Решение задач. Работа со счетными палочками.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

 Фарухшина Лилия Барисовна

Знакомство с простыми арифметическими задачами с использованием счетных палочек.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Решение задач. Работа со счетными палочками. 

Цель: Знакомство с простыми арифметическими задачами с использованием счетных палочек.

Задачи: 
- Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10.
- Познакомить детей со структурой задачи.
- Учить аккуратно записывать решение задачи в тетради. 
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы.
- Развивать внимание, память и мышление.
- Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность в работе.

Материал: счетные палочки (на каждого ребенка по 20 счетных палочек разных по цвету – 10 зеленых, 5 розовых и 5 оранжевых); простой карандаш, тетрадь в крупную клетку – у детей; для воспитателя: набор цифр от 1 до 10 и мяч для игры.

Методы и приемы: объяснение, уточнение, показ, вопросы к детям, помощь, оценка, похвала.

Ход занятия.

Организационный момент

Воспитатель:

Доброе утро!
Сели правильно, ребята,
Слушайте внимательно!
Вы к занятию все готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Здравствуй, математика!

Ход занятия:

Воспитатель: 

«Ребята, сегодня у нас в гостях учителя начальных классов…»

Сегодня на нашем занятии они увидят, что вы веселые, сообразительные и смелые ребята, умеете хорошо считать, сравнивать и решать задачи. Если вы не боитесь трудностей, то начнем! .

Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

1. Какой сегодня день недели? Вчера? Завтра?                                                                                                         2. Сколько дней в неделе? (7)       Назовите их                                                                                                                         3. Сколько в неделе выходных дней? (2)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько лап у двух собак? (8)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

9. Сколько ушей у двух кошек? (4)

10. Сколько глаз у светофора? (3)

      F:\130___02\IMG_5887.JPG         F:\130___02\IMG_5897.JPG

- Ребята, сегодня мы с Вами будем учиться составлять и решать задачи. Возьмите счетные палочки зеленого цвета, и выложите перед собой 6 счетных палочек. Посчитайте, сколько у Вас получилось палочек? 
- Правильно, 6 зеленых счетных палочек. 
- Теперь возьмите одну палочку оранжевого или розового цвета и положите ее рядом с зелеными. 
- Сколько перед Вами лежит счетных палочек?
- Правильно 7 счетных палочек. 
- Давайте с Вами придумаем задачу о том, что мы только что сделали.
- Перед Вами лежало 6 палочек. Вы положили еще 1 палочку. Сколько стало счетных палочек теперь? Вот такая у нас с Вами получилась задача.
- Ребята, в задаче всегда есть условие и вопрос.
- Условие нашей задачи такое: у нас было 6 счетных палочек. Мы добавили еще 1 палочку.
- Кто из Вас сможет повторить условие задачи? 
- Молодцы, справились ребята.
- Условие - это маленький рассказ. В условии всегда есть числа. Назовите числа в этой задачи?
- Правильно числа 6 и 1.
- Еще в задаче есть вопрос. Какой вопрос в этой задаче?
- Сколько стало счетных палочек?
- Ребята, всем понятно, что такое условие и вопрос в задаче?
- Давайте, еще раз все повторим условие и вопрос нашей задачи.
- Условие задачи: было 6 палочек, добавили еще 1 палочку.
- Вопрос задачи: Сколько стало палочек?
- Давайте с Вами запишем нашу задачу в тетради.
(воспитатель на доске выкладывает или записывает цифры).
6 + 1 =
- Еще в задаче есть ответ.
- Какой ответ у этой задачи?
- Правильно, 7. Запишите решение задачи. 6 + 1 = 7

- Решим с Вами еще одну задачу.
- Выложите перед собой 9 счетных палочек.
- Теперь 4 палочки уберите.
- Сколько счетных палочек у Вас осталось?
- Давайте с Вами повторим условие задачи.
- Условие задачи: Мы выложили 9 счетных палочек. Затем 4 палочки мы убрали.
- Какой у задачи вопрос?
- Вопрос: Сколько осталось счетных палочек?
- Ребята, давайте с Вами запишем задачу в тетради.
9 – 4 =
- Какой ответ у этой задачи? - Правильно, 5. Запишите решение задачи.
9 – 4 = 5
- Решим с Вами еще одну задачу.
- Выложите перед собой 7 счетных палочек зеленого цвета.
- Добавьте еще 3 палочки другого цвета.
- Ребята, это условие задачи.
- Кто из Вас может сказать вопрос данной задачи?
- Вопрос: Сколько счетных палочек у Вас получилось?
- Запишите задачу в тетради.
7 + 3 =
- Какой ответ у задачи?
- Правильно, 10. Запишите.
7 + 3 = 10


- Давайте с Вами решим последнюю задачу на сегодня.
- Выложите перед собой 8 счетных палочек.
- Теперь 5 палочек уберите.
- Это условие нашей задачи. 
- Какой вопрос у этой задачи?
- Вопрос: Сколько счетных палочек осталось?
- Запишите задачу в тетради.
8 – 5 =
- Назовите ответ этой задачи?
- Правильно, 3. Запишите решение задачи.
8 – 5 = 3
- Как Вы решили эту задачу?
- Правильно, Вы от 8 отняли 5 палочек.
- Какой ответ Вы получили?
- Осталось 3 палочки.
- Теперь давайте с Вами немного поиграем.


Проводится игра «Какой цифры не стало».
Воспитатель выкладывает на доске цифровой ряд от 1 до 10. Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает какую нибудь цифру. Дети поднимают руку и называют какой цифры не стало. Можно игру усложнить и убирать по 2 цифры. 

Физминутка.   «Кто самый внимательный»

Цель: закреплять умение детей воспринимать задание на слух (количество хлопков), сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту реакции.

Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т.е. самый внимательный.

Воспитатель: Ребята с помощью счетных палочек мы решали задачи, а теперь поиграем в игру «Выложи геометрическую фигуру».

Это могут быть геометрические фигуры, дома, или просто снежинки. 
В конце игры хвалю всех детей и отмечаю самые красивые, аккуратно выложенные фигуры.

Затем проводится дидактическая игра

"Назовите геометрические фигуры, и сложите из них фигуры.

Игра «Бабочка на цветке»                

                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                                                             

   F:\130___02\IMG_5892.JPG                F:\130___02\IMG_5893.JPG

Игра «Что, где?»

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту реакции.

Материал: мяч.

Ход: игра проходит в кругу с мячом. Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и становится ведущим.

Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т.д. Игра проходит в быстром темпе.

(на доске крупная иллюстрация к сказке "Репка")

В землю репка села крепко,
Одному не справиться.
А за старым дедом следом
Хвост длиннющий тянется.
Все пришли до одного.
Сколько было их всего? (6)

Воспитатель: Из какой сказки эти герои?

Дети: Из русской народной сказки "Репка"

- Какой по счету стоит бабка? (вторая)

- А дед? (первый)

- Кто стоит третьим? (внучка)

- Кто стоит между внучкой и кошкой? (Жучка)

А кто стоит последним? (мышка)

Воспитатель: Ребята, чему учит эта сказка?

Дети: Дружбе, тому, что нужно помогать друг другу и т.д. (ответы детей)

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные!                                                                                      Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

- Ребята, что мы с Вами сегодня делали на занятии. 
- Правильно, решали задачи, выкладывали счетные палочки, играли в игры, находили недостающую цифру и называли соседей числа.
- Вам понравилось решать задачи?
- В каждой задачи обязательно есть условие и вопрос.
- Мне понравилось, как Вы сегодня занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа со счетными палочками". 1 ЧАСТЬ. Комплект практических заданий для занятий по логике педагога дополнительного образования Щедриной Е.А., МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы", г.Петропавловск-Камчатский.

"Работа со счетными палочками". Комплект практических заданий для занятий по логике.Материал используется на занятиях по подготовке к школе по авторской программе "Подготовишка-6"( педагог дополнитель...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике (ФЭМП) на тему: «Решение задач. Работа со счетными палочками» для детей старшего возраста.

Цель:  Знакомство с простыми арифметическими задачами с использованием счетных палочек.Задачи: - Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике (ФЭМП) на тему: «Решение задач. Работа со счетными палочками» для детей старшего возраста.

Цель:  Знакомство с простыми арифметическими задачами с использованием счетных палочек.Задачи: - Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в...

Сборник игровых логических задач с применением счетных палочек для детей старшего дошкольного возраста

В сборнике представлены  игровые логические задачи с применением счетных палочек, на основе  перестановки различного количества элементов для детей старшего дошкольного возраста...

Решение арифметических задач. Работа со счетными палочками.

Цель: Знакомство с арифметическими задачами с использованием счетных палочек.Задачи:Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10....

Задачи-головоломки со счетными палочками для детей

Дана картотека  на развитие  внимания, памяти, логического мышления, мелкую моторику и т.д....

Конспект занятия по математике на тему: «Решение задач. Работа со счетными палочками»

Цель:  Знакомство  детей с простыми арифметическими задачами с использованием счетных палочек.Задачи: - Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычит...