Главные вкладки

    Рабочая программа по ФЭМП и конструированию в ДОУ для детей от 3 до 7 лет
    рабочая программа по математике на тему

    Паршина Светлана Анатольевна

    И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. 

    Рабочая программа составлена на основе игры и интеграции с конструированием, что в свою очередь позволяет детям с интересом осваивать элемементарные математические знания, развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую  моторику рук.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_po_femp_-1.docx89.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ Школа №2129

    ДСП «Солнышко»

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    по

    формированию элементарных математических представлений

    с конструированием

    для детей 3-7 лет

    на 2015-2016 учебный год

                                                                                                                                    Составитель:

                                                                                                                                  воспитатель 1 кв. кат.

                                                                                                                              Паршина С.А.

    г. Москва

    Пояснительная записка

          Математикадает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

    Математика предлагает уникальные возможности для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества – внимание, память, аккуратность и творческие способности.

    Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется через образовательную область «Познание» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка подготовки его к школе.
    Через познавательную деятельность реализуются практически все программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе. Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей, строятся с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям.

    В работе с дошкольниками новые знания даются небольшими частями, строго дозированными «порциями». Поэтому общую программную задачу или тему обычно делят на ряд более мелких задач - «шагов» и последовательно реализуют их на протяжении нескольких форм работы.
    Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают
    физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой.

    Ведущей у дошкольников является игровая деятельность, поэтому занятия по развитию простейших математических понятий, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются и совершают открытия. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками.

    В процессе обучения математике развивается речь детей, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Дети учатся комментировать свою деятельность,  давать полный словесный отчет о выполнении действий.  Все это требует большой осознанности своей деятельности,  развивается мышление.

            Обучение  математике  организует и дисциплинирует детей, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость,  воля,  воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение любое начатое дело  доводить до конца.Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений для детей 3-7 лет составлена на основе «Программы Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой Т.И., А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцеваведущими целями которой являются: создание условий для развития способностей детей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.

    Рабочая программа ориентирована

    на использование учебно-методического комплекса:

    1. Громова О.Е.Формирование элементарных матесматических представлений у детей младшего возраста:Методическое пособие. – М.:Сфера, 2011
    2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший возраст.-М.:Мозайка-Синтез,2013

          3. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст.-

            М.: Мозайка - Синтез,2013

         4.Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.-

              М.:Мозайка-  Синтез,2013

    1. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа.-М.:Мозайка-Синтез,2013

         6. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.

         7. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.

         8. Н.Л.Куваева, Ю.В.Микляева. Конспекты занятий по математике.-М:Айрис Пресс,

             2012

    9. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1:

        Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. Ч.2: Игры-головоломки/

        Сост. З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая. – Спб: Акцидент, 2014.

    10. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозайка в интегрированных

    занятиях: Занятия с детьми в детском саду и школе. Методическое пособие. – М.:  

    Мозайка-Синтез, 2007

    11. Смоленцева А.А, Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для

           маленьких детей: Учебно-методическое пособие – Спб.: «Детство-Пресс», 2013

    12. Математика от трёх до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей

    детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе-Спб.: «Акцидент».

    13. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. Предматические игры для детей

    младшего дошкольного возраста:Учебно-методическое пособие. – Спб.: ООО

    «Издательство «Детство-Пресс», 2011

    14.Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. –

    Спб: «Детство-Пресс», 2009

    14. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие. Авт-сост.

           Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая /(библиотека программы «Детство»). – Спб.:

          «Акцидент», 2007

    Программа рассчитана на проведение 30 НОД в год, с проведением 1 НОД в неделю  в каждой возрастной группе .

    НОД проводится во вторых младших, средних, старших и подготовительных группах.

    Длительность  1 НОД:

    ♦ во второй младшей группе15 минут;

    ♦ в средней – 20 минут;

    ♦ в старшей – 25 минут;

    ♦ в подготовительной – 30 минут.

    Программой предусмотрено проведение практической непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми (игры, игровые упражнения, экспериментирование, разрешение проблемно-поисковых ситуаций, обсуждение возникающих вопросов).

    НОД по развитию элементарных математических представлений строится через интеграцию с конструированием. В конструировании применяются палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, счётные палочки, деревянный строительный конструктор, геометрические фигуры, логические игры-головоломки (Танграм, Монгольская игра, Сфинкс, Листик, Колумбово яйцо), бросовый материал (ленты, пуговицы, пробки).

    В младших группах дети конструируют предметы по образцу, в старших группах - по замыслу, по схеме, по памяти.

    Методика даётся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. НОД проводятся фронтально, по группам и индивидуально. Сочетание коллективных и индивидуальных форм организации детей педагог определяет сам. Развивающие задачи решаются с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

    Целью программы является формирование у детей умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

    2 младшая группа(3-4 года)

    Задачи:

    учить считать до трёх;

    ♦ учить сравнивать совокупности на основе взаимно-однозначного соответствия,

       различать «много», «мало», «один»;

    ♦ учить сравнивать две группы предметов путём приложения;

    ♦ учить сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;

    ♦ различать и называть форму предметов;

    ♦ различать левую и правую стороны;

    ♦ различать и называть части суток: «утро», «день», «вечер», «ночь»;

    ♦ развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате,

    треугольнике, овале; знать их характерные отличия;

    ♦ учить определять положение предметов в пространстве.

    Перспективное планирование на годпо ФЭМП с конструированиемво 2 младшей группе

    п/п

    Месяц

    ФЭМП

    Цель

    Конструирование

    1

    Сентябрь

    Тема №1.

    «Много, мало, один»

    Учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами: много, мало, один.

    «Мебель для медвежонка»

    из деревянного конструктора

    (по образцу)

    Тема №2.

    «Круг, квадрат»

    Познакомить детей с кругом и квадратом; научить детей различать и называть круг и квадрат.

    «Дорожка для Бобика»

    из деревянного конструктора

    (по образцу)

    2

    Октябрь

    Тема №3.

    «Круг, квадрат»

    (закрепление)

    Научить различать круг и квадрат, находить и называть предметы круглой и квадратной форм; учить сравнивать две группы предметов.

    «Домик для зайчика»

    из деревянного конструктора

    (по образцу)

    Тема №4.

    «Много, мало, один»

    Упражнять детей в составлении групп отдельных предметов; учить находить сходство между ними; различать и называть форму предметов – круглая, квадратная.

    «Сарайчик для животных»

    из деревянного конструктора

    (по образцу)

    Тема №5.«Круг, квадрат,

    треугольник»

    Познакомить детей с треугольником, учить различать и называть треугольники; обследовать осязательно-зрительным путём, выкладывать его из счётных палочек; классифицировать фигуры по форме и названию.

    «Лесенка для обезьянки»

    из деревянного конструктора

    (по образцу)

    Тема №6.«Столько…

    сколько»

    Познакомить детей с новой геометрической фигурой –овал, учить находить предметы, похожие на овал; учить сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая 1 предмет на другой; различать равенство и неравенство предметов входящих  в эту группу.

    «Ёжик»

    из счётных палочек, геометрических фигур, палочек Кюизенера, бросового материала (пробок)

    (по образцу)

    3

    Ноябрь

    Тема №7.«Столько…

    сколько,

    поровну»

    Учить сравнивать количество предметов в двух группах, используя слова: столько…сколько, поровну; закрепить понятия «много», «мало», «один».

    «Грузовик»

    из Блоков Дьенеша

    (по образцу)

    Тема №8.«Ориентировка

    в

    пространстве»

    Научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на; упражнять в сравнении 2-х групп предметов, расположенных в ряд; пользоваться словами: столько…сколько, поровну.

    «Домик для лягушки»

    из блоков Дьенеша

    (по образцу)

    Тема №9. «Сравнение

    предметов по

    длине»

    Учить сравнению двух предметов по длине; научить рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: длиннее, короче.

    «Дорожки»

    из палочек Кюизенера

    (по образцу)

    Тема №10.

    «Сравнение

    предметов по

    длине»

    (закрепление)

    Продолжать учить детей сравнивать две группы предметов: где больше, где меньше; сравнивать предметы по длине и обозначать результат сравнения словами.

    «Снеговик»

    из геометрических фигур, бросового материала (пробок)

    (по образцу)

    4

    Декабрь

    Тема №11. «Сравнение

    предметов по

    ширине»

    Учить сравнивать два предмета по ширине; повторить названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник; учить строить кораблик по образцу.

    «Кораблик для утят»

    из деревянного конструктора

    (по образцу)

    Тема №12.    «Сравнение

    предметов  по ширине»

    (закрепление)

    Закрепить понятия количества: один-много, размера: широкий-узкий, длинный-короткий, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, понятие времени суток, счёт до 3, умение группировать по признаку, составлять простые фигуры из 2-3 частей.

    «Сладкое угощение для медвежонка Винни-Пуха»

    из счётных палочек, геометрических фигур

    (по образцу)

    Тема №13.«Сравнение двух

    групп

    предметов»

    Упражнять в сравнении количества предметов (равное или неравное) в двух группах.

    «Домик для поросёнка Хрюника»

    из деревянного конструктора

    (по образцу)

    5

    Январь

    Тема №14.«Сравнение

    предметов по высоте»

    Учить детей сравнивать два предмета по высоте, обозначать словами: «выше» - «ниже», сравнивать предмет по величине.

    «Выский и низкий домики»

    из деревянного конструктора

    (по образцу)

    Тема №15.«Сравнение

    предметов по величине»

    Упражнять детей в сравнении предметов по величине: большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, отражая в речи результат сравнения; различать и называть геометрические фигуры; закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.

    «Красная Шапочка и Волк»

    из палочек Кюизенера

    (по образцу)

    Тема №16.«Ориентировка в

    пространстве»

    Упражнять детей в умении определять положение предмета, используя предлоги: «на», «над», «в», слова: «слева» и «справа»; закрепить знания о временах года; повторить геометрические фигуры «круг», «квадрат», «овал»; учить находить два одинаковых предмета.

    «Скворечник»

    из деревянного конструктора

    (по образцу)

    6

    Февраль

    Тема №17. «Время: утро, вечер,

    день, ночь»

    Учить называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь; закрепить названия геометрических фигур.

    «Медведь»

    из геометрических фигур

                    (по образцу)

    Тема №18. «Слева, справа,

    посередине»

    Учить детей ориентироваться в пространстве, отражать результат словами; развивать внимание и наблюдательность.

    «Пароход»

    из палочек Кюизенера

    (по образцу)

    Тема №19. «Геометрические

    фигуры»

    Учить различать предметы по величине (форме, размеру, цвету, ширине); закрепить полученные знания о геометрических фигурах и сравнении двух групп предметов; учить классифицировать фигуры по форме.

    «Ключик»

    из палочек Кюизенера

    (по образцу)

    Тема №20.«Счёт до трёх»

    Учить детей считать в пределах 3; упражнять в сравнении предметов по ширине; развивать логическое мышление.

    «Трамвай»

    из деревянного конструктора

    (по образцу)

    7

    Март

    Тема №21.

    «Игры с Чебурашкой и крокодиломГеной»

    Упражнять детей в ориентировке в пространстве, употребляя в речи предлоги «в», «на», «около», «под»; учить детей классифицировать предметы по определённому признаку; упражнять детей в счёте в пределах 3.

    «Двухэтажный дом»

    из палочек Кюизенера

    (по образцу)

    Тема №22. «Повторение»

    Закрепить названия геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник; упражнять детей в умении определять положение предметы, используя предлоги: «на», «над», «в», «под», «за»; учить детей различать части суток: утро, день, вечер, ночь; упражнять детей в конструировании предметов из геометрических фигур.

    «Птичка»

    из геометрических фигур

    (по образцу)

    Тема №23. «Повторение»

    Упражнять детей в сравнении двух групп предметов, различении равенства и неравенства предметов; учить детей ориентироваться в пространстве и определять местонахождение предмета при помощи слов: «на» «под», «над», «слева», «справа»; повторить геометрические фигуры; упражнять детей в конструировании  предмета из геометрических фигур и палочек Кюизенера по образцу.

    «Бабочка»

    из палочек Кюизенера и геометрических фигур

    (по образцу)

    8

    Апрель

    Тема №24. «Путешествие

    по сказке «КОЛОБОК»

    Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве; упражнять детей в уравнивании двух групп предметов; повторить изученные геометрические фигуры; учить детей конструировать «Бассейн» из строительного набора «Строитель».

    «Бассейн»

    из деревянного конструктора

    (по образцу)

    Тема №25.

             «Сравнение

    предметов

    по длине »

    (повторение)

    Закрепить умение детей сравнивать 2 предмета по длине, рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: длиннее-короче.

    Конструирование

    по схеме

    из палочек Кюизенера

    Тема №26. «Сравнение

    предметов по ширине»

    (повторение)

    Закрепить умение детей сравнивать два предмета по ширине,рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: шире-уже.

    Конструирование

    по схеме

    из счётных палочек

    Тема №27. «Сравнение

    предметов по высоте»

    (повторение)

    Закрепить умение детей сравнивать два предмета по высоте, рассказывать о результатах сравнения, употребляя слова: выше-ниже.

    Конструирование

    по схеме

    из деревянного конструктора

    9

    Май

    Тема №28.  «Сравнение двух

    групп предметов»

    (повторение)

    Развивать умение устанавливать равенство между двумя группами предметов.

    Конструирование

    по схеме

    из блоков Дьенеша

    Тема №29. «В стране

    геометрических фигур»

    (повторение)

    Закрепить представление детей об изученных геометрических фигурах; упражнять детей в классификации фигур по разным признакам.

    Конструирование

    по схеме

    из геометрических фигур

    Тема №30. «Повторение»

    Закрепление пройденного материала: составлять группы из отдельных  предметов; находить сходства и различие; уметь сравнивать предметы по величине; закрепить временные представления: утро, день, вечер, ночь.

    Конструирование

    по схеме

    из строительных деталей

    Предполагаемы результаты:

    дети научились считать до трёх;

    ♦ научились сравнивать совокупности на основе взаимнооднозначного соответствия,

       различать «много», «мало», «один»;

    ♦ научились сравнивать две группы предметов путём приложения;

    ♦ научились сравнивать предметы по длине, ширине, высоте;

    ♦ научились различать и называть форму предметов;

    ♦ научились различать левую и правую стороны;

    ♦ научились различать и называть части суток: «утро», «день», «вечер», «ночь»;

    ♦ знают геометрические фигуры: круг, квадрат,  треугольник, овал и их характерные

       отличия;

    ♦ научились определять положение предметов в пространстве;

    ♦  конструировать предметы из геометрических фигур, счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, деревянного конструктора «Строитель» по образцу.

    Средняя группа(4-5 лет)

    Задачи:

    учить считать до пяти;

    ♦ обучить детей графическому знанию цифр до 5;

    ♦ учить соотносить количество предметов с цифрой;

    ♦ учить отсчитывать количество предметов на 1 больше или на 1 меньше;

    ♦ учить сравнивать две группы предметов, по разному расположенных;

    ♦ учить детей порядковому счёту в пределах 5;

    ♦ учить раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины;

    ♦ учить называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал,

       прямоугольник;

    ♦ учить различать и называть геометрические тела: куб, шар;

    ♦ учить ориентироваться в пространстве;

    ♦ учить детей ориентироваться во времени, называть части суток;

    ♦ развивать логическое мышление детей.

    Перспективное планирование на год по ФЭМП с конструированием в cредней группе

    п/п

    Месяц

    ФЭМП

    Цель

    Конструирование

    1

    Сентябрь

    Тема №1. «Сравнение

    предметов».

    Учить сравнивать

    Две группы предметов путём наложения и приложения, находить одинаковые, учить ориентироваться в пространстве.

    «Ёжик»

    из геометрических фигур, палочек Кюизенера, счётных палочек, пробок.

    (по образцу)

    Тема №2.

    «Число и

    цифра 1».

    Познакомить детей с цифрой 1, её графическим обликом, учить детей выкладывать цифру 1 из счётных палочек, учить называть детей, что бывает по одному; учить находить и называть предметы круглой формы на заданном пространстве.

    «Лиса»

    из геометрических фигур

    (по образцу)

    Тема №3.

    «Число 2».

    Познакомить детей с числом и цифрой 2; учить детей считать до 2, пользоваться цифрами 1 и 2; сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: «больше-меньше», «поровну»; находить и называть предметы круглой и квадратной формы.

       «Домик для зайчика»

             из деревянного  

               конструктора

    (по образцу)

    2

    Октябрь

    Тема №4.

    «Ориентировка

    в пространстве».

    Учить детей ориентироватьсяв пространстве: «наверху», «внизу», «над», «под»; различать право-лево; упражнять в счёте в пределах 2; различать и называть цифры 1 и 2.

    «Воротики для воробья»

          из деревянного

           конструктора.

    (по схеме)

    Тема №5.

    «Число 3».

    Познакомить детейс образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть числительные от 1 до 3; учить детей считать до 3 в прямом и обратном порядке.

    «Цыплёнок»

    из геометрических фигур

    (по образцу)

    Тема №6.

    «Сравнение по высоте»

    Упражнять детей в счёте до трёх; учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения; учить составлять предмет из трёх равнобедренных треугольников; находить в окружении предметы одинаковые по высоте.

    1. «Ёлки»

    из треугольников.

    2. «Забор для сада»

    из деревянного конструктора.

    (по образцу)

    Тема №7.

    «Треугольник»

    Закрепить названия геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник; учить находить предметы названной формы; учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения.

    «Теремок»

    из четырёх треугольников.

    (по образцу)

    3

    Ноябрь

    Тема №8.

    «Куб, шар»

    Познакомить детей с геометрическими телами – кубом и шаром; учить обследовать их осязательно-зрительным способом; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены; уточнить представление о частях суток.

    «Диван

       для мышки Джери»

            из деревянного

            конструктора.

    (по схеме)

    Тема №9.

    «Порядковый счёт»

    Учить детей считать по порядку от 1 до 3, отвечать на вопросы: «Который?», «Какой?»; закрепить представления детей о том, что количество предметов (их число) не зависит от их расположения; повторить названия изученных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал; учить называть предметы круглых, квадратных, треугольных, овальных форм; закрепить представления детей о временах года.

    «Кресло

    для лягушонка»

    из деревянного конструктора.

    (по схеме)

    Тема №10.

    «Число 4».

    Познакомить детей с образованием числа 4 и цифрой 4, соотносить числительное с предметом; закрепить умения детей ориентироваться в пространстве.

    «Велосипед для

    обезьянки»

    из блоков Дьенеша

    (по схеме)

    Тема №11.

    «Прямоугольник»

    Познакомить детей с прямоугольником; учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в счёте в пределах 4; упражнять в ориентировке на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу.

    «Слон»

    из блоков Дьенеша

    (по памяти)

    4

    Декабрь

    Тема №12.

    «Прямоугольник»

    (закрепление).

    Продолжить знакомство с прямоугольником; учить детей складывать из счётных палочек прямоугольник; находить и называть в окружении предметы прямоугольной формы.

    «Паровоз»

    из геометрических

    фигур

    (по схеме)

    Тема №13.

    «Число 5».

    Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5; упражнять в счёте в пределах 5; закреплять знания цифр от 1 до 5.

    «Снежинка»

    из палочек Кюизенера

    (по схеме)

    Тема №14.

    «Счёт в пределах 5»

    Упражнять детей в счёте в пределах 5; закрепить знания цифр от 1 до 5; учить классифицировать предметы по признаку цвета, величины.

    «Цветок»

    из геометрическихфигур

    для Красной Шапочки

    (по образцу)

    5

    Январь

    Тема №15.

    «Измерение предметов»

    Учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах 5; учить ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление.

    «Мост»

    из деревянного конструктора

    (по схеме)

    Тема №16.

    «Сравнение предметов по высоте»

    Учить сравнивать предметы по высоте; устанавливать равенство между двумя группами предметов; различать количественный и порядковый счёт; закрепить представление о частях суток.

    «Грузовик»

    из деревянного конструктора

    (по образцу)

    Тема №17.

    «Порядковый счёт»

    (закрепление)

    Продолжать учить детей различать количественный  и порядковый счёт; упражнять в счёте в пределах 5 (на слух); повторить названия геометрических фигур: «круг», «квадрат», «треугольник», «овал», «прямоугольник».

    «Скворечник для птиц»

    из деревянного конструктора

    (по схеме)

    6

    Февраль

    Тема №18.

    «Сравнение предметов по величине»

    Продолжать учить детей сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова «слева», «справа», «вверху», «внизу»; упражнять в счёте в пределах 5; развивать воображение.

    «Забор для петушка»

    из деревянного конструктора.

    (по образцу)

    Тема №19.

    «Измерение»

    Учить детей измерять предмет условной меркой; упражнять детей в умении отсчитывать предметы по предложенной цифре; закрепить названия геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник; учить детей ориентироваться в пространстве, отражая результат словами «слева», «справа», «между».

    «Черепаха»

    из

    палочек Кюизенера.

    (по образцу)

    Тема №20.

    «Геометричес-кие

    фигуры»

    Учить называть и различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); упражнять в счёте в пределах 5; учить ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление.

    «Кораблик»

    изблоков Дьенеша

    (по схеме)

    Тема №21.

    «Счёт в пределах 5»

    Упражнять детей в счёте; укреплять знание цифр от 1 до 5; развивать умение ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление.

    «Качели»

    из счётных палочек

    (по образцу)

    7

    Март

    Тема №22.

    «Ориентировка во времени»

    Закреплять умение детей ориентироваться во времени, повторить части суток (утро, день, вечер, ночь) и времена года (весна, лето, осень, зима); закрепить умение детей соотносить количество предметов с цифрой; развивать  логическое мышление детей; повторить изученные геометрические фигуры.

    «Крокодил Гена

    и

    Чебурашка»

    из палочек Кюизенера

    (по схеме)

    Тема №23.

    «Путешествие в деревню к бабушке»

    Закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах 5; упражнять в умении сравнивать количество предметов в группах на основе счёта; учить детей ориентироваться на листе бумаги.

    «Загон для животных»

    из бросового материала (пробок) , палочек Кюизенера и  деревянного конструктора

    ( по образцу)

    Тема №24.

    «Измерение условной меркой»

    Продолжать учить детей измерять предметы условной меркой, сравнивать мерки между собой, отражать результат сравнения словами; учить детей работать в парах; упражнять в устном счёте в пределах 5 и в умении ориентироваться в пространстве.

    «Конура для Бобика»

    из

    деревянного конструктора

    (по схеме)

    8

    Апрель

    Тема №25.

    «Повторение».

    Упражнять детей в количественном и порядковом счёте в пределах 5и соотнесении количества предметов с цифрой, умении отсчитывать предметы по заданной цифре; учить детей решать математические загадки и ориентироваться в пространстве: развивать логическое мышление детей (находить сходства и отличия).

    «Страус»

    из

     палочек Кюизенера

    (по схеме)

    Тема №26.

    «Повторение».

    Упражнять детей в счёте в пределах 5; закрепить умение детей на глаз сравнивать предметы по величине (большой-маленький, широкий-узкий, короткий-узкий, толстый-тонкий); повторить части суток (утро, день, вечер, ночь) и геометрические фигуры.

    «Лестница»

    из

    деревянных кубиков

    (по памяти)

    Тема №27.

    «Повторение».

    Повторить изученные геометрические фигуры.

    Конструирование детей по схеме из палочек Кюизенера.

    9

    Май

    Тема №28.

    «Повторение».

    Повторить устный счёт в пределах 5 и соотносить количество предметов с цифрой.

    Конструирование детей по схеме из блоков Дьенеша.

    Тема №29.

    «Повторение».

    Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве.

    Конструирование детей

    по схеме из деревянного конструктора.

    Тема №30.

    «Повторение».

    Закрепить временные представления детей.

    Конструирование детей

    по схеме из геометрических фигур.

    В конце учебного года ребёнок 4-5 лет

    должен овладеть следующими умениями и навыками:

    ♦  уметь сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине методом приложения и наложения, визуально;

    ♦ уметь ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление: слева, справа, впереди, позади, над, под, около;

    ♦ называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат,

      треугольник, прямоугольник, овал;

    ♦ уметь складывать геометрические фигуры из счётных палочек: квадрат, треугольник, прямоугольник;

    ♦ различать части суток: утро, день, вечер, ночь;

    ♦ различать количественный и порядковый счёт в пределах 5;

    ♦   знать цифры от 1 до 5 и раскладывать их по порядку;

    ♦ отсчитывать количество предметов по предложенной цифре;

    ♦ уметь соотносить количество предметов с цифрой;

    ♦ уметь классифицировать предметы по признаку цвета, величины (размер, форма);

    ♦  измерять длину предметов с помощью условной мерки;

    ♦ конструировать предметы из геометрических фигур, счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, деревянного конструктора «Строитель» по образцу и по памяти.

    Старшая группа(5-6 лет)

    Задачи :

    учить считать до 10;

    ♦ обучить детей графическому знанию цифр до 10;

    ♦ учить соотносить количество предметов с цифрой;

    ♦ учить отсчитывать количество предметов на 1 больше или на 1 меньше;

    ♦ учить сравнивать две группы предметов, по разному расположенных;

    ♦ учить детей порядковому счёту в пределах 10;

    ♦ учить составлять число из единиц;

    ♦ учить называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал,  прямоугольник, ромб, трапеция;

    ♦ учить сравнивать предметы по длине, ширине, размеру, толщине;

    ♦ учить ориентироваться в пространстве;

    ♦ учить детей ориентироваться во времени, называть части суток, времена года, дни  недели, месяцы;

    ♦ познакомить с календарём и их видами;

    ♦ развивать логическое мышление детей.

    Перспективное планирование на год по ФЭМП с конструированием в старшей группе

    п/п

    Месяцы

    ФЭМП

    Программное содержание

    Конструирование

    1

    Сентябрь

    Тема №1.

    «Число и цифра 6».

    Познакомить детей с образованием числа 6 и цифрой 6; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определять положение предмета: «между», «слева», «справа», «около», «за», «в», «под»; находить в окружении предметы геометрических форм.

    «Грузовик для Зайки»

    из деревянного конструктора

    (по схеме)

    Тема №2.

    «Счёт до 6».

    Закрепить умение детей считать в пределах 6; учить соотносить число с цифрой; учить классифицировать фигуры по определённому признаку.

    «Рыбка»

    из счётных палочек

    (по схеме)

    Тема №3.

    «Число и цифра 7».

    Познакомить детей с образованием числа 7 и цифрой 7; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить составлять группы из отдельных предметов; учить детей работать в парах.

    «Лиса»

    из блоков Дьенеша

    ( по схеме)

    2

    Октябрь

    Тема №4.

    «Счёт до 7»

    Упражнять детей в счёте до 7; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами: «слева», «справа», «перед», «за», «сбоку».

    «Ёжик»

    из геометрических фигур, палочек Кюизенера, счётных палочек, бросового материала (пробок).

    (по схеме)

    Тема №5.

    «Квадрат»

    Учить составлять квадрат из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах 7; учить соотносить число с цифрой т карточкой с кружками; учить ориентироваться на листе бумаге, обозначать направление словами: «слева», «справа», «сверху», «внизу», «в центре».

    «Домик»

    из

    головоломки

    Танграм.

    (по схеме)

    Тема №6.

    «Сравнение предметов»

    Учить складывать предметы по длине путём складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах 7; учить увеличивать число на единицу; развивать логическое мышление детей; учить на глаз определять длинные и короткие предметы.

    «Жираф»

    из головоломки Танграм

    (по схеме)

    Тема №7.

    «Четырёхуголь-ник»

    Познакомить детей с признаками четырёхугольника»; учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: «слева», «справа»; закреплять названия частей суток: «утро», «день», «вечер», «ночь».

    «Домик для слона»

    из

    деревянного конструктора

    (по схеме)

    3

    Ноябрь

    Тема №8.

    «Число и цифра 8»

    Познакомить детей с образованием числа 8 и цифрой 8; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; упражнять в счёте в пределах 8; закреплять умение детей ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами «над», «под», «в», «на»; учить детей классифицировать предметы по 2 признакам, развивать логическое мышление детей.

    «Собачка»

    из

    палочек Кюиенера

    (по схеме)

    Тема №9.

    «Составление предметов из треугольников»

    Учить составлять конструкцию их 4-х равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: «слева», «справа», «вверху»; упражнять в счёте в пределах 8; развивать воображение.

    «Рыбки»

    из треугольников

    (по схеме и по собственному замыслу детей)

    Тема №10.

    «Трапеция, ромб»

    Познакомить детей с новыми геометрическими фигурами – «ромб», «трапеция»; упражнять в счёте в пределах 8; учить на глаз определять длину предмета.

    «Мосты»из деревянного конструктора

    ( по подгруппам)

    Тема №11.

    «Измерение»

    Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах 8; развивать мышление.

    «Мышка»

    из геометрических фигур

    (по памяти детей)

    4

    Декабрь

    Тема №12.

    «Число и цифра 9»

    Познакомить с образованием числа 9 и цифрой 9; учить детей считать в пределах 9; закрепить представления детей о временах года; формировать представление детей о том, что число не зависит от расположения предметов.

    «Лесенка для обезьянки»

    из деревянного онструктора.

    (из кубиков, кирпичиков, брусков)(по подруппам)

    Тема №13.

    «Измерение»

    Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах 9; учить видоизменять фигуру путём добавления счётных палочек.

    «Яблоко»

    из палочек Кюизенера

    ( по схеме)

    Тема №14.

    «Четырёхуголь-ник»

    Учить детей составлять четырёхугольник из счётных пал упражнять в счёте в пределах 9 и в счёте на слух; развивать логическое мышление.

    «Катер»

    из

    деревянного конструктора

    (по схеме)

    5

    Январь

    Тема №15.

    «Число и цифра 0».

    Познакомить с нулём; упражнять в счёте в пределах 9; учить группировать предметы по общему признаку; учить составлять картинку из отдельных предметов.

    «Снеговик»

    из геометрических фигур, бросового материала (пробок)

    (по схеме)

    Тема №16.

    «Число 10».

    Познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10; развивать логическое мышление детей через блоки Дьенеша; закрепить названия дней недели; развивать мелкую моторику детей, память в конструировании.

    «Снежинка»

    из

    палочек Кюизенера.

    (по схеме и по собственному замыслу детей)

    Тема №17.

    «Ориентировка в пространстве»

    Учить ориентироваться на листе бумаги, результат называть словами; закрепить умение детей сравнивать 2 предмета по длине методом приложения; учить детей считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке; учить отсчитывать предметы по заданной цифре; развивать логическое мышление детей; повторить названия геометрических фигур.

    «Домик для друзей»

    из блоков Дьенеша.

    (через разгадывание логических загадок)

    (по схеме)

    6

    Февраль

    Тема №18.

    «Календарь»

    Познакомить детей с календарём; рассказать о разных видах календаря; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; продолжать учить  различать и называть геометрические фигуры; упражнять в счёте в пределах 10.

    «Кот»

    из

     счётных палочек

    ( по схеме)

    Тема №19.

    «Неделя»

    Закрепить названия дней недели; учить детей ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху»; развивать логическое мышление.

    «Гараж»

    из

    деревянного конструктора.

    (по замыслу детей)

    Тема №20.

    «Месяц»

    Познакомить детей с понятием «месяц»; упражнять в классификации геометрических фигур; закрепить  навык счёта в пределах 10; развивать логическое мышление детей.

    «Молоковоз»

    из геометрических фигур

    (по памяти детей)

    Тема №21.

    «Ориентировка в пространстве»

    Упражнять детей в умении ориентироваться на ограниченной плоскости; повторить изученные геометрические фигуры; упражнять детей в счёте в пределах 10; развивать логическое мышление.

    «Собачка»

    из блоков Дьенеша

    (по схеме)

    7

    Март

    Тема №22.

    «Измерение»

    Упражнять детей в измерении протяжённости с помощью условной мерки; закреплять навык конструирования геометрических фигур – треугольник, квадрат, трапецияиз счётных палочек; упражнять в счёте в пределах 10; развивать логическое мышление детей.

    1).«Корабль»

    из модулей

    и деревянного конструктора.

    (по схеме)

    2).«Цветы»

    из геометрических фигур(овалы)

    и бросового материала

    ( пробки и полоски

    из картона)

    (по замыслу детей)

    Тема №23.

    «Геометричес-кие фигуры» (закрепление)

    Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб, трапеция); учить классифицировать фигуры по определённому признаку; упражнять в счёте в пределах 10; развивать логическое мышление детей и ориентироваться в пространстве.

    «Посуда»

    из

     палочек Кюизенера

    (по схеме)

    Тема №24.

    «Счёт в пределах 10»

    Упражнять детей в счёте в пределах 10 и соотносить число с цифрой; развивать  логическое мышление; повторить дни недели; учить ориентироваться в пространстве.

    «Самолёт»

    из деревянного  конструктора.

    (по схеме)

    8

    Апрель

    Тема №25.

    «Путешествие по математическому королевству»

    Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; развивать логическое мышление, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине; воспитывать познавательный интерес к математике.

    «Домик»

    из

    геометрических фигур

    (по образцу)

    Тема №26.

    «Путешествие в страну сказок»

    Упражнять детей в счёте в пределах 10; учить отгадывать математические загадки; учить ориентироваться в пространстве; повторить геометрические фигуры; развивать логическое мышление детей.

    «Собачка»

    из палочек Кюизенера

    (по собственному замыслу детей)

    Тема №27.

    «Путешествие в космос»

    Упражнять детей в счёте в пределах 10: в прямом и обратном порядке, сравнении чисел; формировать представление о свойствах предметов: цвет, форма, размер; знание геометрических фигур; развивать наблюдательность, внимание, мыслительные операции, вариативность мышления, творческие способности, быстроту реакции, познавательный интерес; формировать навыки самостоятельной работы.

    «Ракета»

    из счётных палочек

    (по схеме)

    9

    Май

    Тема №28.

    «Тигруля и его друзья»

    Развивать внимание, память, мышление детей; закрепить знания детей о геометрических фигурах; упражнять детей в счёте в пределах 10 и в сравнении предметов, умении ориентироваться в пространстве.

    «Бассейн»

    из блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, деревянного конструктора, бросового материала - пробки

    (по собственному замыслу детей)

    Тема №29.

    «Повторение»

    Упражнять детей в счёте в пределах 10 и назывании соседей числа; закрепить названия геометрических фигур, находить предметы данной формы; развивать логическое мышление детей через блоки Дьенеша.

    «Черепаха»

    из блоков Дьенеша

    через разгадывание

    знаков-символов

    (по схеме)

    Тема №30.

    «Путешествие в страну геометрических фигур»

    Закрепить знания детей о геометрических фигурах, учить детей классифицировать  фигуры по их признакам (форме, размеру, цвету); развивать память, внимание детей, умение работать в парах; упражнять детей в нахождении одинаковых фигур и в конструировании предметов из геометрических фигур.

    «Поезд»

    из геометрических фигур

    ( по схеме)

    В конце года ребёнок 5-6 лет

    должен овладеть следующими умениями и навыками:

    ♦ научиться считать до 10 в прямом и обратном порядке;

    ♦ знать графическое знание цифр в пределах10;

    ♦ уметь соотносить количество предметов с цифрой;

    ♦ уметь отсчитывать количество предметов на 1 больше или на 1 меньше;

    ♦ уметь сравнивать две группы предметов, по разному расположенных;

    ♦ знать порядковый счёт в пределах 10;

    ♦ уметь составлять число из единиц;

    ♦ знатьназвания геометрических фигур и различать их: круг, квадрат, треугольник, овал,  прямоугольник, ромб, трапеция;

    ♦ уметь сравнивать предметы по длине, ширине, размеру, толщине;

    ♦ уметь ориентироваться в пространстве;

    ♦ знать и называть части суток, времена года, дни  недели, месяцы;

    ♦ знать, что такое календарь и их виды.

    ♦ конструировать предметы из геометрических фигур, счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, деревянного конструктора «Строитель» по образцу, по схеме, по собственному замыслу детей и по памяти.

    Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

    Задачи :

    учить считать до 20 в прямом и обратном порядке;

    ♦ обучить детей графическому знанию цифр до 20;

    ♦ учить соотносить количество предметов с цифрой в пределах 20;

    ♦ учить различать количественный  и порядковый счёт;

    ♦ учить сравнивать предметы по величине: большой-маленький, узкий-широкий, короткий –длинный, высокий-низкий,

    толстый-тонкий;

    ♦ учить увеличивать и уменьшать число на единицу;

    ♦ учить составлять число из двух меньших и из единиц в пределах первого десятка;

    ♦ учить называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал,  прямоугольник, ромб, трапеция, многоугольники (5-угольник, 6-угольник, 8-угольник);

    ♦ учить решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

    ♦ учить измерять длину отрезка, пользоваться линейкой;

    ♦ учить считать по заданной мере;

    ♦ учить сравнивать две группы предметов, используя математические знаки («больше», «меньше», «равно»)

    ♦ учить ориентироваться в пространстве, отражать результат словами;

    ♦ учить детей ориентироваться во времени:  называть части суток, времена года, дни  недели, месяцы;

    ♦ учить детей определять время с точностью до часа, четверть часа, получаса, ровно час;

    ♦ познакомить детей с понятием «деньги» и их предназначением; учить отсчитывать количество денег разными способами;

    ♦ развивать логическое мышление детей.

    Перспективное планирование на год по ФЭМП с конструированием в подготовительной к школе группе

    п/п

    Месяцы

    ФЭМП

    Программное содержание

    Конструирование

    1

    Сентябрь

    Тема №1.

    «Геометрические фигуры».

    Закрепить названия геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «ромб», «трапеция», «круг», «квадрат»; вспомнить, какие фигуры называют «четырёхугольниками»; учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме; упражнять в пределах 10.

    «Ёжик» из счётных палочек, геометрических фигур, палочек Кюизенера, бросового материала – пробок.(по собственному замыслу детей)

    Тема №2.

    «Величина».

    Уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины; упражнять в счёте в пределах 10; учить отсчитывать по предложенной цифре; упражнять в счёте на ощупь.

    «Петух»

    из головоломки

    «Танграм»

    (по схеме)

    Тема №3.

    «Знакомство с третрадью».

    Познакомить детей с тетрадью и её назначением; учить детей ориентироваться в пространстве; упражнять в счёте в пределах 10; учить соотносить цифру с количеством.

    Графический диктант

    «Слон»

    2

    Октябрь

    Тема №4.

    «Знаки равенства-неравенства»

    Продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10; «записывать» при помощи знаков «>» , «<» и читать «записи»; познакомить детей со знаками «=», «≠» (равенство-неравентсво); закрепить временные представления; учить называть «соседей» данного числа.

    «Мосты»

    из деревянного конструктора (по подгруппам) (по схеме)

    Тема №5.

    «Многоуголь-ники»

    Познакомить детей с многоугольником, его признаками: сторонами, углами, вершинами, их взаимно-однозначным соответствием; упражнять в счёте в пределах 10.

    «Кот»

    из палочек Кюизенера

    (по схеме)

    Тема №6.

    «Быстро, медленно»

    Закрепить понятия «быстрее», «медленнее»; упражнять в счёте в пределах 10; познакомить детей с составом числа 2; учить составлять фигуру из восьми треугольников.

    «Щенок»

    из восьми треугольников

    (по схеме)

    Тема №7.

    «Состав числа 3»

    Познакомить детей с составом числа 3; учить составлять число 3 из двух меньших чисел; упражнять в счёте по осязанию; закрепить временные представления.

    «Замок

    для принцессы Эни»

    из деревянного конструктора

    (по собственному замыслу детей)

    3

    Ноябрь

    Тема №8.

    «Измерение»

    Учить измерять с помощью условной мерки длину предмета; учить показывать 1/5, 2/5 и т.д.; познакомить с составом числа 4; закреплять умение детей решать задачи на сложение в одно действие; развивать логическое мышление детей; учить классифицировать предметы по форме.

    «Ракета»

    из деревянного конструктора

    (по схеме)

    Тема №9.

    «Знаки «+»  и

                 «-».

    Познакомить детей со знаками  «плюс» и 2минус»; учить детей считать в пределах 10; увеличивать (уменьшать) число на единицу, называть правильно соседей данного числа; познакомить с составом числа 5; учить ориентироваться на листе бумаги.

    «Лошадка»

    из головоломки

    «Колумбово яйцо»

    (по схеме)

    Тема №10.

    «Геометричес-кие фигуры»

    Упражнять в счёте в пределах 10; учить пользоваться цифрами и знаками; познакомить с составом числа 6; учить составлять геометрические фигуры из счётных палочек; закреплять названия геометрических фигур.

    «Лиса»

    из геометрических фигур

    ( по памяти)

    Тема №11.

    «Состав числа

             7»

    Познакомить детей с составом числа 7; упражнять в счёте в пределах 20; закреплять умение детей решать задачи в одно действие на вычитание; развивать логическое мышление.

    «Снеговик»

    из геометрических фигур, бросового материала (пробок) (по памяти)

    4

    Декабрь

    Тема №12.

    «Счёт двойками»

    Учить считать двойками в пределах первого десятка; закрепить навык счёта в пределах 20 в прямом и обратном порядке; познакомить детей с составом числа 8; учить решать задачи в одно действие; учить ориентироваться на листе бумаги.

    «Ракета»

    из счётных палочек.

    (по схеме)

    Тема №13.

    «Счёт тройками»

    Учить считать тройками; закрепить навык счёта в пределах 30 в прямом и обратном порядке; познакомить с составом числа 9; учить детей составлять задачу по картинке и решать её; учить классифицировать предметы по определённому признаку; учить детей работать в парах.

    «Клоун»

    из блоков Дьенеша

    (в парах)

    ( по схеме)

    Тема №14.

    «Деление на равные части»

    Упражнять детей в делении предмета на 8 равных частей путём складывания по диагонали; учить показывать одну часть из восьми, а так же 2/8, 5/8, 8/8; учить составлять силуэт предмета из 8 равнобедренных треугольников, используя слова: «между», «сбоку»; упражнять в счёте в пределах 40.

    «Детская площадка»

    из деревянного конструктора, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, бросового материала (пробок)

    (по собственному замыслу детей)

    5

    Январь

    Тема №15.

    «Второй десяток».

    Познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка; учить считать в пределах 20; закрепить названия геометрических фигур: квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция.

    «Гараж»

    из деревянного конструктора

    (по собственному замыслу детей)

    Тема №16.

    «Линейка».

    Познакомить детей с «линейкой», её видами; учить детей измерять предметы с помощью линейки; совершенствовать навыки устного счёта в пределах 50 (в прямом и обратном порядке); учить детей составлять и решать задачи на сложение по предложенному набору игрушек; развивать логическое мышление детей; закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.

    «Собака»

    из блоков Дьенеша

    через разгадывание

    знаков-символов

    (по схеме)

    Тема №17.

    «Деньги»

    Познакомить детей с понятием «деньги» и их предназначением; учить отсчитывать количество денег разными способами; упражнять детей в счёте; развивать логическое мышление детей.

    «Транспорт»

    из деревянного конструктора

    (по собственному замыслу детей)

    6

    Февраль

    Тема №18.

    «Часы»

    Познакомить детей с часами, их видами, строением часов; научить детей определять время с точностью «ровно час»; упражнять детей в счёте в пределах 70; закреплять умение детей сравнивать две группы предметов, используя математические знаки  ">» (больше), «<» (меньше), «=» (равно); развивать логическое мышление детей.

    «Чайник»

    изпалочекКюизенера

    ( по схеме)

    Тема №19.

    «Часы и время»

    Учить детей определять время  с точностью «до получаса»; упражнять детей в счёте в пределах 80, в составлении и решении задач в одно действие в пределах первого десятка на сложение и вычитание; развивать логическое мышление детей.

    «Самолёт»

    из модулей

    и

    деревянного конструктора.

    (по схеме)

    Тема №20.

    «Часы и время»

    (продолжение)

    Научить детей определять время: познакомить с понятием «четверть», «без четверть»; упражнять в счёте в пределах 90 (в прямом и обратном порядке); упражнять в составлении задач по картинке на сложение в одно действие; отрабатывать навык группировки предметов по определённому признаку; закрепить состав числа 5; развивать логическое мышление детей (познакомить детей с головоломкой Сфинкс).

    «Песочница»

    из головоломки «Сфинкс»

    (по схеме)

    Тема №21.

    Путешествие в

    сказку

    «Гуси-лебеди»

    Закрепить счёт в пределах 10; знание цифр; упражнять в сравнении предметов по количеству с помощью знаков >, <, = ; формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; развивать зрительную память и умение по памяти выложить узор.

    Графический диктант

    «Ключик»

    7

    Март

    Тема №22.

    Интеллектуаль-но-познаватель-ная игра «Умники и умницы»

    Повторить геометрические фигуры, развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику  рук; умение детей составлять и решать задачи по картинке на сложение и вычитание в пределах первого десятка; закрепить умение детей сравнивать две группы предметов, используя математические знаки  >, <, = ; упражнять детей в умении конструировать предметы из счётных палочек (по памяти) и деревянного конструктора (по схеме).

    1).«Гриб»

    из счётных палочек

    (по памяти)

    2).«Вокзал»из деревянного конструктора

    (по схеме)

    Тема №23.

    Путешествие в сказку «Пузырь, Соломенка и Лапоть»

    Учить детей считать пятёрками в пределах 100; упражнять детей в сравнении двух групп предметов, используя математические знаки  >< = в пределах первого десятка; повторить состав чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и геометрические фигуры; развивать логическое мышление детей.

    1). «Ёлка»

    из счётных палочек

     (по схеме);

    2).«Мост» из палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, деревянного конструктора, бросового материала (пробок)

    (по собственному замыслу детей)

    Тема №24.

    «Повторение»

    Развивать логическое мышление детей; упражнять детей в счёте в пределах 10 и решении примеров первого десятка; повторить состав числа 8,9,10; упражнять детей в конструировании предметов из блоков Денеша.

    «Верблюд»

    из блоков Денеша через разгадывание знаков-символов   (по схеме)

    8

    Апрель

    Тема №26.

    «Повторение»

    Совершенствовать умение детей составлять и решать задачи по картинке на сложение и вычитание; воспитывать познавательный интерес к математике.

    Конструирование

     из палочек Кюизенера

    (по собственному замыслу детей)

    Тема №26.

    «Повторение»

    Упражнять детей в счёте в пределах 100; учить отгадывать математические загадки; учить ориентироваться в пространстве; повторить геометрические фигуры; развивать логическое мышление детей.

    Конструирование

    из счётных палочек

    (по собственному замыслу детей)

    Тема №27.

    «Повторение»

    Упражнять детей в умении отсчитывать деньги разными способами.

    Конструирование

    головоломки «Листик»

    (по собственному замыслу детей)

    9

    Май

    Тема №28.

    «Повторение»

    Закрепить состав чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 из единиц и двух меньших чисел.

    Конструирование

    из геометрических фигур

    (по собственному замыслу детей)

    Тема №29.

    «Повторение»

    Упражнять детей в сравнении предметов, используя математически знаки «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно).

    Конструирование

    из головоломки

     «Колумбово яйцо»

    (по собственному замыслу детей)

    Тема №30.

    Игра «Путешествие по математическим островам»

    Упражнять детей в счёте на ощупь, составлении  геометрических фигур из счётных палочек; решении примеров на сложение и вычитание; определении времени по часам.

    Конструирование

     из бросового материала

    (пуговицы, ленты, пробки)

    (по собственному

    замыслу детей)

    В конце года ребёнок 6-7 лет

    должен овладеть следующими умениями и навыками:

    Задачи :

    уметь считать до 20 в прямом и обратном порядке;

    ♦ знать графическийоблик цифр до 20;

    ♦ уметь соотносить количество предметов с цифрой в пределах 20;

    ♦ знать количественный  и порядковый счёт;

    ♦ уметь сравнивать предметы по величине: большой-маленький, узкий-широкий, короткий –длинный, высокий-низкий,

    толстый-тонкий;

    ♦ уметь увеличивать и уменьшать число на единицу;

    ♦ уметь составлять число из двух меньших и из единиц в пределах первого десятка;

    ♦ знать и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал,  прямоугольник, ромб, трапеция, многоугольники (5-угольник, 6-угольник, 8-угольник);

    ♦ уметь решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

    ♦ уметь измерять длину отрезка, пользоваться линейкой;

    ♦ уметь считать по заданной мере;

    ♦ уметь сравнивать две группы предметов, используя математические знаки («больше», «меньше», «равно»)

    ♦ уметь ориентироваться в пространстве, отражать результат словами ;

    ♦ уметь ориентироваться во времени:  называть части суток, времена года, дни  недели, месяцы;

    ♦ уметь определять время с точностью до часа, четверть часа, получаса, ровно час;

    ♦ иметь представление о понятии «деньги» и их предназначением; уметь отсчитывать количество денег разными способами;

    ♦ конструировать предметы из геометрических фигур, счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, деревянного конструктора «Строитель» по схеме, по памяти и по собственному замыслу детей.

    Список литературы

    1. Планы занятий по программе «Детство» для 2-ых младших, средних, старших, подготовительных к школе групп детского сада.
    2. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 4-5,5-6,6-7 лет В.П. Новикова. 2014 г.
    3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
    4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 2007 г.
    5. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 г.
    6. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
    7. 356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л. А. Венгера. – М.: Гелеос. – 2008 г.
    8. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2012 г.
    9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Мозайка – Синтез, 2012 г.
    10. Новикова В.П. ИМатематика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. – М.: Мозайка – Синтез, 2012г.
    11. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014 г.
    12. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2011 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    дополнительная образовательная программа изостудии Затейники.«Использование нетрадиционных техник рисования» для детей от 3 до 4 лет.

    Пояснительная запискаФормирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразит...

    Рабочая программа образовательной деятельности во 2 средней группе для детей от 4 до 5 лет за 2015-2016 г

    Рабочая программа разработана с учетом  основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей....

    Дополнительная общеобразовательная программа «Спортивная секция по развитию физических качеств у дошкольников для детей от 3 до 7 лет»

    Данная программа будет интересна коллегам, ведущим платные образвательные услуги, разработана с учётом требований ФГОС ДО....

    Методическое обеспечение рабочей программы. Комплексно-тематическое планирование прогулок "Круглый год" для детей от 6 до 7 лет

    Прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Пребывание детей на...

    Программа по региональному компоненту «Наш дом - Ямал» для детей от 3 до 7 лет

    Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, по...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по музыкальному воспитанию с элементами вокала для детей от 4 до 7 лет

    Рабочая программа составлена на основе программы «Вокальное искусство» Т. Бырченко,  основной направленностью которой является:- психологическое раскрепощение ребенка через пение, уме...

    Рабочая программа по речевому развитию, кружковой театрализованной деятельности для детей с 3 до 4 лет "По следам сказки"

    Рабочая программа  по речевому развитию, кружковой театрализованной деятельности для детей  с 3 до 4 лет  "По следам сказки"...