Семинар - практикум «Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Щербакова Валентина Алексеевна

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_kvest_shcherbakova.docx126.31 КБ
Файл prezentatsiya_k_vystupleniyu.pptx556.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема заседания «Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»

Тема представленного опыта: Семинар - практикум

«Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО»

Щербакова Валентина Алексеевна

Воспитатель

Высшая квалификационная категория

г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская обл.

31.03.2023г.

В условиях реализации ФГОС ДО обучения детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации.

Перед педагогами ДОУ встал вопрос: «Как заинтересовать, активизировать детей в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений? Как преподнести познавательный материал так, чтобы дети даже и не догадывались, что их обучают, воспитывают?». Начался этап поиска эффективных форм образовательной деятельности детей, который осуществлялся в совместной работе педагогов через создание творческих групп по интересам: одни разрабатывают документацию, регламентирующую процесс творческой деятельности; другие - осуществляли поиск по литературным источникам и в сети Интернет. Более опытные педагоги разрабатывают систему мероприятий по заинтересовавшей технологии. И наш выбор пал на популярные игровые «квесты», в которых задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детскородительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Образовательный Квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

 Одной из ключевых задач дошкольного образования на сегодняшний день является реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

      Актуальность выбора темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования на современном этапе это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей, что полностью соответствует современным требованиям ФГОС ДО.

       Нами была обозначена проблема поиска эффективных игровых технологий, способствующих не только математическому развитию старших дошкольников, но и    взаимодействию всех участников образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

      Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Решить это противоречие возможно путём внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью специально созданных условий, правильно подобранного обучающего материала, дидактических игр. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий аспект.

     В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация предметнооперациональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Исследования отечественных психологов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца свидетельствуют о том, что применяемые в дошкольном детстве формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в будущем. А.В. Запорожец отметил, что если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно.

     Новизна данной разработки складывается из анализа литературных источников, которые показали, что в последние несколько лет широкое распространение         в педагогической         практике получили образовательные Квест-игры, которые способствуют развитию активной, деятельностный позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.

     Результатом выбора данной технологии, как формы организации образовательной деятельности на занятиях познавательного цикла, а именно в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, становится создание условий для совместной деятельности взрослого и ребенка, способствующей развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно - эстетического развития детей в игровой форме.

 Идея квеста идеально подходит для ДОУ. Тщательно организованные квест-занятия актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, в ходе которой: дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды;         интегрируется                 содержание                 различных образовательных        областей.                 

Используются возможности ИКТ; комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми; решаются образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, а так же самостоятельной деятельности дошкольника.

     Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.

Квесты требуют включения всего педагогического коллектива и привлечение родителей воспитанников. Поэтому необходимо подготовить основу для организации работы с использованием данной формы. Чтобы обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса необходимо тщательно продумать методическое сопровождение включения квест-игр в образовательный процесс.

Цель: формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений Квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Сформировать у педагогов ДОУ представления о Квест технологии.
  2. Сформировать информационную культуру педагогов, формировать готовность педагогов к применению в образовательном процессе квестов для активизации познавательной деятельности дошкольников.
  3. Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением Квест технологии.
  4. Обучить педагогический коллектив теоретическим и практическим основам Квест-технологии; развить творческие умения и навыки, способствующих формированию эффективного образовательного квеста;
  5. Создать условия для профессионального взаимодействия педагогов в рамках участия в Квест - игре.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема заседания «Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО» Тема представленного опыта: Семинар – практикум « Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО» Щербакова Валентина Алексеевна Воспитатель Высшая квалификационная категория г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская обл. 31.03.2023г.

Слайд 2

Квест (англ. quest) — поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета

Слайд 4

Берни Додж Томас Марч

Слайд 6

Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.

Слайд 7

Характеристики технологии : - осуществление образовательных задач через игровую деятельность; - целенаправленная мотивация эмоциональной и интеллектуальной активности воспитанника; - исследовательский характер образовательной деятельности; развитие информационной и медиа грамотности.

Слайд 9

Развивающие и воспитательные задачи:  закрепление знаний по теме и усвоение новых;  развитие таких качеств, как инициативность, самостоятельность;  повышение мотивации к образованию;  развитие творческих умений и определенных навыков, в том числе исследовательских;  развитие положительных качеств характера;  формирование навыков взаимопомощи и взаимодействия с одногруппниками .

Слайд 13

Варианты маршрута :  Маршрутный лист;  «Волшебный клубок»;  Карта;  «Волшебный экран»;  Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции

Слайд 14

Принципы и условия:  безопасность;  соответствие возрасту и индивидуальным особенностям;  последовательные, логически взаимосвязанные задания;  создание ПРС;  продуманные временные интервалы;  четкая цель игры;  роль педагога в игре - направлять детей.

Слайд 15

Алгоритм проведения квест-игры 1 Определить цели и задачи 2 Определить целевую аудиторию, ресурсы, выбрать место 3 Определить количество команд 4 Разработать легенду игры, написать сценарий 5 Рассчитать количество организаторов и помощников 6 Составить карту маршрута 7 Подготовить задания, раздаточный материал, необходимое снаряжение и реквизит 8 Проведение игры 9 Обобщение и презентация результатов 10 Анализ полученных результатов

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и художественного творчества в подготовительной к школе группе. На тему: Путешествие в лес математических чудес»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических  представлений и художественного творчествав подготовительной к школе группе. На т...

Методическая разработка Квест-технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО.

Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Решить это противоречие возможно путём внедрения новых, более эффективных метод...

Консультация для педагогов "Формирование элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО"

Цель программы по формированию элементарных математических представлении у дошкольниковинтеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого ивариативного мышления...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий  по теме «Щенячий патруль» для детей ст...

Виды досуговой деятельности, способствующие формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС

Досуговая деятельность по ФЭМП - приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой  формирования его общей культуры. Продуманная органи...

Доклад : Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте

Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. То...

Семинар - практикум «Квест - технология в формировании элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО»

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным тр...