Организация образовательной деятельности в рамках кружка «Умники и умницы» как средство развития математических способностей старших дошкольников
материал по математике (старшая группа)
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчёт по кружковой работе | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Организация образовательной деятельности в рамках кружка «Умники и умницы» как средство развития математических способностей старших дошкольников
Я Войтенко Ирина Викторовна воспитатель высшей категории являюсь руководителем кружка «Умники и умницы» в своей группе.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Кружок дополнительного образования разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и направлен на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих их социальную успешность.
Основной целью деятельности кружка является: развитие математических способностей и выявление одаренных детей.
Организации кружка «Умники и умницы» дает возможность развивать у дошкольников познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое и инженерное мышление (важно развивать инженерное мышление так как качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства). Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, по 25-30 минут, во вторую половину дня с подгруппой 12 человек. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений математического содержания. Я организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления с этой целью широко использую игры (имитационные, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры), проблемные ситуации и развлечения.
Мною разработана рабочая программа кружка на основе программ: «Математические ступени» Колесниковой Е.В., «Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников». / Сост. Корепанова М.В., учебно-методический комплекс к программе «Ломоносовская Школа», С использованием рабочих тетрадей (Володина Н.В. "Считаю и решаю для детей 5-6 лет «в 2 ч. (Ломоносовская школа); Крылова О.Н. «Я учусь считать», Колесникова Е.В. «Я составлю числа», Петерсон Л.Г. «Раз, два ступенька») и пособий математического содержание: палочки Х. Кюизинера; игры В.Воскобовича; Геометрические мозаики, Головоломки «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Танграм»; кубики Никитина; логические блоки Дьенеша; пластмассовый и деревянный строительный материал; счётные палочки и т.д.
Программа кружка рассчитана на 2 года.
Важной частью моей работы в рамках кружка является работа с детьми имеющими высокий уровень развития познавательных процессов, и высогкую степень интеллектуальной одарённости (По методике карт одарённости Савинкова А.И.). С такими детьми в рабочую программу кружка включила дополнительный блок занятий с заданиями с повышенной сложностью. С ними проводится работа по учебно-методическому комплексу к программе «Ломоносовская Школа», для одарённых детей (работа ведётся на опережение основной программы); с использованием рабочих тетрадей (Володина Н.В. "Считаю и решаю» (Ломоносовская школа). Родителям этих детей было рекомендовано посещать дополнительные занятия по шахматам. В апреле 2019 будет проходить на базе детского сада «Шахматный турнир»
Каждое занятие построено в игровой форме с использованием:
палочки Кюизенера (Слайд )- Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер в 1952 г разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Использование Палочек Кюизенера в дополнитеоьном образовательный процесс, разнообразило процесс формирования элементарных математических представлений, повысило интерес детей к образовательной деятельности а также способствовали развитию умственной деятельности детей. Логические блоки Дьенеша (Слайд )– это универсальная развивающая игра и универсальное эффективное учебное пособие для подготовки мышления детей к усвоению математики. Цель игры. Играя, дети учатся выполнять логические операции: разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д. В процессе разнообразных действий с логическими блоками происходит овладение различными мыслительными умениями, развивается речь, пространственное воображение, творческие способности, навыки конструирования и моделирования. Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов в сюжетно — ролевых играх. Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5 х 5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина), понадобятся и карточки с отрицанием свойств: не квадратный; не синий и т.д. (СЛАЙД )
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – это крохотный мостик к словесно – логическому мышлению.
В процессе разнообразных действий с блоками в одном упражнении можно варьировать правила выполнения задания с учётом возможностей детей.
Также использовали в своей работе кругов Эйлера– это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Круги Эйлера могут с успехом использоваться в детском саду как в непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях "Коммуникация", "Познание", "Социализация", так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. (Слайд )
кубики Никитина «Сложи узор» (Слайд )- это развивающая игра или пособие для раннего развития детей от 2 до 7 лет, относящаяся к разряду головоломок.
Игры В.Воскобовича (Слайд )- развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять.;
Линейка Абак (Слайд )-для решения примеров на сложение и вычитание
Головоломки:
«Геометрическая мозаика» (Слайд ),
«Колумбово яйцо»( Овал, размером 15х20 разрезают на 10 частей, в результате чего получается: 4 треугольника ( 2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры ( большие и маленькие) , имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной) (Слайд )
«Танграм»- одна из несложных игр. Её называют головоломкой из картона. Игра проста в изготовлении. Квадрат, размером 8Х8 см из картона (пластика), одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезать на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много изображений.; (Слайд )
«Пифагор»- Квадрат, размером, 7х7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата,2 маленьких треугольника, 2 больших ( в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм). (Слайд ) «Волшебный круг», (Слайд ) «Вьетнамская игра» (Слайд ) «Монгольская игра» (Слайд ) Математические счётные наборы (Слайд )- Помогают в развитии у ребенка творческих и математических способностей.
Счёты (Слайд 20)-помогают в обучении счёта;
Объемные геометрические фигуры; Раздаточный счетный материал (цифры); Работа в тетрадях в клетку. Цветные и простые карандаши;
Рабочие тетради «Ломоносовская школа» (Слайд );
Цветные счетные палочки -это универсальная игрушка развивает интеллектуальные и творческие способности, многофункциональна с ней можно играть по-разному, использовать в творческих занятиях, сюжетно-ролевых играх.;
Задачи на смекалку (Слайд )- Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками. Их называют задачи на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие.;
задачи-головоломки (Слайд )- В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составить из них наглядные задачи-головоломки;
Более сложные задания на перестроение фигур (Слайд )- Это задачи, в которых для изменения фигуры надо переложить определенное количество палочек или убрать определенное количество. В процессе решения таких задач дети должны овладеть такими мыслительными операциями, в результате которых можно представить мысленно различные преобразования, проверить их, затем, отбросив неверные, искать и пробовать новые ходы решения.
Загадки, занимательные вопросы (Слайд )- Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи-шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простые математические отношения: Задачи-шутки (Слайд ). Это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопросов в этих задачах необычны.
Логические концовки, Занимательные вопросы (Слайд )
Задачи в стихотворной форме, Стихи-шутки (Слайд )
Была проделана работа по пополнению методических и дидактических подборок, были изготовлены различные игры по познавательному развитию(Сайд ). Подобрана картотека дидактических игр направленная на ФЭМП
О качестве проводимой в рамках кружка работы свидетельствуют данные мониторинга.
Мониторинг усвоения математических представлений проводится в начале и в конце учебного года
ДИАГРАММА (СЛАЙД )
Количество и счёт: на начало уч.г.2017 (В-56%, С-32%, Н-12%)
на конец уч.г. 2018(В-71%, С-23, Н-6%) Начало уч.г. 2018 (В-82%, С-12, Н-6%)
Величина: на начало уч.г.2017 (В-54%, С-34%, Н-12%)
на конец уч.г.2018 (В-65%, С-30%, Н-5%) Начало уч.г. 2018 (В-84%, С-11%, Н-5%)
Геометрические фигуры: на начало уч.г.2017 (В-60%, С-30%, Н-10%)
на конец уч.г.2018 (В-70%, С-25%, Н-5%) Начало уч.г. 2018 (В-80%, С-15, Н-5%)
Ориентировка в пространстве: на начало уч.г.2017 (В-55, С-30%, Н-15%),
на конец уч.г.2018 (В-73%, С-20%, Н-7%)Начало уч.г. 2018 (В-85%, С-10%, Н-5%)
Логические задачи: на начало уч.г.2017 (В-30%, С-40%, Н-30%),
на конец 2018 (В-71%, С-20%, Н-9%) Начало уч.г. 2018 (В-81%, С-11%, Н-8%)
Таким образом проводимая в системе мною работа в рамках кружка «Умники и умницы» существенно повышает интерес к занятиям математикой, тем самым способствует развитию математических способностей дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников.
С...
Театральная мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников.
Театральная Мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников....
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию математических способностей старших дошкольников .
"Путешествие Вовки по Лукоморью". Цель:обобщение элементарных математических представлений у детей старшего возраста. Задачи:Обучающие:Закреплять умение считать и отсчитывать в предела...
Конспект образовательной деятельности «Дидактические игры в развитии математических способностей старших дошкольников»
В приложеном документе представлен конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математичсеких представлений на тему «Дидактические игры в развитии математических способностей...
Проект по развитию математических способностей старших дошкольников «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»
Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во вз...
Отчет по самообразованию "Современные образовательные технологии как средство развития познавательных способностей старших дошкольников на примере использования лэпбука". Презентация
Лэпбук - отличный способ получения, расширения и закрепления знаний по определенной теме....
Отчет по самообразованию "Современные образовательные технологии как средство развития познавательных способностей старших дошкольников на примере использования лэпбука". Презентация
Лэпбук - это отличный способ получения, расширения и закрепления знания по определенной теме....