Кружок «занимательная математика» в развитии математических способностей старших дошкольников
материал (подготовительная группа)

Мария Сергеевна Гурьянова

Кружок «занимательная математика» в развитии математических способностей старших дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx50.26 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «занимательная математика» в развитии математических способностей старших дошкольников

Срок реализации 1 год

Пояснительная записка

Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Проводимая мною работа по организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление. По результатам  диагностики, проводимой  в начале учебного года, делаю выборку тех детей, у которых обнаружились проблемы по основным разделам математического развития, и занимаюсь с ними кружковой работой.    Кружок проводится 1 раз в неделю 25-30 мин – в подготовительной группе. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.

Я работаю по программе Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию  логических форм мышления.

Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы.

. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Основная  задача  состоит в формировании  потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.

Основные задачи кружка:

  • развитие математических способностей и склонностей;
  • качественная подготовка ребенка к школе;
  • знакомство с математическими знаками;
  • • развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
  • развитие математических представлений о числах и цифрах;

Организую занятия на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания  детей заниматься математикой. Для привлечения внимания детей,  поддержания интереса к математике, создала картотеку игр, разработала конспекты занятий.

 Программа распределена по разделам:

  • количество и счет;
  • ознакомление с геометрическими фигурами;
  • определение величины;
  • ориентировка во времени, пространстве;
  • решение  логических задач;

Цель программы:   Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической  действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.

В соответствие с разделами планирую свою работу, где определяю содержание, задачи, сроки проведения.

Пример такого планирования перед вами, составлен на  1 год где я  определяю задачи, содержание работы, сроки проведения.

Приложение 1

Перспективное планирование совместной деятельности детей и взрослых

Раздел

Задачи

Игры

 Количество

 и счет

Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, совершенствование навыков счета, счет предметов слева направо, согласование числительных с сущ. в роде, числе. Знакомство с математическими знаками +,-,=, <,>,и их написание. Знакомятся с составом числа из 2-х меньших. Учить соотносить числа от0 до9 с количеством предметов. Учить решать арифметические задачи развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. Совершенствование навыков счета,  формирование устойчивого интереса к математическим знаниям, развитие внимания, памяти.

«Назови следующее, предыдущее число»,

«Назови соседей»,

«Назови меньше на 1, больше на 1»,

«Вверх, вниз по числовой лестнице»,

«Составь и реши задачу»

Геометрические фигуры

Закрепить представление о геометрических фигурах, представление о многоугольнике. Знакомство с геометрической фигурой - трапеция. Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Изображение фигур в тетради в клетку, составление символических изображений животных из геометрических фигур.

«Назови предметы данной формы»,

«Что общего и чем отличаются фигуры»,

«Найди предмет

такой же формы»,

«Подбери фигуры по цвету, размеру и форме»,

«Найди лишнюю фигуру»,

«Конструктор»,

«Почини одеяло»,

«Танграм», «Пифагор».

Определение величины

Учить делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, обозначают величину следующими словами: высокий- низкий, длинный- короткий и т.д. Продолжать учить понимать зависимость величины предметов от пространственного расположения.

«Подбери шарф для куклы»,

«Подбери мебель для 3-х медведей»,

« Что выше?»,

«Построим забор».

Ориентировка во времени

Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели.

«Вчера, сегодня, завтра»,

«Дни недели»,

«Режим дня»,

«Когда это бывает?»,

«Что перепутал художник?»

Решение логических задач

Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)

Кубики Никитина,

Блоки Дьенеша,

Палочки Кьюизене,

«Волшебный квадрат», «Соты», «Волшебный круг»,

Кроссворды и задачи в стихах

Приложение 2

Календарное планирование работы кружка «Занимательная математика»

Сроки проведения

Содержание

работы (тема)

Задачи

Дидактические игры

Октябрь

Количество

и счет:

Числа и цифры от 1 до 4.

Соотнесение количества предметов с цифрой.

Знаки + и -.

«Разложи правильно»,

«Куда вставить карточку?»

«Найди свою пару»,

«Сосчитай и построй»,

«Игры с мячом»,

«Сделай поровну»,

«У кого столько же?»

«Пересчитай предметы»,

«Лепка цифр и геометрических фигур» из пластилина.

Величина.

Большой, маленький, поменьше.

«Разноцветные листья»,

«Узнай грибок»,

«Катя и Катенька»,

«Кому - что?»

Ориентировка во времени.

Знакомство с названием осенних месяцев.

«Кто работает рано утром?»,

«Путешествие ночью»,

«Было - будет»,

Ориентировка в пространстве.

Ориентировка на листе бумаги.

«Кто идет в гости к Белоснежке?»,

«Кому звонит Айболит?»,

«Помоги Ивану - царевичу найти волшебный сундук»,

«Веселый бельчонок»,

«Волшебная яблоня»,

Геометрические фигуры

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку.

«Магазин без продавца»,

«Покажи фигуру»,

«Найди предмет такой же формы»,

«Достань названный предмет»,

«Угадай, что спрятали»,

«Конструктор»,

«Разноцветные подносы»,

«Вот какие овощи»,

Ноябрь

Количество и счет

Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки.

«Сколько?»

«Рассеянный художник»,

«Сколько?»,

«Зайчата- плутишки»,

«Назови и напиши цифру»,

«Напиши правильно знаки»,

«Смотри, слушай, делай».

Величина

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

«Какой?»,

«Фрукты большие и маленькие»,

«Деление на команды»,

«Кто быстрее?»

Ориентировка в пространстве.

Понятия:: лево -право, впереди, сзади.

«Лабиринт»,

«Помоги мышке добраться к сыру»,

«Сравни комнаты по плану»,

«Как Красной шапочке пройти к бабушке?»,

«Найди карточки с одинаковым расположением предметов»,

«Что  где находится?»

«Найди и исправь ошибки»,

«Слуховой диктант».

Ориентировка во времени.

Повторение названий осенних месяцев. Части суток.

«Вчера, сегодня, завтра»,

«Когда это бывает?»,

«Какой сегодня день?»

Геометрические фигуры

Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры.

«Какие фигуры видишь?»

«Заполни пустые квартиры»,

«Кто лишний и почему?»,

«Каких фигур недостает?»,

«Найди место»,

«Собери бусы».

   Декабрь

Количество и счет

Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>.

«Мальчики»,

«Какой цифры не стало?»,

«Сколько?»,

«Путаница»,

«Разложи лекарства»,

«Наведи порядок»

Величина

Часть и целое.

«Снеговики»,

«Подбери куклам одежду для прогулки»,

«Как зовут мальчиков?»

Ориентировка во времени и в пространстве

Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели.

«Назови дни недели»,

«Назови скорее»,

«Назови пропущенное слово»,

«Круглый год»,

«Найди игрушку»,

«Найди похожую»,

«Нарисуй картинку»,

«Покажи  где?»,

Геометрические фигуры

Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части.

«Разложи по коробкам»,

«Строители»,

«Продавцы»,

Январь

Количество и счет

Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших .Решение примеров на сложение и вычитание .Знаки<,>.

«Исправь ошибку»,

Убираем цифры»,

«Задумай число»,

«Число, как тебя зовут?»,

«Составь цифру»,

«Сосчитайте по порядку»,

«Кто внимательный?»

«Наведи порядок»,

Ориентировка во времени и в пространстве

Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток.

«Клумба»,

«Покупки»,

«Новоселье»,

Величина.

Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части.

«Мишка и мишутка»,

«Башни для мишек»,

«Забор»,

«Разные дома»,

Геометрические фигуры.

Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.

«Сколько треугольников?»,

«Танграм»,

«Волшебный круг»,

«Платье для Наташки»,

«Кто где живет?»

Февраль

Количество и счет

Числа и цифры 1-9. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших.

«Что изменилось?»,

«Которой игрушки не стало?»,

«Считай, не ошибись»,

«Садовник»,

«Письмо».

Геометрические фигуры

Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур .Трапеция.

Повторение  названий геометрических фигур.

«Соты»,

«Колумбово яйцо»,

«Блоки Дьенша».

«Игры с разноцветными прищепками»

Ориентировка во времени и пространстве.

Дни недели. Месяцы зимы. Части суток.

«Расскажи про свой узор»,

«Путешествие по комнате»,

«Двенадцать месяцев»,

Величина.

Высокий - низкий. Часть и целое.

«Лото»,

«Где, чей дом?»

Март

Количество и счет.

Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших.

«Заполни пустые клетки»,

«Вычислительная машина»,

«Игры с разноцветными прищепками»

Величина

Сравнение предметов по всем показаниям величины.

«Сравни пояса»,

«Подбери обувь»,

«Дорога».

Геометрические фигуры

Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур

«Гусеница»,

«Найди такую же»,

«Я найду, а ты продолжи»,

«Гном строит дом»,

«Платья для кукол»,

Ориентировка во времени и в пространстве.

Повторение названий месяцев осени и зимы.  Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года.

«Лови, бросай, дни недели называй»,

«Неделя стройся!»,

«День и ночь- сутки прочь»,

«Подбери картинки»,

Апрель

Количество и счет

Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом.

«Примеров много- ответ один»,

«Сколько?»

«Игры с разноцветными прищепками»

Геометрические фигуры

Четырехугольники, шестиугольники. Повторение круг, овал, треугольник.

«Мастерская»,

«Укрась коврик»,

«Что на что похоже?»,

«Посмотри и назови».

Ориентировка во времени и в пространстве

Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

«Комната для кукол»,

«Бабочки»,

«Запомни и выложи»,

«Времена года»,

«Игры с разноцветными прищепками»

Май

     

     

Количество и счет.

Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала.

«Напиши цифру»,

«Составь задачу и запиши»,

«Помоги другу»,

«Соберемся в школу»,

Геометрические фигуры

Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур.

«Сравни грузы»,

«Разбитая ваза»,

«Составь картинку из фигур»,

«На какую фигуру похож предмет?»,

«Нарисуй  правильно»,

Ориентировка в пространстве и во времени.

Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года.

«Поездка на трамвае»,

«Соседи медвежонка»,

«Назови скорее»,

«Нарисуй правильно»,

«Слушай и рисуй».

 

Приложение 3

                                       

Диагностические материалы

исследуемая функция

автор методики

источник (выходные данные)

1.

Внимание.

- Таблицы Шульте;

- «Корректурная проба»;

- Тест «Цифровая таблица».

- «Нахождение недостающих деталей»

С.Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»;

Т.Г. Богданова «Диагностика познавательной сферы ребенка».

М.Н.Ильина «Тесты для детей»

2.

Память.

- «Запомни картинки»;

- «10 слов»;

- «Пиктограмма» (методика А.Р.Лурия).

С.Д. Забрамная

«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».

3.

Мышление.

- «Четвертый лишний»;

- «Поиск закономерностей»;

- «Простые аналогии»,

  «Сложные аналогии»;

- «Последовательные картинки»

 (тест Векслера);

- «Классификация»;

- «Понимание пословиц, поговорок»;

- «Схематизация» (методика Венгера).

С.Д. Забрамная

 Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».

4.

Восприятие.

- «Разрезные картинки»;

- Методика «Эталоны»

   (Л.А. Венгер);

- «Узнавание наложенных друг на друга изображений» (фигуры Поппельрейтора);

- «Заполнение отсутствующих деталей»;

- «Коробка форм».

 Т.Д. Марцинковская

«Диагностика психического развития детей»;

    С.Д. Забрамная Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»

5.

Креативность (творческое воображение).

- «Дорисовывание            фигур» О.М. Дьяченко.

- Тест «Назови картинку».

 Т.Д. Марцинковская

«Диагностика психического развития детей».

6.

Геометрические фигуры

- «Графический диктант»;

- «Лабиринт».

Т.Д. Марцинковская

«Диагностика психического развития детей».

«Диагностика развития и воспитанности дошкольников» М.В. Корепанова (Образовательная система «Школа -2100») БАЛАСС Москва 2005г.

7.

Обследование словаря.

Диагностика логопедическая

С.Г.Шевченко

Альбом для логопеда/О.Б.Иншакова.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 279 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

8.

Самостоятельная речь.

Диагностика логопедическая

Альбом для логопеда/О.Б.Иншакова.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 279 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

9.

Математические способности

Е.В. Колесникова

«Математические ступеньки. Диагностика математических способностей» рабочая тетрадь Е.В. Колесникова

                                                                                                                                 Приложение 4

Дидактические игры по формированию математических представлений

Игры

Содержание

1.

Игры

с цифрами

и числами

(«Количество

и счет»)

«Считай не ошибись!»

Цель: Усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном  счете.

Оборудование: Мяч.

Ход: Перед началом игры детям сообщается в каком порядке они будут считать (в прямом или обратном). Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит  в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большому количеству детей принять в ней участие.

«Кто быстрее»

Цель: Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов, умение составлять числовой ряд, находить предыдущее и последующее число. Тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание.

Оборудование: Карточки с цифрами.

Ход: Дети делятся на две команды. Каждая команда подходит к отдельному столу, на котором рубашкой кверху лежат карточки с цифрами. В зависимости от количества детей в командах числа на карточках могут быть такими: 1,3,5,7- у одной команды и 2,4,6,8 - у другой команды (либо 1,2,3,5,6,7 и т.п.).

По сигналу воспитателя дети каждой команды должны построиться по порядку. Команды могут располагаться напротив друг друга.

Каждой команде задается вопрос:

-Каких чисел не хватает в другой команде?

-Почему вы считаете, что не хватает, например числа 4?  (Потому что за числом 3, идет 4, либо потому  что между числами 3 и 5 должно стоять число 4,  либо перед числом 5 должно стоять число 4).

«Разложи лекарства»

Цель: Закрепить  порядковый и количественный счет до (например 8), закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи.

Оборудование: Фигуры разной формы, цвета и размера.

Ход: Дети садятся за столы, на которых для каждого имеются геометрические фигуры, лежащие вперемешку.

Воспитатель рассказывает, что девочка, которая  любит играть в больницу, поручила детям выдать больным куклам таблетки.

Воспитатель, показывает детям карточку с цифрой  4, говорит:

-Возьмите вот столько не желтых таблеток.

Дети выбирают 4 фигуры желтого цвета, но разной формы.

Воспитатель показывает карточку с цифрой 7, говорит:

-Возьмите столько же не квадратных таблеток.

Дети выбирают 7 фигур разного цвета и разной формы.

Воспитателем могут задаваться вопросы следующего содержания:

-Сколько всего кукол- пациентов находиться в больнице, если каждой кукле доктор прописал по 1 таблетке? (показывает цифру 8)

-Сколько таблеток треугольной формы надо для 3 больных кукол?

2.

Игры путешествие

во времени («Ориентировка во времени»)

«Живая неделя»

Цель: Закрепление названий дней недели и их последовательности.

Оборудование: Кружки разного цвета (цвета радуги).

Ход: Для игры к доске вызываются 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут  дни недели. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели.

«Было-будет»

Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о прошлом, настоящем и будущем времени.

Ход: Дети слушают стихотворение и определяют, о чем в нем говорится словами было или будет.

1.Ласточки пропали,

   А вчера  зарей

   Все грачи летали

  Да, как сеть, мелькали

  Вон над той горой… (было)

2.Уронили мишку на пол,-

    Оторвали мишке лапу….(было)

3.На улице две курицы

    С петухом дерутся,

    Две маленькие девочки

    Смотрят  и смеются….(есть)

Затем взрослый и ребенок придумывают и загадывают друг другу загадки. Отгадчик должен сказать: было это или будет.

Например: Мы ездили на дачу, собирали грибы (было). Завтра у нас будет елка. И т.д.

3.

Игры на ориентирование в пространстве

«Продавцы»

Цель: Закрепить знания о свойствах предметов. Закрепить знания о направлениях «право», «лево».

Оборудование: Геометрические фигуры разного цвета и размера. На доске нарисованы  полки магазина.

Ход: На столах детей наборы геометрических фигур.

«В магазин завезли товар и продавцам нужно расставить его на полках  так, чтобы на одной полке располагался чем-либо похожий товар.

-На полку справа поставьте желтые предметы, на полку слева-красные.

-Назовите все, что поставили на полку справа (слева).

-На верхнюю полку поставьте большой квадрат, слева от него большой круг, справа - большой треугольник.

Детям даются разные задания расстановки фигур используя слова «право», «лево».

«Соседи»

Цель: Закрепить пространственные представления.

Оборудование:  Рисунок 3-х этажного дома, по 3 окна на каждом этаже. Изображения  9 сказочных героев на магнитах.

Ход: Крокодил Гена и Чебурашка построили дом для друзей, помогите  им найти  свои квартиры.

-Незнайка живет в  квартире, которая находится на 2 этаже в центре. Дети находят окно и прикладывают изображение Незнайки к окну.

-Красная шапочка живет в квартире над  квартирой Незнайки.

-Винни Пух - в квартире под квартирой Незнайки.

-Пятачок - слева от Винни Пуха. И т.д. Пока не заполнятся все квартиры.

«Сделай коврик цветным»

Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости (на листе).

Оборудование: Прямоугольный лист бумаги, на котором нарисованы  контуры геометрических фигур в углах и в центре.

Ход: Воспитатель: Сегодня мы с вами будем раскрашивать коврик. Фигуру, которая нарисована в правом верхнем углу раскрасить красным цветом; фигуру, в левом нижнем углу раскрасить желтым цветом; фигуру,  в правом нижнем углу раскрасить синим цветом; фигуру, в центре - зеленым; фигуру, в левом верхнем углу - оранжевым цветом.

2 вариант - рисование фигур на чистом листе по заданию воспитателя.

«Найди игрушку»

Цель:  Закрепить умение ориентироваться в пространстве по заданию.

Оборудование:  Письмо от Карлсона с инструкциями, игрушки.

Ход: Воспитатель: Ночью, когда в группе никого не было, к нам прилетел  Карлсон и принес подарок. Но он любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти.

Далее воспитатель читает инструкции из письма. «Надо встать перед столом, пройти 3 шага вправо и т.д.» Дети выполняют задание и находят игрушку.

Игра может усложняться тем, что в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.

4.

Игры с

геометричес-кими фигурами

«Геометрическая мозаика»

Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания и воображения.

Оборудование: Наборы фигур.

Ход: Дети делятся на команды в соответствии с уровнем умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

-Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому образцу)

-Работа по условию (собрать фигуру человека)

-Работа по собственному замыслу.

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

«Разложи по коробкам»

Цель: Повторить формы геометрических фигур, закрепить умение определять форму предметов окружающей обстановки.

Оборудование: Коробочки с нарисованными на них геометрическими фигурами. Карточки с нарисованными предметами.

Ход: Детям раздаются карточки с нарисованными предметами. Дети определяют форму предмета и кладут карточку в коробку с подходящей фигурой.

5.

Величина

«Сок на завтрак»

Цель: Закрепить сравнение предметов по высоте, закреплять умение составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила.

Оборудование: Столбики разной высоты и цвета ( стаканы сока). 2 одинаковых круга (подносы)

Ход: В детском саду готовят завтрак, наливают сок в стаканы. Например: красный - морковный, желтый - апельсиновый, зеленый- яблочный, синий- сливовый.

Воспитатель просит поставить стаканы на  2 подноса так, чтобы получились равные наборы стаканов с соком.

-Как вы будете это делать?

Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:

-Находим пару одинаковых стаканов, один стакан ставим на один поднос, а другой такой же стакан - на другой поднос.

-Чем отличаются стаканы? (Цветом и высотой)

-Какие стаканы можно назвать одинаковыми? (Стаканы, у которых одинаковый цвет и одинаковая высота)

-Как будем сравнивать стаканы по высоте? (поставим 2 стакана рядом на ровную поверхность и посмотрим на верхний край, если верхние края двух стаканов совпадают, то они равны по высоте).

Литература:

  1. Е.В.Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008
  2. Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» СПб, «Детство-пресс» 2007
  3. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Математика для дошкольников» М.,1993
  4. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011
  5. Т.И.Тарабарина, Н.В.Елкина «И учеба, и игра: математика», Ярославль, 1997.
  6. Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук» Ярославль,1998.
  7. Л.Н. Зырянова, Т.В. Лужбина «Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях» Ростов-на-Дону «Феникс»2012
  8. Е.В.Колесникова «Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М.,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию математических способностей старших дошкольников .

"Путешествие Вовки по Лукоморью".  Цель:обобщение элементарных математических представлений у детей старшего возраста. Задачи:Обучающие:Закреплять умение считать и отсчитывать в предела...

Конспект образовательной деятельности «Дидактические игры в развитии математических способностей старших дошкольников»

В приложеном документе представлен конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математичсеких представлений на тему «Дидактические игры в развитии математических способностей...

Проект по развитию математических способностей старших дошкольников «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во вз...

Организация образовательной деятельности в рамках кружка «Умники и умницы» как средство развития математических способностей старших дошкольников

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуал...