Программа кружка "Развивай-ка"
рабочая программа по математике на тему

Боровая Агрипина Александровна

За основу данной программы была взята игровая технология интеллектуально-творческого развития детей  "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича и Т.Г. Харько, дополненная работой с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера. Все обучение по технологии осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности - игре. Особенно меня привлекли оригинальные решения обыкновенных задач, заложенный в играх творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений. Как отмечено авторами, работу по технологии модно начинать с любого возраста дошкольного детства. Для реализации принципа постепенного усложнения детям сначала необходимо освоить материал, предназначенный для младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc361.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

интеллектуально-творческого кружка

по играм В.В.Воскобовича

«Развивай-ка»

для дошкольников от 4 до 6 лет

Автор:  

Воронцова Агрипина Александровна

воспитатель

г. Коряжма

2015 год

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.

Основы интеллекта индивида, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни. В дошкольном возрасте происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие внимания, восприятия , памяти и воображения.

Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудности

Применение развивающих игр в образовательном процессе позволяет перестроить педагогическую деятельность: уйти от обычных занятий с дошкольниками к познавательной игровой деятельности, организованной самостоятельной или с помощью взрослого. Они интересны для детей, различны по содержанию, динамичны и включают в себя излюбленные дошкольниками манипуляции с игровым материалом. Значение развивающих игр для детей, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно и с учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса решено разработать программу интеллектуально-творческого развития детей 4-6 лет.

За основу данной программы была взята игровая технология интеллектуально-творческого развития детей  "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича и Т.Г. Харько, дополненная работой с блоками Дьенеша и палочками Кюизинера. Все обучение по технологии осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности - игре. Особенно меня привлекли оригинальные решения обыкновенных задач, заложенный в играх творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений. Как отмечено авторами, работу по технологии модно начинать с любого возраста дошкольного детства. Для реализации принципа постепенного усложнения детям сначала необходимо освоить материал, предназначенный для младшего возраста.

Цель программы - формирование интеллектуальных умений и навыков через систему развивающих игр.

Задачи:

воспитательные

-гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;

-формирование базисных представлений(об окружающем мире, математических), речевых умений;

развивающие

-развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;

-развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;

-развитие воображения, креативности мышления(умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

обучающие

-построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре.

Срок реализации программы 2 года

Возраст детей 4-6 лет.

Принципы построения  занятий

-Системность.

-Учёт возрастных особенностей детей.

-Дифференцированный подход.

-Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.

- Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.

-Поэтапное использование игр.

-Гуманное сотрудничество педагога и детей.

-Высокий уровень трудности.

Формы организации детской деятельности

1.Логико-математические игры.

2.Интегрированные игровые занятия.

3.Совместная деятельность педагога и детей.

4.Самостоятельная игровая деятельность.

Реализация данной программы возможна при создании ряда условий:

1.Организация развивающей предметной среды:

-создание единого пространства для проведения занятий;

-оснащение комплектами игр и игровых пособий.

2.Организация педагогического процесса с детьми:

-программа может быть использована в любом дошкольном учреждении, независимо от реализуемой программы;

-программа предназначена для работы с детьми 4-6 лет.

Ожидаемые результаты:

-дети осваивают цифры и счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;

-умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;

-умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;

-у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;

-хорошо развита мелкая моторика рук.

Способы фиксации результатов:

Проведение психологической и педагогической диагностики интеллектуального развития детей в конце учебного года. (см. приложение)

Учебно-тематический план

Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп).

Программа «Развивай-ка» адресована дошкольникам и рассчитана на 2 года. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного усвоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 человек.

Работа с детьми осуществляется в 2 этапа (на каждый год обучения).

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю для каждой возрастной группы с 1 октября по 10 мая, первые три недели месяца проходит знакомство с играми и технологией их применения, в последнюю неделю проводится игровое занятие с использованием этих игровых пособий. Один раз в год проводится развлечение для детей.

В сентябре и мае проводится диагностика детей. 

Возрастная группа

Количество занятий (часов) в неделю

Количество занятий (часов) в год

Количество детей.

Средняя группа

1 (30мин)

27 (13час 30мин)

Не более 10

Старшая группа

1(30мин)

 27(13час 30мин)

Не более 10

Учебно-тематический план предполагает: дети первого года обучения при решении задач оперируют одним или двумя свойствами; задания для детей второго года обучения усложняются, при решении задач оперируют двумя, тремя свойствами.

Учебно-тематический план

Средняя возрастная группа

Наименование

раздела

Всего

час.

Форма

контроля

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

2 час 15 мин

Карта педагогического наблюдения

"Четырехцветный квадрат Воскобовича»

1 час

Карта педагогического наблюдения

«Фонарики Ларчик»

2 час

Карта педагогического наблюдения

"Лепестки"

30 мин

Карта педагогического наблюдения

"Шнур Малыш"

45 мин

Карта педагогического наблюдения

"Логоформочки 3"

30 мин

Карта педагогического наблюдения

"Чудо-крестики 1"

1 час

Карта педагогического наблюдения

"Чудо-крестики 2"

1 час

Карта педагогического наблюдения

«Кораблик Брызг-брызг»

1ч 15 мин

Карта педагогического наблюдения

Цифроцирк

30 мин

Карта педагогического наблюдения

Конструктор цифр

30 мин

Карта педагогического наблюдения

Чудо-соты

45 мин

Карта педагогического наблюдения

Чудо-цветик

30 мин

Карта педагогического наблюдения

Коврограф

30 мин

Карта педагогического наблюдения

Блоки Дьенеша

30 мин

Карта педагогического наблюдения

Итого

13час 30мин

Учебно-тематический план

Старшая возрастная группа

Наименование

раздела

Всего

час.

Форма

контроля

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

1 час

Карта педагогического наблюдения

"Четырехцветный квадрат Воскобовича»

1 час

Карта педагогического наблюдения

«Фонарики Ларчик»

1 час

Карта педагогического наблюдения

"Лепестки"

30 мин

Карта педагогического наблюдения

"Шнур Малыш"

30 мин

Карта педагогического наблюдения

"Логоформочки 3"

30 мин

Карта педагогического наблюдения

"Чудо-крестики 1"

30 мин

Карта педагогического наблюдения

"Чудо-крестики 2"

30 мин

Карта педагогического наблюдения

«Кораблик Брызг-Брызг»

1час

Карта педагогического наблюдения

Цифроцирк

30 мин

Карта педагогического наблюдения

Конструктор цифр

30мин

Карта педагогического наблюдения

Чудо-соты

30 мин

Карта педагогического наблюдения

Чудо-цветик

30 мин

Карта педагогического наблюдения

Прозрачный квадрат

1 час

Карта педагогического наблюдения

Геоконт

1 час

Карта педагогического наблюдения

Математические корзинки 5

30 мин

Карта педагогического наблюдения

Волшебная восьмерка

30

Карта педагогического наблюдения

Забавные цифры

30 мин

Карта педагогического наблюдения

Коврограф

30

Карта педагогического наблюдения

Блоки Дьенеша

30 мин

Карта педагогического наблюдения

Палочки Кюизенера

30 мин

Карта педагогического наблюдения

Итого

13час 30мин

Календарно-тематическое планирование

средняя группа

2015 - 2016 учебный год

Месяц

Используемые игры

Тема занятия

Срок проведения

Сентябрь

диагностика

3-4 неделя

Октябрь

 «Двухцветный квадрат Воскобовича»

Фигура "Домик"

Занятие № 1

"Превращения квадрата"

1 неделя

Игры на коврографе

Блоки Дьенеша

Занятие № 2

"Лопушок и гусеница Фифа"

2 неделя

«Фонарики Ларчик»

Занятие № 3

"Форма фонариков"

3 неделя

"Двухцветный квадрат Воскобовича"

«Фонарики Ларчик»

Занятие № 4

Игровое занятие  «Колобок»

4 неделя

С родителями

Ноябрь

Игры на коврографе:

"Фонарики Ларчик"

Занятие № 5

"Приключения Лопушка"

1 неделя

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

Фигура "Конфета"

Занятие № 6

"Превращения квадрата"

2 неделя

"Фонарики Ларчик"

"Чудо-крестики 1"

Занятие № 7

"Подарки для Магнолика"

3 неделя

"Лепестки"

"Шнур Малыш"

Занятие № 8

"Волшебная полянка"

4 неделя

С родителями

Декабрь

Игры на коврографе

Блоки Дьенеша

Занятие № 9

"Новые приключения Лопушка и Фифы"

1 неделя

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

Фигура "Летучая мышь"

"Логоформочки 3"

Занятие № 10

"Волшебные логоформочки"

2 неделя

"Чудо-крестики 1"

"Чудо-крестики 2"

Занятие № 11

"Строим башню"

3 неделя

С родителями

Январь

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

"Фонарики Ларчик"

"Логоформочки 3"

Занятие № 12

Логико-математическая игра

"Как лисенок и медвежонок собирались в гости"

3 неделя

"Цифроцирк"

"Шнур Малыш"

Занятие № 13

"Цифроцирк"

4 неделя

С родителями

Февраль

 «Двухцветный квадрат Воскобовича»

"Шнур Малыш"

Занятие № 14

"В цирке"

1 неделя

"Цифроцирк"

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

«Четырехцветный квадрат Воскобовича»

Занятие № 15

"Забавный цифроцирк"

2 неделя

"Конструктор цифр"

"Фонарики Ларчик"

Занятие № 16

"Мы строим дом, волшебный дом"

3 неделя

"Лепестки"

"Чудо-крестики 1"

"Чудо-крестики 2"

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

«Четырехцветный квадрат Воскобовича»

Занятие № 17

"В гости к веселым гномам"

4 неделя

С родителями

Март

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

"Чудо - соты 1"

"Чудо - цветик"

Занятие № 18

"Теремок"

1 неделя

Игры на коврографе

"Разноцветные веревочки"

"Лепестки"

Занятие № 19

"Приключения Фифы на полянке"

2 неделя

"Чудо-крестики 1"

"Чудо-крестики 2"

"Шнур Малыш"

Занятие № 20

3 неделя

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

«Четырехцветный квадрат Воскобовича» "

Шнур Малыш"

"Чудо-крестики 2"

Занятие № 21

4 неделя

С родителями

Апрель

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

«Четырехцветный квадрат Воскобовича» "

Шнур Малыш"

"Чудо-крестики 2"

Занятие № 22

1 неделя

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

«Четырехцветный квадрат Воскобовича» "

Шнур Малыш"

"Чудо-крестики 2"

Занятие № 23

2 неделя

Игры на коврографе

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

«Четырехцветный квадрат Воскобовича» "

Занятие № 24

"Тепло-холодно"

"Два домика"

3 неделя

«Кораблик Брызг-брызг»

Блоки Дьенеша

Занятие № 25

"В путешествие!"

4 неделя

С родителями

Май

«Кораблик Брызг-брызг»

Занятие № 26

"Флажки на мачте"

1 неделя

«Кораблик Брызг-брызг»

"Цифроцирк"

Занятие № 27

"Путаница"

2 неделя

диагностика

3 неделя

Календарно-тематическое планирование

старшая группа

2016 - 2017 учебный год

Месяц

Используемые игры

Тема занятия

Срок проведения

Сентябрь

диагностика

3-4 неделя

Октябрь

"Цифроцирк"

Блоки Дьенеша

Занятие № 1

"В цирке"

1 неделя

"Прозрачный квадрат"

"Чудо-крестики 1"

"Шнур Малыш"

Занятие № 2

"Чудо - лукошко"

2 неделя

"Геоконт"

"Математические корзинки5"

"Чудо - цветик"

"Чудо-крестики 2"

Занятие № 3

"Как галчонок Каррчик слушал сказку про Красную Шапочку"

3 неделя

"Двухцветный квадрат Воскобовича"

«Цифроцирк»

Занятие № 4

"Ошибка Магнолика"

4 неделя

Ноябрь

"Прозрачный квадрат"

Занятие № 5

"Путешествие в сказку

1 неделя

Игры на коврографе

«Четырехцветный квадрат Воскобовича»

Занятие № 6

"Праздник цифры"

2 неделя

"Геоконт"

Блоки Дьенеша

Занятие № 7

"В гости в Геометрию"

3 неделя

"Цифроцирк"

Палочки Кюизенера

"Чудо-крестики 1"

"Шнур Малыш"

Занятие № 8

Игры с цифрами

4 неделя

Декабрь

"Математические корзинки5"

"Волшебная восьмерка"

"Забавные цифры"

Занятие № 9

Логико-математическая игра "Как Алеша в лесу гулял"

1 неделя

 «Двухцветный квадрат Воскобовича»

«Четырехцветный квадрат Воскобовича»

Занятие № 10

"Путешествие по лабиринтам букв"

2 неделя

Игры на коврографе

"Геоконт"

"Прозрачный квадрат"

Занятие № 11

"Волшебная страна чисел и знаков"

3 неделя

Январь

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

"Прозрачный квадрат"

"Чудо-крестики 2"

Занятие № 12

Логико-математическая игра "Как Катя и Маша собирались в зоопарк"

3 неделя

"Цифроцирк"

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

«Четырехцветный квадрат Воскобовича»

Занятие № 13

"Угадай кто?"

4 неделя

Февраль

"Шнур Малыш"

Блоки Дьенеша

Занятие № 14

"Волшебные сундучки"

1 неделя

Игры на коврографе

"Чудо-крестики 1"

"Чудо-крестики 2"

Занятие № 15

"Где спряталась гусеница Фифа"

2 неделя

"Геоконт"

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

Занятие № 16

"Прямая линия"

3 неделя

Игры на коврографе

«Четырехцветный квадрат Воскобовича»

Палочки Кюизенера

Занятие № 17

"Игры с Лопушком"

4 неделя

Март

"Прозрачный квадрат"

"Геоконт"

"Чудо-крестики 1"

Занятие № 18

"Встреча с пауком Юком"

1 неделя

"Чудо - соты"

"Прозрачный квадрат"

Занятие № 19

Развлечение "Как друзья в теремке встретились"

2 неделя

"Чудо-крестики 2"

"Геоконт"

Занятие № 20

3 неделя

"Логоформочки"

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

"Прозрачный квадрат"

"Чудо-крестики 2"

Занятие № 21

"Увлекательные логоформочки"

4 неделя

Апрель

"Геоконт"

"Математические корзинки5"

Занятие № 22

"Друзья отправляются в лес"

1 неделя

"Теремки"

Занятие № 23

"Кто в теремочке живет?"

2 неделя

«Чудо – соты»

«Чудо – цветик»

Логоформочки 5»

«Шнур Малыш»

коврограф

Занятие № 24

"Как друзья выбирали подарок для Жужи"

3 неделя

Кораблик "Брызг-брызг"

Блоки Дьенеша

Занятие № 25

"Наденем флажки"

4 неделя

Май

«Чудо – цветик»

"Лепестки"

"Волшебная восьмерка"

Занятие № 26

Логико-математическая игра "Как друзья шли в гости к пчелке Жуже"

1 неделя

"Чудо-крестики 2"

"Геоконт"

«Чудо – соты»

"Шнур затейник"

Занятие № 27

Логико-математическая игра "Как Жужа гостей встречала"

2 неделя

диагностика

3 неделя


Программное содержание занятий в средней группе

Занятие № 1

«Превращения квадрата» «Домик»

Программное содержание: развитие конструктивных способностей детей.

Используемые игры: "Двухцветный квадрат Воскобовича"

План проведения:

1.Знакомство с Фиолетовым лесом.

2. Чтение сказки "Сынишка квадрат".

3. Конструирование домика с использованием двухцветного квадрата Воскобовича.

Занятие № 2

"Лопушок и гусеница Фифа"

Программное содержание: формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.

Используемые игры: разноцветные веревочки, «Фонарики Ларчик», блоки Дьенеша.

План проведения:

1. «Башмачки Фифы»

Цель: формирование представлений о цвете

Для игры используются красная, жёлтая, зелёная и синяя карточки. Квадраты располагаются на коврографе в ряд. Из разноцветного картона вырезаются башмачки точно такого же цвета. Дети напротив карточки прикрепляют башмачки одинакового с ней цвета, называют в окружающей обстановке предметы только этого цвета.

2. «Лопушок»

Цель: формирование представлений о форме предметов.

Для игры используются геометрические фигуры – квадрат, треугольник и круг. Фигуры располагаются в ряд – это волшебная дорожка. С помощью «Разноцветных верёвочек» дети под квадратом делают аппликацию квадрата, под кругом – круга, под треугольником – треугольника (это Лопушок меняет форму).

Находят в окружающей обстановке и называют предметы квадратной, круглой и треугольной форм.

3. «Игрушечный дождь»

Цель: формирование представлений о размере предметов.

На коврографе раскладываются картинки с изображением предметов различного размера. Детям предлагается соединить верёвочкой сначала все высокие предметы, потом все низкие, длинные, короткие, толстые, тонкие.

4. «Конфеты»

Цель: учить детей соотносить предметы по величине.

Для игры используются большие и маленькие фигуры, которые разделяются по размеру («Фонарики Ларчик»).

Конфеты какого размера достались Лопушку? Фифе? Часть детей играет роль Лопушка и берёт геометрические фигуры большего размера, а часть – Фифы и выбирает фигуры меньшего размера.

Занятие № 3

«Форма фонариков»

Программное содержание: развитие сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины).

Используемые игры: "Фонарики Ларчик".

План проведения:

1. Ребёнок вынимает из игрового поля вкладыши круглой формы.

2. Ребенок вынимает из игрового поля квадратные и треугольные формы.

3. Работа со схемами.

Занятие № 4

Игровое занятие "Колобок"

Программное содержание: развитие процессов внимания, памяти, мышления, воображения; творческих способностей и самостоятельности; умений ориентироваться в пространстве, различать и называть геометрические фигуры, составлять из них предметные формы.

Используемые игры: "Двухцветный квадрат Воскобовича",«Фонарики Ларчик»

План проведения:

1.Чтение сказки "Колобок"

2.Работа по сюжету сказки с использованием игр.

Занятие № 5

"Приключения Лопушка"

Программное содержание: формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.

Используемые игры: "Фонарики Ларчик".

План проведения:

1.«Коробки для подарков»

Цель: формирование представление у детей о форме предметов.

Используются картинки с изображением предметов различной формы (квадратной, треугольной, круглой) и соответствующие геометрические фигуры ( «Фонарики Ларчик»). Круглый предмет помещается в коробку круглой формы, прямоугольный – в коробку прямоугольной формы и т.д.Дети выбирают и прикрепляют на коврографе под картинкой с изображением предмета соответствующую геометрическую фигуру, называют форму предмета

2. «На своё место»

Цель: формирование  представлений у детей о размере предметов.

На коврографе появляются два прямоугольника (длинный и короткий) и верёвочки двух размеров. Детям предлагается распределить «карандаши» по своим «коробкам».

3. «Волшебные круги».

Цель: формирование представлений у детей о цвете, форме и размере предметов.

На коврографе верёвочками обозначаются три круга, вокруг располагаются геометрические фигуры. Дети раскладывают их по кругам.

Занятие № 6

«Превращения квадрата» «Конфета»

Программное содержание: развитие конструктивных способностей детей.

Используемые игры: "Двухцветный квадрат Воскобовича".

План проведения:

  1. 1. Чтение продолжения сказки о превращениях Квадрата.

  2. 2. Конструирование конфеты с использованием двухцветного квадрата Воскобовича.

Занятие № 7

"Подарки для Магнолика"

Программное содержание: развитие сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины);  развитие сенсорных способностей; тренировка мелкой моторики рук.

Используемые игры: "Фонарики Ларчик", "Чудо-крестики 1".

План проведения:

1. «Форма фонариков»

Ребёнок вынимает из игрового поля вкладыши круглой формы.

Затем квадратные и треугольные.

Малыш вынимает из игрового поля вкладыши квадратной и треугольной формы.

Прямоугольные и овальные фонарики Магнолик включил самыми последними.

Малыш вынимает из игрового поля вкладыши прямоугольной и овальной формы.

2. «Собираем крестики».

-Крестики собираем в игровом поле:

-в произвольном порядке

-сначала крестик зелёного цвета, потом синего и т.д.

-сначала целый крестик, потом крестик из двух частей, из трёх и т.д.

Занятие № 8

"Волшебная полянка"

Программное содержание: тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов; совершенствование психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Используемые игры: "Лепестки", "Шнур Малыш"

План проведения:

1. "Цветок с разноцветными лепестками" «Лепестки»

Цель: освоение цвета, развитие внимания, памяти.

На полянке вырос красивый цветок – двухцветик.

(На коврографе выкладывается цветок из лепестков красного и оранжевого цвета).

-На следующий день вырос новый цветок – трёхцветик. Какого цвета у него лепестки?

(На коврографе выкладывается цветок из трёх лепестков: красного, оранжевого и жёлтого цвета.)

-Нарисуйте на листочках двухцветики и трёхцветики в подарок маме.

2. «Шнур Малыш»

Цель: учить ориентироваться ребёнка в пространстве; тренировка мелкой моторики рук.

 «Вышивание» дорожек № 1,2,3.

Занятие № 9

"Новые приключения Лопушка и Фифы"

Программное содержание: формирование умения ориентироваться в пространстве;формирование умений соотносить предметы по их количеству; формирование представлений о размере предметов.

Используемые игры: игры на коврографе, Блоки Дьенеша.

План проведения:

1. «Лев, луна, павлин и пень»

  На коврографе располагаются картинки с изображением льва, луны, павлина, пня. Бабочка «садится» в разных частях коврика. Дети называют место, где «остановилась» бабочка ( у Льва, на Пне, рядом с Павлином и т.д.).

2. «Бусы».

На коврографе располагаются в ряд кружочки группами на некотором расстоянии друг от друга. В каждой группе количество шариков увеличивается на один (1,2,3,4 шарика из «Разноцветных липучек»).Это одна нитка с бусами. Дети под этими шариками прикрепляют точно такое же количество шариков (собирают «рассыпанные» бусы).

3. «Игрушечный дождь»

На коврографе раскладываются картинки с изображением предметов различного размера. Детям предлагается соединить верёвочкой сначала все высокие предметы, потом все низкие, длинные, короткие, толстые, тонкие.

Занятие № 10

"Волшебные логоформочки" (с. 67)

Программное содержание: умение составлять эталонные и другие геометрические фигуры из частей. Развивать процессы внимания, памяти; умение сравнивать, анализировать, объединять части в целое; выстраивать логические связи; развивать сообразительность, мелкую моторику рук.

Используемые игры: "Логоформочки - 3"

План проведения:

1. Рассказывание сказки "Вершки и корешки".

2. Игра "Логоформочки" В. Воскобовича.

3. Раскрашивание фигурки.

«Превращения квадрата» «Летучая мышь»

Программное содержание: развитие конструктивных способностей детей.

Используемые игры: "Двухцветный квадрат Воскобовича".

План проведения:

  1. 1. Чтение продолжения сказки о превращениях Квадрата.

  2. 2. Конструирование конфеты с использованием двухцветного квадрата Воскобовича.

Занятие № 11

«Строим башню»

Программное содержание: развитие сенсорных способностей; тренировка мелкой моторики рук.

Используемые игры: "Чудо-крестики 1", Чудо-крестики 2.

План проведения:

Крестики собираем на столе, накладывая друг на друга по алгоритму:

- по цвету: первый этаж – крестик красного цвета, второй – синего и т.д.

-по количеству частей: первый этаж – крестик из трёх частей, второй – из двух, третий – из четырёх, четвёртый – из одной.

Занятие № 12

Логико-математическая игра "Как лисенок и медвежонок собирались в гости" (стр 32).

Программное содержание: развитие пространственных представлений (справа, перед, за),умений сравнивать предметы, пользуясь приёмом наложения и приложения; составлять предметные силуэты из частей геометрических фигур; находить выход из проблемных ситуаций.

Используемые игры: «Двухцветный квадрат Воскобовича»,"Фонарики Ларчик", "Логоформочки 3", коврограф, схематичное изображение домика.

План проведения:

1. Дети работают с квадратом, складывают домик.

2. Знакомство с игрой "Логоформочки 3".

3. Взрослый предлагает детям сделать корзинку из "Квадрата Воскобовича".

4. Создание проблемной ситуации: как перенести все грибы медвежонка в корзине.

Занятие № 13

1. «Цифроцирк»

Программное содержание: знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда; развитие произвольной памяти.

 «Найди героев Цифроцирка».

Все герои собрались на арене Цифроцирка. Найди и назови каждого.

«Цифроцирк»

Цель: знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда; развитие произвольной памяти и внимания.

«На что похож каждый герой?»

-Скажите, на какую цифру похож  Магнолик? (на ноль), ёжик ( на единицу) и т.д. до пяти. Как вы думаете, какая любимая цифра у каждого героя? Давайте найдём и подарим каждому артисту свою цифру.

2. «Шнур Затейник»

Программное содержание: учить ориентироваться ребёнка в пространстве; тренировка мелкой моторики рук.

 «Вышивание» дорожек № 4,5.

3. «Превращения квадрата» «Конверт»

Программное содержание: развитие конструктивных способностей детей.

Используемые игры: "Двухцветный квадрат Воскобовича".

План проведения:

  1. 1. Чтение продолжения сказки о превращениях Квадрата.

  2. 2. Конструирование конфеты с использованием двухцветного квадрата Воскобовича.

Занятие № 14

«Буквоцирк».

Программное содержание: знакомство с гласными буквами; развитие внимания, произвольной памяти.

 «Парад – алле».

Детям выдаются карточки с изображением шутов, каждый поёт свою песенку.

2. «Шнур Затейнки»

Программное содержание: учить ориентироваться ребёнка в пространстве; тренировка мелкой моторики рук.  «Вышивание» дорожек № 6 и 7.

3. «Превращения квадрата» «Семафор»

Программное содержание: развитие конструктивных способностей детей.

Используемые игры: "Двухцветный квадрат Воскобовича".

План проведения:

  1. 1. Чтение продолжения сказки о превращениях Квадрата.

  2. 2. Конструирование конфеты с использованием двухцветного квадрата Воскобовича.

Занятие № 15

"Забавный цифроцирк" (с. 56)

Программное содержание: знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда; развитие произвольной памяти и внимания; знакомство с гласными буквами; развитие внимания, произвольной памяти.

План проведения:

1. «Парад – алле».

-Магнолик просит вас построить всех артистов в ряд. Первым встал Ёжик Единичка. Кто будет следующий? И т.д. в пределах 5.

2. «Парад – алле».

Детям выдаются карточки с изображением шутов, каждый поёт свою песенку.

3. Четырехцветный квадрат Воскобовича.

Программное содержание: закрепление знаний о геометрических фигурах; развитие конструктивных способностей детей.

Конструирование геометрических фигур красного цвета.

4. «Превращения квадрата» «Мышка»

Программное содержание: развитие конструктивных способностей детей.

Используемые игры: "Двухцветный квадрат Воскобовича".

План проведения:

  1. 1. Чтение продолжения сказки о превращениях Квадрата.

  2. 2. Конструирование конфеты с использованием двухцветного квадрата Воскобовича.

Занятие № 16

"Мы строим дом, волшебный дом" (с. 50)

Программное содержание: учить детей выбирать полоски по словесному указанию воспитателя, устанавливать соответствие между цветом и число, строить дом и мебель для попугаев. Закреплять знание детьми "волшебных слов".  Способствовать запоминанию форм. Развивать память, мышление, воображение, речь.

Используемые игры: "Конструктор цифр", "Фонарики Ларчик",

План проведения:

1. Игра "Волшебные слова".

2. Игра с разноцветными полосками.

3. Игра "Конструктор цифр"

4.  Игра "Фонарики Ларчик"

«Фонарики»

Цель: развитие воображения, творческих и сенсорных способностей.

«Весёлые фигурки»

-Иногда в свете фонариков появляются забавные фигурки.

Ребёнок составляет фигуры по схемам и придумывает фигуры самостоятельно.

Занятие № 17

"В гости к веселым гномам"

Программное содержание: освоение цвета, пространственного расположения, развитие умений считать, определять порядковый номер, развитие внимания, памяти, воображения.

Используемый игры: семь гномов, "Лепестки", "Чудо-крестики".

План проведения:

1. Математическая игра "Что изменилось?".

2. Математическая игра "Построй космический корабль".

3. Превращения квадрата.

 Четырехцветный квадрат Воскобовича.

Программное содержание: закрепление знаний о геометрических фигурах; развитие конструктивных способностей детей.

Конструирование геометрических фигур зеленого цвета.

«Превращения квадрата» «Ежик»

Программное содержание: развитие конструктивных способностей детей.

Используемые игры: "Двухцветный квадрат Воскобовича".

План проведения:

  1. 1. Чтение продолжения сказки о превращениях Квадрата.

  2. 2. Конструирование конфеты с использованием двухцветного квадрата Воскобовича.

Занятие № 18

"Теремок" (с. 42)

Программное содержание: освоение цвета, пространственного расположения, развитие умений считать, определять порядковый номер, развитие внимания, памяти, воображения.

Используемый игры: «Двухцветный квадрат Воскобовича», "Чудо - соты 1", "Чудо - цветик".

План проведения:

1. Театральная постановка сказки "Теремок"..

2. Математическая игра "Построй теремок".

3. Конструирование зайки по схеме.

Занятие № 19

"Приключения Фифы на полянке"

Программное содержание: познакомить детей с частями растений. познакомить детей с домашними животными и их детёнышами. освоение цвета, развитие внимания, памяти.

 Используемый игры: «Разноцветные веревочки», "Лепестки".

План проведения:

1. Игра "Вкусный цветок". Дети делают аппликацию цветка из «Разноцветных верёвочек» и показывают части в той очерёдности, в которой их съела Фифа.

2. Игра "Детеныши". Детям предлагается соединить верёвочками картинки с изображением животных и их детёнышей (они расположены на коврографе), назвать их правильно.

3. Игра "Что изменилось?" «Лепестки»

-Цветок осыпался.

На коврографе выкладывается ряд из пяти лепестков (можно произвольно, можно по цветам радуги).

-Подул ветер и несколько лепестков улетело.

Дети закрывают глаза, взрослый убирает один, два или три лепестка. Дети называют недостающие по цвету.

Игру можно усложнить – просто поменять лепестки местами.

Занятие № 20

«Составляем фигуры из альбомов».  «Чудо – крестики 1»

Программное содержание: развитие воображения, творческих и сенсорных способностей; тренировка мелкой моторики рук.

Выбираем в альбоме 1 схематичный рисунок  фигур на тему «Животные» и складываем предметный силуэт из частей крестиков.

«Придумываем фигуры».

Программное содержание: развитие воображения и творческих способностей.

Придумываем предметный силуэт самостоятельно. Складываем его из частей крестиков, раскрашиваем фломастерами, даём название.

«Шнур Малыш»

Программное содержание: учить ориентироваться ребёнка в пространстве; тренировка мелкой моторики рук.

 «Вышивание»геометрических фигур № 1 и 2.

«Строим башню»  «Чудо – крестики 2»

Программное содержание: развитие сенсорных способностей, совершенствование внимания, тренировка мелкой моторики рук, освоение пространственных отношений.

Крестики собираем на столе, накладывая друг на друга по алгоритмам:

-произвольно;

-по цвету: первый этаж – крестик красного цвета, второй – оранжевого и т.д.;

-по количеству частей: первый этаж – крестик из трёх частей, вторая – из пяти и т.д.;

-по геометрическим фигурам: первый этаж – крестик с кругом, второй – с квадратом, третий – с трапецией и т.д.

Занятие №21

«Превращения квадрата» «Ежик»

Программное содержание: развитие конструктивных способностей детей.

Используемые игры: "Двухцветный квадрат Воскобовича".

План проведения:

  1. 1. Чтение продолжения сказки о превращениях Квадрата.

  2. 2. Конструирование конфеты с использованием двухцветного квадрата Воскобовича.

Четырёхцветный квадрат Воскобовича.

Программное содержание: закрепление знаний о геометрических фигурах; развитие конструктивных способностей детей.

Конструирование геометрических фигур синего  цвета.

«Шнур Малыш»

Программное содержание: учить ориентироваться ребёнка в пространстве; тренировка мелкой моторики рук. «Вышивание»  геометрических фигур № 3 и 4.

«Составляем фигуры из альбома» «Чудо – крестики 2»

Программное содержание: развитие воображения, творческих и сенсорных способностей.

Выбираем в альбоме схематичный рисунок любой фигуры и складываем предметный силуэт из частей крестиков.

Занятие № 22

«Превращения квадрата» «Звездочка»

Программное содержание: развитие конструктивных способностей детей.

Используемые игры: "Двухцветный квадрат Воскобовича".

План проведения:

  1. 1. Чтение продолжения сказки о превращениях Квадрата.

  2. 2. Конструирование конфеты с использованием двухцветного квадрата Воскобовича.

Четырёхцветный квадрат Воскобовича.

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах; развитие конструктивных способностей детей.

Конструирование геометрических фигур жёлтого цвета.

«Шнур Малыш»

Цель: учить ориентироваться ребёнка в пространстве; тренировка мелкой моторики рук.

«Вышивание»  геометрических фигур № 5 и 6.

«Составляем фигуры из альбома» «Чудо – крестики 2»

Цель: развитие воображения, творческих и сенсорных способностей.

Выбираем в альбоме схематичный рисунок любой фигуры и складываем предметный силуэт из частей крестиков.

Занятие № 23

«Превращения квадрата» «Башмачок»

Программное содержание: развитие конструктивных способностей детей.

Используемые игры: "Двухцветный квадрат Воскобовича".

План проведения:

  1. 1. Чтение продолжения сказки о превращениях Квадрата.

  2. 2. Конструирование конфеты с использованием двухцветного квадрата Воскобовича.

«Шнур Малыш»

Цель: учить ориентироваться ребёнка в пространстве; тренировка мелкой моторики рук.

 «Вышивание»  геометрических фигур № 7 и 8.

«Составляем фигуры из альбома» «Чудо – крестики 2»

Цель: развитие воображения, творческих и сенсорных способностей.

Выбираем в альбоме схематичный рисунок любой фигуры и складываем предметный силуэт из частей крестиков.

Занятие № 24

ИГРЫ НА КОВРОГРАФЕ

«Тепло-холодно»

Цель: развитие сенсорных способностей (цвет и форма), элементарных математических представлений.

На коврографе прикрепляются «Цветные карточки». Воспитатель показывает одну из них, а дети называют характеристику цвета- тёплый или холодный. Одновременно дети выстраивают из карточек два ряда, справа и слева.

Вариант усложнения: назвать предметы тёплого или холодного цвета.

«Два домика»

На коврографе находятся прямоугольники (7шт.), треугольники (4шт.) и квадраты (1 шт.). Дети составляют из шести прямоугольников большой квадрат (большой домик). Рядом помещают маленький квадрат (маленький домик). В каком домике поселится Фифа, а в каком-Лопушок? С помощью верёвочек достраивают изображения двух домиков, создают вокруг домиков сюжетные картинки.

«Превращения квадрата» «Лодочка»

Программное содержание: развитие конструктивных способностей детей.

Используемые игры: "Двухцветный квадрат Воскобовича".

План проведения:

  1. 1. Чтение продолжения сказки о превращениях Квадрата.

  2. 2. Конструирование конфеты с использованием двухцветного квадрата Воскобовича.

«Складывание предметных форм по собственному замыслу».

Четырёхцветный квадрат Воскобовича.

Цель: развитие конструктивных способностей детей, воображения, мелкой моторики рук.

Занятие № 25

 «Кораблик Брызг-Брызг»

Материал: развивающая игра кораблик "Брызг-брызг", блоки Дьенеша

Цель: совершенствование интеллекта, развитие математических представлений о цвете, высоте предметов.

Определение высоты мачт, порядковый счёт. Работа со схемами.

Кораблик рассматривается без флажков.

Дети надевают флажки на мачты.

Занятие № 26

«Сколько флажков на каждой мачте?» «Кораблик Брзг-брызг»

Цель: развитие математических представлений о цвете, высоте предметов, условной мерке (флажке); тренировка мелкой моторики рук.

Дети прикрепляют флажки к мачтам.

«Кораблик Брызг-Брзг»

Цель: решение логико – математических задач; тренировка мелкой моторики рук.

Выполнение математических заданий.

Занятие № 27

Игры на коврографе.

«Путаница»

Цель: дать детям представление о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках, травянистых растениях; познакомить с понятиями «лес», «луг», «огород», «водоём».

На коврографе справа располагается вертикальный ряд картинок с изображением леса, луга, огорода, водоёма и комнаты. Слева от него прикрепляется второй вертикальный ряд – картинки с изображением типичных представителей этих экосистем. Детям предлагается поправить Фифу и соединить картинки правильно.

Вариант усложнения: картинки соединены верёвочками по рассказу гусеницы Фифы. Дети исправляют ошибки и соединяют картинки правильно.

«Надеваем флажки» «Кораблик Брызг-брызг»

Цель: решение логико – математических задач; тренировка мелкой моторики рук.

Детям предлагается самим придумать место для флажков, сформулировать словами их место.

«Парад – алле» «Цифроцирк»

Цель: знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда; развитие произвольной памяти и внимания.

-Магнолик просит вас построить всех артистов в ряд. Первым встал Ёжик Единичка. Кто будет следующий? И т.д. в пределах 5.

-А теперь первым встал Пёсик Пятёрка. Кто будет следующим? (счёт в обратном порядке).


Программное содержание занятий в старшей группе

Занятие № 1

Материал: Блоки Дьенеша, Цифроцирк

1.  «Выход на арену Цифроцирка»

Магнолик объявляет выход одного из героев.

Воспитатель даёт описание героя по двум-трём признакам. Например, этот герой зелёного цвета, лапы лежат на животе, длинный хвост прижат к спинке.

Кто это? Назови и покажи героя.

 «Песенка друзей»

Занятие № 2

"Чудо - лукошко (с. 81)"

1. «Постройка моста из льдинок с прямоугольниками» Прозрачный квадрат.

Цель: Формировать умение находить и называть геометрические фигуры.

Развитие конструктивных умений детей, умения действовать по алгоритму.

2. «Составляем фигуры из альбомов»  «Чудо Крестики1»

Цель: Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей.

Совершенствование интеллекта: внимания, памяти, мышления, речи.

Тренировка мелкой моторики руки, тактильно-осязательных анализаторов.

-Выбираем в альбоме 2 схематичный рисунок (в натуральную величину) и складываем силуэт. Даём название фигуре.

3. «Строим геометрические фигуры»  «Шнур Малыш»

Цель: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, различать геометрические фигуры. Развитие психических процессов внимания, мышления, памяти, воображения и мелкой моторики рук.

-Выберите геометрическую фигуру, постройте её с помощью шнура и назовите её.

Занятие № 3

Совместная интегрированная игровая деятельность.

«Как галчонок Каррчик слушал сказку про Красную Шапочку».

Цель: развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; творческих способностей, самостоятельности и мелкой моторики рук; умений отсчитывать необходимое количество, различать и называть геометрические фигуры, составлять по схеме фигуру из частей; внимательно слушать литературное произведение и пересказывать его.

Материал: «Геоконт», «Чудо – крестики2», «Чудо – цветик», «Математические корзинки 5», галчонок Каррчик, настольный театр «Красная Шапочка».

1. В гости к детям приходит Галчонок Каррчик. Педагог предлагает посмотреть детям сказку «Красная Шапочка». Используется настольный театр.

2. Игра "Математическая корзинка"

3. Игра "Чудо-крестики 2"

Занятие № 4

 «Ошибка Магнолика»

Материал:  «Цифроцирк»

Цель:

  • Знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счёта и отсчёта в пределах десяти.
  • Развитие внимания, произвольной памяти, операций логического мышления, воображения, речи.

Магнолик вызвл на арену Ёжика Единичку, Зайку Двойку и Кота…Пятёрку.

Исправь ошибку Магнолика.

 «Парад-алле».

Помоги Магнолику Нолику построить всех артистов в ряд. Первым встал Ёжик Единичка. Кто следующий? А теперь первой оказалась Лиса Девятка. Кто следующий?

Двухцветный квадрат Воскобовича.

Цель: Развитие конструктивных способностей детей. «Рыбка» (фигура 11).

Занятие № 5

"Путешествие в сказку" (с. 74)

Цель: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, интонациооно выразительно передавать образыы персонажей при воспроизведении песенок, используя структурно-логическую схему.

План проведения:

1. Рассказывание сказки "Коза-дереза".

2. Составление рассказов с помощью мнемотаблиц.

3. Игра с мягким конструктором Воскобовича.

«Любимые цифры»

У каждого акробата есть любимая цифра. Угадай, какая?

-Назови любимую цифру каждого артиста. Объясни, почему ты так считаешь?

Прозрачный квадрат.

Цель:

  • Формировать умение находить и называть геометрические фигуры.
  • Развитие конструктивных умений детей, умения действовать по алгоритму.

 «Коврик из льдинок с треугольниками ( по алгоритму: от  самых больших до самых маленьких)»

Занятие № 6

"Праздник цифры" (с. 77)

Цель: закреплять знания детей о цифрах, умение находить цтфру соответственно количеству предметов, упражнять в отгадывании математических загадок, решении задач, сравнении чисел, используя знаки "больше", "меньше".

План проведения:

1. Игра "Рассеянный художник".

2. Физминуткаю

3. Игра "Прозрачная цифра".

«Геоград» ИГРЫ НА КОВРОГРАФЕ

Цель: развитие сенсорных способностей (цвет и форма), элементарных математических представлений.

На коврографе прикрепляются геометрические фигуры и три домика: квадратный, треугольный и круглый. Дети распределяют геометрические фигуры по своим домикам.

«Домики Геограда»

Детям предлагается найти карточки с изображением предметов и разложить их по домикам.

Четырёхцветный квадрат Воскобовича.

Цель:

  • Развитие конструктивных способностей детей, воображения, мелкой моторики рук.

Конструирование фигуры по схеме №2, закрашивание рисунков в книжке «Квадратные забавы»

Занятие № 7 (с. 84)

«Геоконт», Блоки Дьенеша

Цель:

  • Развитие сенсорных способностей.
  • Совершенствование интеллекта (внимания, памяти, мышления, воображения, речи).
  • Освоение геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр.

«В гости в Геометрию»

Чтение сказки о мальчике Гео.

Детям предлагается поиграть с паутинками и блоками произвольно.

Занятие № 8

«Угадай, кто» «Цифроцирк», палочки Кюизинера

Цель:

  • Знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счёта и отсчёта в пределах десяти.
  • Развитие внимания, произвольной памяти, операций логического мышления, воображения, речи.

 «Составляем фигуры из альбомов» «Чудо Крестики1»

Цель:

  • Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей.
  • Совершенствование интеллекта: внимания, памяти, мышления, речи.
  • Тренировка мелкой моторики руки, тактильно-осязательных анализаторов.

-Выбираем в альбоме 1 схематичный рисунок на тему: «Машины» (машина, ракета, грузовик) и складываем предметный силуэт.

«Строим цифры» «Шнур Малыш»

Цель:

  • Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве.
  • Развитие психических процессов внимания, мышления, памяти, воображения и мелкой моторики рук.
  • Закреплять навыки счёта и названия цифр.

Дети «вышивают цифры 1, 2, 3 по образцу.

Занятие № 9

Логико – математичекая игра "Как Алёша гулял в лесу"

Цель: развитие умения соотносит цифры с количеством предметов; понимать количественное значение числа, сравнивать множества; составлять сюжетные картинки по замыслу.

Материал: «Математические корзинки 5», «Волшебная восьмёрка», «Игровизор», листы с изображением ваз, коврограф, «Забавные цифры».

1. Игра "Математические корзинки5"

2. Игра "Волшебная восьмерка"

3. Работа с Игровизором

Занятие № 10

«Волшебные сундучки»

Двухцветный квадрат Воскобовича.

Цель: Развитие конструктивных способностей детей. «Самолётик» (фигура 12).

«Складывание предметных форм по собственному замыслу».

Четырёхцветный квадрат Воскобовича.

Цель: Развитие конструктивных способностей детей, воображения, мелкой моторики рук.

Конструирование фигуры по схеме №3

Занятие № 11

"Волшебная страна чисел и знаков" (с. 88)

ИГРЫ НА КОВРОГРАФЕ

Цель:

  • Развитие сенсорных способностей (цвет, размер и форма), элементарных математических представлений.

 «Красивый цветок»

С правой стороны коврографа выкладывается аппликация цветка из разноцветных верёвочек. К нему по ячейкам сетки дети выкладывают верёвочками разноцветные следы Фифы сначала длиной в две клеточки, потом ещё в три. Называют количество оставшихся до цветка клеточек и прикрепляют соответствующую верёвочку.

Прозрачный квадрат.

Цель:

  • Формировать умение находить и называть геометрические фигуры.
  • Развитие конструктивных умений детей.

«Скатерть с красивым узором из четырёх льдинок с самыми маленькими треугольниками»

«Строим цифры» «Шнур Малыш»

Цель:

  • Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве.
  • Развитие психических процессов внимания, мышления, памяти, воображения и мелкой моторики рук.
  • Закреплять навыки счёта и названия цифр.

 Дети «вышивают цифры 1, 2, 3 по образцу, цифры 4 и 5 по представлению.

«Лучи» «Геоконт»

Цель:

  • Развитие сенсорных способностей.
  • Совершенствование интеллекта (внимания, памяти, мышления, воображения, речи).
  • Освоение геометрических представлений, дать первоначальные представления о луче. пространственных отношений, букв и цифр.

Дети называют все имена лучей и гвоздиков на геоконте.

Занятие № 12

Логико – математическая игра «Как Катя и Маша собирались в зоопарк»

Цель: развитие  умений сравнивать предметы по признакам (цвету и форме), рассуждать по ходу сравнения, конструировать предметы с опорой на модель; группировать предметы по форме; складывать предметные силуэты из частей по замыслу.

Материал: «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) – по 2 на ребёнка; «Чудо-крестики 2», «Прозрачный квадрат» (на каждого).

1. Дети конструируют.

2. Печенье – это геометрические фигуры из игры «Прозрачный квадрат». Дети сортируют пластинки так: под треугольной сумочкой-пластинки с треугольниками, под прямоугольной – прямоугольники.

3. Дети конструируют из игры «Чудо-крестики 2».

Занятие № 13

«Угадай, кто»  «Цифроцирк»

Цель:

  • Знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счёта и отсчёта в пределах десяти.
  • Развитие внимания, произвольной памяти, операций логического мышления, воображения, речи.

Двухцветный квадрат Воскобовича.

Цель: Развитие конструктивных способностей детей.«Птичка» (фигура 13).

«Складывание предметных форм по собственному замыслу».

Четырёхцветный квадрат Воскобовича.

Цель: Развитие конструктивных способностей детей, воображения, мелкой моторики рук.

Конструирование фигуры по схеме №4,

Занятие № 14

«Волшебные сундучки»

 «Шнур Малыш», Блоки Дьенеша

Цель:

  • Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве.
  • Развитие психических процессов внимания, мышления, памяти, воображения и мелкой моторики рук.
  • Продолжить знакомство с гласными буквами.

 «Строим цифры» Дети вышивают цифры по образцу.

Занятие № 15

ИГРЫ НА КОВРОГРАФЕ

Цель:

  • Развитие у детей пространственных и количественных отношений и отношений по величине.

«Где гусеница Фифа?»

Из разноцветных верёвочек по сетке коврографа выкладывается лабиринт, по его ходу прикрепляются забавные цифры. Детям предлагается проследить путь гусеницы только глазами; пальчиком и глазами; только пальчиком с закрытыми глазами.

-Придумайте рассказ «Кого встретила Фифа по дороге?».

 «Разноцветные шары»

Дети на коврографе выкладывают группы кружков, разноцветные липучки, так, как их увидела Фифа, находят и обводят верёвочкой одинаковые группы.

«Составляем фигуры из альбомов» «Чудо Крестики1»

Цель:

  • Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей.
  • Совершенствование интеллекта: внимания, памяти, мышления, речи.
  • Тренировка мелкой моторики руки, тактильно-осязательных анализаторов.

-Выбираем в альбоме 1 схематичный рисунок на тему: «Животные» (бык, галчонок, бабочка, пчела, дятел, носорог, ослик) и складываем предметный силуэт.

Занятие № 16

«Геоконт»

Цель:

  • Развитие сенсорных способностей.
  • Совершенствование интеллекта (внимания, памяти, мышления, воображения, речи).
  • Освоение геометрических представлений, дать первоначальные представления о прямой линии, пространственных отношений, цифр.

 «Прямая линия».

В начале игры повторить сведения о луче.

Воспитатель на геоконте выкладывает несколько прямых и ломаных линий.

-Дети, посмотрите, сколько разных линий я наплела. Покажите, какие из них прямые, а какие нет.

Дети показывают.

-Линии, которые непрямые, называются ломаные. Давайте  и вы попробуете сделать на своих геоконтах сначала прямые линии, а потом ломаные.

Дети выполняют задание.

Двухцветный квадрат Воскобовича.

Цель: Развитие конструктивных способностей детей. «Маленький домик» (фигура 14).

Занятие № 17

ИГРЫ НА КОВРОГРАФЕ

Цель:Формирование у детей умения считать, понимания того, что количество предметов не зависит от расположения предметов.

 «Узоры»

На коврографе из кружков выкладываются узоры (в ряд, полукругом, зигзагом и т.д.). Количество кружков в каждой группе одинаковое. Детям предлагается выбрать тот узор, где кружков больше всего. Почему этого сделать не удалось?

Цель:Формирование умения классифицировать предметы по назначению.

 «Лопушок наводит порядок»

На коврографе прикрепляются картинки с изображением различных предметов. Дети помогают Лопушку – группируют предметы по классам и называют существенные признаки, по которым они объединяются ( как мы определяем, что это игрушки, посуда, мебель и т.д.).

Четырёхцветный квадрат Воскобовича.

Цель: Развитие конструктивных способностей детей, воображения, мелкой моторики рук.

Конструирование фигуры по схемам  №5 и 6

Игры с палочками Кюизенера

Занятие № 18

«Сделай льдинки цветными» Прозрачный квадрат.

Цель:

  • Формировать умение находить и называть геометрические фигуры.
  • Развитие конструктивных умений детей.

-Из разных льдинок попробуйте сложить большой квадрат, так, чтобы он был полностью цветным.

«Составляем фигуры из альбомов» «Чудо Крестики1»

Цель:

  • Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей.
  • Совершенствование интеллекта: внимания, памяти, мышления, речи.
  • Тренировка мелкой моторики руки, тактильно-осязательных анализаторов.

-Выбираем в альбоме 1 схематичный рисунок на тему: «Люди и предметы, их окружающие» ( повар, клоун, лампа, ключ, шляпа, кружка, самовар) и складываем предметный силуэт.

«Геоконт»

Цель:

  • Развитие сенсорных способностей.
  • Совершенствование интеллекта (внимания, памяти, мышления, воображения, речи).
  • Освоение геометрических представлений, дать первоначальные представления о пересекающихся линиях, об отрезке,  пространственных отношений, букв и цифр.

Можно предложить детям самим придумать имена отрезков и изобразить их.

Занятие № 19

Развлечение. «Как друзья в теремке встретились»

Материал: «Прозрачный квадрат», «Чудо – соты», коврограф, силуэты двух теремков, схема чайника, пчёлка Жужа, галчонок Каррчик, медвежонок Мишик, декорации теремка, стола, стульев.

1. Театрализация.

2. Игра "Чудо-соты"

3. Поиск недостающей детали.

Занятие № 20

«Составляем фигуры из альбома» «Чудо Крестики2»

Цель:        

  • Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей.
  • Совершенствование интеллекта: внимания, памяти, мышления, речи.
  • Тренировка мелкой моторики руки, тактильно-осязательных анализаторов.
  • Освоение количественного счёта, пространственных отношений.

-Выбираем силуэт по теме: «Животные и растения» (лев, петух, лягушка, бабочка, дятел, стриж, черепаха, сорока, кактус, клевер, дерево, тюльпан) и складываем предмет.

«Геоконт»

Цель:

  • Развитие сенсорных способностей.
  • Совершенствование интеллекта (внимания, памяти, мышления, воображения, речи).
  • Освоение геометрических представлений, дать первоначальные представления о вертикальных и горизонтальных линиях,  пространственных отношений, букв и цифр.

Занятие № 21

"Увлекательные логоформочки" (с. 104)

Цель: учить детей сравнивать, анализировать, объединять, части в целое, выстраивать логические связи и зависимости; развивать координацию "глаз-рука", точные движения кистей рук и детских пальчиков.

План проведения:

1. Пальчикова игра.

2. Решение кроссвода.

3. игра "Логоформочки".

4. Работа за столами.

5. Хоровод "Дождик-огородник".

Двухцветный квадрат Воскобовича.

Цель: Развитие конструктивных способностей детей.

 «Кран» (фигура 16).

«Складывание предметных форм по собственному замыслу».

Четырёхцветный квадрат Воскобовича.

Цель: Развитие конструктивных способностей детей, воображения, мелкой моторики рук. Конструирование фигуры по схемам  № 9 и 10, Прозрачный квадрат.

Цель:

  • Формировать умение находить и называть геометрические фигуры.
  • Развитие конструктивных умений детей.

Свои варианты конструирования хорошо знакомых фигур.

«Чудо Крестики2»

Цель:

  • Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей.
  • Совершенствование интеллекта: внимания, памяти, мышления, речи.
  • Тренировка мелкой моторики руки, тактильно-осязательных анализаторов.
  • Освоение количественного счёта, пространственных отношений.

«Составляем фигуры из альбома»

-Выбираем силуэт по теме: «Люди» ( девочка, малыш, мальчик) и складываем предмет.

Занятие № 22

«Геоконт»

Цель:

  • Развитие сенсорных способностей.
  • Совершенствование интеллекта (внимания, памяти, мышления, воображения, речи).
  • Освоение геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр.

Выкладывание силуэтов предметов по схемам из альбома.

«Математические корзинки»

Цель: - формирование счёта, освоение состава числа в пределах пяти;

-знакомить с понятиями: полное и неполное множество, пустое множество;

-развитие мелкой моторики рук;

-формирование психических процессов: внимания, памяти и мышления.

«Друзья отправляются в лес»

Детям предлагается вместе с зверятами-цифрятами отправиться в лес за грибами. Каждый ребёнок выбирает себе несколько корзинок и вставляет грибки в корзинки ( «собирает» грибы).

-Чья корзинка у тебя оказалась?

-Сколько грибков в этой корзинке?

Занятие № 23

«Теремки»

Цель: - познакомить детей с игрой «Теремки», учить различать теремки по цвету, познакомить детей с гласными буквами, пропевая песенки артистов-акробатов;

-совершенствовать память, развивать словарный запас.

Кто – кто в теремочке живёт?»

Старшие дети инсценируют сказку «Теремок» с помощью настольного театра.

Детям предлагается построить новый теремок из игры «Фонарики» и расположить зверей в ряд рядом с теремком.

Проводится пальчиковая игра «Теремок».

Дети рассаживаются по вагончикам и поют песенку.

Занятие № 24

Логико – математическая игра «Как друзья выбирали подарок для Жужи».

Цель:  развитие умений выбирать предмет по признакам из множества других, различать геометрические фигуры, делить их на части, составлять из них предметные силуэты, ориентироваться на плоскости зрительно и с помощью словесного диктанта; складывать силуэты по схеме – образцу и собственному замыслу.

Материал: «Чудо – соты», «Чудо – цветик», Логоформочки 5», «Шнур – затейник», коврограф, схематичные рисунки кукол, Краб Крабыч, Галчонок Каррчик, Медвежонок Мишик.

«Чудо – соты».

 «Логоформочки 5».

Воспитатель показывает «Шнур – затейник».

Дети под диктовку вместе с воспитателем вышивают прямоугольник.

Занятие № 25

«Кораблик Брызг-Брызг», Блоки Дьенеша

Цель:  решение логико – математических задач; тренировка мелкой моторики рук.

 «Наденем флажки»

 «Теремки»

Цель: продолжить знакомство с гласными звуками и буквами.

  «Назовите жителей волшебных сундучков».

Дети берут сундучки, называют жителя и пропевают песенку.

Пение со «Складушками». Гласная песенка.

Занятие № 26

Логико – математическая игра «Как друзья шли в гости к пчёлке Жуже»

Цель:  развитие умений составлять число 8 из единиц, 6 – из меньших чисел, определять порядковый номер, ориентировать предмет в пространстве, составлять цифру из элементов, соотносить цифру и количество, называть цвета радуги.

Материалы: «Чудо – цветик», «Волшебная восьмёрка», коврограф, «Лепестки», Краб Крабыч, Галчонок Каррчик, Медвежонок Мишик.

 Дети составляют восьмицветик из «Чудо –цветика».

Дети берут игру «Волшебная восьмёрка».

Занятие № 27

Логико – математическая игра «Как Жужа гостей встречала»

Цель: развитие умений выбирать силуэт по признакам из других, решать логические и проблемные задачи, создавать предметные силуэты по собственному замыслу и схематичному рисунку, обводить силуэты на листе бумаги, дорисовывать их.

Матералы: «Геоконт», «Чудо-крестики 2», «Шнур – затейник», «Чудо – соты», «Игровизор», листы с рисунками ульев, коврограф,схематичные рисунки чашек, Пчела Жужа (П.Ж.), Краб Крабыч (К.К.), Галчонок Каррчик (Г.К.), Медвежонок Мишик (М.М.).

Дети делают на «Геоконте» любой предмет из перечисленных.

Показываются схематичные рисунки чашек.

Дети называют признаки чашки и складывают из «Чудо-крестиков» слева от себя.

Дети предлагают свои варианты.

Дети вышивают на «Шнуре – затейнике».

Дети по схематичным рисункам складывают портреты из «Чудо – сот» на бумаге, обводят, дорисовывают.


Материально-техническое обеспечение

Развивающие игры В. Воскобовича:

Дополнительные

пособия

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

Блоки Дьенеша

"Четырехцветный квадрат Воскобовича»

Палочки Кюизинера

«Фонарики Ларчик»

"Лепестки"

"Шнур Малыш"

"Логоформочки 3"

"Чудо-крестики 1"

"Чудо-крестики 2"

«Кораблик Брызг-Брызг»

Цифроцирк

Конструктор цифр

Чудо-соты

Чудо-цветик

Прозрачный квадрат

Геоконт

Математические корзинки 5

Волшебная восьмерка

Забавные цифры

Коврограф

Развивающие игры Воскобовича изготавливаются своими руками.


Рекомендуемая литература

  1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ: - Воронеж: Метода, 2013г.
  2. В. В. Воскобович, Л. В. Вакуленко Развивающие игры В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; СПб, 2013.
  3. Гурьянова Ю. Ю. Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов. Рипол классик. -2007
  4. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет. Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. Касабуцкий Н.И., Скобелев Г.Н. и др., - М.:Просвещение., 1991
  5. Ковалев В.И. Развивающие игры: 10 шагов к успеху-М: Просвещение, 2004
  6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Москва: Просвещение, 1990
  7. Новикова. Математика в детском саду-М: Мозайка-Синтез,2002
  8. Соловьева Е. В. Учимся считать: в мире чисел: для ст. дошк. возраста. М: просвещение, 2012
  9. Воскобович В. В., Харько Т. Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.

Интернет-ресурсы:

  1. http://geokont.ru
  2. http://pandia.ru/text
  3. http://raguda.ru
  4. http://shkola7gnomov.ru

Диагностика интеллектуального развития

Качественная реализация программы невозможна без определения уровня развития детей. Рекомендуется диагностика психологическая, которая поможет определить уровень интеллектуального развития детей. (Приложение 1) Не менее важно и педагогическое обследование, которое показывает качество освоения детьми образовательного материала программы. Педагогическое обследование строиться на основании карты педагогического наблюдения (Приложение 2) Результатом хорошего освоения образовательного материала является перенос представлений и умений на другие игры (например развивающие игры Никитина, Монтессори) и высокие показатели усвоения программного материала.

Формы проведения итогов реализации программы

• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.

• Систематизация работы воспитателя – руководителя кружка и обобщение опыта.

Результаты освоения программы на начало 2015-2016 учебного года

Средняя группа (4-5 лет)

Результаты освоения программы на конец 2015-2016 учебного года

Средняя группа (4-5 лет)


Приложение 1

Диагностика интеллектуального развития в средней группе

Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений.

Субтест 2. «Покажи и назови» (общая осведомленность)

Цель: выявление общей осведомленности ребенка.

Субтест 3. «Матрешка 4-составная» (восприятие, моторика)

Цель: выявление сформированное понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса.

Субтест 4. «Разрезные картинки 4-составные» (восприятие)

Цель: выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу.

Субтест 5. «8 предметов» (память)

Цель: исследование объема образной памяти.

Субтест 6. «Лабиринты» (внимание)

Цель: оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия.

Субтест 7. «Найди такую же картинку» (внимание)

Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Субтест 8. «Найди домик для картинки» (мышление)

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.

Субтест 9. «На что это похоже?» (воображение)

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Оценка результатов

Высокий уровень 14—18 баллов. Средний уровень — 9— 13 баллов. Низкий уровень 0—8 баллов.

Диагностика интеллектуального развития в старшей группе

Субтест 2. «Нелепицы»

Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.

Субтест 3. «Времена года»

Цель: выявление уровня сформированное представлений о временах года.

3. Развитие психических процессов

Субтест 4. «Найди такую же картинку» (внимание)

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Субтест 5. «10 предметов» (память)

Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.

Субтест 6. «Найди"семью"» (мышление)

Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.

Субтест 7. «Рыбка» (мышление)

Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Субтест 8. «Рисунок человека»

Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.

Субтест 9. «Последовательные картинки» (речь, мышление)

Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.

Субтест 10. «Разрезные картинки» (4 части) (восприятие)

Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.

Субтест 11. «На что это похоже?» (воображение)

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Оценка результатов

Высокий уровень 16—20 баллов. Средний уровень 10—15 баллов. Низкий уровень 0—9 баллов.

Диагностика интеллектуального развития

Субтест/ ФИ ребенка

1

н.г.

к.г.

2

н.г

к.г.

3

н.г

к.г.

4

н.г

к.г.

5

н.г

к.г.

6

н.г

к.г.

7

н.г

к.г.

8

н.г

к.г.

9

н.г

к.г.

Итого

Выводы

начало года ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

конец года ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература: Павлова Н.Н, Руденко Л.Г.

П 121 Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. — М.: Генезис, 2008. — 80с.


Приложение 2

Карта педагогического наблюдения

Фамилия Имя ребенка ________________________________________

Предмет

наблюдения

На что обратить внимание

Текущие

заметки

Выводы

«Двухцветный квадрат Воскобовича»

"Четырехцветный квадрат Воскобовича»

«Фонарики Ларчик»

"Лепестки"

"Шнур Малыш"

"Логоформочки 3"

"Чудо-крестики 1"

"Чудо-крестики 2"

«Кораблик Брызг-Брызг»

Цифроцирк

Конструктор цифр

Чудо-соты

Чудо-цветик

Прозрачный квадрат

Геоконт

Математические корзинки 5

Волшебная восьмерка

Забавные цифры

Коврограф

Блоки Дьенеша

Палочки Кюизинера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...