Конспект организованной образовательной деятельности по математическому развитию в средней группе. Путешествие по сказке «Теремок»
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

Задачи:

 Образовательные:

·      знакомство с образованием числа 5 и с цифрой 5.

·      формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки счета в пределах 4.

·      продолжать учить классифицировать предметы по форме, цвету, величине; различать геометрические фигуры;

·      закрепить представление о частях суток: утро, день, вечер, ночь.

Развивающие:

·       развивать внимание, память, зрительное восприятие, логическое мышление;

 Воспитательные:

·       воспитывать чувство сострадания и желание помочь героям сказки.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

 фланелеграф, макет   теремка, мышка, лягушка, зайчик,  лиса, медведь, цифры от 1 до 5, картинки с временами суток (утро – день – вечер – ночь)

Раздаточный материал:

геометрические фигуры из картона на каждого ребенка, геометрические наборы, карточки с изображением цифр.

Ход ООД

1.   Мотивационно-ориентировочный этап

Входят дети.

Вос-ль: Как много к нам пришло гостей, скажите здравствуйте скорей.

Вос-ль: Ребята проходите и садитесь на свои места.

Вос-ль: Ребята, а вы любите сказки?

Дети: да.

Вос-ль: Тогда я вам сегодня приглашаю в сказку, а в какую вы поймете после того как отгадаете загадку:

Невелик собою дом,

 Но зато вместителен.

 Уместиться можно в нём

 Самым разным жителям.

 Не висит на нём замок.

 Этот домик – ...

                                       Дети: (Теремок)

Вос-ль: Вы догадались, что это за сказка?

Дети: теремок.

Вос-ль: Правильно мы с вами отправимся   в сказку, которая называется “Теремок”. Сегодня я вам предлагаю стать сказочниками. Ребята только вот беда теремок у нас волшебный, он свои двери просто так не откроет, нам нужно вспомнить сказку и помочь зверям выполнить очень интересные задания, вы согласны?

Дети: да.

Вос-ль: Хорошо.

Итак, сказка начинается.

2. Поисковый этап.

Теремок откроет свои двери в том случае, если дети помогут зверям выполнить задания.

План решения проблемы:

Помочь, мышке, назвать все части суток и отгадать загадки.

Помочь, лягушке, собрать бусы, из геометрических фигур.

Поиграть с зайчиком. Физкультминутка “Зайчики”.

Помочь, лисе, выложить числовой ряд от 1 до 4.

Знакомство с образование числа 5 и цифры 5.

3. Практический этап.

Стоит в поле теремок-теремок

 Он не низок, не высок.

 Мышка по полю бежала,

 И наш домик увидала.

 Постучала в дверь она,

 В теремочке тишина.

 Дверь закрыта, вот беда!

 Помогите детвора!

Вос-ль: Чтобы мышка в дом попала, надо выполнить заданье. Вы ребята не зевайте, и заданье выполняйте.

- Назовите все части суток, начиная с утра.

- Сколько их всего?

- Посчитайте. (Вос-ль выставляет картинки время суток, дети считают)

- Молодцы, а теперь буду загадывать  загадки про время суток, а вы попробуйте отгадать их и найти картинку соответствующую этому времени суток, хорошо?

Петушок зарю встречает,

 Мама деток умывает,

 Иней на траве, как пудра.

 Что за время суток? (Утро)

Солнце в небе высоко,

 И до ночи далеко,

 Коротка деревьев тень.

 Что за время суток? (День)

День прошел. Садится солнце.

 Сумрак медленно крадется.

 Зажигайте лампы, свечи —

 Наступает темный... (вечер)

 Солнце село. Свет погас.

 Спать пора всем. Поздний час.

 Улетел уж вечер прочь,

 А за ним крадется... (ночь)

 Вос-ль: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием.

Теремочек дверь открыл,

 Мышку жить к себе впустил.

 Стала мышка поживать,

 Песни петь и танцевать.

- Сколько зверей живет в теремке?

Дети: одна мышка.

Вос-ль: Давид  найди и покажи цифру 1.

Стоит в поле теремок-теремок.

 Он не низок, не высок.

 Вот лягушка по дорожке

 Скачет, вытянувши ножки

— Пока лягушка скакала, бусы рассыпала. Плачет бедная: “- Ква! Ква! Помогите, детвора!”.

- Ну что, ребята, поможем лягушке? Проходите к столу, занимайте свои места. Посмотрите на тарелочках лежат фигуры, что это за фигуры? Как они называются?

Дети: Круг, квадрат, прямоугольник. Геометрические фигуры.

Вос-ль: Молодцы! И вот такие листочки с ниточками, положите эти листочки перед собой и на эти ниточки мы будем выкладывать бусы для лягушки, вы внимательно слушайте, какую фигуру я буду называть, такую фигуру вы и выкладывайте у себя на ниточке (дети выкладывают бусы, после чего сравнивают с образцом, слева на право).

- У всех получилось правильно? Ну что ж с этим заданием вы справились молодцы.

Теремочек дверь открыл,

 Лягушку жить к себе впустил.

 Стала лягушка с мышкой жить

 Песни петь и не тужить.

- Сколько теперь зверей в теремке?

Дети: Два.

Вос-ль: Миша найди и покажи цифру 2.

Стоит в поле теремок-теремок.

 Он не низок, не высок.

 Вдруг из леса на полянку,

 Прибежал ушастый зайка!

 Скок-поскок, скок-поскок,

 Зайка прыгнул на пенёк.

 В барабан он громко бьёт,

 Поиграть с собой зовёт.

Вос-ль: ребята поиграем с зайкой?

Физкультминутка “Зайчики”

Девочки и мальчики,

 Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Начал заинька скакать. (Прыжки вперед-назад)

 Лапки вверх и лапки вниз,

 На носочках подтянись.

 Влево, вправо поклонись,

 Наклонись и поднимись. (Движения выполнять по содержанию текста)

 Зайке холодно сидеть,

 Надо лапочки погреть. (Приседание на корточки, потирание рук)

 Зайке холодно стоять,

 Надо зайке поскакать. (Выполнение прыжков, стоя на месте)

 Девочки и мальчики,

 Представьте, что вы зайчики. (Полуприседания с поворотами вправо-влево)

 Кто-то зайку испугал,

 Зайка прыг - и ускакал. (Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)

Вос-ль: молодцы хорошо отдохнули, проходите на свои места, а зайчик поскакал к теремку, звери его впустили, и стали они жить пожевать.

- Сколько зверей в теремке?

Дети: три зверя.

Вос-ль: Хорошо. Илья  найди и покажи цифру 3.

Молодцы, а сказка продолжается.

 Стоит в поле теремок-теремок.

 Он не низок, не высок.

 Вот лиса идёт по лесу.

 Что за домик, интересно?

 Чтоб ответить на вопрос,

 Тянет лисонька свой нос.

- Но, что бы лисичка попала в теремок, нам нужно выполнить следующее задание. Итак, проходите за столы. Ребята посмотрите перед вами лежат цифры, выложите каждый у себя на наборном полотне числовой ряд от 1 до 4 из этих цифр. Раз, два, три к заданию приступи. (Дети выполняют задание)

А теперь проверим, что у вас получилось. Молодцы!

- Катя, какое число спрятано между числами 2 и 4?

- Дима, назови соседей числа 2?

- Сима, какое число стоит последним в нашем числовом ряду?

- Полина, какое число стоит первым в нашем числовом ряду?

- Артем, назови соседей числа 3?

- Миша, какое число спряталось между числами 1 и 3?

- Лиза, какое число идет за числом 3?

- Маша какое число стоит перед числом 4?

- Молодцы!

Вы справились с заданием

 В теремочке потеснились,

 И все звери поместились.

Сколько теперь зверей живет в теремке?

Дети: четыре.

Вос-ль: Молодцы. Ева  найди и покажи цифру 4.

А сказка продолжается.

 Стоит в поле теремок-теремок.

 Он не низок, не высок.

 Мишка вылез из берлоги,

 Огляделся на пороге.

 На полянке теремок,

 Не весит на нем замок

 Звери разные живут

 Мишку в гости не зовут

 Рассердился наш медведь

 И давай себе реветь: “Вы пустите меня в теремок!”

Вос-ль: Ребята давайте посчитаем, сколько зверей в теремке.

Дети: считают.

Вос-ль: А к теремку пришел медведь, сколько стало зверей больше или меньше?

Дети: больше.

Вос-ль: На сколько больше?

Дети: на один.

Вос-ль: почему?

Дети: потому что добавили 1.

Вос-ль: Давайте, посчитаем сколько стало зверей?

Дети: 1,2,3,4,5.

Вос-ль: А как вы получили 5?

Дети: к 4 прибавили 1.

Вос-ль: А теперь количество зверей обозначим цифрой. (Демонстрация цифры 5).

Вос-ль: вот так выглядит цифра 5, а в числовом ряду она стоит после цифры 4. А чтобы вы лучше запомнили цифру 5, мы с вами выполним задание.

За столы сейчас пройдем,

Цифру 5 мы в миг найдем. (Дети проходят за столы с заданием).

Вос-ль: Ребята, чтобы наши пальчики стали послушными и надо их размять, и так приготовили ручки.

Пальчиковая гимнастика. “Дружба”

Дружат в нашей группе

 Девочки и мальчики.

(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Мы с тобой подружим

 Маленькие пальчики.

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять.

(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять:

 Раз, два, три, четыре, пять.

 Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Перед вами вот такие карточки с цифрами, (демонстрация карточки)

Вам нужно цифру 5 найти

И кружочком обвести. (Дети выполняют задание)

Вос-ль: Молодцы, ребята, вы справились с этим занятием проходите на коврик. (Дети стоят кругом с воспитателем)

4. Рефлексивно-оценочный этап.

Вос-ль: Итак, ребята наше путешествие подошло к концу.

Ребята, давайте  вспомним  как мы помогли мышке попасть в теремок?

Дети: Вспомнили части суток и отгадали загадки.

Вос-ль: А лягушке как мы помогли?

Дети: Собрали бусы из геометрических фигур.

Вос-ль: Ребята, а что мы делали вмести с зайчиком?

Дети: Играли.

Вос-ль: Ребята, а кому мы ещё помогали   в нашей сказке?

Дети: Лисе.

Вос-ль: А как мы помогали лисе?

Дети: Выкладывали цифры от 1 до 4.

Вос-ль: Ребята, а кто пришел последний к теремку?

Дети: Медведь.

Вос-ль: Какой он был по счету?

Дети: Пятый.

Вос-ль: Дети, а с какой мы цифрой познакомились?

Дети: 5.

Вос-ль: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, и теремок впустил всех зверей. Вам понравилась сказка?

Дети: да.

Ребята, зверям тоже очень понравилось путешествовать с вами по сказке, и они вам говорят спасибо, и дарят вам вот эти угощения (корзинка с печеньем в форме грибочков и орешков), мы с вами чуть-чуть попозже устроим чаепитие, хорошо. А теперь попрощайтесь с нашими гостями. (Дети прощаются и уходят).