Главные вкладки

    Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
    консультация (младшая группа)

    Косинова Наталья Николаевна
    Консультация для родителей тема: «Роль
    дидактической игры в семье и детском саду»+
    картотека дидактических игр.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_igram.docx56.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

         Великий педагог Антон Семенович Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет». Каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – это машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через несколько лет.

    Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

    В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

     «Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

     В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

     а) с игрушками и предметами;

     б) настолько-печатные;

     в) словесные.

      Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

      Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

     Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

     Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

     Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

     Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

     Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.

    Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

    Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

     Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

     Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

    Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на использование этих игр с воспитательной целью. Кукла — любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Это формирует у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если взрослые будут прививать в процессе игр эти качества,— ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей.

      Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

     Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

    Тема: «Ребенок и здоровье»

    1. «Кому что нужно?»

    Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

    Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

    Ход игры:   воспитатель предлагает ребёнку найти предмет,  необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

    1. «Разложи картинки по порядку»

    Цель:  систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

    Материал:  картинки с изображением моментов распорядка дня

    Ход игры:   воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки  по порядку.

    Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

    Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

    Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

    Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

           3   «Оденем куклу на прогулку»

    Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

    Материал: бумажная кукла с различной одеждой

    Ход игры:   воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

    Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

    1. «Что такое хорошо, что такое плохо»

    Цель:  познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

    Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

    Ход игры:   1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям  предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»

    2-ой вариант.  Показ  картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

    1. «Азбука здоровья»

    Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

    Материал: иллюстрации

    Ход игры:   играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

    1. «Где позвонили?»

    Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания. 
    Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек. 
    Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего. 
    Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

    1. «Лото»

    Цель: Упражняться в образовании форм множественного числа существительных  (в именительном и родительном падежах).

    Материал: Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др.).

    Ход игры: Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры:

    —  Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.

    Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему.

    В конце игры проигравшим   (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумываем вместе с детьми.

    8 «Поручения»

    Цель: Упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать.

    Материал: Грузовик, мышка, мишка.

    Ход игры: Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:

    —  Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!»  (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.)

    —  Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?

    Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

    1. «Прятки»

    Цель: Правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).

    Материал:  Грузовик, мишка, мышка.

    Ход игры: В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим:

    — Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята? (В кабине.)  Вон он куда забрался!

    Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке!

    Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.

    Игры и упражнения с грамматическим содержанием можно включать в сценарии коллективных занятий, а можно проводить по желанию детей с небольшими подгруппами в часы досуга. С детьми можно организовывать игры, с помощью которых они учились бы соотносить производящее и производное слова. Это делается на материале существительных, обозначающих животных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием. Оно осуществляется в подвижных играх, играх-драматизациях, специальных дидактических играх.


    Тема: «Полезные продукты»

    1. «Узнай на вкус»

    Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу.

    Материал:  тарелка с нарезанными овощами, фруктами
                 
    Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,  «Какой на вкус?»


    1. «Назови правильно»

    Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое

    описание.

    Материал:  картинки с изображением овощей, фруктов

    Ход игры:   воспитатель предлагает ребёнку выбрать  картинку с овощем, фруктом и описать его.

    - У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?

    Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?

    1. «Чудесный мешочек»

    Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

    Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов

    Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.

    - У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

    Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

    Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.

    1. «Полезные и вредные продукты»

    Цель:  систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье

    Материал:  картинки с изображением различных продуктов, два обруча

    Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.

    Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

    1. «Угадай на вкус»

    Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

    Материал:  тарелка с нарезанными овощами, фруктами
     
    Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,  «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий, как что?»

    1. «Узнай и назови овощи»

    Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

    Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

    1. «Отгадайте что в руке»

    Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.

    Материал: овощи и фрукты.

    Ход игры Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.



    Тема: «Опасности вокруг нас»

    1. «Малыш   поранился»

    Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.

    Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи

    Ход игры:   Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить  стерильную повязку, вызвать врача)


    1. «Определи растение по запаху»

    Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

    Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

    Ход игры:   воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи): Что помогло вам почувствовать этот запах? Где можно почувствовать такой запах?

    1. «Что где растёт?»

    Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения

    Материал:  мяч

    Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:

    - Где растёт подорожник?  (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

    - Где растёт ромашка? и т.д.

    1. «По грибы»

    Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.

    Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов

    Ход игры:   картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.

    Тема: «Личная гигиена»

    1. «Правила гигиены»

    Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

    Ход игры: Воспитатель просит  детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.


    1. «Сделаем куклам разные прически»

    Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать  понятие «опрятный внешний вид»

    Материал:  куклы, расчёски, заколки.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

    1. «Вымоем куклу»

    Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность  действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

    Материал:  различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

    Ход игры: играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые  «помогают»  вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

    1. «Таня простудилась»

    Цель: способствовать  формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

    Материал:  носовой платок

    Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

    И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

    - Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

    1. «Подбери картинки»

    Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

    Материал:  картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

    Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

    Тема: «Тело человека»

    1. «Запомни движение»

    Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

    Ход игры: воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.

    1. «Посылка от обезьянки»

    Цель: продолжать формировать представление о своем организме; закрепить знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.

    Материал: посылка с овощами, фруктами

    Ход игры: играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт.  Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке.  Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.

    1. «Угадай по звуку»

    Цель: формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

    Материал:  музыкальные инструменты
    Ход игры:  воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их

    - Что помогло вам услышать разные звуки?

    1. «Угадай по запаху»

    Цель: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

    Материал:  баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)
     
    Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:

    - Что помогло вам почувствовать этот запах?

    – Где можно почувствовать такой запах?

    1. «Игра с микрофоном»

    Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга

    Материал:  микрофон

    Ход игры:  воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.

    Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.

            Я – нога, я умею …  ходить, но не        умею рисовать.

    Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.


    1. «Ты – моя частичка»

    Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

    Материал:  мяч

    Ход игры:   воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

    Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)

    Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)

    Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...)

    1. «Кто я такой?»

    Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.

    Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.

    Ход игры:   воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку.

    1. «Медвежата мед едят»

    Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. 
    Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и , не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (обязательный показ всех действий воспитателем.) 
    Игра повторяется 3-4 раза. 
    Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

    Тема: «Ребенок на улицах города»

    1. «О чем говорит светофор?»

    Цель:  закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.

    Материал:  цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.

    Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

    1. «Найди листочек»

    Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.

    Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя.

    Ход игры Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три - такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.


    1. «Деревья и их плоды»

    Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

    Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).

    Ход игры Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.

    1. «Назвать птицу»

    Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

    Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

    Ход игры Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

    1. «Какого цветка не стало?»

    Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.

    Материал: цветы «уголка природы».

    Ход игры Воспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение.

    Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его.

    1. «Ухаживать за цветами»

    Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.

    Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.).

    Ход игры На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают.

    1. «Магазин цветов»

    Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в «уголке природы»; учить описывать растения двумя-тремя предложениями развивать связную речь, память.

    Материал: растения «уголка природы».

    Ход игры Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок. Например: «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета».

    1. «Найти  цветок»

    Цель: закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка природы».

    Материал: цветы «уголка природы».

    Ход игры Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его, повторяют его название.

    1. «Назвать дерево»

    Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.

    Материал: деревья на уличной площадке.

    Ход игры Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.

    Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.

    Игра продолжается, пока дети не устанут.

    1. С какого дерева листочек.

    Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание.

    Материал: засушенные листочки с деревьев, колокольчик.

    Ход игры На коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает - дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились.

    1. Узнаете по описанию.

    Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по описанию; развивать внимательность, память.

    Ход игры Воспитатель описывает деревья, кусты, а дети должны угадать дерево или куст. Например: высокое, стройное; все его веточки направлены со стволом вверх; летом с него летит пух и т.д..

    1. Кто лишний.

    Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.

    Материал: картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно.

    Ход игры Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она - домашнее животное».

    1. Кто как кричит.

    Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.

    Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы.

    Ход игры Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.

    1. Какой птицы не стало.

    Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.

    Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно.

    Ход игры Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.

    1. Название птицы.

    Цель: продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам.

    Материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец, журавль).

    Ход игры Перед детьми на наборном полотне - птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает фишку.

    Тема: «Врачи - наши помощники»

    1. Если кто-то заболел

    Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача

    Материал: телефон

    Ход игры:  Если мы сами не можем  справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

    Детям предлагается  вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:

    фамилия, имя — адрес — возраст — жалобы

    1. «На приеме у врача»

    Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей. 
    Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы. 
    В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот). 
    Врач доволен: горло ни у кого не болит.

    Тема: «Опасные предметы»

    1. Источники опасности

    Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества

    Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

    Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)

    Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

    1. Игра - дело серьёзное

    Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.

    Материал: картинки с изображением различных  предметов (опасных и неопасных), два обруча

    Ход игры:   Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

    1. Что мы знаем о вещах

    Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

    Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

    Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.

    1. На прогулке

    Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными

    действиями при встрече с животными

    Материал: иллюстрации, 2 обруча

    Ход игры:   несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.

    Или  в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.

    1. Так или не так

    Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

    Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком,

    картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;

    Правила: под красную  карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).

    Варианты: индивидуально с воспитателем;

    несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

    1. Убери на место

    Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества

    Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

    Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.

    Ход игры:  на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.

    1. Сто бед

    Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правиль-ных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему

    Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации

    Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней  изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.

    1. Мы – спасатели

    Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правиль-ных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

    Материал:  картинки, на которых  изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

    Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

    Тема: «Животные»

    1. ПОТЕРЯЛИСЬ

    Цель: Соотносить  название  животного  с  названием  детеныша.

    Материал: Игрушечный домик, животные (игрушки): утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.

    Ход игры: Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.

    - Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.

    -   А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыпленка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.

    Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка— утенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжают на машине в гости к другим детям.

    1. ЧЕЙ  ГОЛОС?

    Цель: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

    Материал: Игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.

    Ход игры: В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

    -   Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)

    Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

    Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

    1. ДОМИКИ

    Цель:  Употреблять названия детенышей животных.

    Материал: Поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал.

    Ход игры: Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)».

    В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.

    На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.

    1. ПОРУЧЕНИЯ

    Цель: Называть детенышей животных.

    Материал: Игрушки: бельчонок и котенок.

    Ход игры: Подражаем мяуканью кошки. Спрашиваем у детей: «Кто это мяукает? Где?» Выходим вместе с ними в соседнюю комнату. - Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок. Животные хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. Бельчонок, поскачи! Вот как скачет! А котенка можно попросить: котенок, спой! Вот как поет котенок! Кого вы хотите попросить? О чем?

    После игры животные прощаются с детьми и уходят (уезжают).

    1. ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА

    Цель: Соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей животных.

    Материал: Белка и лиса.

    Ход игры: Объясним детям содержание игры:

    — Сейчас мы поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна — бельчата, вторая -- лисята. Вот ваши домики (ставим в разных концах комнаты стулья, на которые сажаем белку и лису). Если услышите танцевальную музыку, танцуйте и бегите — резвитесь на лужайке. При команде «Опасно!» бегите домой к своим мамам. Выигрывает тот, кто скорее соберется.

    Игра повторяется 3—4 раза.

    Активизации наименований детенышей животных, соотнесению с названиями взрослых животных способствуют также пластические этюды, упражнения. Например, взрослый принимает на себя роль курицы-мамы, дети — роли цыплят. Курица с цыплятами гуляет по полянке. Все разгребают травку, ищут червячков, пьют водичку, чистят перышки. При команде «Опасно!» цыплята бегут под крыло к маме-курице.

    Для активизации наименований детенышей животных могут использоваться варианты игр «Прятки», «Где наши ручки?» («Где наши зверята? Нет наших котят? Нет наших бельчат? Вот наши зверята. Вот наши бельчата»), «Лото», «Кого не стало?.. », «Чудесный мешочек» и других игр, описания которых даются ниже.

    1. КУРОЧКА РЯБУШЕЧКА

    Цель: Упражняться в произнесении звукоподражания.

    Ход игры: Из детей выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голову шапочку. По сигналу водящего начинается диалог:

    — Курочка-рябушечка,

    Куда идешь?

    —   На речку.

    —   Курочка-рябушечка, Зачем идешь?

    —  За водой.

    —   Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода?

    —   Цыплят поить. Они пить хотят.

    На всю улицу пищат — Пи-пи-пи!

    (Русская народная песенка.) После слов «На всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ребенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой курочки-рябушечки.

      7  ЧЕЙ ГОЛОС?

    Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

    Материал: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.

    Ход игры: В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.

    —   Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)

    —   Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет курочка?

    —   Гав,  гав,  гав!   Кто  это?   (Собачка.)   Как лает собачка?

    —   Мяу, мяу! Кто это?  (Кошка.)  Как мяукает кошка?

    —   Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)

    —  Мяу,  мяу! Чей  это голос?   (Кошки.)   Что  кошка  делает? (Мяукает.)

    —   Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка?  (Кудахчет.)

    —   Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Кукарекает.)

    1. ГУСИ

    Цель: Использовать в речи однокоренные слова.

    Материал: Игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята.

    Ход игры: Взрослый рассматривает с детьми игрушки (картинки): «Это... гусь. Он крыластый, горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты.

    А это — мама... гу... сыня. У гуся и гусыни — дети-гусятки. Гу...сята. Один гу...сенок, много — гусят.

    Тот, кто с гусятами близко знаком. Знает: гусята гуляют гуськом. Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним ни за что не пойдет босиком.

    (В. Берестов. Гуси.)

    Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапами-ластами шлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за мамой-гусыней и папой-гусаком».

    1. «Идут животные»


    Цель: Развивать речевое внимание детей. 
    Ход: Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежи. 
    Воспитатель: Идет слоны, они топают ногами очень громко (дети громко произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза. 
    - Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише). 
    - Идут поросята, они топают еще тише… 
    - Идут ежики, они топают очень тихо… 
    - Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание). 
    Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Роль дидактической игры в семье и детском саду»

    Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного возде...

    Консультация- практикум для родителей: «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» Игры для ребенка от 3 до 4 лет

    Консультация- практикум для родителей: «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» Игры для ребенка от 3 до 4 лет...

    Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

    Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

    Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»

    Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста....

    Консультация для родителей на тему: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»

    Консультация для родителей на тему:«Роль дидактической игры в семье и детском саду»...

    Консультация для родителей старшей группы тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»

    Консультация для родителей  старшей группы тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»...

    Консультация для родителей на тему: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»

    Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительно...