Конспект занятия "Знакомство с дымковской игрушкой"
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Величко Татьяна Геннадьевна

Конспект занятия для детей старшего возраста по ознакомлению с дымковской игрушкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  познавательной деятельности«  Знакомство с дымковской игрушкой» (старшая группа)

Дата:

Цель: дать детям целостное представление о народных игрушках, как об одной из форм народного декоративного искусства; познакомить с содержанием народных игрушек, с художественными традициями в их изготовлении ; дать знания об особенностях дымковской росписи, элементах узора, цветов, используемых в росписи дымковских игрушек.

Задачи: формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек; учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; учить расписывать дымковскую игрушку.

Элементы образовательных технологий:

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций,

Оборудование и материалы: дымковские игрушки, иллюстрации, таблицы с элементами росписи, музыкальное сопровождение -  запись русских народных мелодий, презентация в формате Power Point «Дымковская игрушка», краски, кисти, клей , выкройка игрушки – барыни – двойная верхняя часть и круг с надрезом по радиусу ( на каждого ребенка).

Ход мероприятия

Дети находятся в музыкальном зале. Под русскую народную мелодию в зал заходит воспитатель в костюме дымковской барыни, в руках держит корзинку с дымковскими игрушками.

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

 Я Барыня- сударыня!

 Я в гости к вам пришла.

 Вас с дымковской игрушкой 

 Знакомить детвора!

Ребята, я пришла к вам с веселой ярмарки, но  не с пустыми руками. Посмотрите, какие игрушки я вам принесла. (продемонстрировать игрушки, находящиеся в корзинке).

Как вы думаете, из чего сделаны эти игрушки?  

Воспитатель: Хотите узнать, кто их придумал?

 Тогда предлагаю вам отправиться в  путешествие  в сказочную страну! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения и наша фантазия . Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами). А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, куда мы попали? А попали мы в село Дымково!

Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково.

Просмотр презентации «Дымковская игрушка»

Воспитатель:  жители Дымково очень любят веселиться, водить хороводы, петь песни, играть в игры. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру “Карусель”:

Еле — еле, еле — еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом,

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите,

Раз — два, раз — два!

Вот и кончилась игра!

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать мастерами – художниками?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Устраивайтесь поудобней и еще раз рассмотрим игрушки .

 Скажите  пожалуйста, какие игрушки здесь  находятся ?( Воспитатель показывает на стол, дети  отвечают). Правильно, здесь у нас и барыня, и гусь, и петушок есть. Из чего сделаны эти игрушки?  Какого они  цвета ? (дети отвечают). 

Правильно ребята, все они белого цвета. А  узоры какого цвета на игрушках?

 Дети отвечают.

Да, игрушки украшены желтыми, зелеными, красными, голубыми, синими  узорами, молодцы,  ребята. Какие элементы вы увидели? 

Дети: Точки, кружочки,  волнистые и прямые линии.

Воспитатель:  Я вам предлагаю сделать игрушку – дымковскую барыню.

Задаёт уточняющие вопросы: какая одежда на кукле (шляпа, жакет ,юбка), какие узоры на юбке. Спрашивает, в какие цвета окрашены шляпа и жакет. Далее педагог объясняет и показывает, как раскрасить выкройку куклы и соединить две её части. Показывает,  как равномерно расположить кольца на выкройке юбки. Мелкие элементы узора на кольцах и между ними дети придумывают сами.

Перед работой детям предлагается пальчиковая гимнастика «Теремок»

Стоит  в поле теремок

Между двух лесных дорог

Прилетели две тетери

Пироги печь захотели.

Если любишь пироги –

Заходи, заходи.

Сложить из ладоней «крышу»

Прямые руки вперед от себя

Скрестить ладони и помахать

Хлопки ладонями

Держать кисти рук прямо ладонями вверх. Загибать и разгибать пальчики в кулачок.

Дети под русскую народную мелодию самостоятельно расписывают юбку куклы. Педагог помогает затрудняющимся детям советом, пояснением или индивидуальным показом.

Воспитатель: Какие вы молодцы! У всех получились правильные элементы росписи. Для того, чтобы  продолжить нашу работу, нам нужно подождать, когда высохнет краска. Я приглашаю вас на  хоровод вокруг нашей березки.

Под народную мелодию дети водят хоровод.

Затем дети проходят за столы и продолжают работу: двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку конус.

Воспитатель:  Вы хорошо постарались, нам пора возвращаться домой, в детский сад.

Крепко возьмитесь за руки и закройте глаза  ( звучит рус. нар. мелодия ).

Вот мы и в детском саду. Понравилось вам наше путешествие в страну мастеров?

Ответы детей.

Игрушки, которые вы сделали, вы можете подарить своим родным и рассказать о своем путешествии в сказочную страну Дымково, о мастерах, которые делают такие интересные игрушки.

.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по сенсорике в 1-ой младшей группе

«Степашка в гостях у ребят»

Задачи: Закрепить умение создавать однородную группу предметов путём добавления предмета к предмету, совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник.

Развивать внимание и память, различать  цвет.

Воспитывать умение действовать сообща.

Материалы  и оборудование:  1 большая пирамидка, 3 обруча, набор,  геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник разного цвета) на каждого ребёнка, игрушка, презентация Power Point.

Ход занятия: в группе на полу разбросаны колечки от пирамиды.

Воспитатель: Кто же  разбросал игрушки ?

Дети видят игрушку зайчика.

Воспитатель: Степашка, это ты  сделал?

Степашка: Я хотел поиграть  пирамидкой, разобрал ее, а собрать не смог.  Ребята, вы мне поможете?

Ответы детей

Воспитатель: Хорошо, только пирамидку надо собирать правильно, сначала большие колечки, затем поменьше и меньше и меньше.

Игра «Собери пирамидку».

Воспитатель держит стержень, на который надеваются колечки. По ходу сбора пирамидки воспитатель уточняет цвет и размер. Задает вопрос «Сколько колечек в пирамидке много или мало?».  Степашка  благодарит детей за помощь .

Воспитатель: Ребята, Степашка мне по секрету рассказал, что он не знает, что такое геометрические фигуры и как они выглядят.  Я предлагаю посмотреть сказку об этих интересных и загадочных фигурах.

Дети проходят и садятся на стульчики.

Показ презентации.

Воспитатель:  Вам понравилась сказка?  Теперь мы с вами знаем, как выглядят геометрические фигуры и на что они могут походить.

 Ребята, Степашка  устал и  хочет поиграть с вами.

Физкультминутка «Зайка»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

Воспитатель: Вот мы с вами и отдохнули. 

Дети проходят и садятся за стол.

А сейчас Степашка  хочет посмотреть, как вы запомнили  геометрические фигуры. У вас  у каждого  на столе  находится набор геометрических фигур  – круг, квадрат ,треугольник и все они  разного цвета. Я буду называть фигуру и её цвет, а вы должны мне её показать.

- Какие вы молодцы, все справились с заданием. Я вам предлагаю ещё поиграть.

Проводится игра «Найди свой домик».

 Дети берут  на выбор геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник).

 Каждая геометрическая фигура  живёт в своём домике, и с наступлением вечера возвращается в свой дом.  Вы тоже должны найти свой домик, а фигура, которая у вас в руке, подскажет вам, кто,  где живёт (на полу в обручах лежат геометрические фигуры) .  По команде воспитателя «день» дети гуляют вокруг, по команде «ночь», занимают места в круге, в соответствии с фигурой в руке.

Воспитатель: Ребята, Степашка очень рад, что пришёл к вам в гости и благодарит вас за помощь - вы помогли ему собрать пирамидку и вспомнить название геометрических фигур. А вам понравилось играть со Степашкой?

Ответы детей

 Воспитатель:  Но нашему другу пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним: «До свидания, Степашка!»

1сл. Оглянитесь – ка вокруг!
Здесь живут квадрат и круг.
Можно встретить треугольник .


2сл. Познакомьтесь, вот квадрат!

Словно стол стоит квадрат.

Он квадратное печенье положил для угощенья.

3 сл. Треугольник - три угла.

Он похож на крышу дома

И на шапочку у гнома.

4 сл.  Нет углов у меня 
И похож на блюдце я, 
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня…

3 сл. Он как будто колобок

4сл. Или бабушкин клубок…

5сл. Он катиться может долго, потому что нет углов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Роспись дымковской игрушки"

итоговое занятие по росписи дымковской игрушки с предложением различных фигурок...

Конспект занятия "Ярмарка дымковской игрушки ."

Художественное творчество со здоровьесберегающими технологиями. Рисование....

Конспект "В мастерской дымковской игрушки"

Задачи:Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Формировать умен...

Конспект интегрированного занятия «Дымковская игрушка» в подготовительной группе.

Конспект интегрированного занятия «Дымковская игрушка» в подготовительной группе....

Конспект занятия "Ярмарка дымковской игрушки"

Тема: "Ярмарка дымковской игрушки."(старшая группа)Цель: Организация ярмарки.Задачи:- продолжать работу по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, закрепить представления о процессе ее изготовления...

Конспект образовательной деятельности «Дымковская игрушка» для детей старшего возраста.

Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художествен...

Конспект НОД ,тема "Дымковские игрушки"

Цель: Развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, зрительную память...