«Система работы по развитию математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»
статья по математике на тему

Подакова Татьяна Геннадьевна

Цель: Активизация мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста.

Задачи:    -Развивать логическое и пространственное мышление дошкольника.

                  - Развивать внимание, память, воображение, конструктивные и творческие способности.

                  - Развивать интеллектуально-творческие проявления у детей: находчивость, смекалку, сообразительность, стремление к поиску нестандартного решения задач.

                   - Обогащать и развивать словарь детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система работы по развитию математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: Активизация мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста.

Задачи:    -Развивать логическое и пространственное мышление дошкольника.

                  - Развивать внимание, память, воображение, конструктивные и творческие способности.

                  - Развивать интеллектуально-творческие проявления у детей: находчивость, смекалку, сообразительность, стремление к поиску нестандартного решения задач.

                   - Обогащать и развивать словарь детей.

 Слайд  №1 (пока зачитывается актуальность)

Актуальность:

Для современной образовательной системы проблема познавательной активности  чрезвычайно важна и актуальна. По прогнозам ученых третье тысячелетие ознаменовано информационной революцией. Знающие, активные и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство, так как необходимо компетентно ориентироваться во все возрастающем объеме знаний. Уже сейчас непременной характеристикой готовности к обучению в школе служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям. Эти способности и умения «вырастают» из прочных познавательных интересов, потому так важно формировать их, учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся: Как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания?

       Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать.

        Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным.

Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.

Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).

Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата).

         Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления, так как именно в этой образовательной области заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

          Математика помогает научиться мыслить логично, сравнивать, анализировать, обосновывать свой выбор, развивает наглядно – образное мышление.

          Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

         Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру.

Слайд № 2

В своей практике я использую различные занимательные игры, такие как:

«Танграм» - где  ребенок учится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, учится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.                                                                                «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» - это игра-конструктор способствующая развитию логического, творческого мышления и речи.                                                             Магнитный конструктор -  в свободное время позволяет детям развивать творческие способности и логически мыслить.                                                                                       Также в ближайшем хочу познакомить детей с новой игрой «Прозрачный квадрат» - что позволит совершенствовать интеллект ребенка, все виды речевой деятельности так как пересказывая сказочную историю будет придумывать описательный или сюжетный рассказы и доказывать правильность своих решений.

Играть в эти игры дети начинают с раннего возраста, и играют от самого простого, то есть собирают фигуры по расчерченным на элементы схемам, как мозаику. Постепенно с возрастом, либо набравшись практики дети начинают составлять фигуры по образцам- контурам.

Слайд № 3

Работая с детьми дошкольного возраста мы с вами все прекрасно знаем, что он любит не только играть, но и слушать художественные произведения, в частности сказки.

Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть, – бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Судите сами.

«Колобок» познакомит с порядковым счетом.

«Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере, а также научиться моделировать по схеме. Чтение «Красной Шапочки» даст возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий».

 Вот почему в процессе формирования элементарных математических представлений я стараюсь предложить детям поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используя прием «вхождения в сказку», в этот удивительный волшебный мир.

Это позволяет не только формировать у воспитанников интерес к данному виду деятельности, но и в занимательной форме упражнять детей в счёте, ориентировке во времени, пространстве, а также решать другие программные математические задачи. Через сказку можно не только повторить и закрепить пройденный материал, но и знакомить детей с новым, научить их самостоятельно добывать знания.

В своей работе с целью математического развития стараюсь использовать информационно-коммуникативные технологии.

Использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники, позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала.

Необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.

Слайд №4

К вашему вниманию хочу предложить некоторые компьютерные обучающие игры, которыми со мной поделились воспитатели других дошкольных учреждений, и  я могу использовать их в своей работе.

Презентация «Кто где живет?»

Презентация «Герои сказок»

Презентация «Арифметические задачи.(первый пяток)»

Презентация «Задачи для Алеши»

Презентация «Состав числа из двух меньших»

Презентация «Математика в Шишкиной школе»

Презентация «Путешествие в сказку «Цветик-семицветик»»

Опыт использования ИКТ в НОД «ФЭМП» позволяют мне производить быструю смену дидактического материала, способствуют активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулируют развитие мышления, улучшают восприятие материала воспитанниками.

Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче.

Все это формирует и развивает у дошкольников такие важные качества личности как: самостоятельность, находчивость, сообразительность.

Спасибо за внимание!

Используемая литература:

«Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании» - И.И.Комарова, А.В.Туликов.

«Математика для дошкольников»- Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на районном семинаре на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.У любого педагога особую тр...

Презентация - "Система работы по развитию логико-математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО"

Дошкольное детство важный период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте  каждый ребёнок  представляет собой маленького исследователя.     Одна из важнейших задач воспита...

Презентация "Система работы по развитию логико-математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий"

Система работы по развитию логико-математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий...

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Социально-коммуникативное развитие дошкольников с использованием современных технологий в соответствии с ФГОС ДО"

Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, напраленных на развитие социальных навыков у дошкольников....