"Игры-головоломки в развитии мышления дошкольников"
статья по математике на тему

Скворцова София Михайловна

В статье обращается внимание на пособие З. Михайлова "Игровые занимательные задачи для дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii_dlya_vospitateley.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры – головоломки в развитии мышления дошкольников

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная  на активном думании, поисков способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычкой для детей.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые, занимательные задачи  содержатся в разного рода увлекательном математическом материале.

Сейчас на книжных полках очень много разных книг с ребусами, кроссвордами, головоломками. Однако, я хочу остановиться на незаслуженно забытой брошюрке З.А. Михайлова « Игровые занимательные задачи для дошкольников»

В этом пособии имеются  задачи, игры и головоломки для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Материал представлен в определенной системе, что важно для повышения уровня общего развития ребят, подготовки их к усвоению курса математики в школе, для творческого труда в будущем.

 Из  всего многообразия головоломок наиболее приемлемы  головоломки с палочками. Это для детей 5-7 лет). Их называют задачами на смекалку. В ходе решения одни фигуры преобразуются в другие. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для работы с детьми необходимо иметь наборы счетных палочек. Кроме этого потребуются таблицы  с графическим изображением разных фигур, которые дети будут преобразовывать. На обратной стороне таблицы указывается , какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться после преобразования. Для детей 5 – 7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы ( по способу перестроения фигур, степени сложности).

  1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить, например, 2 равных квадрата из 7 палочек, или  2 равных треугольника из 5 палочек..
  2. Задачи на изменение фигур , для решения которых надо убрать указанное количество палочек
  3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
  4. В ходе обучения способам решения, задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем, чтобы , усвоенные детьми чмения  и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения.

  Вот какие подготовительные игровые упражнения можно проводить с детьми 5 лет:

  1. Составление из палочек квадрата и треугольника маленького размера.
  2. Составление маленького и большого квадратов.
  3. Составление прямоугольника, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая –2.

После анализа детям предлагают составить любой четырехугольник и доказать правильность выполнения действия.

  1. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, большие и маленькие квадраты, прямоугольники, треугольники, четырехугольники.

Маленькие фигурки составляют из нитки, сложенной вдвое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Игра-головоломка «Лабиринт» для развития мышления детей 5-7 лет.

Л. С. Выготский говорил: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных ...

Тема: Игры дома Игра-головоломка «Лабиринт» для развития мышления детей 5-7 лет

Л. С. Выготский говорил: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качеств...

игры - головоломки как средство логического мышления

Консультация для родителей. Самостоятельное изготовление игр - головоломок, для развития интеллектуального и логического мышления...

Игры- головоломки как средство развития логического мышления дошкольников

Игры- головоломки как средство развития логического мышления дошкольников Слайд 2 Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприят...

Консультация для воспитателей: "Игры головоломки как средство развития логического мышления у дошкольников".

МБДОУ «Детский сад № 1 «Звёздочка» Консультация для воспитателей«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр,...

Обобщение педагогического опыта. Игры-головоломки как средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...