Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Себурова Валентина Гавриловна

Конспект организованной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий

 по теме «Щенячий патруль»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_shchenyachiy_patrul.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Малышок»

Конспект организованной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий

 по теме «Щенячий патруль»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Себурова Валентина Гавриловна

п.гт.Березово

2017

Конспект организованной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

Формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе развития элементарных математических представлений.

Задачи:

Образовательные задачи:

  •  Закреплять порядковый счёт и совершенствовать навыки счёта в пределах 10.
  • Упражнять в умении определять направление относительно себя, ориентироваться по карте.
  • Закреплять названия дней недели и их последовательность.

Развивающие задачи: 

  • Создавать условия для развития логического мышления, воображения.
  • Развивать способность к логическим действиям и операциям, декодировать информацию о свойствах логических блоков.
  • Развивать умение использовать средства и способы, предложенные взрослым; контролировать себя в процессе выполнения задания; достигать результата; приобретать навыки контроля-самоконтроля.
  • Развитие нестандартного мышления с применением элементов ТРИЗ-технологии.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоконтроля, умение выполнять задания в группе детей. 
  • Вовлекать в процесс самостоятельного поиска.
  • Формировать эмоциональные качества личности (сочувствие, сопереживание, радость, восхищение).

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие социально-коммуникативное развитие.

Методы и приемы: 

Наглядные: использование ИКТ (мультимедийная презентация).

Словесные: чтение письма, словесная инструкция, объяснение.

Практические: игровые упражнения (оказание помощи), физминутка.

Игровые: решение заданий логико – математического характера, сюрпризный момент, поощрение.

Предварительная работа: Дидактические игры с блоками Дьенеша, игры на ориентировку в пространстве.  

 Оборудование:

  1. Интерактивная доска 
  2. Презентация Power Point: изображения щенков, героев мультсериала «Щенячий патруль» (Приложение 1).
  3. Набор блоков Дьенеша (на каждого ребёнка)
  4. Обручи
  5. Наборы числовых картинок
  6. Плоскостные геометрические фигуры
  7. Цветные карандаши
  8. Аудиозапись

Ход  организованной образовательной деятельности (ООД)

Дети входят в зал, встают в круг.

Воспитатель:

-Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Когда живется дружно,

что может лучше быть?

И ссориться не нужно,

И можно всех любить!

-Ребята, посмотрите друг на друга и подарите улыбки!

(Слышится песня из мультфильма  «Щенячий патруль»)

Воспитатель:

Ребята кто к нам спешит? (Щенячий патруль)

- Давайте посмотрим на экран. Я уверена вы, знаете, как зовут всех щенков!

-Назовите имена щенков слева направо по порядку (первого щенка зовут, второго щенка зовут… и т. д.).

-Сколько всего щенков? Скажите, как зовут последнего щенка? А как зовут третьего щенка?

-Молодцы!

Что они нам написали? (1 слайд)

-Кто прислал нам письмо? Щенячий патруль!

-Ребята, наверное, у них сто-то случилось, если они прислали нам письмо! Давайте прочитаем.

(2 слайд). Текст письма: 

«Дорогие ребята!!! К вам обращается «Щенячий патруль». Райдер с нами играет в новую игру, но в ней много сложных заданий, и мы не можем с ними справиться. Помогите, пожалуйста!»

Воспитатель:

-Ну, что, ребята, поможем щенкам? Щенкам нужно подкрепиться, задания будут сложные, давайте угостим их косточками.  Нарисуйте щенку в правом верхнем углу синюю косточку, а в правом нижнем углу красную, а в левом нижнем углу желтую, а в левом верхнем зеленую, а щенку в центре - коричневую. Расскажите, пожалуйста, как вы расположили косточки.

 (Рокки мы дали желтую косточку, он находится правом верхнем углу и т.д.)

Воспитатель:

- Ну что ребята приступаем, готовы к выполнению дальнейших заданий?

(3 слайд, второе задание) 

Появилась схема, что от нас хочет Райд, ориентироваться в пространстве

-Посмотрите, ребята, что это за схема? Это схема пути, куда нам надо идти!

-Как вы думаете, что обозначают квадраты?

Дети: Шаги.

Воспитатель:

 - Нужно пройти вот такой путь – от фишки пройти 3 шага прямо, повернуть направо, потом 5 шагов прямо, повернуть налево, пройти 7 шагов прямо.

-Ребята, а куда сначала нам идти? (Вперёд).

-Как узнать, сколько надо сделать шагов? (Посчитать).

-А теперь куда пойдём? (Направо).

-Сколько надо сделать шагов?

-Теперь куда? (Налево).

-Считаем, сколько шагов надо сделать.

-Вот мы и пришли.

Поиграем в игру «Я целое, а ты моя часть»

- Ребята, какое задание мы видим:  игра с блоками Дьеныша.

(4 слайд. Кодовая карточка)

-Ребята, задание называется «Разложи фигуры».  

В красном положить квадраты, не красные, маленькие. Не красные, это какие?

Синие и жёлтые.

В зеленом надо положить квадраты, красные, не маленькие. Не маленькие, это какие? Большие.

-Ребята, а на экране подсказка, кодовая карточка. Подходим к столам и приступаем к выполнению задания.

(Дети раскладывают в обручи нужные геометрические фигуры из наборов блоков Дьенеша)

-Все справились с заданием? Давайте посмотрим.  

-Молодцы! А теперь я вам предлагаю отдохнуть. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?  

Физминутка

Воспитатель:

- Райдер не вернулся, посмотрите щенки, какие грустные. Значит, есть ещё задание!

 (6 слайд. Дни недели)

-Ребята, нужно отгадать загадки про дни недели.

(Воспитатель загадывает загадки и показывает соответствующую карточку)

-Первый день большой недели,

Трудовой день, не бездельник,

Как зовётся…. (понедельник).

-Прокричал усатый дворник:

«День второй в недели…» (вторник)

-Третий день не ерунда,

Как зовётся он? … (среда)

-День четвёртый лень отверг,

Как зовётся он? … (четверг)

-Пятый день – опрятница!

Как зовётся?. (пятница)

-День шестой – конец работы.

Как зовётся он? … (суббота)

-А седьмой день – всем веселье!

Как зовётся? …. (воскресенье)

-Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Дни недели, стройся!»

Дети делятся на две команды. У каждого ребёнка карточка с разным количеством кругов, которые обозначают порядковый номер дня недели. Звучит музыка, дети бегают врассыпную. По окончании музыки дети строятся в две шеренги, по дням недели.

Следующее задание: «Да-нет-ка»: На экране много геометрических фигур. Надеемся, что все ребята знакомы с ними. Райдер спрятался за одной и геометрической фигурой.

 А вот за какой, вы должны угадать. Задавайте наводящие вопросы, а я буду отвечать «да» или «нет».

Примечание: За одной из вышеуказанных геометрических фигур (в данном случае,  большой оранжевый овал) воспитатель располагает картинку с изображением Райдера.

Дети задают вопросы:

- По расположению (это находится справа, слева, посередине, перед, после, рядом, между);

- По размеру, по цвету;

- По названию геометрической фигуры.

(Например. Косточка находится в, между? Находится за маленьким красным прямоугольником? и т.д.).

/После указания детьми фигуры с нужным цветом и размером/ - Угадали! За оранжевым большим овалом что-то есть! /достается, показывается/.

Воспитатель:

-Молодцы! Ребята, посмотрите на экран, Райдер вернулся.

(7 слайд)

-Щенки рады его видеть! Какое хорошее дело мы сделали. Вы рады?

Рефлексия.

Воспитатель:

-Ребята, а скажите, какое задание было для вас самым трудным? А какое задание было самым интересным?

-Вы большие молодцы! Теперь, когда Райдер вернулся к своим щенкам, они вместе будут помогать тем, кто попал в трудную ситуацию!

 

Список источников:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ (электронное методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей и ВУЗов).
  3. А.А. Гин «Да» и «нет говорите…//Педагогика+ТРИЗ: сб. статей для учителей, вос- питателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП «Сож», 1997.
  4. И.А.Помораева, В.А.Позина. Формирование элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
  5. В.П.Новикова. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. - М., Мозаика-Синтез, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием «ТРИЗ» технологии в подготовительной группе «Домовенок - Кузя»

Цель: закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.Задачи:Образовательные: совершенствовать умения составлять число 10 из двух меньших ...

План по самообразованию «Формирование элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ технологий с детьми 5-6 лет»

план по самообразованию на тему "Формирование математических представлений с использованием ТРИЗ технологий" в старшей группе ДОУ...

Конспект организованной образовательной деятельности. Формирование элементарных математических представлений в старшей группе

Конспект организованной образовательной деятельности. Формирование элементарных математических представлений в старшей группеКонспект организованной образовательной деятельности. Формирование элемента...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ технологии Домовенок Кузя в подготовительной группе

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ технологии Домовенок Кузя в подготовительной группе...

Конспект ННОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ- технологий в старшей группе «Цветик- семицветик»

Занятие направлено на формирование и развитие элементарных математических представлений с применением методов и приемов технологии ТРИЗ. В путешествии по волшебному острову дети выполняют задания и со...

Конспект организованной образовательной деятельности Формирование элементарных математических представлений. Тема НОД: «Возвращение Элли домой».

Формировать у детей стойкий интерес к математике, продолжать развивать умение решать задачи, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания....

Конспект итоговой интегрированной организованной образовательной деятельности по предметному миру и художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Весенние цветы» для детей старшего дошкольного возраста

Конспектитоговой интегрированной организованной образовательной деятельностипо предметному миру и художественно-эстетическому развитию (рисование)на тему: «Весенние цветы»для детей с...