Картотека игр по ФЭМП
картотека по математике на тему
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
по ФЭМП
у детей дошкольного возраста
Воспитатель:Павлова И.В.
№1 «Робот» Дидактические задачи: закреплять умение ориентироваться в пространстве, четко формулировать задания. Ход игры. Число участников - не меньше 6-8 человек. Робот - двигается только по команде и только тогда, когда задание четко сформулировано. Если Робот понял команду, он должен сказать: "Задание понял, выполняю". Когда выполнил, должен не забыть сказать: "Задание выполнил". Если задание сформулировано не четко, Робот должен сказать: "Уточните задание, я задание не понял". Дети должны к Роботу обращаться вежливо и четко, по очереди формулировать различной сложности задания. Педагог следит за ходом игры. На роль Робота ребенок либо назначается, либо вызывается по желанию. Когда Робот выбран, он отходит в сторону или выходит за дверь. Педагог вместе с детьми определяет путь Робота (направление движения и количество шагов, например, не менее 2 и не более 5), темы вопросов. Затем дети прячут какой-либо предмет: игрушку, книги и т.д. Руководя Роботом, дети должны привести Робота к месту, где спрятан предмет. Входит Робот, встает у двери. Ребенок Педагог Ребенок Извини, Робот, будь любезен, прыгни на правой ножке 4 раза вперед. Робот Далее Роботу могут быть даны разнообразные задания, которые придумают дети. Например: - Сделай на носочках 4 шага, поверни налево и отгадай загадку. №4 «Волшебные ниточки» Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук. Оборудование: лист бархатной бумаги 15x20 см, шерстяная нитка длиной 25—30 см. Ход игры. 1-й вариант. Дети сидят за столами. Педагог показывает число предметов одним из способов: на счетной линейке, фланелеграфе, наборном полотне, с помощью картинок или игрушек. Дети выкладывают с помощью нитки цифру, соответствующую числу. Можно загадывать загадки про цифры. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. 2-й вариант. Дети поднимают нитку за один конец над листом и произносят хором волшебные слова: «Нитка, нитка, покружись, в цифру ... превратись!» Нужную цифру называет педагог или кто-нибудь из детей. | -Закрой глаза, сделай 2 шага вперед Все дети по очереди дают задание Роботу. Игра заканчивается тогда, когда Робот доходит до назначенного места и находит спрятанный предмет. №2 «Бегите к цифре» Дидактические задачи: упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание. Оборудование: карточки с изображением цифр, развешанные в разных местах комнаты. Ход игры. Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель. Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает. №3 «Фотосалон» Дидактические задачи: закреплять образы цифр, понимать их соответствие числу предметов; развивать память и внимание. Оборудование: карточки с изображением цифр; раздаточный материал: набор фишек (пуговиц или мелких игрушек), карточка размером 10x15 или 15x20 см, фишки. Ход игры. Педагог предлагает детям стать фотографами, т.е. на своей карточке-фотопластинке изображать фишками или мелкими игрушками цифры, которые «придут» в «фотосалон». За быструю и правильную фотографию можно заработать монетки (фишки). В конце игры подводятся итоги: награждают того, кто набрал больше всех фишек, или выявляют «лучшего фотографа города». №5 «Придите ко мне» Дидактические задачи: закреплять умение различать цифры, устанавливать их соответствие числу. Оборудование: карточки с цифрами. Ход игры. Дети сидят на ковре в удобной позе. Перед ними стоит водящий (педагог) со знакомыми детям цифрами в руках; показывает играющим одну из цифр, одновременно закрывает глаза и через несколько секунд говорит: «Стоп!» За это время к нему должно выбежать соответствующее цифре количество детей. После сигнала водящий открывает глаза и вместе с играющими подводит итог, правильно ли выбежали дети, соответствует ли их число поднятой цифре. Примечание: после слова «Стоп!» играющим нельзя двигаться. |
№6 «Найди себе место» Дидактические задачи: упражнять в умении различать цифры, определять их соответствие числу. Оборудование: 2—5 обручей, в каждом из которых карточка с цифрой; общая сумма цифр должна равняться количеству детей в группе. Ход игры. Игра требует большого пространства, лучше проводить ее на ковре. Дети свободно двигаются по комнате, по сигналу каждый из них занимает место в одном из обручей. Количество детей в обруче должно соответствовать цифре внутри него. Педагог проверяет правильность размещения детей. Если есть дети, которые не нашли себе места, нужно проговорить с ними варианты размещения внутри обручей. После этого игра продолжается: дети свободно двигаются по комнате, а педагог меняет расположение цифр в обручах. Усложнить игру можно, если количество детей больше, чем сумма всех цифр в обручах. №8 «Сколько?» Дидактические задачи: упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры. Оборудование: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; раздаточный материал — набор цифр, фишки. Ход игры. Педагог показывает какое-либо число одним из способов: на фланелеграфе, наборном полотне или счетной лесенке. Дети пересчитывают картинки или игрушки, показывают цифру, соответствующую количеству картинок. Педагог проверяет правильность ответов у каждого ребенка. Если ребенок ошибается, то получает штрафную фишку. В конце игры подводится итог: можно похвалить самых внимательных и умных детей, поаплодировать им. | №7 «Найди портрет числа» Дидактические задачи: закрепить умение считать предметы и устанавливать, соответствие их количества определенной цифре. Оборудование: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; карточки с цифрами. Ход игры. Педагог размещает определенное число предметов или картинок на демонстрационном материале. Один из игроков берет со стола соответствующую цифру, показывает ее остальным детям и спрашивает их: «Похоже?» Зрители оценивают правильность ответа; отвечающий за правильный выбор получает в награду фишку или аплодисменты зрителей. Для усложнения можно попросить ребенка доказать правильность своего ответа. После этого игра продолжается. №9 «Кривые зеркала» Дидактические задачи: закреплять умение считать, ориентироваться в цифрах, учить находить предыдущее и последующее число. Оборудование: демонстрационные карточки с цифрами и счетные линейки для каждого ребенка (вместо линеек можно использовать карточки произвольного размера и мелкие игрушки, геометрические фигуры или пуговицы). Ход игры. Педагог показывает цифру, а дети выкладывают на карточке или показывают на счетной линейке число на единицу больше или меньше данного. Например, педагог показал цифру 8, правильный ответ будет 7 или 9. Верно ответившие дети, получают фишки, в конце игры подводится итог и награждаются победители. Для усложнения можно заранее обговорить, какое число нужно показывать детям — меньшее или большее. |
№42 «Художники» Дидактические задачи: развитие ориентировки в пространстве, закрепление терминов, определяющих пространственное расположение предметов, представление об их относительности. Ход игры. Педагог с детьми придумывают и рисуют картину: в центре – избушка, вверху, на крыше, - труба, из которой идет дым, внизу, перед избушкой, сидит кот и т.д. №43 «Назови пропущенное слово» Дидактические задачи: закреплять знания детей о частях суток, их последовательности, закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра. Ход игры. Дети в кругу. Ведущий начинает фразу и бросает мяч одному из играющих: "Солнышко светит днем, а луна ….". Тот, кто заканчивает фразу, придумывает новую "Утром мы пришли в детский сад, а вернулись …", "Если вчера была пятница, то сегодня …", "Зиму сменяет весна, а весну …" и т.п. №44 «Положи столько же» Дидактические задачи: закреплять умение соотносить число и количество, различать геометрические фигуры, узнавать и называть цифры. Ход игры. Детям предлагается положить в сумочку столько №45 Упражнение «Сколько» Дидактические задачи: развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом, упражнять детей в счете. Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение: Вот жаворонок с нивушки закончу рассказ, скажет, почему так не может быть». Примерные рассказы воспитателя: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям». «Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда, — мы с мамой будем ездить на речку и загорать». №48 «Найди и назови» Дидактические задачи: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. Ход игры. На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д. №49 «Что дальше?» Дидактические задачи: закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня. Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили на занятии, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем, когда приходим в детский сад. Кто ошибется, сядет на последний стул, а мы все передвинемся». Можно ввести игровой момент. Воспитатель поет песенку: «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать». Примечание. Использовать камешек в подобных играх целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому достанется камешек. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать. | Взвился и полетел. Вы слышите, как весело Он песенку запел? Три зайца от охотника Прыжками в лес бегут, Скорей, скорее, зайчики, В лесу вас не найдут! Две лодочки по озеру Широкому плывут; Гребцы сидят на лавочках И весело гребут. Четыре скачут лошади, Во весь опор летят, И слышно, как по камешкам Подковы их стучат. Воспитатель предлагает ответить на вопросы: сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей? №46 «Только одно свойство» Дидактические задачи: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её. Ход игры. У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино. №47 «Так бывает или нет?» Дидактические задачи: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того как я Воспитатель говорит: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. «Делали гимнастику»,— отвечает ребенок. «А потом?» (Воспитатель кладет камешек перед другим ребенком. И т.д. Игра продолжается, пока дети не назовут последнее— уход домой. №50 «Когда это бывает?» Дидактические задачи: уточнить и углубить знания детей о временах года. Ход игры. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека со временем года. «А сейчас мы поиграем. Я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове, Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например, весной тает снег». Передает камешек рядом сидящему, тот вспоминает еще что-нибудь о весне. Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами. №51Упражнение «Посмотри вокруг» Дидактические задачи: закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность, учит находить предметы определенной формы. Ход игры. Водящий описывает предмет. Детям предлагается посмотреть вокруг себя и отгадать, что задумал водящий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по ФЭМП
1. Назови одним словомЦель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие ...
Картотека игр по ФЭМП
Игры по математике....
Картотека игр по ФЭМП
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, по...
Картотека игр по ФЭМП
В картотеке игр - представлены разнообразные игры, логические задачки, загадки...
Картотека игр по ФЭМП средний восраст.
Игры для детей 4-5 лет с математическим содержанием...
Картотека игр по ФЭМП для детей 6-7 лет
Картотека по ФЭМП для детей 6-7 лет...
Картотека игр по ФЭМП.
Система игр для развития логики и ФЭМП....