дома бабушки. Она приготовила ему два пирожка. (Отложите столько же желтых кружков.)

По дороге они встретили ежика с тремя ежатами, которым она припасла по яблочку. (Отсчитайте и отложите столько же зеленых кружков, сколько яблок она дала ежам.)

Проходя через поляну, Красная Шапочка собирала цветы для белочки, которая их очень любит. Она собрала букет из ромашек и колокольчиков. (Посчитайте, сколько всего цветов? Сколько ромашек? (3.) Сколько колокольчиков? (4.) Какого цвета колокольчики, лепестки у ромашки, какой формы? А сердцевина?)

Красная Шапочка подарила белочке красивый букет. А белочка угостила девочку орехами. (Сколько орехов дала белочка? Посчитай. (5.))

     Долго Красная Шапочка с волком шли по лесу. И вот стало темнеть. Бабушкин дом уже был виден, но неожиданно пошел дождь. Что делать? Они оглянулись, и волк предложил спрятаться в берлоге у медведя, которая была почти рядом. Медведь любезно предложил переждать дождь. Принес самые красивые чашки, стулья, чтобы всем хватило. (Сколько стульев и чашек принес медведь ?) Напоил их чаем с медом и малиной. Попили они. Прошло уже много времени с того раза, когда они виделись. Малыш очень хотел, чтобы Карлсон пошел в школу, но тот никак не хотел идти в школу, поэтому Малыш учил его дома.

Так Малыш предложил ему определить, какой формы окно. А он вылетал в него, чтобы не отвечать, и долго не прилетал. Расстраивался Малыш, что его друг не хочет учиться, узнать так много всего интересного...

Мама Малыша поинтересовалась, почему он такой грустный? Он ей все рассказал, и она ему решила помочь. Карлсона пригласили в гости, но сказали, что если он не прилетит утром, ему не достанется сладких маминых пирогов. А мама была большая выдумщица и напекла много пирогов разной формы. С творогом пироги были треугольной формы, с яблоками — квадратные, с малиной — круглые. Увидев это изобилие, Карлсон не смог устоять. Но ему давали пирог только в том случае, если он правильно угадывал его форму. (Давайте и мы отгадаем, какие пироги с какой начинкой. Покажите их.)

Карлсону пришлось прилетать несколько дней подряд, чтобы выучить все геометрические фигуры. Малыш был счастлив: наконец-то его лучший друг заинтересовался математикой. Теперь, сидя на краю аквариума, он не ловил рыбок на шнурок от ботинка, а считал их много раз, потому что они плавали быстрее,чем Карлсон мог их посчитать. Конфеты, которые он любил больше всего на свете, теперь мог съесть, только когда посчитает и назовет их цвет.

На прогулке Карлсон уже с удовольствием отвечал на все вопросы Малыша. Он определял  форму домов, окон, дверей, солнышка, дорожных знаков и других окружающих предметов, встречающихся им на пути. Кроме того, Карлсон по дороге считал деревья, машины, птиц, кошек и собак. (Давайте и мы с  вами выглянем в окно и попробуем определить формы предметов, которые увидим. А потом посчитаем их.)

В конце истории хочу вам сказать, что Карлсону очень понравилось узнавать новое. И он попросил маму Малыша научить его читать и писать, чтобы он смог пойти в школу вместе с Малышом.

Как звери подружились

Эта удивительная история произошла в одном сказочном лесу. Жили в нем самые обыкновенные звери и птицы. Но ни как не могли дружить зайки с лисой, а белки с медведем. И вот однажды разнеслась по лесу весть: пропала из дупла Филина книга. Очень важная книга, в ней были переписаны все лесные жители. Искали ее с утра до вечера, но так и не нашли. Где только ее ни искали: все деревья облетели птицы, все елки и сосны проскакали белки, все норы обошли лисы и волки. И пошли все к Филину, он в лесу самый умный был. Он и придумал, что сделать, чтобы ее найти.

Развесили звери по деревьям объявления, в них говорилось о том, что, кто найдет книгу, тому выдадут вознаграждение. Последнее готовили всем лесом. Все животные несли свои запасы, которые готовили на зиму. Белки принесли орехи, ежики — грибы, медведь меду принес, птички — ягоды. И набралась целая корзина вкусных угощений. Узнали про это все жители леса, захотели такую корзину получить. И принялись под каждый листочек заглядывать, каждый пенечек обсматривать. Уж темнеет в лесу, а поиски не дали никакого результата.

Отправились все к дуплу, в котором живет Филин, расстроенные и уставшие. Подошли к дереву, а Филин сидит на ветке и в руках книгу держит. Удивились все, спрашивают: «Кто нашел? Кому теперь вознаграждение достанется?» А Филин и не знает как сказать, что просто днем он ее не увидел, а когда стемнело, он ее нашел.

Но звери совсем не обиделись на него, обрадовались, что все закончилось, а главное — книга нашлась. Волчонку было очень интересно, кому отдадут вознаграждение? Мудрый Филин отправил всех отдыхать, а утром пригласил на пир в честь поиска книги.

Утро в лесу началось рано. Все торопились на пир. Угощения всем хватило, там было много всего: пять круглых, больших красных ягод и четыре черненьких, поменьше; малины целая корзинка; пять белых грибов и три лисички, две бочки меда, пять шишек с орехами. Всем налили чай, и целый день звери угощались, смеясь, вспоминали эту добрую историю, которая их подружила.

Математические сказки

(для детей шестого - седьмого года жизни).

Сказочное семейство и математика

Задачи:

  •  систематизировать знания детей о том, для чего нужна математика;
  •  продолжать учить узнавать, различать и называть цифры;
  •  формировать умение решать арифметические примеры, правильно пользуясь арифметическими знаками;
  •  закреплять представление о длине и ширине предметов;
  •  систематизировать знания о геометрических фигурах (различные виды многоугольников, круг, овал);
  •  закреплять знание дней недели:
  •  воспитывать умение слушать внимательно;
  •  развивать интерес к занятиям по математике.

Оборудование: фланелеграф.

Пособия для фланелеграфа:

фигурки с нарисованными лицами (мама Овал, папа Прямоугольник, сын Квадрат, дочка Кружок и Бабушка-Загадушка).

5 дорожек разной длины и 5 цифр, 3 варианта домиков (треугольный на прямоугольной горе, круглый и квадратный на треугольных горах), 3 плота (круглый, прямоугольный и квадратный), 3 избушки с четырех-, пяти- и шестиугольными окнами, варианты примеров.

На каждого ребенка: листы в клетку, 5 полосок разной длины (дорожки).

Воспитатель. Дорогие дети, сегодня мы с вами побываем в сказке, но не в обычной, а математической. Познакомимся с ее жителями и семьей геометрических человечков.

Звучит музыка, и воспитатель открывает створки «волшебной двери», закрывающие фланелеграф, на котором заранее прикреплены изображения трех домов: треугольный домик на прямоугольной горе, круглый и квадратный на треугольных горах, и начинает рассказывать сказку.

В далекой-далекой стране Математике в квадратном домике, стоящем на вершине треугольной горы, живет-поживаег семья геометрических фигур: папа Прямоугольник, мама Овал и их дети: сын Квадрат и дочка Кружок. (Найдите этот домик среди других и поселите туда героев.)

Однажды Квадрат и Кружок играли в кубики и решили пересчитать, сколько у них всего кубиков, да не смогли.

Пришел папа Прямоугольник и сказал:

  •  Как же так, вы живете в стране Математике, а не можете посчитать кубики! Стыдно! Придется взять вас в путешествие по нашей стране, и вы узнаете и научитесь тому, что умеют делать ее жители. А пойдем мы с вами к Замку математических знаний, в котором находятся все тайны страны Математики.

Воспитатель снимает с фланелеграфа домики.

На следующий день отправились они втроем в путешествие по стране Математике. Долго ли, коротко ли они шли и дошли до развилки дорог.

  •  А по какой дороге нам дальше идти? — спросил Квадрат.
  •  Их тут много... — расстроилась дочка.
  •  А много — это сколько? — спросил папа.
  • А мы не знаем сколько. Что такое «сколько»? Помоги нам, папа.
  •  Чтобы узнать, сколько дорог, нам надо их сосчитать.

Воспитатель просит кого-нибудь из детей показать, как надо считать.

Всего 5 дорог, а мы пойдем по дороге, где стоит цифра 3 — сказал папа Прямоугольник.

  •  Цифра... А что это? — опять удивился Квадрат.
  •  Цифра — это специальный знак, — пояснил папа. — Я сейчас вам покажу эту цифру.

Воспитатель просит детей показать цифру 3 и затем другие знакомые им цифры.

  •  Мы пойдем по дороге, где стоит цифра 3, потому что она самая короткая — сказал папа.
  •  Что-что? Короткая? Что это такое? — поинтересовались дети.
  •  У дороги есть длина и ширина, — ответил папа.

Воспитатель просит кого-нибудь из детей показать длину и ширину дороги.

Если сравнить предметы по ширине, можно узнать, какой из них шире, а какой уже или они равны по ширине. А если сравнивать по длине, можно узнать, какой предмет длиннее, а какой короче. Давайте сравним дороги сначала по ширине, а потом по длине и проверим, действительно ли дорога под цифрой 3 самая короткая. У детей аналогичные дорожки и они индивидуально выполняют задание за столами. Воспитатель уточняет и обобщает ответы детей.

  •  Правильно, все дорожки равны по ширине, а по длине разные. Но дорожка под номером 3 действительно самая короткая.
  •  Пап, неужели и этому учат в стране Математике? — спросил Квадрат.
  •  Да! — ответил папа.
  •  Значит, на математике учат называть и писать цифры, считать, определять величину предметов, — задумался Квадрат.
  •  Правильно! — похвалил папа.

И пошли они дальше. Шли они, шли и дошли до озера, там стояло 3 плота: круглый, квадратный и прямоугольный. (Воспитатель выставляет на флане- леграф.) Папа говорит:

  •  Поплывем на квадратном плоту.
  •  А какой это — квадратный? — спросили дети.
  •  Вот этот. (Какой плот выбрал папа?)
  •  В этом тоже математика помогла. Она знакомит нас и с геометрическими фигурами.

Переплыли они на другой берег и не знают, куда идти дальше. Решили спросить. Видят перед собой три избушки. У одной избушки окно четырехугольное, у другой пятиугольное и у третьей — шестиугольное. (Выставляет на фланелеграф.)

Папа предложил войти в избушку с пятиугольным окном. (Покажите, в какую избушку они войдут и почему.)

Вошли они в дом, а там сидитБабушка-Загадушка и говорит:

  •  Решите мои примеры — помогу вам. — И задала вот такие примеры.

Воспитатель вывешивает примеры на стенде.

5 + 2 =

8-2=

Сынишка Квадрат и дочка Кружок очень испугались, а папа Прямоугольник быстро решил примеры и сказал:

  •  Вот и еще раз мне помогла математика.

Дети пишут ответы у себя на листе, а потом рассказывают Квадрату и Кружку, как они их решали.

  •  Значит, знание математики помогает еще и решать примеры.

Указала Бабушка-Загадушка им путь к Замку и сказала, что идти им туда не меньше недели.

  •  Пап, а что такое неделя? — спросил сын.
  •  Неделя — это семь дней, — ответил папа.
  •  А какие это семь дней? — спросила дочка. (Что ответил папа ?)

И в этом математика помогла. Значит, она еще знакомит нас с тем, как измеряется время. (А чему еще учит математика ? Что вы можете вспомнить из сказки?)

Но на этом путешествие по стране Математике трех геометрических фигур не закончилось. Мы вместе с ее героями будем и дальше путешествовать, и многое узнаем о математике.

Что рассказала волшебная книга

Задачи:

  •  продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  •  учить понимать пространственное расположение: верхняя (нижняя) часть листа, нижний (верхний), правый (левый) угол, и др., понимать предлоги (под, над, рядом, одна под другим, выше, ниже), рисовать линию, поворачивая ее в том или ином направлении по словесной инструкции;
  •  систематизировать знание геометрических фигур;
  •  закреплять знание порядкового и количественного счета. Оборудование: фланелеграф. Пособия для фланелеграфа:

фигурки с нарисованными лицами (мамы Овала, папы Прямоугольника, сына Квадрата, дочки Кружочка и Бабушки-Загадушки), домик Бабушки-Загадушки, макет плана с нарисованными в верхней части листа в ряд 10 деревьями, а в левом нижнем углу рисунком Замка (без рисунка дорожки, озер, домика и квадратов), черный, синий коричневый и красный фломастеры.

На каждого ребенка: макеты планов (как на фланелеграфе), карандаши черного, синего, коричневого и красного цвета. 

Воспитатель. Сегодня мы продолжим путешествие по стране Математике вместе с семьей геометрических фигур, назовите их. На прошлом занятии они помогли нам разобраться, чем занимаются в стране Математике, напомните мне, чем именно.

Вы помните, что сказала героям Бабушка-Загадушка? (Сколько им идти до Замка, назовите.) Что же, слушайте продолжение...

  •  Идти вам, — сказала Бабушка-Загадушка, — не меньше недели, но для этого вам надо нарисовать этот путь на волшебном листе. Вот он. (Достает и показывает лист бумаги в клетку.)
  •  Ой, а мы не умеем, — чуть не расплакались Кружок с Квадратом.
  •  Ничего, — сказал папа Прямоугольник, — математика и в этом нас выручит. Говори, Бабушка, что мне надо рисовать.
  •  Сейчас возьму свою волшебную книгу. (Достает воспитатель.) Вот она. Вот на этом волшебном плане нарисуете дорогу к Замку.

Детям раздаются листы бумаги в клетку.

Если вы правильно выполните задание, описанное в моей волшебной книге, без труда найдете дорогу к Замку. А сейчас слушайте внимательно...

Видите, в верхней части листа расположены в ряд деревья? Это наш лес, где стоит моя избушка, а стоит она рядом с шестым деревом. Возьмите коричневый карандаш и поставьте прямо под шестым деревом точку, отступив клеточку вниз, еще точку.

Дети выполняют.

Теперь возьмите простой карандаш и, отступив еще одну клетку вниз, поставьте там малюсенькую точку. Теперь возьмите опять коричневый карандаш и отступите от нее одну клетку вправо и одну влево и там поставь точки. Поставили?

Воспитатель проверяет, как дети справляются.

Теперь соедините коричневые точки между собой. Получилась крыша моего домика? Да? Тогда прямо под крышей дорисуйте квадрат, чтоб получился целый домик. Длина стороны квадрата должна быть равна двум клеткам. А сейчас очень важно! Слушайте внимательно! Найдите второе дерево, считая слева направо, отступите вниз 3 клетки и поставьте точку голубым карандашом. От этой точки отступите вниз 2 клетки и снова поставьте точку тем же карандашом. Между двумя голубыми точками нарисуйте круг. От нижней голубой точки отступите вниз еще 3 клетки, нарисуйте под первым кругом еще один такой же круг. Кругами мы изобразили озера. Оба озера надо закрасить голубым цветом. Закрасили? Озеро, которое выше — с мертвой водой, обведите его в черный треугольник. А озеро, которое ниже, — с живой водой — обведите его в красный квадрат.

Теперь найдите десятое дерево, отступите вниз одну клетку и нарисуйте квадрат со стороной в 2 клетки. Таких квадратов должно быть на 2 больше, чем кругов. Квадраты должны быть расположены один под другим. Сколько получилось квадратов? Квадраты обозначают дома. Во всех этих домах живут ваши враги, смотрите не попадитесь им. Половину квадратов закрась черным, а половину — коричневым. В черных домах живут кикиморы, а в коричневых — лешие.

Теперь самое важное! Вернемся к нашему домику. Поставьте карандаш в левый нижний угол домика и ведите вниз линию, равную 5 клеткам, теперь поверните линию на 3 клетки влево, затем опять 3 клетки вниз и 10 клеток вправо, 5 вниз, 1 вправо, еще 5 вниз, 7 вправо, 4 вниз и 3 вправо. Вот мы и добрались до Замка.

 Ой, вижу, вы устали, у Кружочка глазки слипаются, а Квадрат зевает. Вам надо отдохнуть перед трудной дорогой. Утро вечера мудренее. А продолжение сказки в следующий раз...

Перед трудной дорогой к Замку

Задачи:

  •  учить различать и называть определенный по счету день недели (первый день недели — понедельник, второй — вторник и т.д.);
  •  учить измерять длину с помощью условной мерки, закреплять правила измерения;
  •  формировать представления о составе чисел 6 и 7 из двух меньших;
  •  закреплять порядковый счет в пределах первого десятка. Оборудование: фланелеграф. Пособия для фланелеграфа:

фигурки с нарисованными лицами (папа Прямоугольник, сын Квадрат, дочка Кружок), дорога и мерка, апельсины, груши, огурцы, морковки (по 6 шт.), макет плана, черный фломастер.

На каждого ребенка: черный карандаш, дорожки, мерки.

***

Воспитатель. Сегодня мы с вами услышим продолжение сказки. Вспомним, на чем мы остановились в прошлый раз... Бабушка-Загадушка показала нашим героям дорогу к Замку (назовите этих героев) и рассказала, что им может повстречаться на пути. (Назовите и покажите на плане. Что обозначают круги, квадраты?)

Слушайте же продолжение... Долго ли, коротко ли, наступил первый день новой недели.

(Какой? Назовите его.)

  •  И папа меньше недели, а в неделе... (Сколько дней ?)
  •  Но как же мы узнаем, хватит ли нам семи дней, чтобы добраться до Замка, ведь путь такой длинный? — спросила Кружок.
  •  А путь можно измерить, — ответил папа.
  •  Измерить? Как это? — удивились дети.
  •  А вот как, — сказал папа и достал вот что.

На фланелеграф прикрепляется макет дороги и демонстрируется мерка.

Вот это наш путь, а вот это мерка, с помощью которой мы измерим длину и выясним, успеем ли мы за 7 дней добраться до Замка. Мерка обозначает расстояние, которое мы сможем с вами пройти за один день. Если она уложится в этой дороге 7 раз, значит, мы успеем добраться до Замка за неделю. Понятно?

Дети отвечают.

  •  А как ты будешь измерять? — поинтересовался Квадрат.
  •  Слушайте внимательно правила: чтобы измерить длину с помощью условной мерки, мне понадобятся карандаш и палочки. А теперь смотрите и запоминайте, как я буду это делать! Вот наш путь. (Показывает.) Вот здесь он начинается. К самому началу пути я прикладываю мою мерку и там, где она заканчивается, ставлю метку карандашом. Как только я приложил мерку, откладываю одну палочку.

Далее каждый этап демонстрируется и комментируется одновременно.

Прикладываю мерку, откладываю палочку и ставлю метку. Следующую мерку прикладываю точно к метке и опять откладываю палочку и ставлю новую метку.

Одна палочка — один день, две палочки — два дня и т.д. Значит, сколько мерок уложилось в дороге — столько и палочек, а так как мерки обозначают дни, следовательно, и палочки обозначают дни, значит, сколько палочек — столько дней. Давайте посчитаем, сколько палочек я отложил. Значит, сколько дней понадобится, чтобы дойти?

Дети. Семь.

Воспитатель. Хватит ли нам недели?

Дети. Да.

  •  Да, хватит, — ответили Кружок с Квадратом.
  •  А теперь, — сказал папа, — попробуйте сами.

Воспитатель. Давайте проверим, хватит ли недели нашим героям.

К доске вызывается ребенок, и все этапы подробно проговариваются еще раз. Далее дети работают самостоятельно, воспитатель помогает и проверяет.

Но прежде чем вам идти, помогите мне решить задачу, которую мне задал Старик-Годовик, — сказала Бабушка-Загадушка. — Для гостей он приготовил 5 столов. За каждым из них будет сидеть по 6 гостей. На каждом столе в двух вазах должны лежать по 6 фруктов. Но в двух вазах не могут лежать одинаковые фрукты. На каждом из столов они должны быть разложены по-разному. Раскладывать надо апельсины и груши. Как это сделать, ума не приложу! Помогите!

Прямоугольник взялся за тело и предложил дочке и сыну помочь ему.

Он расставил 5 столов. На каждый поставил по 2 вазы и стал раскладывать фрукты, приговаривая: «На этом столе в одну вазу я положу 6 фруктов таким образом — 1 апельсин в одной вазе и 5 груш в другой. На следующем —

              2  апельсина и 4 груши.

Затем    3 апельсина и 3 груши».

Все демонстрируется на флане- леграфе. К процессу раскладывания привлекаются Квадрат и Кружок.

Спасибо, дорогие. Вы все сделали правильно. Я теперь и сама вижу, что шесть можно составить как 1 и 5, или 2 и 4, или 3 и 3. — Обрадовалась Бабушка-Загадушка.

Далее детям предлагается самостоятельно составить на столах группы из 7 овощей (огурцов и помидоров) у доски. Каждый раз комментируется, из каких предметов составили, и сколько их потребовалось.

— Задание мы выполнили и нам пора в путь, иначе не хватит недели. Мы сегодня научились измерять, это пригодится нам в дороге. Итак, в путь! Он предстоит нелегкий.

Сказав эти слова, они попрощались с Бабушкой-Загадушкой и пошли дальше.

В городе Задач

Задачи:

  •  закреплять умение различать правую и левую сторону относительно себя;
  •  упражнять в решении арифметических задач, продолжать учить различать части задачи (условие и вопрос), выкладывать условие задачи на фланелеграфе, записывать условие и решение с помощью цифр и знаков «+», «—», «=»;
  •  продолжать учить решать арифметические примеры, «записывать» их под диктовку;
  •  закреплять умение считать в обратном порядке в пределах первого десятка;
  •  учить делить круг на 4 равные части, понимать, что целое больше части, при сравнении частей пользоваться словами (больше, меньше, равны), называть четверть и половину. Оборудование: фланелеграф. Пособия для фланелеграфа:

фигурки с нарисованными лицами героев сказки, 10 яблок, знаки «=», «—», «+», указатель «город Задач», 2 больших оранжевых круга, 3 дороги, 10 камушков с нарисованными на них цифрами, речка, листы с примерами.

На каждого ребенка: листы бумаги, оранжевые круги, карандаши, ножницы, набор цифр и знаков. Воспитатель. В прошлый раз наши герои отправились в путь. Какой это было день недели?

Дети. Понедельник.

Воспитатель. Перед тем как отправиться в путь, что они делали?

Дети. Измеряли длину дороги меркой, составляли числа по- разному.

Воспитатель. Итак, слушайте продолжение. Долго ли, коротко ли, повстречали они на пути маленькую девочку Треугольничек. Она стояла на дороге и плакала.

  •  Чего ты плачешь? — спросила Кружок.
  •  Я не могу найти дорогу домой, — ответила девочка.
  •  Ты что, заблудилась? — спросил Квадрат.

-Да!

  •  Так здесь же указатель. На нем написано, куда идти, — сказал папа.

На фланелеграфе прикрепляются указатель и 3 дороги.

  •  А я читать не умею, — опять заплакала девочка.
  •  Мы тебе поможем. Где ты живешь?
  •  Мой городок называется Танграм.

 Ну что ж, сейчас мы выясним, где он находится. На указателе написано вот что: «Направо пойдешь — в город Танграм придешь, налево пойдешь — к кикиморам попадешь, а прямо пойдешь — в город Задач придешь». Ну вот, тебе направо.

  •  Ой, а я не знаю где право, — огорчилась девочка.
  •  И я не знаю! — сказал Квадрат.
  •  И я, — воскликнула Кружок.
  •  Ничего, — сказал папа, — математика нам поможет! (Какая дорога справа от героев ?)
  •  Тебе сюда, — сказал Квадрат.
  •  Спасибо, — поблагодарила девочка Треугольничек и пошла в город Танграм.

-Ну а у нас выбор не велик: налево пойдем — к кикиморам попадем, а нам туда не надо. Остается только вперед. (Покажите, куда пойдут герои ?) Пошли они в город Задач. Шли они дорогами трудными, лесами дремучими и наконец дошли до цели.

Там их встретили знаки: Плюс, Минус, Равно и спрашивают:

  •  Зачем вы к нам пожаловали?
  •  Мы ищем дорогу к Замку, — ответили Кружок с Квадратом.
  •  Мы поможем вам, — сказали знаки, — если вы решите наши примеры и задачи. Решите несколько примеров, а ответ зарисуйте кружками.

Дети под диктовку записывают примеры у себя на листах, а после их решения ответы вывешиваются на фланелеграфе.

  •  Молодцы, с этим вы справились, а теперь решите задачу: на тарелке лежало 7 яблок. Петя положил туда еще 3 яблока. Сколько стало яблок на тарелке?
  • Дети отвечают. Как вы решали задачу? Какие арифметические действия выполняли?

Далее детям предлагается выложить условие задачи на фланелеграфе.

  •  Хорошо, задачу вы решили, а теперь запишите условие задачи с помощью цифр и знаков.

Задание повторяется снова и детям предлагается записать условие задачи на столах с помощью набора цифр и знаков. Затем оно выкладывается на фланелеграфе.

  •  И с этим вы справились. Ну а теперь приглашаем к столу!

Накормили героев, каждому дали по котлете, кусочку хлеба и стакану молока. (Сколько нужно кусочков хлеба, чтоб каждому досталось по одному?) Пообедала семейка геометрических фигур, а Плюс и говорит им:

  •  Ваш путь длинный. Он проходит через город Цифр, город Круглый год, города Фигур, Линий, Величин и Математических загадок. Пройдете все эти города, а там и до Замка недалеко.

Попрощались фигуры с городом Задач и пошли дальше. Они минули лес, горы, подошли к Речке и спрашивают:

  •  Речка-речка, как нам перебраться на другой берег?

 Видите камушки с цифрами? — отвечает им Речка, — вы можете перебраться по ним на другой берег, если будете двигаться, начиная от самой боль шей цифры и заканчивая самой меньшей.

Дети определяют, как надо двигаться.

Мы совсем забыли про маму Овал, которую оставили дома. Давайте посмотрим, что она делает, пока герои перебираются через реку. А мама в это время делила апельсин поровну, чтобы угостить 4 соседних ребятишек.

На фланелеграфе выкладывается апельсин.

Вот это апельсин. Как разделить его на 4 равные части? Сначала мы поделим апельсин пополам, вот так.

Демонстрируется прием складывания.

Получилось 2 равные между собой половины. А теперь разделим каждую половину еще пополам. Получилось 4 четверти. Они равны между собой? А теперь разделите апельсины, которые лежат у вас на столах на 4 равные части.

Дети сначала складывают, а потом разрезают.

Скажите, а как называются части, на которые вы разделили апельсин?

Дети отвечают.

Да, четверти. А что больше: целый апельсин или четверть? Что больше: половина или четверть?

Дети отвечают.

Да, половина больше, потому что состоит из двух четвертей.

Составьте половины из четвертей. Сколько четвертей составляют апельсин? Хватит ли их на четырех детей? Сколько достанется каждому?

Но вернемся к нашим героям. Они уже подходят к городу Цифр. Приближается вечер, заканчиваетсяпервый день недели. (Какой?) Что произойдет с ними в городе Цифр, узнаем в следующий раз.

В городе Цифр

Задачи:

  •  повторять название и начертание цифр;
  •  продолжать учить находить пропущенное число при счете в прямом и обратном порядке;
  •  закреплять знание того, что последующее число больше предыдущего на 1, а предыдущее меньше последующего на столько же;
  •  знакомить со знаками «<», «>»;
  •  упражнять в счете на слух, умении выполнять движения на 1 больше (меньше), чем услышали звуков;
  •  закреплять умение составлять заданное число из двух меньших.

Оборудование: фланелеграф. Пособия для фланелеграфа: фигурки с нарисованными лицами героев сказки, цифры 7 и 9, цифры от 1 до 10 и знаки «<», «>», металлофон, деревянные ложки, треугольник, часы с расположенными по кругу цифрами от 1 до 10 и стрелками, указатель «город Цифр».

На каждого ребенка: черные карандаши, листы в клетку.

* * *

Воспитатель. Сегодня мыс вами продолжим нашу сказку, но сначала вспомним, в каком городе побывали наши герои в прошлый раз и что они там делали.

Дети отвечают.

Итак, продолжим сказку. Подходят фигуры к городу Цифр, к ним выходят две цифры. На фланелеграфе выставляются цифры 7 и 9.

И спрашивают:

  •  Зачем вы к нам пожаловали?
  •  Мы идем к Замку! — отвечает Квадрат.
  •  Вы нам поможете его найти? — спрашивает Кружок.
  •  Поможем, если вы выполните наши задания, — отвечают цифры.
  •  Хорошо, мы согласны, — говорит папа.
  •  Тогда для начала отгадайте загадку, какие цифры могут так сказать о себе: «Повернешь меня вниз головой, и я стану другой».

Дети отвечают, а воспитатель просит одного ребенка выложить эти цифры на фланелеграфе.

  •  Да, с этим вы справились, — говорит Семерка, — а теперь вот какое задание: я сейчас ударю молоточком несколько раз, а вы найдете карточку с такой цифрой, сколько раз я ударила.

Затем дается аналогичное задание, но воспитатель издает звуки на треугольнике, деревянных ложках 34 ширмой.

  •  Справились, молодцы,— похвалила Девятка,— а теперь я буду называть ряд чисел от 1 до 10 в обратном порядке и пропущу одно, а ваша задача — найти число, которое я пропустила, и выложить соответствующую карточку с цифрой.

Ряд называется 3 раза в прямом и обратном порядке, и при этом каждый раз пропускаются разные числа.

  •  А теперь посмотрите, я перед вами поставлю цифру 7. Назовите ее соседей и запишите. Какие получились цифры? Какая цифра стоят перед 7? (6.) На сколько 6 больше 7? (На 1.) А 6 — это предыдущее или последующее число по отношению к 7? (Предыдущее.) А какое последующее? (8.) На сколько оно больше 7? (На 1.) Значит последующее число больше предыдущего на 1, а предыдущее меньше последующего на 1.

 А вы знаете, ведь в нашем городе Цифр живут специальные знаки, которые называются «больше» и «меньше». С их помощью мы можем записать, какое число больше, а какое меньше. Вот эти знаки. (Выставляет их на фланелеграфе.) Посмотрите, оба знака усатые: у одного знака усики расширяются вправо , а у другого влево. Вот этот знак «больше», у него усы расширяются влево. А этот знак «меньше». В какую сторону расширяются усы унего? А теперь слушайте внимательно и запоминайте: усы всегда повернуты в сторону большего числа. С какой стороны от знака «больше» должно стоять большее число?, а меньшее?

Воспитатель вызывает ребенка, чтобы поставить числа 6, 7 в это соотношение.

А с какой стороны от знака «меньше» должно стоять большее число? (С правой.) А меньшее? (С левой.) Это какой знак? (>.) А это? (<.) Напишите знак «>». Теперь расположите цифры 5 и 4 по разным сторонам этого знака.

Воспитатель выкладывает правильный вариант на фланелеграфе.

Напишите знак «<». Теперь поставьте цифры 7 и 8 по разным сторонам этого знака правильно. Я буду называть числа, а вы запишите их знаками и цифрами 3 > 2, 7 > 6, 4 < 8, 5 > 1.

После каждого примера правильный вариант выкладывается на фланелеграфе.

С этим заданием вы тоже справились. А вот задание от Семерки.

Выкладывается ряд цифр от 1 до 10.

Какие цифры в ряду <6, >7, <4,  >8?

Те числа, которые стоят до любого названного числа меньше его, а те, которые стоят после него — больше.

  •  Ой, вы, наверное, устали, — подметила Девятка. — Тогда разомнемся немного. Следующее испытание для вас будет такое: вам нужно присесть на 1 раз меньше, чем я хлопну в ладоши. (Хлопает 5 раз.) А теперь топнуть правой ногой на 1 раз больше, чем я хлопну. (Хлопает Зраза.) Теперь левой на 1 раз меньше. (Хлопает 7раз.)
  •  И последнее испытание. Посмотрите, перед вами часы с числовыми карточками и стрелками. Это не обычные часы. Сейчас поймете почему. Глядя на эти часы, ответьте на мои вопросы: какие два числа составляют число 5? Выложите их цифрами.

Дети называют свои варианты. Воспитатель ставит на эти числовые карточки стрелки часов.

Найдите 2 числа, которые составляют число 7.

Процедура проверки та же, но можно попросить ребенка поставить стрелки.

  •  Молодцы, — сказали цифры, — испытание вы прошли. Теперь ваш путь лежит в город Фигур.

Поблагодарили Кружок, Квадрат и Прямоугольник цифры и пошли дальше. Подходил к концу второй день недели. (Какой?) Наши герои решили заночевать в лесу. И вдруг посредине ночи их разбудил странный шум...

В следующий раз узнаем, что это было.

Неожиданная встреча

Задачи:

закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;

‘ Продолжение. Начало см. в № 1/2014.

упражнять в умении последовательно рассматривать и вписывать расположение гео¬метрических фигур на листе бумаги в клетку;

-закреплять представление о многоугольниках;

—        учить изображать геометрические фигуры под диктовку воспитателя;

—         учить делить квадрат на 4 равные части двумя способами (по диагонали и вдоль и поперек);

—         закреплять название частей: половина, четверть;

—         продолжать формировать понимание того, что целое больше части, а часть меньше целого;

—         развивать логическое мышление.

Оборудование: фланелеграф. Пособия для фланелеграфа: фигурки с нарисованными лицами (мама Овал, папа Прямоугольник, сын Квадрат, дочка Кружок и Бабушка-Загадушка), образец карточки с расположенными на ней геометрическими фигурами, «пеньки» трех-, четырех-, пяти-, шести-, и восьмиугольной формы, сундук с замком-ромбом и 3 ключа к нему разной формы (треугольной прямоугольной и ромбовидной), Волшебница, указатель «Город Фигур», 3 квадрата-торта, трафареты пятиугольника и треугольника, листы бумаги, ножницы, фломастер.

На каждого ребенка: черный карандаш, листы в клеточку, карточки с нарисованными геометрическими фигурами, по 2 квадрата, трафареты пятиугольника и треугольника.

* * *

Воспитатель.  Подходил к концу второй день недели. (Какой?) Наши герои решили заночевать в лесу. И вдруг посредине ночи их разбудил странный шум....

Вспомните, чем занимались герои в городе Цифр. На чем закончилась сказка в прошлый раз? Они проснулись от какого- то шума. Оглянулись, прислушались: никого нет. Опять закрыли глаза. Шум повторился. Они снова встрепенулись.

—         Кто здесь? — спросила испуганно Кружок.

—         Помогите! — раздалось в ответ.

—         Кто это? — удивился Квадрат.

—         Помогите! Это я, маленькая Волшебница! — ответил кто-то.

—         Ты где? Мы тебя не видим.

—         Я здесь, заперта в сундуке!

—         А где сундук? — спросил Прямоугольник.

—         Посмотрите, рядом с вами ряд пеньков от многоугольных деревьев. Деревья давно срубили, а пеньки остались. Посмотрите: там есть трех-, четырех-, пяти-, шести- и восьмиугольные пеньки (выкладывает на фланелеграфе). Сундук рядом с шестиугольным.

Начали все члены семьи искать, где же шестиугольный пенек. (Какой он по счету, покажите.)

—         Мы нашли! Нашли! — закричал радостно Квадрат.

—         Посмотрите внимательно, сундук справа от пенька, — сказала Волшебница. (Где он должен стоять?)

—         Мы нашли сундук! Где от него ключ? — спросил папа.

—         Там лежат несколько ключей (выкладывает на фланелеграфе). Это злая Волшебница придумала. Вам надо внимательно посмотреть на замок и подобрать к нему ключ.

—         Вижу! Вот ключи! — закричал Квадрат. (Какой ключ выбрал Квадрат ?)

Открыли сундук герои и выпустили маленькую Волшебницу(выкладывает на фланелеграфе), а она им и говорит: «Спасибо вам, друзья! Куда вы путь держите?»

—         Мы идем в город Фигур, а потом к Замку.

—         Я перенесу вас туда, а то вы не доберетесь без препятствий.

—         Спасибо!

—         Тогда приготовьтесь!

Сказав эти слова, Волшебница перенесла наших героев в город Фигур. Они попрощались, и Волшебница обещала, что поможет, если они попадут в беду.

—         А как нам тебя позвать?

—         А это очень просто, — ответила Волшебница. — Скажите: «Волшебница страны Математики, появись!», и я приду к вам на помощь!

—         Спасибо, — сказали они и вошли в город Фигур, где их встретил Пятиугольник (выставляет на фланелеграф) и спросил:

—         Зачем пожаловали?

—         Мы идем в Замок математических знаний! Наша дорога проходит через ваш город.

 Мы поможем вам, если решите наши задачи, — сказал Пятиугольник.

—        Хорошо, мы согласны.

  •  Тогда слушайте первое задание: что расположено в левом верхнем углу листа? (Ромб.) В середине листа между кругом и прямоугольником? (Шестиугольник.) В нижнем правом углу листа? (Квадрат.) Где расположен овал? Где находится прямоугольник? Что находится справа от круга? А теперь возьмите трафарет пятиугольника и нарисуйте его между ромбом и овалом. Теперь возьмите трафарет треугольника и нарисуйте его между овалом и квадратом. Молодцы, а теперь нарисуйте фигуры в такой последовательности, какой я буду их называть, — сказал Пятиугольник.

Дети рисуют фигуры слева направо с обратной стороны листа.

  •  Треугольник, круг, квадрат, овал, ромб, треугольник, круг, квадрат. А теперь продолжите сами эту цепочку. Покажите, что получилось? Молодцы! А теперь можете отдохнуть.

А мы пока посмотрим, чем дома занимается мама (выставляет на фланелеграф фигурку мамы). А мама испекла квадратный апельсиновый торт и пытается разделить его на четверых, но не может выбрать способ: можно делить по диагонали вот так.

Воспитатель показывает и затем просит детей сделать то же самое.

Они равны между собой?

Дети. Да.

Воспитатель. Как называется одна часть?

Дети. Четверть.

Воспитатель. Она больше или меньше целого?

Дети. Меньше.

Воспитатель. А кто мне может показать другой способ деления? Да, пополам, а потом еще раз пополам.

Воспитатель показывает способ деления на фланелеграфе, а дети выполняют это самостоятельно.

Равны ли части между собой?

Дети. Да.

Воспитатель. Как называется одна часть?

Дети. Четверть.

Воспитатель. Возьмите одну четверть от первого и одну четверть от второго деления. Посмотрите, они равны. Мы делили квадрат разными способами, но части получились равными и не важно, что они разной формы.

Давайте же попрощаемся с мамой и посмотрим, что делают наши герои. А они тем временем направляются в город Круглый год. Но на этом наша сегодняшняя сказка закончилась. Продолжение в следующий раз.

В гостях у Старика-Годовика

Задачи:

 учить определять время по часам и «записывать» его цифрами;

  •  закреплять представления временах года, их последовательности;
  • закреплять знания назван месяцев года, о том, что 1 год — это 12 месяцев, 1 месяц — 4 недели, 1 неделя —

7 дней;

  •  закреплять понятия «раньше» «позже», «потом», «после это-! го»;
  •  развивать фантазию, сообразительность, логическое мышление.

Оборудование: фланелеграф.

Пособия для фланелеграфе фигурки с нарисованными лицами героев сказки, Старика Годовика, образец карточки: нарисованной моделью года карточка с четырьмя циферблатами, расположенными одна под другим с левой сторон» листа формата А 4 (стрелки показывают разное время) и четырьмя с правой, расположенными также один под другим (стрелок у часов нет, время записано рядом с цифрами), указатель «Город Круглый год». 4 набора карточек

— дней недели, фломастер.

На каждого ребенка: черный карандаш, карточки с недорисованными моделями года, карточки формата тетрадного листа г клетку с нарисованными циферблатами, как на фланелеграфе.

* * *

Воспитатель. Вспомните, какие города наши герои уже посетили?

Дети. Город Задач, город — Цифр , город Фигур.

Воспитатель. А теперь они подходят к городу Круглый год (выставляет на фланелеграф указатель). Их встречает Старик - Годовик (выставляет на фланелеграф фигурку) и спрашивает:

  •  Зачем пожаловали?
  •  Мы идем к Замку математических знаний, — сказал Квадрат.
  •  Я — Кружок, это мой братик  Квадрат, а это наш папа Прямоугольник, — сказала Кружок. — А тебя как звать?
  •  Меня зовут Старик-Годовик.
  •  А почему тебя так назвали? — поинтересовался Квадрат.
  •  Я отсчитываю года, — отвечает Старик-Годовик. — Тебе сколько лет, Квадрат?
  •  Мне шесть. (Поднимите руки, кому 6 лет.)
  •  А мне уже 7 исполнилось, — :ответила Кружок. (Кому тоже 7 лет, поднимите руки.)
  •  Что ж, — проговорил Старик -Годовик, — это вы знаете, а теперь отгадайте мои загадки.
  •  Постараемся, — сказал папа Прямоугольник.

Дел у меня немало —

Я белым одеялом Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня ... (зима).

Я раскрываю почки,

    В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня ... (весна).

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

Купайтесь! — приглашаю.

И любите за это Вы все меня, я ... (лето).

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен И елочек. Я ... (осень).

— Молодцы, с этим вы быстро справились. А теперь еще одно сложное задание: какое время года наступает после зимы? Какое время года наступает после лета? Когда начинаются занятия в школе? Что бывает раньше — зима или весна? Что бывает позже — осень или лето?

И эти загадки отгадали. А теперь скажите, какие зимние (весенние) месяцы вы знаете?

А теперь ответьте, месяцы какого времени года я буду называть: июнь, июль, август.

Какой месяц раньше — сентябрь или октябрь? А какой месяц позже — март или апрель? Сколько месяцев в году? Сколько дней в месяце? Сколько недель в месяце? Сколько дней в неделе?

Если дети затрудняются в ответах на эти вопросы, то правильный ответ дает папа Прямоугольник.

  •  Да, вы знаете, что в году 4 времени года, в каждом — 3 месяца, в каждом месяце 4 недели, а в неделе 7 дней.

Раз вы все так хорошо знаете, то давайте построим схему года, чтобы Квадрат и Кружок лучше поняли, из чего состоит год.

Воспитатель выкладывает в середину фланелеграфа большой круг, раскрашенный в четыре цвета, которые символизируют времена года: белый, зеленый, красный, желтый.

Вот он год. Как вы думаете, что обозначают его цвета? Правильно, это 4 времени года — зима — белый цвет, весна — зеленый, лето — красный, осень — желтый. Сколько месяцев в каждом времени года?

Дети отвечают.

  •  Посмотрите, на столе лежат двенадцать разноцветных кружков. Как вы думаете, что каждый из них означает?

Если дети затрудняются, то воспитатель обращает внимание, что здесь есть 3 кружка зеленых оттенков — светло-зеленый, ярко-зеленый, темно-зеленый — это месяцы весны. Аналогично рассматриваются кружки красных оттенков — розовый, ярко-красный, бордовый; желтый лимонный, темно-желтый, оранжевый. Зимние месяцы имеют белый, голубой и серый цвет;

  •  Давайте разложим эти круги в соответствии с тем временем года, к которому они относятся.

Дети подходят и выкладывают круги-месяцы, называя их.

  •  Сколько полных недель в каждом месяце?

Дети отвечают.

Правильно, четыре. На столе лежат еще кружки. Они маленькие и каждый из них раскрашен в разные цвета. Что они обозначают? Это 7 цветов радуги, которые символизируют 7 дней недели. Давайте и их разложим по своим местам. Рядом с каждым месяцем мы положим по 4 недели. Дети выходят и выкладывают кружки на фланелеграфе.

— Мы теперь поняли, что такое год! — закричали радостно Квадрат и Кружок.

Воспитатель. Давайте с вами поиграем в игру «Неделя, стройся!».

Дети делятся на 2—3 команды. Дети — дни недели, в соответствии с которыми каждому ребенку выдается карточка, указывающая, какой он день. По первому сигналу бубна они разбегаются, а по второму — строятся, соблюдая порядок дней недели. Игра проводится 2—3 раза со сменой карточек.

Молодцы, хорошо знаете дни недели. А теперь давайте вернемся к нашим героям.

  •  А вы умеете определять время по часам? — спросил Старик-Годовик.
  •  Не умеем, — расстроились Квадрат и Кружок.
  •  А я вас научу! Вот это часы.

Воспитатель достает модель механических часов.

Посмотрите, у часов есть 2 стрелки: большая и маленькая. Целый круг большая стрелка пробегает — прошел час, половину круга — полчаса, четверть круга — четверть часа. Но стрелка может пробежать не один, а несколько кругов. Для того чтобы это отметить, используют цифры и еще одну маленькую стрелку, которая будет их отсчитывать. Круг, на котором написаны цифры и по которому двигаются стрелки, называется циферблатом. (Сколько на циферблате цифр?) А теперь я покажу, как по часам определять время. Большая стрелка начинает свое движение по кругу сверху, где написана цифра 12. Вот она прошла полкруга. Как вы думаете, сколько времени прошло? Правильно — полчаса. А если большая стрелка прошла целый круг, то прошло сколько времени? Правильно, час. Количество пройденных кругов большой стрелкой отсчитывает маленькая стрелка. Значит, мы должны ее поставить на цифру 1. Видите, теперь большая стрелка снова продолжает свое движение по кругу. И прошла она только четверть круга. Следовательно, прошло четверть нового часа. Но потом она прошла весь круг целиком, т.е. прошел еще час, а всего 2 часа. Значит, маленькая стрелка должна передвинуться на какую цифру? Правильно, на цифру 2. А теперь представьте, если большая стрелка пробежала 5 полных кругов, сколько часов покажут часы? Правильно, 5 ч. Покажите, как будут расположены стрелки.

А теперь скажите, какое время показывают часы? Воспитатель показывает варианты: 7, 9, 12.

Вы поняли? А сейчас возьмите листочки, посмотрите, сколько времени показывают ваши нарисованные часы и запишите справа цифрой.

Воспитатель показывает, как можно записать время цифрами.

А теперь нарисуйте, как должны быть расположены стрелки в соответствии с записью справа.

  •  Вы молодцы, справились со всеми заданиями, — сказал Старик-Годовик.
  •  Теперь мы умеем определять время по часам, — обрадовался Квадрат.
  • Спасибо, — поблагодарили герои и отправились дальше.

Долго ли, коротко ли шли они, вдруг из леса им навстречу выскочил... А кто это был, узнаем в следующий раз.

МБДОУ "Детский сад №1" пос. Палатка

        Воспитатель :

                                                                                                                                         Бырса Татьяна Сергеевна

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие по математике «Задачи по сказкам»

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превр...

Дидактическое пособие по математике «Задачи по сказкам»

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превр...

Проект "Дидактические сказки по математике"

Проект- презентация для педагогического совета на тему "Дидактические сказки по математике"Цель проекта:формировать математические представления дошкольников через сказку"...

Мастер – класс «Дидактическая сказка по математике» для детей среднего дошкольного возраста

Расширение знаний родителей о пользе использования сказочного сюжета с математическим содержанием в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного в...

Интегрированное занятие по конструированию во второй младшей группе по сказке «Колобок» с использованием дидактического пособия по математике Дары Фрёбеля.

Я работаю с детьми среднего дошкольного возраста. Мои воспитанники любознательные, активные, общительные, готовые узнавать каждый день что-то новое. Но, в силу своего возраста, у детей плохо сформиров...

Дидактическая игра по математике (по сказке "Муха Цокотуха") «ПАУТИНА»

Дидактическая игра на закрепление знаний геометрических фигур....