КОНСПЕКТ НОД в подготовительной группе «На поиски карты»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Баранова Нина Анатольевна

НОД в подготовительной группе по математике с использованием блоков Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx319.9 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

в подготовительной группе

«На поиски карты»

Программное содержание: 

-  Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по четырем признакам с использованием кодов и без них.

- Упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию со знаком отрицания. Уметь выявлять  и абстрагировать свойства, читать схему.

- Развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию на слух.

-  Развивать логическое мышление, внимание, воображение, речь.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, желание помочь друг другу.

- Поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.

Предварительная работа:

Дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек.

Оборудование: Мультфильм «Клад», мультимедиа, блоки Дьенеша плоскостные, блоки Дьенеша объемные, карта, записка,  дерево на ватмане, обручи, карточки для индивидуальной работы, демонстрационный материал, схемы, материал для игры «Логический поезд».

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, сегодня я для вас приготовила сюрприз. Вы любите смотреть мультфильмы?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда присаживайтесь на ковер и внимание на экран.

(Дети смотрят мультфильм «КЛАД».  Воспитатель останавливает просмотр в том месте, где Дюдюка забирает карту).

Воспитатель: Да, ребята печальная история! Что же произошло? (Дюдюка украла карту). Теперь герои мультфильма не найдут клад, который искали, а мы с вами не узнаем, чем закончился мультфильм. Что же теперь делать?  (Ответы детей). А мы что-нибудь можем сделать, чтобы помочь героям мультфильма?

Дети: Да. Нужно помочь героям вернуть карту.

Воспитатель: Как же нам это сделать, ведь мы с вами находимся в детском саду, а герои  - в пустыне, в самом настоящем мультфильме.

(Варианты ответов детей, как можно попасть в пустыню к героям мультфильма).

Да, ребята, можно полететь на самолете, вертолете, поехать на другом виде транспорта, но мы с вами попадем в пустыню, а в мультфильм-то не попадем. Я думаю, что здесь без волшебства не обойтись.

Воспитатель (задумчиво): Кажется, я знаю что делать. Надо позвонить создателям этого мультфильма и спросить у них, как нам туда попасть. Я думаю, что это не плохая идея. А вы как думаете? Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель (звонит по телефону): Алло. Здравствуйте. Это студия мультипликации? Вас беспокоят ребята из подготовительной группы №8 детского сада «Журавлик». Мы бы очень хотели помочь вашим героям найти карту для поиска клада, а как попасть туда, не знаем. Вы нам не подскажете? (Воспитатель слушает, утвердительно машет головой, говорит: «Да», «Понятно», «Хорошо» и т.д.). Большое вам спасибо, до свидания!

Воспитатель: Ребята, мне сказали, что Дюдюка очень вредная и коварная и нам так просто карту не отдаст, она наверняка ее где-то спрятала. А еще, чтобы попасть в мультфильм нужно произнести волшебные слова:

«Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись,

В мультфильме очутись». 

Ну что, попробуем?

Дети: Ответы детей

Воспитатель и дети подходят близко к экрану и произносят волшебные слова: «Топ, топ, хлоп, хлоп,

            Вокруг себя повернись

            В мультфильме очутись».

Воспитатель: Ой, ребята, вот мы с вами и оказались в мультфильме. Как здесь душно и жарко. Ну что, пойдем искать карту?

Дети: Ответы детей. 

Воспитатель: А где же нам ее найти…. Давайте осмотримся, может что-нибудь найдем… Дети и воспитатель осматриваются по сторонам и находят неряшливую, измятую записку: «Я вам карту не отдам. Я ее разорвала на части и спрятала. А где спрятала – не скажу! Дюдюка».

Воспитатель: Ой-ей-ей! Что же делать? (Воспитатель крутит в руках записку) Смотрите, здесь на обратной стороне, какие-то пометки. Это, наверное,  наша  вредина написала нам записку на своих черновиках. Воспитатель читает: «Первую часть карты надо спрятать….  (не разборчиво написано… вот дальше…) Надо прочитать слово, которое спряталось под геометрическими фигурами. А нужные геометрические фигуры надо определить по схемам…»

Воспитатель: Очень интересно, что имела она в виду… (Обращает внимание на магнитную доску с геометрическими фигурами и карточками). Может про эти фигуры она писала? Давайте посмотрим. Да, вот здесь какие-то геометрические фигуры и карточки. Это, скорее всего то, что нам нужно. Давайте поскорее найдем нужные нам фигуры и прочтем спрятанное под ними слово. (Показываю схемы, и дети на магнитной доске находят под зашифрованным карточкам нужные геометрические фигуры и выкладывают слово «Домик»).

Воспитатель: Какое же слово у нас получилось?

Дети: Домик.

Воспитатель: Да, верно «домик». А в каком домике искать карту, я здесь никаких домиков не вижу.… А вы?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята,  а давайте посмотрим, что под остальными фигурами, может там какая-нибудь подсказка. (Дети переворачивают оставшиеся фигуры на доске и на одной из них находят алгоритм).

Воспитатель: Это же схема, по которым мы выберем строительный материал и попробуем из них построить домики. Согласны?

Дети: Ответы детей.

На столах блоки Дьенеша и алгоритм на каждого ребенка и на доске демонстрационный алгоритм.

111

Воспитатель: Давайте пройдем на строительную площадку. (Дети садятся за столы)  Кто нам напомнит, как правильно выбирать строительный материал? (Ребенок у доски с геометрической фигурой демонстрирует работу по алгоритму). Воспитатель помогает при затруднении объяснения ребенком. Вспоминаем, откуда начинаем движение? Да, с начала. Итак, двигаемся вниз и здесь мы должны определить, у нас фигура красная? – Нет. Тогда двигаемся направо. У нас фигура круглая?  - Нет. Двигаемся дальше и попадаем в конец схемы. Это значит, что эта фигура может быть использована для строительства. Давайте возьмем другую фигуру. (Воспитатель или ребенок  берет красный круг и показывает движение по алгоритму с вариантами ответов «Да».)  

Воспитатель:  Значит, весь наш строительный материал, будет каким?

Дети: Не красным и не круглым.

Воспитатель: Все вспомнили? Можно приступать к строительству?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Тогда за работу. (Дети  по алгоритму  выбирают геометрические фигуры  и строят разные дома.  Воспитатель в это время  размещает на магнитной доске дом из больших геометрических фигур).

Ну что, у всех получилось?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. А у меня вот какой дом получился. Давайте посмотрим, может в нем,  где-то наш кусочек карты спрятан. (Дети находят под прямоугольником часть карты). Какие же вы у меня молодцы! Но это только часть карты. Где же нам остальные части найти? Как вы думаете? Где их Дюдюка могла спрятать?  (Варианты ответов детей). Да, тут особо и спрятать негде, пустыня же…  Ни цветочка, ни травки, ни деревца… Смотрите, вот стоит какое-то странное дерево. Давайте подойдем поближе и рассмотрим его.  (Дети подходят к дереву). Странное какое-то дерево, без листьев…  Думаю, что оно здесь не с проста. Наверняка Дюдюка здесь постаралась. Давайте попробуем вырастить листья на дереве, может это нам чем-нибудь поможет?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Дерево это не простое, у него вместо листьев должны быть геометрические фигуры. Каждая веточка имеет определенный цвет и цвет листочков должен ему соответствовать. Кроме того, на каждый листок существует определенное условие, которое поможет нам определить его свойства. (Дети выкладывают на ветки дерева геометрические фигуры по заданным условиям (схемам-символам)).

20160203_142442

Воспитатель: Какое красивое дерево у нас получилось. Оно ожило и похорошело. Давайте посмотрим, может в оживших листьях есть то, что мы ищем. (Дети под изображением дерева находят еще один фрагмент карты.).

Воспитатель: Вот и еще один кусочек карты нашелся.  Думаю, что осталось нам еще немного и соберем всю карту. Но вы знаете, я вот смотрю вокруг, как-то здесь совсем уныло…. Дерево мы вырастили, но оно здесь стоит совсем одинокое…  Может мы еще и цветочные клумбы возле него высадим?

Дети: Давайте.

(Игра с кругами Эйлера).

Воспитатель: Ребята, у нас не обычная клумба, она состоит из трех пересекающихся колец. В каждое кольцо мы будем сажать цветы с определенными свойствами: в красное – все красные, в синее – все треугольные, в желтое – все маленькие.  Обратите внимание, на области пересечения колец. Какие цветы будем высаживать на пересечение красного и желтого кольца? (красные маленькие) желтого и синего? (маленькие треугольные) синего и красного? (красные треугольные), а на пересечении всех трех колец? (красные маленькие треугольные)

(Дети раскладывают фигуры в круги Эйлера).

Воспитатель:  Хорошо, молодцы. А теперь давайте проверим,  все ли мы выполнили правильно. Какие фигуры остались вне колец, которые вы не взяли? (Ответы детей: не маленькие, не красные, не треугольные). Молодцы. (Воспитатель осматривается). Ну вот теперь совсем другое дело и в пустыне стало гораздо красивее. Ой, смотрите, а что это там, у нашей клумбы? (Воспитатель находит последний фрагмент карты).

Воспитатель:  Ну что, карту мы нашли. Теперь давайте ее соберем и можно отправляться домой. (Дети собирают карту на столе и вешают на магнитную доску).

Воспитатель: Ну вот и все. Думаю, что наши герои найдут клад по этой карте. А нам пора отправляться домой?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель (задумчиво):  Ребята… Как  в мультфильм попасть мы узнали, а вот как из него вернуться в детский сад не спросили…. Что делать? (Ответы детей: звонить создателям мультфильма.) Да. Вы правы, надо снова звонить создателям этого мультфильма.

Воспитатель (звонит): Алло! Здравствуйте. Это студия мультипликации? Это снова ребята из подготовительной группы №8 детского сада «Журавлик». Мы сейчас находимся в вашем мультфильме. Героям, да, помогли, карту нашли… Подскажите, пожалуйста, как нам из мультфильма в детский сад вернуться? (Воспитатель слушает, кивает головой, иногда говорит: «Да», «Хорошо», «Все понятно»). Спасибо вам большое, до свидания!

Воспитатель: Ребята, вы знаете, мне сказали, что обратно в детский сад мы сможем попасть только на волшебном поезде, если правильно выполним все условия. Наш поезд необычный, логический. Грузы, которые он везет, перезагружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном. Груз, с которым начинаете путешествие положите слева от поезда, а груз побывавший во всех вагонах справа. Условия понятны?  Проходите к своим поездам.  

поезд

 (По окончании работы с поездом звучит волшебная музыка и дети оказываются в детском саду).

Воспитатель: Ну, вот мы с вами и снова в нашей группе. Устали?

Дети: Нет или да.

Воспитатель: Дети, скажите, а вам бы хотелось узнать, нашли герои мультфильма клад по той карте, которую мы им оставили или нет?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ну, тогда давайте посмотрим. Рассаживайтесь, кому, где удобно и смотрите на экран.

(Дети смотрят конец мультфильма)

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось наше путешествие по мультфильму? (Ответы детей)

А что понравилось больше всего? (Ответы детей)

А что было самое сложное? (Ответы детей)

Что было легко? (Ответы детей)

Ну, хорошо, раз вам понравилось, то в следующий раз мы с вами в какой-нибудь другой мультфильм отправимся. Договорились?

Дети: ДА!!!!!!!!!!!!!!!