Математические представления
статья по математике (младшая группа) на тему

Оланцова Елена Геннадьевна

формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие элементарных математических представлений

Во второй младшей группе занятия по математике проводятся раз в неделю (32—34 занятия в год). В сентябре занятия проходят в форме дидактических игр с подгруппами из четырех-пяти человек. Начиная с октября рекомендуются систематические занятия со всей группой.
На занятиях ребенок должен работать с разнообразным демонстрационным и раздаточным материалом. Действуя с ним, дошкольники решают познавательные задачи, составляют различные множества, определяют их количество, узнают величину предмета и т. д.
Для второй младшей группы программа по развитию элементарных математических представлений ограничена дочисловым периодом обучения.
Количество. Работа с детьми четвертого года жизни направлена на развитие представлений о множестве. Детей учат сравнивать два множества (различные группы предметов), сопоставляя элементы одной группы с элементами другой.
Сравнение двух групп предметов надо начинать с использования приема наложения. Ребенку дают карточку с нарисованными или наклеенными полосками, на которых изображены однородные предметы (автомашины, ягоды и др.), расположенные в ряд, и коробка с мелкими игрушками. Количество игрушек должно быть больше, чем предметов на карточке. Воспитатель показывает, что игрушки надо располагать в ряд, последовательно накладывая на каждый рисунок по одной и оставляя между ними свободные «окошечки». Педагог предупреждает детей о том, что если все предметы на карточке закрыты, лишние игрушки брать не следует.
Воспитатель учит детей накладывать предметы правой рукой слева направо, показывает, как это делать, произнося слова «слева направо», затем предлагает повторить это движение. Чтобы малыши легче усвоили способ действия, на первых двух занятиях можно провести с левой стороны карточки вертикальную полоску. Свои действия ребенок должен сопровождать словом. Это помогает малышу лучше осознать их.
Прочное усвоение знаний обеспечивается многократным упражнением детей в сравнении различных групп предметов путем наложения. Наглядный материал всякий раз следует менять. Так, дети «раздают» то цыплятам зернышки, то белкам орешки, то зайчикам морковки.
Важно научить малышей выделять каждый элемент группы и видеть его границы. Не пересчитывая объекты, надо показать детям, что числовой состав групп предметов может быть различным.
Воспитатель не должен ограничиваться лишь проверкой выполнения заданий. Необходимо, чтобы на каждом занятии дети рассказывали о своих действиях, учились правильно отвечать на вопрос сколько? Постепенно дошкольники усваивают смысл выражения столько-сколько и начинают сами его употреблять.
По мере овладения малышами навыком сравнения двух групп предметов путем наложения воспитатель знакомит их с приемом приложения. Ребенку дают карточку, разделенную пополам горизонтальной чертой. На верхней полоске карточки нарисованы или наклеены изображения предметов (ягод, елочек, грибков и пр.), нижняя остается пустой (количество предметов на карточке — два—пять). В коробке находятся мелкие игрушки, картинки, модели геометрических фигур. Количество раздаточных предметов должно быть больше, чем изображений на карточке.
Задание выполняют так: на каждую зеленую ягодку на верхней полоске накладывают красную ягодку, после чего выясняют, что зеленых ягодок столько, сколько красных. Затем воспитатель демонстрирует новый способ: снимает предметные картинки (красные ягоды) одну за другой слева направо и перемещает их на нижнюю полоску под зеленые. Обращает внимание детей на то, что каждая красная ягодка находится под зеленой, одна под другой, указывает на одинаковые расстояния между предметами — «окошечки».
Чтобы детям легче было сравнить элементы одной группы с элементами другой, воспитатель проводит рукой вдоль рядов предметов, поочередно указывая на предметы верхней и нижней полосок, как бы соотнося их один с другим. Так дети выясняют, что на нижней полоске объектов столько, сколько на верхней,— поровну.
На последующих занятиях используется другой наглядный материал. Воспитатель предлагает детям сразу же разместить предметы на нижней полоске, располагая их точно один под другим, начиная слева. Педагог учит воспитанников проверять, верно ли они разложили предметы на нижней полоске. Для этого на каждый элемент верхнего ряда они накладывают элемент нижнего ряда. Если на нижней полоске остались предметы, задание выполнено неверно. Для успешного усвоения детьми приема приложения целесообразно разграфить полоски на клетки, чтобы ребенок мог видеть, что каждый предмет находится в своей клетке. Это помогает детям следить за пространственно-количественным соответствием элементов.
Использование разнообразного материала (плоскостных изображений предметов, объемных предметов, игрушек) позволяет формировать у дошкольников обобщенные представления о количестве: разных игрушек можно взять равное количество.
Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети точно накладывали предмет на картинку или раскладывали один предмет под другим, чтобы не уменьшали и не увеличивали интервалы между элементами, чтобы раскладывали предметы только правой рукой слева направо.
На каждом занятии необходимо активизировать речь детей, чтобы ребенок сопровождал свои действия словом.
Овладев способами наложения и приложения, дети получают возможность устанавливать не только равенство, но и неравенство двух групп предметов.
Педагог дает каждому ребенку карточку, разделенную пополам горизонтальной чертой, и коробку с плоскостными изображениями предметов или моделями геометрических фигур двух цветов. Дети получают задание: на верхней полоске разложить сливы, на нижней — яблоки и определить, поровну ли объектов, чего больше, чего меньше. Используя прием наложения или приложения, малыши должны выявить непарный (свободный) элемент одной из групп предметов и определить, на какой полоске объектов больше, а на какой меньше. Чтобы у детей не закреплялся определенный стереотип, задания необходимо варьировать (то на верхней полоске обнаруживается больше предметов, то на нижней).
Дошкольников следует упражнять в воспроизведении заданного количества звуков, движений. Например, воспитатель предлагает малышам поставить на стол столько игрушек, сколько раз он хлопнет в ладоши. Затем он хлопает в ладоши один раз и выставляет игрушку. Дети у себя на столах тоже выставляют по игрушке. Педагог хлопает еще раз и снова выставляет игрушку. Воспитанники тоже ставят еще по одной игрушке. Так повторяется несколько раз. После этого, глядя на игрушки, дети должны воспроизвести количество хлопков, заданное воспитателем. Так устанавливается взаимно-однозначное соответствие между количеством звуков и количеством воспроизводимых движений.
Для упражнения детей в сравнении двух групп предметов на занятиях можно проводить различные игры, например «Скорый поезд». Воспитатель ставит в ряд стулья — вагончики поезда. Играющих может быть столько же, сколько вагончиков или на одного меньше. Пассажиры ходят по комнате, готовясь к отъезду. По сигналу — гудку поезда — пассажиры должны занять свои места. Педагог вместе с детьми выясняет, всем ли хватило места, больше или меньше пассажиров, чем вагончиков, или же их поровну. Игру можно повторить несколько раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А.  "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...