Главные вкладки

    Картотека дидактических игр.
    картотека по математике (младшая группа) на тему

    Сементина Татьяна Борисовна

    В картотеке представлены игры по сенсорному развитию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Картотека дидактических игр для детей младшего возраста.

    Выкладывание из мозаики «Полосатые коврики»

    Цель: Учить детей пользоваться предметами-заместителями: располагать реальные предметы на плоскости в соответствии с расположением их заместителей.

    Материал: 1.основы для расположения фишек мозаики.

                         2.Наборы фишек

                         3.Карточки, на которых нарисованы полоски разной длины и цвета. На каждой карточке чередуются 3-4 полоски

    Руководство: Каждый ребенок получает основу для выкладывания узора мозаики и набор фишек. Педагог предлагает ребенку на своей основе сложить узор из разноцветных фишек точно по картинке.

    «На что это похоже?»

    Цель: Учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.

    Материал. Набор  карточек с   различными  фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета. Например: могут быть изображены два круга, вписанные один в другой, палочка с шариком на верху, два треугольника, представляющие собой бантик и т.д.

    Руководство. Взрослый предлагает детям поиграть в игру. Он им будет показывать картинку, а они придумывать, на что эта картинка похожа. У каждого ребенка должна быть возможность начинать отвечать первым. По ходу игры воспитатель поддерживает инициативу каждого ребенка.

    «Разноцветные цепочки»

    Цель: Учить детей находить свое место в ряду в соответствии с расположением  заместителей.

    Материал.1.Флажки разных цветов: 2 красных, 2 синих, 1 желтый.

    2.Карточки, на которых нарисованы в различном порядке круги разных цветов.

    Руководство. В игре участвуют 5 детей, каждый  выбирают для себя флажок. Воспитатель объясняет правила игры, согласно которым дети должны построиться так, как нарисовано на картинке.

    «Замри»

    Цель: Учить детей понимать схематическое изображение позы человека.

    Материал. 10 карточек. На каждой карточке схематически изображен человечек в какой-нибудь позе. Например, ноги вместе, правая рука вниз, левая в сторону или ноги вместе, руки в стороны.

    Руководство. Взрослый, ведущий игру, объясняет детям правила, согласно которым все должны бегать по комнате, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри», остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек. Ребята должны замереть в той же позе, какая изображена на карточке.

    «Подбери по цвету»

    Цель: Закреплять представления о шести цветах. Учить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).

    Материал. Карточка, разделенная на шесть клеток разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек – по две-три каждого цвета, разной формы и величины.

    Руководство. Воспитатель знакомит с правилами игры: «Нужно подобрать игрушки  по цвету к  каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась». Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает результат работы.

    Лото « Цвет и форма»

    Цель: Закреплять представления детей о геометрических фигурах и цвете, учить ориентироваться на два признака одновременно. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую.

    Материал. Карты, на каждой из которых в разном порядке расположены фигуры разного цвета, набор маленьких карточек с изображением таких же фигур как на картах.

    Руководство. Дети получают карты, ведущий держит коробку с фигурами так, чтобы их не видели играющие. Ведущий достает из коробки по одной фигуре и спрашивает: «У кого такая?» или называет ее цвет и форму. Ребенок, у которого есть такая фигура, отзывается и получает ее. Выигрывает тот, кто первым закроет все фигуры.

    «Составные картинки»

    Цель: учить детей расчленять изображение предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей.

    Материал. Образцы рисунков, составленные из геометрических фигур: машина, цветок, заяц… ; геометрические фигуры разного цвета и формы.

    Руководство. «Что нарисовано на картинке?» - обращается воспитатель к детям. Выслушав ответы , задает следующий вопрос: «Из каких фигур составлена машина?». После выполнения задания , воспитатель отмечает тех детей, кто безошибочно выложил предмет. Дети могут выполнять задания, выкладывая предметы по контуру. Следует обращать внимание на последовательность анализа сложной фигуры: от рассмотрения основных частей переходить к периферийным. Воспитатель попутно отмечает расположение фигур.  

    «Большой, поменьше, маленький»

    Цель: продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать мышление, память.

    Материал. Наборы геометрических фигур разного цвета (квадраты, круги, треугольники), постепенно уменьшающиеся по величине, пристегивающиеся на пуговицу.

    Руководство. Воспитатель показывает наборы фигур и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, маленькую. К большой фигуре пришита пуговица на нее нужно пристегнуть фигуру поменьше, затем еще поменьше и так до самой маленькой.

    «Зашнуруй»

    Цель: учить выполнять действия со шнурком, развивать мелкую мускулатуру кисти, координацию движений, мышление.

    Материал. Изображения кораблика, пирамидки, домика с отверстиями для шнуровки, шнурки разного цвета.

    Руководство. Воспитатель показывает и объясняет очередность выполнения действий со шнурком. При затруднении выполнения задания воспитатель исправляет ошибки и подсказывает следующее действие.

    «Включи – выключи, открой – закрой»

    Цель: развивать моторику и  координацию движений кисти руки. Закреплять понятия направлений движения: вверх-вниз, вправо-влево.

    Материал. Баночки, коробки; выключатели, шпингалеты, крючки – закрепленные на доске.

    Руководство. При выполнении действий ребенком, воспитатель спрашивает или напоминает название действия.

    «Умное домино»

    Цель: закреплять знания о цвете и форме, развивать навыки классификации предметов по 1-2 признакам; развивать зрительное восприятие и пространственное мышление.

    Материал. 28 фишек с полями геометрических форм и полями с изображением предметов таких же форм.

    Руководство. К предмету какого-либо цвета прикладывается фишка с полем, где изображен предмет такого же цвета. Например, желтая ромашка к солнышку; или к предмету какой-либо геометрической формы прикладывается фишка с полем, где изображен предмет такой же формы. Например, к велосипеду  надо приложить круглое  солнышко. Игра может начинаться с любой фишки. Выигрывает тот, кто первым выложит свои фишки.

    «Складывание трехместной матрешки»

    Цель: учить выполнять простые действия с предметами, различающимися по величине; ориентироваться при этом на слова: «открой», «закрой», «большая», «маленькая».

    Материал. Трехместная матрешка, вкладыши которой отличаются один от другого на 1,5-2 см.

    Руководство. Воспитатель показывает матрешку, слегка встряхивает ее. В ней что-то гремит. Педагог открывает матрешку и достает вкладыш. Обе матрешки ставит рядом и говорит: «Матрешки красивые, но разные – большая и маленькая». При встряхивании маленькой матрешки оказывается, что в ней тоже что-то есть. Достав еще одну матрешку, воспитатель выстраивает все три предмета в один ряд и подчеркивает разницу в величине. Дети рассматривают, затем показывают, где большая матрешка, где маленькая, где средняя. Собирается матрешка в обратном порядке: в среднюю прячется самая маленькая. Фиксируется момент, когда остались две матрешки: большая и поменьше. Затем взрослый открывает большую матрешку и прячет в ней среднюю. Дети самостоятельно справляются с заданием, педагог как правило помогает им совмещать рисунок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дидактических игр по ознакомлению с окружающими их предметами.

    Здесь мной собраны игры по расширению знаний по ознакомлению детей с окружающими их предметами....

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

    С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

    Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

    Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

    Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

    Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

    Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

    Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

    Дидактические игры по региональному компоненту Картотека дидактических игр для детей 5-7 лет

    Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей содержания дошкольного образования. Региональный компонент отражает национальное и региональное своеобразие культуры, способствует ф...

    Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

    Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....