Организация образовательной деятельности в рамках кружка «Умники и умницы» как средство развития математических способностей старших дошкольников
материал по математике (старшая группа)

Войтенко Ирина Викторовна

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчёт по кружковой работе21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Организация образовательной деятельности в рамках кружка «Умники и умницы» как средство развития математических способностей старших дошкольников

Я Войтенко Ирина Викторовна воспитатель высшей категории являюсь руководителем кружка «Умники и умницы» в своей группе.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Кружок дополнительного образования разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и направлен на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей дошкольного возраста, обеспечивающих их социальную успешность.
Основной целью деятельности кружка является: развитие математических способностей и выявление одаренных детей.

Организации кружка «Умники и умницы» дает возможность развивать у дошкольников познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое и инженерное мышление (важно развивать инженерное мышление так как качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства).  Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, по 25-30 минут, во вторую половину дня с подгруппой 12 человек.  Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений  математического содержания. Я организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления с этой целью широко использую игры (имитационные, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры), проблемные ситуации и развлечения.

Мною разработана рабочая программа кружка на основе программ: «Математические ступени» Колесниковой Е.В., «Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников». / Сост. Корепанова М.В., учебно-методический комплекс к программе «Ломоносовская Школа», С использованием рабочих тетрадей (Володина Н.В. "Считаю и решаю для детей 5-6 лет «в 2 ч. (Ломоносовская школа); Крылова О.Н. «Я учусь считать», Колесникова Е.В. «Я составлю числа», Петерсон Л.Г. «Раз, два ступенька») и пособий математического содержание: палочки Х. Кюизинера; игры В.Воскобовича; Геометрические мозаики, Головоломки «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Танграм»; кубики Никитина; логические блоки Дьенеша; пластмассовый и деревянный строительный материал; счётные палочки и т.д.

Программа кружка рассчитана на 2 года.

Важной частью моей работы в рамках кружка является работа с детьми имеющими высокий уровень развития познавательных процессов, и высогкую степень интеллектуальной одарённости (По методике карт одарённости Савинкова А.И.). С такими детьми в рабочую программу кружка включила дополнительный блок занятий с заданиями с повышенной сложностью.         С ними проводится работа по учебно-методическому комплексу к программе «Ломоносовская Школа», для одарённых детей (работа ведётся на опережение основной программы); с использованием рабочих тетрадей (Володина Н.В. "Считаю и решаю» (Ломоносовская школа). Родителям этих детей было рекомендовано посещать дополнительные занятия по шахматам. В апреле 2019 будет проходить на базе детского сада «Шахматный турнир»

Каждое занятие построено в игровой форме с использованием:

палочки Кюизенера (Слайд )- Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер в 1952 г разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Использование Палочек Кюизенера в дополнитеоьном образовательный процесс, разнообразило процесс формирования элементарных математических представлений, повысило интерес детей к образовательной деятельности а также способствовали развитию умственной деятельности детей.                                            Логические блоки Дьенеша (Слайд )– это универсальная развивающая игра и универсальное эффективное учебное пособие для подготовки мышления детей к усвоению математики. Цель игры. Играя, дети учатся выполнять логические операции: разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д. В процессе разнообразных действий с логическими блоками происходит овладение различными мыслительными умениями, развивается речь, пространственное воображение, творческие способности, навыки конструирования и моделирования. Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов в сюжетно — ролевых играх. Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5 х 5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина), понадобятся и карточки с отрицанием свойств: не квадратный; не синий и т.д. (СЛАЙД )

Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – это крохотный  мостик к словесно – логическому мышлению.

В процессе разнообразных действий с блоками в одном упражнении можно варьировать правила выполнения задания с учётом возможностей детей.

Также использовали в своей работе кругов Эйлера– это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Круги Эйлера могут с успехом использоваться в детском саду как в непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях "Коммуникация", "Познание", "Социализация", так и  в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера,  ребенок учится  сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. (Слайд  )

кубики Никитина «Сложи узор» (Слайд  )-  это развивающая игра или пособие для раннего развития детей от 2 до 7 лет, относящаяся к разряду головоломок.

Игры В.Воскобовича (Слайд   )- развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять.;

Линейка Абак (Слайд  )-для решения примеров на сложение и вычитание

Головоломки: 

«Геометрическая мозаика» (Слайд  ),

«Колумбово яйцо»( Овал, размером 15х20 разрезают на 10 частей, в результате чего получается: 4 треугольника ( 2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры ( большие и маленькие) , имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной) (Слайд  )

«Танграм»- одна из несложных игр. Её называют головоломкой из картона. Игра проста в изготовлении. Квадрат, размером 8Х8 см из картона (пластика), одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезать на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много изображений.; (Слайд  )

«Пифагор»- Квадрат, размером, 7х7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата,2 маленьких треугольника, 2 больших ( в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм). (Слайд  )                                                              «Волшебный круг», (Слайд  ) «Вьетнамская игра» (Слайд  ) «Монгольская игра» (Слайд  )                                                      Математические счётные наборы (Слайд  )- Помогают в развитии у ребенка творческих и математических способностей.

Счёты (Слайд 20)-помогают в обучении счёта;

Объемные геометрические фигуры; Раздаточный счетный материал (цифры); Работа в тетрадях в клетку. Цветные и простые карандаши;

Рабочие тетради «Ломоносовская школа» (Слайд  );

Цветные счетные палочки -это универсальная игрушка развивает интеллектуальные и творческие способности, многофункциональна с ней можно играть по-разному, использовать в творческих занятиях, сюжетно-ролевых играх.;

Задачи на смекалку (Слайд  )- Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками. Их называют задачи на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет  трансфигурация, преобразование одних фигур в другие.;
задачи-головоломки (Слайд  )- В дошкольном возрасте  используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составить из них наглядные задачи-головоломки;

Более сложные задания на перестроение  фигур (Слайд  )- Это задачи, в которых для изменения фигуры надо переложить определенное количество палочек или убрать определенное количество. В процессе решения таких задач дети должны овладеть такими мыслительными операциями, в результате которых можно представить мысленно различные преобразования, проверить их, затем, отбросив неверные, искать и пробовать новые ходы решения.

Загадки, занимательные вопросы (Слайд )- Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи-шутки. В загадках математического  содержания  анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простые математические отношения:                                                                               Задачи-шутки (Слайд  ). Это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопросов в этих задачах необычны.

Логические концовки, Занимательные вопросы (Слайд  )

Задачи в стихотворной форме, Стихи-шутки (Слайд  )

Была проделана работа по пополнению методических и дидактических подборок, были изготовлены различные игры по познавательному развитию(Сайд      ). Подобрана картотека дидактических игр направленная на ФЭМП

О качестве проводимой в рамках кружка работы свидетельствуют данные мониторинга.

Мониторинг усвоения математических представлений проводится в начале и в конце учебного года

ДИАГРАММА (СЛАЙД )

Количество и счёт: на начало уч.г.2017 (В-56%, С-32%, Н-12%)

на конец уч.г. 2018(В-71%, С-23, Н-6%)  Начало уч.г. 2018 (В-82%, С-12, Н-6%) 

Величина: на начало уч.г.2017 (В-54%, С-34%, Н-12%)

на конец уч.г.2018 (В-65%, С-30%, Н-5%)    Начало уч.г. 2018 (В-84%, С-11%, Н-5%) 

Геометрические фигуры: на начало уч.г.2017 (В-60%, С-30%, Н-10%)

на конец уч.г.2018 (В-70%, С-25%, Н-5%)   Начало уч.г. 2018 (В-80%, С-15, Н-5%) 

Ориентировка в пространстве: на начало уч.г.2017 (В-55, С-30%, Н-15%),

на конец уч.г.2018 (В-73%, С-20%, Н-7%)Начало уч.г. 2018 (В-85%, С-10%, Н-5%)

Логические задачи: на начало уч.г.2017 (В-30%, С-40%, Н-30%),

на конец 2018 (В-71%, С-20%, Н-9%) Начало уч.г. 2018 (В-81%, С-11%, Н-8%)

Таким образом проводимая в системе мною работа в рамках кружка «Умники и умницы» существенно повышает интерес к занятиям математикой, тем самым способствует развитию математических способностей дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

Театральная Мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников....

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию математических способностей старших дошкольников .

"Путешествие Вовки по Лукоморью".  Цель:обобщение элементарных математических представлений у детей старшего возраста. Задачи:Обучающие:Закреплять умение считать и отсчитывать в предела...

Конспект образовательной деятельности «Дидактические игры в развитии математических способностей старших дошкольников»

В приложеном документе представлен конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математичсеких представлений на тему «Дидактические игры в развитии математических способностей...

Проект по развитию математических способностей старших дошкольников «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА»

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во вз...