Конспект занятия по математике: «Путешествие по сказкам на чудо-машине» с элементами ТРИЗ старшая группа.
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Кондратьева Гользиря Мунавировна

Программное содержание:

- Закрепить знания детей о геометрических фигурах: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб; обобщить понятие – четырехугольник,

- Упражнять детей в сравнении по величине: длине, высоте, ширине,

- Повторить порядковый и количественный счет в пределах 10,

- Побуждать детей решать сказочные задачи, используя различные ресурсы (время, величина),

- Упражнять в определении объема жидких тел с помощью условной мерки,

- Продолжать развивать нестандартность мышления, изобретательность, творческое воображение,

- Развивать речь детей, обогащать словарь, побуждать отгадывать загадки, повторить пословицы о дружбе,

- Воспитывать отзывчивость, прививать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды),

- Вовлекать детей в театрализованную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_triz.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №7» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Конспект занятия по математике:

«Путешествие по сказкам на чудо-машине»

с элементами ТРИЗ

старшая группа.

Составил:

Воспитатель первой квалификационной категории

Г.М. Кондратьева

2017 г.

Программное содержание:

- Закрепить знания детей о геометрических фигурах: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб; обобщить понятие – четырехугольник,

- Упражнять детей в сравнении по величине: длине, высоте, ширине,

- Повторить порядковый и количественный счет в пределах 10,

- Побуждать детей решать сказочные задачи, используя различные ресурсы (время, величина),

- Упражнять в определении объема жидких тел с помощью условной мерки,

- Продолжать развивать нестандартность мышления, изобретательность, творческое воображение,

- Развивать речь детей, обогащать словарь, побуждать отгадывать загадки, повторить пословицы о дружбе,

- Воспитывать отзывчивость, прививать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды),

- Вовлекать детей в театрализованную деятельность.

Материал:

- Изображение чудо-машины на фланелеграфе,

- Изображение чудо-дерева с геометрическими фигурами на доске,

- Изображение рек разной ширины, гор разной высоты, дорог разной длины на доске,

- Карточки-схемы геометрических фигур,

- Изображение репки,

- Шапочки двойки, пятерки, волка,

- Игрушки: дюймовочка, Буратино, Колобок, цветок,

- Цифры от 1 до 10,

- Изображение героев сказки «Репка» и других сказок,

- Два кувшина, два тазика, мерный стакан, камешки, пенёк, воздушный шарик.

Предварительная работа: рассказывание сказок, беседы о сказочных героях, разгадывание загадок, изучение пословиц.

 

Ход занятия:

Дети сидят за столами.

Воспитатель: сегодня мы будем путешествовать по сказкам и помогать героям, попавшим в трудную ситуацию под девизом «Помоги всем и всегда».

Предлагаю вспомнить пословицы о дружбе.

1. Один за всех и все за одного.

2. Человек без друзей, что дерево без корней.

3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

4. Старый друг лучше новых двух.

5. Сам погибай, а товарища выручай.

 

I ЧАСТЬ.

Воспитатель: Поедем мы не на простой машине, а на волшебной (обращаю внимание на изображение на фланелеграфе). Эта машина может не только ехать по дороге, но и выпускать крылья и перелетать через горы, закрывать стекла и переплывать реки. Но, машина еще не достроена.

Обращаю внимание детей на чудо-дерево с геометрическими фигурами, которое растет рядом с мастерской.

Воспитатель: У этого дерева мы возьмем фигуры, чтобы достроить машину.

Дети получают карточки, где нарисованы схемы, по которым надо выбрать фигуры - это четырехугольник большой, красного цвета; это четырехугольник маленький, желтого цвета.

Дети выбирают прямоугольник, квадрат, ромб, трапецию, достраивают машину. Обращаю внимание детей на то, что все выбранные фигуры – четырехугольники (имеют 4 угла, 4 стороны, 4 вершины).

 

II ЧАСТЬ.

Загадываю детям загадку:

«Протянута нитка, но клубок не  смотать»   (Дорога).

Воспитатель: Теперь надо выбрать по какой дороге ехать.

Показываю изображения дорог разной длины на доске. Предлагаю показать их по длине. Даю задание показать дорогу не самую длинную, не самую короткую и не желтую. Ребенок показывает голубую дорогу.

Воспитатель: По этой дороге, вымощенной голубым кирпичом, мы отправляемся в путь.

На обочине дороги встречаем двух девочек, в шапочках двойки и пятерки. Двойка расстроена тем, что в школе ее не любят. Предлагаю детям помочь двойке и сделать так, чтобы ее все полюбили. Дети предлагают сделать из двойки красивую пятерку. Переворачиваем двойку на шапочке, она преображается в пятерку. Девочки садятся на места.

Путешествие продолжается. На обочине дороги видим под елочкой Колобка.

Обращаю внимание детей на то, что его хочет съесть лиса и предлагаю ему помочь. Спрашиваю детей, какой Колобок? (маленький), а если он станет очень маленьким, размером с маковое зернышко, то лиса не сможет его раскусить, он проскользнет у нее между зубами. А если Колобок станет большим-пребольшим, то лиса ударится о него как о стену и побоится трогать Колобка.

Колобок может пронестись мимо лисы с большой скоростью или катиться так долго, что лисе надоест его ждать, и она убежит охотиться на зайчиков.

Показываю изображение репки на доске. Обращаю внимание детей на то, что репка выросла большая-пребольшая, выше забора. Предлагаю придумать, что с ней делать. Дети отвечают, что можно жить в самой репке (помещают в репку героев этой сказки и других сказок, считают по порядку сказочных персонажей от одного до десяти: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, ёжик, белочка, лягушка, зайчик).

Затем прямой и обратный количественный счет в пределах десяти с показом цифр.

Воспитатель: Что делать, если репка вырастет маленькая- ну очень, маленькая? (Ее сможет отыскать в земле только мышка).

 

III ЧАСТЬ.

Воспитатель: На пути новое препятствие, послушайте загадку.

«Стоит красавица высокая, стройная, на голове венок из облаков»     (Гора)

Выставляю изображение гор, разной высоты. Предлагаю назвать горы от самой высокой, до самой низкой и наоборот.

Дети предлагают через них перелететь.

Воспитатель: мы будем перелетать не самую высокую, не самую низкую и не голубую гору. (Будем перелетать через розовую гору).

Машина выпускает крылья (подставляем к машине 2 крыла).

Воспитатель: какой формы крылья? (Треугольники).

Опускаемся на луг, предлагаю сделать физкультминутку:

«Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши 3 хлопка, головой 3 кивка,

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим».

 

Эта ручка правая,

Эта ручка левая,

Будут ручки у меня ловкие, умелые.

Посмотри, моя ладошка, как веселая гармошка.

Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю,

Раз, два, три, раз, два, три –

Я играю, посмотри».

Затем дети садятся на свои места.

Обращаю внимание, как много цветов на лугу. Беру один цветок, в нем сидит куколка. Дети говорят, что это Дюймовочка. Она счастливо живет в сказочной стране цветов, но Дюймовочку огорчает то, что мама ничего о ней не знает. Письмо может отнести ласточка, но девочка пишет такими маленькими буквами, что мама не сможет его прочитать. Дети предлагают написать письмо на воздушном шаре, буквы увеличатся, когда шарик надуется и их можно будет прочитать.

Проводим эксперимент. Ребенок надувает шарик, увеличиваются написанные на нем слова: мама, мир. Дети читают слова.

 

IV ЧАСТЬ.

Загадываю загадку.

«Бежит, бежит – не выбежит, течет, течет – не вытечет»      (Река)

Выставляю изображение рек, разной ширины на доске, предлагаю назвать реки от самой широкой, до самой узкой и наоборот.

Воспитатель: Мы поплывем не по самой широкой, не по самой узкой, и не по синей реке (Выбираем серую реку).

Предлагаю закрыть стекла в машине, чтобы в салон не проходила вода. Спрашиваю, какой формы стекла? (Овальные).

Обращаю внимание, что на берегу сидит Буратино. Он уронил в речку Золотой Ключик и не знает, как его достать. Спрашиваю у детей, почему Буратино не может опуститься на дно реки? (Потому что он сделан из дерева, а деревянные предметы не тонут, а остаются на плаву).

Воспитатель: А как сделать Буратино тяжелым? (Взять в руки камень, опуститься с ним на дно, достать ключик, а потом подняться на поверхность).

Буратино благодарит детей за помощь.

Путешествие продолжается, дорога приводит в лес. На пеньке сидит Серый волк. (Мальчик в шапочке волка).

Волк (жалобно): Помогите мне пожалуйста, мне нужно оживить Ивана-Царевича. У меня два кувшина с водой, в одном – живая, в другом – мертвая. Я забыл, в каком кувшине живая вода, знаю только, что живой воды больше.

Воспитатель: Ребята, поможем волку отыскать живую воду? (Да)

Мерным стаканом переливаем воду в тазики и каждую мерку отмечаем камешком, положенным около кувшина. Около какого кувшина камешков будет больше, там и живая вода.

Волк благодарит детей за помощь.

Воспитатель: пора возвращаться в детский сад. Машина набирает высоту, включает скорость и переносит нас обратно в детский сад.

Выставляю изображения репки, Колобка, Дюймовочки, Буратино, Серого волка на доске. Предлагаю назвать сказки, в которых они побывали («Репка», «Колобок», «Дюймовочка», «Иван-царевич и Серый волк», «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Воспитатель: В следующий раз мы отправимся в другие сказки на чудо-машине, чтобы помогать сказочным героям, попавшим в беду, а пока машина постоит в гараже.

Используемая литература

                                                                                               

  1. С.И. Гии. «Занятия по ТРИЗ в д/саду»
  2. Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов-на-Дону, 1993г. -32с.
  3. Русские сказки, сборник в обработке О.А. Богдановой, Ленинград, 1991г.
  4. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Изд.2,-Ульяновск,1991г.-92г.
  5. Сидорчук Т.А. «воображаем, размышляем, творим»
  6. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/под ред. Б.Б. Финкенштейн-сп6.:Детство- ПРЕСС,2003г.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике "Путешествие в сказку"

Конспект занятия по математике в средней группе...

Конспект занятия по математике" Путешествие в сказку о потерянном времени"

Занятие для детей подготовительной группы, очень занимательное, дети находятся в постоянном поиске правильных решений....

Конспект занятия по математике Путешествие по сказке «Колобок» (средняя группа)

Конспект, целью которого является развитие логического мышления, сообразительности, закрепление математических знаний....

Конспект занятия по математике: «Путешествие в сказку Цветик-семицветик» (подготовительная группа)

Конспект занятия по математике: «Путешествие в сказку Цветик-семицветик» (подготовительная группа)...

Конспект занятия по математике «Путешествие в сказку «Колобок» в младшей группе

Цель: продолжить ознакомление детей с цветом, величиной, формой, осязаемыми свойствами  предметов (гладкий,колючий,мягкий) ....