Влияние дидактических игр в детском саду на обучение математике и развитие математических способностей.
консультация по математике на тему

Калягина Елена Сергеевна

Влияние дидактических игр в детском саду на обучение математике и развитие математических способностей.

Игра имеет особое важнейшее значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. В.А. Сухомлинский высоко оценивая значение игры, писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние дидактических игр в детском саду на обучение математике и развитие математических способностей.

Игра имеет особое важнейшее значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. В.А. Сухомлинский высоко оценивая значение игры, писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Поучительная игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает, прежде всего, в форме решения поставленной обучающей задачи и даёт играющим моральное и умственное ублаготворение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Игра помогает сделать каждый учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, изготовляет доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

При проведении дидактических игр следует учитывать следующие психолого-педагогические особенности:

1. Во время игры педагог должен создавать атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность воспитателя, поощрение и одобрение операций ребят.

2. Любая игра, предлагаемая педагогом, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.

3. Воспитатель должен быть очень внимательным к тому, насколько играющие подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где играющим представляется большая самостоятельность.

4. Следует обратить заинтересованность на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня и при этом в каждой группе должен быть лидер.

В процессе игр педагог должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочерёдно разным воспитанникам.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В игре ребенок заслуживает новые знания, умения, навыки. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.

Сегодня, а тем более – завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для формирования мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Все назидательные игры по математике разделяют на несколько групп:

  1. Игры с цифрами и числами;
  2. Игры путешествие во времени;
  3. Игры на ориентировки в пространстве;
  4. Игры с геометрическими фигурами;
  5. Игры на логическое мышление.

Полезно проводить, например, такие игры:

Игра «Считай, не ошибись» направляет усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются стократно, чтобы дать возможность как можно большему численности детей принять в ней участие.

Для подкрепления порядкового счета помогают дидактические игры с таблицами направляющихся героев сказок в гости к другим сказочным героям. Кто будет первый? Кто идет второй? Через дидактические игры добиваемся от детей верного использования как количественных, так и порядковых числительных. Знакомим детей с основанием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Используя игры, учим детей преобразовывать равноправие в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети научаться свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Какое число спряталось?», «Составь число», «Кто первый назовёт, какой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях в легкое время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Такое многообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Так же через дидактические игры знакомим детей с днями недели, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый.

Дети с наслаждением играют в игру «Живая неделя». Для игры вызываем 7 детей, пересчитываем их по порядку, даём им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Затем, усложняем игру тем, что строились дети, начиная с любого другого дня недели. Используются разнообразные дидактические игры «Назови скорее дни недели», «Назови пропущенный месяц (день недели)», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

Трехмерные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

В начале каждого обучения проводят игровой момент: любую игрушку прячут где-то в комнате, а дети ее находят, или выбирают ребенка и прячут игрушку по взгляду к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускают ошибки, тогда воспитательница дает этим ребятам вероятность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, используют появление какого-либо сказочного героя. Например, игра «Помоги Карлсону найти потерянную игрушку». Распечатываем конверт, читаем: «Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 4 шага и т.д.» Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, усложняем задания – т.е. в письме были не показ месторасположения игрушки, а только способ. По схеме дети должны назначить, где отыскивается скрытый объект.

Для утверждения знаний о форме геометрических фигур с целью повторения вещества средней группы, предложили детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. В эти дидактические игры можно играть и усовершенствовать знания индивидуально в свободное от занятия время. В работе используется множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от персональных способностей детей. Например, такие игры как «Найди такой же узор и выложи его», «Сложи квадрат», «Каждую фигуру на своё место», «Подбери по форме», «Чудесный мешочек», «Кто больше назовёт».

Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» употребляют на занятиях и в незанятое время, с целью утверждения знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей:

а) Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу).
б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье).
в) Работа по собственному замыслу (просто человека).

Дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

В дошкольном возрасте у детей инициируют определяться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует масса дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие созидательных способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и оказывать содействие вырабатыванию самобытного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Кроме того, предлагают задания такого нрава: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняют. Предлагают выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Употребляя различные дидактические игры в труде с детьми, дети лучше заимствуют программный материал, правильно выполняют сложные задания.

В процессе игры у детей производится обыкновение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, формируется внимание, влечение к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с большим вожделением, прилагают все усилия, чтобы не подвести приятелей по игре.

Младший школьник полагает наглядно-образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр употреблять наглядность. Игра должна быть занимательной, увлекательной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительность заставлять детей играть. Это не даст желаемого результата ни в развивающем, ни в образовательном плане.

Дидактические игры недолговременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная энергичность сражающихся, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно значительно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы выводом задачи был занят один ребёнок, а другие действовали.

В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует личного подхода к детям. Педагог должен считаться с персональными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать поручение надо легче, другому – труднее, одному стоит задать навевающий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает справедливый ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Педагог помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, восхваляет за малейшую удачу.

Учителя в начальной школе обстоятельно относятся к дидактической игре и активно применят её в своей педагогической деятельности. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний обучающихся.

Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизирует познавательную деятельность детей. Дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи занятия, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов воспитанников.

Дидактические игры нужны в учебе и формировании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целеустремленная созидательная деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Применение дидактических игр увеличивает действенность педагогического процесса, кроме того, они способствуют формированию памяти, мышления у детей, оказывая немалое влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в ходе игры, стремимся к тому, чтобы радость от игр сообщилась в радость учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме родительского вечера "Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка"

Цель родительского собрания: Организовать эффективное взаимодействие  детского сада и семьи по вопросу развития музыкальных способностей детей....

Практикум для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития музыкальных способностей ребенка"

Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых – помочь ребенку в развитии социальных навыков, научить его ...

Кружок «занимательная математика» в развитии математических способностей старших дошкольников

Кружок «занимательная математика» в развитии математических способностей старших дошкольников...