мастер-класс«Психолого-педагогические подходы к формированию элементарных математических представлений в условиях обновления математического образования ФГОС ДОО» (секция интеллектуально-математического цикла)
консультация (старшая группа)

Провоторова Маргарита Николаевна

Рекомендовано для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_sektsiyas_matematich_razvitiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбиенированного вида № 32 «Журавушка»

Мастер-класс

«Психолого-педагогические подходы к формированию элементарных математических представлений в условиях обновления математического образования в условиях ФГОС ДОО»

(секция интеллектуально-математического цикла)

 

Подготовил:

педагог-психолог

Провоторова М.Н.

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с психолого-педагогическими основами формирования элементарных математических  знаний у детей. Вооружить воспитателей практическими навыками проведения игр, направленных на развитие познавательных процессов.

 Уважаемые коллеги!

Математика – наука

Хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

 Без нее нам жизнь сложна.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе.

Усвоение математических знаний на различных этапах обучения вызывает у многих детей существенные затруднения. Одна из причин, порождающих затруднения, состоит в недостаточной подготовленности познавательных процессов детей к усвоению знаний.

    Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Психолого-педагогические подходы к формированию элементарных математических представлений заключаются, прежде всего, в развитии познавательных процессов: мышления, внимания и в обучении детей ориентировке в пространстве.

Психологические особенности развития познавательных процессов детей 5-7 лет

Внимание

  Выполнять задание не отвлекаясь около 15 минут; находить 5-6 отличий между картинками; копировать в точности узор или движение. Удерживать в поле зрения 5-7 предметов. Повторять узор или движение.

яДля развития внимания рекомендуется оспользовать такие игры,  как «Найди отличия», «Найди пару», «Корректурная проба», «Земля, воздух и вода».

Игра Земля, вода, огонь, воздух»

Цель: активизировать потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.

Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь».

Если водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

Мышление

  • Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Зачем мама готовит ужин?).
  • Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями).
  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Складывать пазлы без помощи взрослых.
  • Построить из конструктора по образцу любую фигуру.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.)

Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова:  стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.

Игра «Что лишнее?»

 Цель: развитие словесно-логического мышления.

            Ход: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

            Цвет: цыпленок, лимон, василёк.  Огурец, морковь, трава. Халат врача, помидор, снег

            Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка

            Величина: бегемот, муравей, слон.  Дом, карандаш, ложка

            Материал: банка, кастрюля, рюмка.  Альбом, тетрадь, ручка

           

Ориентировка в пространстве

  • Умение ориентироваться относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, определение предметов на плоскости;
  • Умение выражать словами местонахождение предмета (вверху, внизу, справа, слева, посередине, впереди, за, перед, между, рядом);
  • Умение ориетироваться на плоскости

Многофункциональная игра «Кто, где живет?»

Цель: развитие устойчивого  внимания,  зрительной памяти, аналитико-синтетических свойств мышления, активизация мыслительных процессов. Ориентировка на листе в клетку. Закрепление понятий «столбец» и «ряд».

Игровые задачи:

1. Посмотри и назови всех животных (насекомых, птиц), которых ты запомнил? Демонстрация карточки в течении 10 сек., затем она переворачивается обратной стороной.

2. Назови домашние (дикие) животные, насекомые и птицы.

3. Найди корову, лошадь, собак, кошку. Назови одним словом (домашние животные).

4. Найди ежа, волка, белку,  козу, тигра. Кто из них лишний? Почему? (Коза, так как она домашнее животное).

5. Кто живет по «адресу»: 3 столбец, 2 ряд (мышь); 1 столбец,  2 строка (белка).

6. Узнай, кто ждет тебя  в гости (с использованием фишки). Поставь фишку в нижний правый угол. Начинаем путешествие: 2 клетки вверх, 3 клетки влево, 2 клетки вверх, одна клетка влево (еж).

7. Назови адрес, по которому живет кошка (3 столбец, 3 ряд). Назови «соседей» кошки справа, слева, вверху, внизу.

8. Дети самостоятельно задают друг другу адреса для поиска заданного животного.

Игровые карточки- таблицы

многофункционального  использования

(сенсорные)

Цель: закрепление свойств геометрических фигур (сенсорные эталоны). Ориентировка на листе в клетку. Развитие устойчивого внимания. Укрепление памяти. Активизация мыслительных процессов.

Игровые задачи:

Ориентировка:

Найди фигуру по адресу: второй ряд, третий столбец… Дай полную характеристику фигуры.

Найди фигуру по адресу… Назови фигуры, которые окружают (справа, слева, сверху, снизу, в верхнем правом ряду и т.д).

Счет. Сколько всего квадратов (овалов, кругов, треугольников…)? Сколько всего маленьких квадратов (овалов, кругов..)?

Сколько всего больших квадратов (овалов, кругов…)?

Сколько всего маленьких (больших) фигур?

Сколько всего красных (синих, желтых, зеленых..) фигур?

Сколько больших (маленьких) фигур в определенном столбце или ряду?

   

Итак, я хочу закончить свое выступление словами,

Математика – наука

Хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.

И хотя математика – один из самых сложных предметов, но нащи воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.

Спасибо за участие!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

Методическая разработка Квест-технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО.

Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Решить это противоречие возможно путём внедрения новых, более эффективных метод...

«Дидактический комплект игр по формированию элементарных математических представлений в условиях преемственности содержания математического образования»

Преемственность в средствах, методах, формах достигается грамотной организацией работы по развитию элементарных математических представлений в детском саду и школе. Игровая форма обучения является пре...

Консультация для педагогов "Формирование элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО"

Цель программы по формированию элементарных математических представлении у дошкольниковинтеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого ивариативного мышления...

Виды досуговой деятельности, способствующие формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС

Досуговая деятельность по ФЭМП - приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой  формирования его общей культуры. Продуманная органи...

«Дидактический комплект игр по формированию элементарных математических представлений в условиях преемственности содержания математического образования»

laquo;Дидактический комплект игрпо формированию элементарных математических представленийв условиях преемственности содержания математического образования»...

Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий...