«Дидактический комплект игр по формированию элементарных математических представлений в условиях преемственности содержания математического образования»
картотека по математике (старшая группа)

Седашева Виктория Николаевна

«Дидактический комплект игр

по формированию элементарных математических представлений

в условиях преемственности содержания математического образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игры по ФЭМП92 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактический комплект игр

по формированию элементарных математических представлений

в условиях преемственности содержания математического образования»

Тема дидактического комплекта

«Считай и размышляй»

Задачи: создание условий для ФЭМП у дошкольников.

Раздел «Игры для детского сада»

направления

Материалы/оборудование

количество и счет

Игра «Найди пропущенные числа»

Цель: закрепить понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах «10»

Игра «Сосчитай жильцов».

Цель: закрепить счёт в пределах 10.

Часы-пазлы «Лягушка», карточки с цифрами.

Карточки-домики, предметные картинки, карточки с цифрами до 10.

величина и форма

Игра «Собери бусы»

Цель: формировать умение собирать бусы в определённой последовательности, соблюдая форму, величину и цвет бусинок.

Разноцветные бусы на верёвке, карточки-схемы.

число и цифра

Игра «Заселение жильцов»

Цель: закрепить состав чисел в пределах «10»,раскладывать число на 2 меньших и составлять из 2 меньших большее, решать задачи на сложение и вычитание.

Карточки-домики с цифрами на крыше от 6 до 10, цифры от 1 до 10.

ориентировка во времени

Игра «Утро вечера мудренее»

Цель: формировать представление о времени.

Игра «Поможем Незнайке»

Цель: Закрепить умение ориентироваться во времени, определять время по часам.

 Игра «Распорядок дня» (часы), картинки с эпизодами истории про ёжика Топа.

Игра «Распорядок дня» (часы), картинки часов с разным показателем времени.

ориентировка в пространстве

Игра «Что изменилось?»

Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве относительно предмета (слева, справа).Закрепить умение называть предметы по двум – трём признакам (цвет: красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый; форма: круг, овал; размер: большой, маленький, средний по размеру).

Набор «Грибочки»

Раздел «Игры для дома»

направления

Материалы/оборудование

количество и счет

Игра «Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

игрушки

величина и форма

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: формировать представления о форме и размере.

Мешочек, пластмассовые буквы или цифры, чайная ложка, карандаш, кубик, большая пуговица.

число и цифра

Игра «Болото»

Цель: формировать представление о числе и цифре.

Карточки с цифрами от 1-10

ориентировка во времени

Игра «Волшебные часы»

Цель: формировать представления детей о режиме дня и необходимости соблюдения режимных моментов для сохранения и укрепления собственного здоровья.

Часы, картинки «распорядок дня».

ориентировка в пространстве

Игра «Дорога в школу»

Цель:  развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память,  умение составлять схему пути.

Лист бумаги, карандаш.

Раздел «Формы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по ФЭМП "Экскурсия в музей математики"

для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи : закрепление знаний детей:

  • о сложении и вычитании группы предметов;
  • о понятиях "больше", "меньше", или "равно";
  • о свойствах предметов (цвет, форма, размер);
  • о прямой линии, отрезке, луче;
  • об углах (прямой, тупой, острый).

Оборудование: карточки с заданиями, картинка "Найди 10 отличий"; образовательный модуль «Ходилки-Бродилки»; картинка с изображением вагончиков разной геометрической формы; маркеры; столы и таблички с названиями залов музея математики: "Геометрические фигуры", "Математические знаки", "Картинная галерея", "Веселая геометрия"; входные билеты.

Логика деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

2.

3.

Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию в музей математики. Чтобы в него попасть нужно ответить на вопросы.

  • _Какое число называют первым при счете?
  • У какой фигуры всего три угла?
  • Какая цифра стоит между двойкой и четверкой?
  • У какой фигуры нет углов?
  • Какая линия может продолжаться бесконечно?

Звучит музыка. Педагог приводит детей в «Зал геометрических фигур»

- Мы с вами в музее. Наша экскурсия начинается с «Зала геометрических фигур».

Педагог задает вопросы.

Какие геометрические фигуры вы знаете?

Дети: Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображением разных геометрических фигур.

  • Посмотрите внимательно на карточку. Какие геометрические фигуры здесь нарисованы?

  • На какие группы можно разбить эти фигуры?

Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображением рядов геометрических фигур.

  • Посмотрите внимательно, в каждом ряду фигур есть одна лишняя. Нужно понять, какая из них лишняя, и объяснить почему.

Предлагает продолжить экскурсию и пройти в «Зал математических знаков»,

демонстрирует детям таблицу, раздает маркеры.

-Заполните, пожалуйста, пустые клеточки таблицы, используя математические  знаки: "больше", "меньше" или "равно".

3

4

2

1

5

5

4

1

2

2

Предлагает детям решить веселые задачи.

              Три веселых медвежонка

              Ели сладкий мед в сторонке,

              Два пришли им помогать.

              Сколько стало мишек..?

-Сколько медвежат ели мед сначала?

-Сколько медвежат пришли на помощь?

-Сколько всего стало медвежат?

-  Как вы получили число пять?

- Как называется это действие?

- Какой мы используем знак при сложении?

 - Три медвежонка - это какая часть?

- Два медвежонка - это какая часть?

 -А пять медвежат?

- Если поменять части местами, изменится ли целое?

Предлагает задачу на вычитание.

На блюдце у Андрюши

            Четыре желтых груши.

             Есть мальчик захотел,

            Одну из груш он съел.

            Теперь считайте груши

            На блюдце у Андрюши.

Предлагает продолжить экскурсию и пройти «Сказочный зал». Подводит детей к иллюстрации народной сказки «Репка». Просит назвать порядковый счет героев сказки.

- А теперь мы входим в зал, который называется "Веселая геометрия".  

Воспитатель демонстрирует детям картинку с изображением вагончиков разной геометрической формы.

-Посмотрите внимательно на картинки? Что на них изображено?

- Какие геометрические фигуры напоминают вам вагоны?

- Что общего у этих фигур?

-Какие углы вы знаете?

-Поезд едет по рельсам. Какую линию напоминают вам рельсы?

- Что напоминают шпалы?

- Отрезок - это часть какой линии?

- Есть ли точки ограничения у прямой линии?

- А у отрезка есть точки ограничения?

- Что еще изображено на картинке?

-Что есть у солнышка?

- Сколько точек ограничения у луча?

Педагог проводит рефлексию.

-Молодцы! Вы быстро справились с заданиями, верно решили все задачки и показали, что много знаете из математики. А сколько интересного мы сегодня увидели! Понравились вам экспонаты нашего музея? Что больше всего запомнилось? Какие задания вы выполняли? Трудные задания для вас были?

Дети отвечают

- Один;

-Треугольник;

- Тройка;

- Круг;

- Прямая линия.

Дети отвечают: 

-Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

Дети:

- Большой синий квадрат, маленькие зеленый, синий и красный круги, маленький зеленый квадрат.

Дети: 

-По цвету, форме и размеру.

Дети дают разные варианты ответов.

-В первом ряду лишний синий треугольник, потому что остальные фигуры - квадраты.

 -Во втором ряду - большой синий квадрат, потому что остальные фигуры маленькие. (Или: маленький красный квадрат, потому что остальные фигуры - синие. Или: круг, потому что остальные фигуры - квадраты).

-В третьем ряду лишний зеленый маленький круг, потому что остальные фигуры большие. ( Или: треугольник, потому что остальные фигуры - круги).

Дети выполняют задание, рисуя маркером нужный знак в пустой клетке таблицы.

Дети: - Пять.

Дети: -Трое медвежат.

Дети:- Двое медвежат.

Дети:- Пятеро медвежат.

Дети: -К трем прибавили два.

Дети: Сложение.

Дети: Знак "+".

Дети выбирают карточку со знаком "+" среди других карточек, лежащих перед ними.

Дети: -Первая.

Дети: -Вторая.

Дети: -Целое.

Дети:- Нет.

Дети выполняют задачу по то му же алгоритму.

Дети называют героев сказки по порядку.

Дети: -Вагончики, поезд.

Дети: -Трапеция, прямоугольник, треугольник.

Дети: -У них есть углы.

Дети:- Угол может быть тупой, острый, прямой.

Дети показывают углы на картинке.

Дети: -Прямую.

Дети: -Отрезки.

Дети: -Прямой.

Дети:- Нет. Она может продолжаться бесконечно.

Дети: -Да, есть две точки ограничения.

Дети: -Солнышко.

Дети: -Лучи.

Дети:- Одна точка ограничения. Луч можно продолжить только в одну сторону.

Дети отвечают.

                         

Приложение

Дидактическая игра «Найди пропущенные числа»

Цель: закрепить понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах «10»

Материал: часы-пазлы «Лягушка», карточки с цифрами.

Содержание игры. Педагог вносит в группу часы-пазлы «Лягушка». Предлагает рассмотреть их, описать. Обращает внимание детей, что пропущены некоторые цифры. Предлагает заполнить пустые окошечки карточками с цифрами. Затем назвать числа в прямом и обратном порядке.

Модификация игры: считают в прямом и обратном порядке в пределах 10.

«Сосчитай жильцов»

Задачи: закрепить счёт в пределах 10.

Материал: Карточки-домики, предметные картинки, карточки с цифрами до 10.

Описание игры: ведущий обращает внимание на домики, на крыше которых расположены предметные картинки по количеству жильцов. Дети считают предметные картинки, находят соответствующую цифру.

Модификация игры: дети считаю в пределах 10.

«Собери бусы»

Задачи: формировать умение собирать бусы в определённой последовательности, соблюдая форму, величину и цвет бусинок.

Материал: разноцветные бусы на верёвке, карточки-схемы.

Описание игры:  Воспитатель предлагает детям собрать бусы в определённой последовательности, указывая признаки цвета, формы, размера бусинок.

«Заселение жильцов»

Задачи: закрепить состав чисел в пределах «10»,раскладывать число на 2 меньших и составлять из 2 меньших большее, решать задачи на сложение и вычитание.

Материалы: карточки с цифрами на крыше от 6до 10. Цифры от 1 до 10.

Описание игры: Ведущий обращает внимание на домики. В каждом домике живёт столько жильцов, сколько указано на крыше. В одной квартире посилилось, например, 3 жильца. Сколько жильцов будет жить в другой квартире?

Модификация игры: дети решают задачи на сложение и вычитание.

Сюжетно-дидактическая игра «Утро вечера мудренее».

Цель: формировать представление о времени.

Материал:  игра «Распорядок дня» (часы), картинки с эпизодами истории про ёжика Топа.

Содержание игры.

Педагог показывает детям картинки, на которых изображены эпизоды истории про ёжика Топа. Говорит: «Пришло утро, встало солнышко и осветило комнату ёжика «Топа, но ёжик спал. Солнышко стало будить ёжика, но он не просыпался. Все ёжики уже давно вышли из своих домиков, но ёжик Топ всё спал. Ёжики сделали зарядку, позавтракали. А ёжик Топ всё ещё спал. Солнышко встало высоко на небе и на улице началась такая жара, что все ёжики ушли в дом и стали плавать в бассейне, а ёжик Топ всё спал. Наступил вечер, всё ёжики поужинали, умылись и легли спать в кровать. Тут ёжик Топ проснулся, стал зевать и смотреть по сторонам: «Что уже утро?» Ёжик вышел на улицу, но кругом было так темно, что ничего не было видно. «Почему так темно?» - подумал ёжик Топ. Но ему никто не ответил – все спали. Так ёжик проспал весь день и не увидел его. Педагог предлагает детям вспомнить, сколько ёжик спал, и чего он не увидел: он проспал утро, день, вечер и проснулся только ночью. Дети находят соответствующие картинки и рассказывают, что в это время суток можно делать, при этом. Показывая время на математических часах ( утром - делают зарядку в 8 часов и т.д.).

Усложнение: Педагог демонстрирует детям картинки с историями про ёжика Топа, дети придумывают рассказ.

Модификация игры: ориентируются во времени.

Сюжетно-дидактическая игра «Поможем Незнайке»

Цель: Закрепить умение ориентироваться во времени, определять время по часам.

Материал: игра «Распорядок дня» (часы), картинки часов с разным показателем времени.

Содержание.

Педагог знакомит детей с Незнайкой. Говорит, что Незнайка запутался во времени. Предлагает помочь Незнайке, рассмотреть картинки, определить, какое время на них показывают часы. Предлагает детям поставить стрелки на макете часов так, чтобы время совпало.

Модификация игры: ориентируются во времени, определяют время по часам.

Д/И «Что изменилось?»

Дидактические задачи:Упражнятьв ориентировке в пространстве относительно предмета (слева, справа).Закрепить умение называть предметы по двум – трём признакам (цвет: красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый; форма: круг, овал; размер: большой, маленький, средний по размеру).

Игровой материал: Набор «Грибочки»

Описание игры:

Педагог разыгрывает перед детьми игровую ситуацию. Демонстрирует действия с игрушкой «Ежик».

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

  • Кто это? Как назвать двумя словами? Почему?
  • Что делает ежик?  
  • Правильно, собирает грибы.
  • Давайте поможем ёжику.

Перед детьми расставляются грибочки в свободном порядке, педагог предлагает расставить их на платформе, а затем назвать грибочки по цвету, и размеру (красный, большой, с овальной ножкой и полукруглой шляпкой).

Далее педагог просит детей закрыть глаза. В это время он меняет расположение грибочков на платформе. Просит детей открыть глаза и по очереди рассказать про изменения: «Большой красный гриб стоял последний справа, а теперь стоит первый слева» и т. д.

В конце игры подводится итог.

Модификация игры:  Дети проводят игру самостоятельно.

Раздел «Игры для дома»

Дидактическая игра: «Подбери игрушку»


Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.


Содержание.

 Родитель предлагает ребёнку принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Сосчитать игрушки. Спросите у ребёнка, на каком по счёту месте находится та или иная игрушка (н-р, которая по счёту машинка? И т.д). 

  1. Д/ и «Волшебный мешочек»

Цель игры: формировать умения детей различать предметы по форме и размерам.

Материал: мешочек, 8—10 разных предметов небольших размеров (пластмассовые буквы или цифры, чайная ложка, карандаш, кубик, большая пуговица). Предметы могут быть самыми разными, главное — чтобы они отличались друг от друга формой.

Ход игры (игра может проводиться как в группе, так и с одним ребенком). Ведущий объясняет, что у него в руках волшебный мешочек. Волшебный он потому, что в нем лежит много всяких вещей, но видеть их нельзя: можно лишь на ощупь определить, что в нем лежит. Участники игры по очереди подходят к ведущему и опускают руку в мешочек, не глядя в него. Нащупав какой-либо предмет, участник игры, не вынимая руку из мешка, должен сказать, что он взял. Затем ему разрешается вынуть руку из мешка вместе с взятым предметом и проверить, прав ли он. Выигрывает тот, кто не ошибся.

  1. Д/и «Болото»

Цель: формировать представление о числе и цифре

Материал: карточки от 1-10.

Вариант 1. Играем дома. Вам понадобятся карточки с цифрами от 1 до 10. Они раскладываются, например, перед диваном в произвольном порядке, но на расстоянии друг от друга не дальше шага ребёнка.

Ход игры. Взрослый объясняет ребёнку, что вокруг болото и добраться до дивана можно только по кочкам, которые обозначены цифрами. Прыгать надо от кочки к кочке по порядку цифр (можно задать прямой или обратный порядок). Когда ребёнок доберётся до дивана и сядет на него отдыхать, карточки с цифрами меняются местами и взрослый предлагает вернуться назад, перескочив болото по кочкам с цифрами.

Вариант 2. Играем на улице. Определяется цель (куда надо добраться), например, скамейка, куст или песочница и т.п. На земле, на «территории болота», взрослый палочкой рисует цифры. Игра проводится так же, как и в варианте 1.

Дидактическая игра «Волшебные часы»

Цель: формировать представления детей о режиме дня и необходимости соблюдения режимных моментов для сохранения и укрепления собственного здоровья.

Материалы:   игра «Распорядок дня» (часы с карточками).

Содержание игры.

Родитель предлагает ребёнкуотгадать загадки:

Вот проснулось в небе солнце,

Заглянуло к нам в оконце.

Петушок горланит мудро,

Возвещает: «Это… Утро! ».

Ребёнок отгадывают, подбирают соответствующие картинки, показывает время на часах , объясняя последовательность вида деятельности, который соответствует времени суток.

Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток? (День)

Ребёнок отгадывают, подбирают соответствующие картинки, показывает время на часах , объясняя последовательность вида деятельности, который соответствует времени суток.

День прошел. Садится солнце.

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи —

Наступает темный. (вечер)

Ребёнок отгадывают, подбирают соответствующие картинки, показывает время на часах , объясняя последовательность вида деятельности, который соответствует времени суток.

Ничего не видно стало,

Будто кто то одеялом

С головою нас закутал.

Это что за время суток? (Ночь)

Ребёнок отгадывают, подбирают соответствующие картинки, показывает время на часах , объясняя последовательность вида деятельности, который соответствует времени суток.

Дидактическая игра «Дорога в школу».

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память,  умение составлять схему пути.

Материал: лист бумаги, карандаш.

Содержание: Ребенок вспоминает и рассказывает,  где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее,  в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Квест-технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО.

Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Решить это противоречие возможно путём внедрения новых, более эффективных метод...

«Дидактический комплект игр по формированию элементарных математических представлений в условиях преемственности содержания математического образования»

Преемственность в средствах, методах, формах достигается грамотной организацией работы по развитию элементарных математических представлений в детском саду и школе. Игровая форма обучения является пре...

Консультация для педагогов "Формирование элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО"

Цель программы по формированию элементарных математических представлении у дошкольниковинтеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого ивариативного мышления...

Виды досуговой деятельности, способствующие формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС

Досуговая деятельность по ФЭМП - приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой  формирования его общей культуры. Продуманная органи...

Семинар - практикум «Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО»

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным тр...

Семинар - практикум «Квест - технология в формировании элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО»

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным тр...