"Волшебная страна математике"
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему
Кружок по ФЭМП "Волшебная страна математике"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_matematike.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок по ФЭМП
«Волшебная страна Математика»
в рамках дополнительного образования детей 4-5 лет
Пояснительная записка.
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Организация данного кружка позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Программа по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим миром является интегрированной. Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.
Характер материала определяет назначение кружка:
Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.
Цель кружка:
- Повысить уровень готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
- Развивать математические представления детей 4-5 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- Способствовать формированию и развитию у дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления
Задачи:
- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).
Развитие представлений о величине:
- делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Развитие представлений о форме:
- уточнить знание известных геометрических фигур и некоторых их свойств.
- учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Развитие пространственной ориентировки:
- учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- - учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
- дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Принципы:
- природосообразности;
- целостного представления о мире;
- психологической комфортности;
- наглядности;
- доступности;
- научности.
Ожидаемый результат.
- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
- Учить успешно решать логические задачи;
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
- Развивать быстроту мышления;
- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;
- Активно включается в игры на классификацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности.
Программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет.
Режим работы кружка – 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут:
Содержание занятий на год.
Дата | Обучающие формы работы | Материальное обеспечение |
Октябрь | 1. Игровое упражнение: «Кто назовет как можно больше признаков отличия?» Цель. Развивать умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать. 2. Игровое упражнение: «Исключение лишнего» Цель. Развивать аналитические способности, умение обобщать, выделяя существенные признаки. |
2-3 пары картинок, отличающихся 4-5 признаками. Набор картинок, например, на трех из них нарисованы цветы, а на четвертой – ленточка.
|
Ноябрь | 1. Игровое упражнение: «Поможем Хрюше собрать разбросанные игрушки» Цель. Развивать умение группировать предметы по признаку величины и формы. 2. Игра «Вопрос – ответ» Цель. Развивать смекалку, фантазию, умение рассуждать. Примеры вопросов: «Что у птиц по два?», «Сколько хвостов у двух слонов?» и т.д.
| Набор игрушек разной формы и величины.
Набор картинок с изображением «ответов». |
Декабрь | 1.Игровое упражнение: «Помоги Матроскину сделать покупки» Цель. Развивать умение сравнивать, классифицировать по одному признаку. 2. Игра «Танграм» (знакомство) Цель. Развивать умение сравнивать, анализировать, объединять части в целое. 3. Игра «Орнаменты» (логическая цепочка) Цель. Развивать умение делать логические выводы.
|
Набор муляжей овощей и фруктов, две корзины.
Набор геометрических фигур игры «Танграм»
Образцы орнаментов (ритмичных и с нарушением ритма). Набор геометрических фигур. |
Январь | 1. Игра «Кто быстрее соберет гирлянду?» Цель. Развивать умение обобщать.
2. Игра «Украсим елочки» Цель. Развивать умение группировать предметы по двум признакам (величине и цвету, форме и цвету), распознавать условные обозначения.
| Набор кружков-символов («огоньков») и карточек с изображением начала гирлянды. Плоскостные фигурки елочек, «елочные украшения» различного цвета, формы и величины. |
Февраль | 1.Игра «Заполни квадрат» Цель. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать логические выводы. 2. Игра «Волшебные фигуры» Цель. Развивать аналитические способности. 3. Игра «Найди предмет непохожий на другие» Цель. Развивать умение обобщать и сравнивать. 4. Игра «Животные, рыбы, растения, птицы» Цель. Развивать умение классифицировать по одному признаку, свойству.
| Таблица (3х3 клетки) с изображением круга, квадрата, треугольника разного цвета; 4 карточки с изображением геометрических фигур разного цвета. Набор геометрических фигур, рисунки-схемы. Карточки со схематическим изображением предметов. 4 карты разного цвета; карточки с изображением животных, рыб, растений, птиц. |
Март | 1. Игра «Угадай, что спрятано» Цель. Развивать аналитические способности. 2. Игровое упражнение: «Разложи по порядку» Цель. Развивать умение располагать предметы по возрастанию или убыванию степени проявления заданного свойства. 3. Игра «Кто, где живет?» Цель. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по одному характерному признаку. 4. Игра «Конструктор» Цель. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
| «Чудесный мешочек» с различными предметами.
Набор мисочек, цилиндров, колец и др.
Обручи, игрушки, отличающиеся по цвету, величине, форме.
Набор геометрических фигур. |
Апрель | 1. Игра «Кто в каком домике живет?» Цель. Развивать умение классифицировать предметы по двум признакам или свойствам. 2. Игра «Телевизоры» Цель. Развивать умение делать логические выводы. 3. Игра «Соберем букет» Цель. Развивать умение группировать одни и те же предметы по разным признакам. 4. Игра «Кто быстрее соберет пирамидку?» Цель. Развивать умение упорядочивать предметы по выделенным признакам.
| Обручи, наборы геометрических фигур.
Карточки с изображением телевизоров.
Плоскостные изображения цветов.
Пирамидки с шестью цветными кольцами. |
Май | 1. Игровое упражнение: «Дом» Цель. Развивать умение сравнивать; представление о целом и части. 2. Игра «Составь фигуру» Цель. Развивать умение сравнивать и обобщать по одному существенному признаку. 3. Игровое упражнение: «Что неправильно нарисовал художник?» Цель. Развивать умение устанавливать последовательность событий. | 4 нарисованных дома (9х8см): 1-й – образец; 2-й – разделен на 2 части; 3-й – разделен на 3 части; 4-й – разделен на 4 части. Сюжетные картинки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательной деятельности ( математике) в подготовительной группе на тему: «Путешествие в волшебную страну Математики»
Конспект представлен в виде увлекательного путешествия с разнообразными заданиями для детей....
конспект занятия по математике "Путешествие в волшебную страну Математику"
интересное познавательное занятие по математике....
НОД по математике в подготовительной группе "Волшебная страна математики"
итоговое занятие по математике в подготовительной группе...
презентация проекта по математике "Волшебная страна математика".
презентация для подготовительной группы...
Непосредственно-образовательная деятельность по математике в средней группе. «Путешествие в волшебную страну «Математика»
Непосредственно-образовательная деятельность по математике в средней группе. «Путешествие в волшебную страну «Математика»...
Проект по математике "Волшебная страна - Математика"
Проект расчитан на два года , для детей 5-7 лет...
Конспект НОД по математике для детей старшей группы «Волшебная страна-математика»
Занятие проводится в игровой форме для обобщения знаний обучающихся....