Выступление на педсовете «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»
консультация по математике на тему

Башаева Наталия Анатольевна

выстерление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»

Развитие познавательно-математической деятельности в детском саду происходит не только на НОД, но и в режимных моментах в игровой форме. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, которая открывает широкие возможности для воспитания ребёнка. Но перед воспитателями детских садов нередко возникает вопрос: как руководить играми детей?

В современном образовании существует множество подходов, методов и форм организации детской игры. И главная задача педагогов, заинтересовать детей игровой деятельностью и сохранить к ней интерес. Известно, что многие дети испытывают затруднение при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к математике. Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации учебного процесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение математике следует осуществлять как в непосредственно- образовательной деятельности, так и в режиме дня.

Процесс познания форм, величин, количественных отношений, детьми осуществляется в основном в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых познавательных играх, игровых ситуациях. Направлять внимание ребенка на подлежащий усвоению признак предмета, количество предметов, их местонахождение, пользоваться определенной терминологией, побуждать детей к ее использованию в речи. Основное внимание уделять освоению детьми способов практических действий, таких как группировка предметов по признакам, сравнение их путем сопоставления, воспроизведение в том же количестве, воссоздание целого из частей, преобразование, комбинирование, моделирование.

Как уже было сказано, элементарные математические представления даются детям в детском саду. Но нынешние дети, оказывается, куда непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания, избегая привычных нравоучений и занудности? Выход один: заинтересовать ребенка игрой. Чтобы игра в ДОУ была ведущим видом деятельности не только теоретически, но и практически, можно использовать необычные режимные моменты.

Одевание (раздевание) на (с) прогулку: дети выясняют, какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяют, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация); сравнить шарфы, определить, у кого шарф длиннее, а кого короче.

После сна: убирая массажные коврики, определить количество, цвет, форму; расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, сравнить цвет, длину ленточек.

Прием пищи: попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом; напоминать детям, что тарелка стоит на столе, хлеб лежит на тарелке, суп налит в тарелку, ложка должна быть в правой руке, а хлеб – в левой и т. п.

Прогулка: собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие); во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру; постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, тропинки, кусты, цветы, насекомых, птиц, животных; наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения.

Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того, загадки, пословицы, считалки дают большой эффект в обучении дошкольников владению объяснительной и доказательной речью.

Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей. Поддерживать интерес к математическим понятиям с помощью стихотворений, сказок с математическим содержанием, пальчиковых и жестовых игр.

Детям нравится это занятие, они в игре легко запоминают тексты (тренируется память, с интересом дома рассказывают родителям (обучение и развитие продолжается за стенами детского сада).

Также играть с детьми в сюжетно- ролевые игры. Например, количественный состав числа из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний. Знакомясь с составом числа из единиц в пределах 5, после 2-3 проведенных занятий в игре «Почта», дети применяют полученные знания практически. Учатся считать с предметами и без них, рассказывать о выполненном действии Игра «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные, предшествует подготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в зоопарке; чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животном мире, о труде человека в зоопарке; рассматривается альбом «В мире животных». На доступных примерах детям раскрывается сложность работы по уходу за животными и их доставке в зоопарк: здесь необходимы смелость, находчивость, большие знания. Наряду с этим ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?

В такую знакомую игру, как «Магазин», дети играют с удовольствием.

Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.

Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие:

- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)

- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)

Математические конкурсы и досуги такие как «В гостях у Круга и Квадрата»«Математические старты» и др., в которых дети очень любят соревноваться.

Можно играть с детьми в такие игры, как «Цепочка примеров»: дети садятся друг напротив друга. Один кидает мяч и называет пример, поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере; «Задачи – смекалки», например, из пяти палочек сложить квадрат и два равных треугольника.

Положительный результат дает использование развивающих игр таких как, «Сложи квадрат»«Сложи узор»«Геометрическая мозаика»«Геометрическое лото»«Геометрическое домино»«Геометрические формы»«Фигуры», дидактические игры, при счете различный природный материал, игры-головоломки (геометрические конструкторы, игры-лабиринты и многое другое.

В детские сады дети приходят из семьи. Поэтому работа с родителями приобретает особое значение. Проводить в своей группе анкетирование, выставки, дни открытых дверей, совместные КВН, олимпиады. В уголке для родителей размещать разнообразную информацию: папки- передвижки, консультации, рекомендации.

Таким образом, использование занимательных задач на занятиях по математике дает возможность ребенку учиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня»

Данный материал содержит сведения о том, как поддержать интерес дошкольников к математике в режимные моменты....

Консультация для педагогов "Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня".

Консультация для педагогов "Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня"....

«Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня: сенсорное развитие в младшей группе – первая ступень в формировании элементарных математических представлений»

Презентация «Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня: сенсорное развитие в младшей группе – первая ступень в формировании элементарных математических предст...

доклад к педсовету из опыта работы «Содержание познавательно – математической деятельности в режиме дня».

Чтобы работа по формированию элементарных математических представлений в игровой форме  была системной,  мы используем  обычные режимные моменты....

Выступление на тему: «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»

Выступление на тему: «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»...

Сообщение на педсовете «Содержание познавательно –математической деятельности в режиме дня».

Сообщение на педсовете «Содержание познавательно –математической деятельности в режиме дня»....