Применение блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников.
статья по математике на тему

В статье представлены особенности использования блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

   Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.

Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее обучен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
Во многих странах мира уже много лет успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для
 развития логического мышления у детей. 

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать такие важные понятия математики и информатики, как: алгоритмы, кодирование информации, логические операции, пересечение и объединение множеств и др.                                                                                              Блоки, как игровой материал, можно использовать для: 
- ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; 
- развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать,;
- развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения;
- развития творческих способностей.                                                                        Основная цель использования дидактического материала, называемого по имени его создателя «Блоками Дьенеша»: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

 Логическое пособие «Блоки Дьенеша» представляет собой набор из 48 элементов, различающихся 4 свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. Игровые упражнения можно начинать с 3-4 лет, постепенно усложняя задания.

Логическое мышление в полном объёме начинает формироваться только со старшего дошкольного возраста. Поэтому детей 3-4 лет мы знакомим с некоторыми основными понятиями, которые будут способствовать развитию логического мышления в дальнейшем.                                                                               С детьми младшего дошкольного возраста уместны простые игры и упражнения, цели которых:                                                                                       - закрепление представлений о форме, цвете и размере;                                                                  - расширение речевого запаса;                                                                                            - умение группировки по 1 или 2 признакам;                                                                            - понимание смысла выражений «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру.                                                                                                                                    1. Покажите блок такого же цвета как этот.                                                                                             2. Найди блок такой же формы.                                                                                                       3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.                                          4. Найди не такой блок по цвету; по форме; по цвету и форме. Данный вид игры проводим индивидуально.                                                                                                      5. Более сложный вариант: Найди такую же как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.                                                                                                6. Можно использовать и задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у Маши – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Маши?», «Какие фигуры у Мишки?» и т. д.

Игра «Собери бусы».                                                                                                    Варианты: выбрать элементы одной формы, чередовать цвета, размер.                     Игровое упражнение «Найди все такие же по цвету и форме».                                 Игровое упражнение «Найди все такие же по цвету, но другие по форме».

В среднем дошкольном возрасте использование «Блоков Дьенеша» позволяет создать условия для усвоения знаковой культуры. В этом возрасте дети могут выбирать блоки по знакам-символам, обозначающим свойства: цвет обозначается пятном;                                                                                               величина – силуэтом домика;                                                                                                            форма – контуром фигур;                                                                                                      толщина – условным изображением человеческой фигуры.                                            Пользуясь карточками, дети могут назвать имя любого блока.                                                        

Игра «Помогите Мишке собрать фигуры»                                                                        У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с другими фигурами. Мишка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине. Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки – символы. Воспитатель показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину.                                                          

Игра «Где чей гараж»                                                                                                              У воспитателя две большие таблицы, на них изображены гаражи для машин. У каждого ребенка блоки (машины). Нужно поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке  дорог показывают, на какую дорожку должна свернуть машина. Дети по очереди ищут гараж для своих машин.

Дети старшего дошкольного возраста в состоянии оперировать сразу несколькими свойствами предмета. У детей развито образное мышление и они способны разгадывать загадки, читать символы, заниматься кодировкой и раскодировкой. В этом возрасте развиваем у детей умение выявлять свойства блоков без опоры на наглядность (по слову). Дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства.  Используются карточки, где обозначенное свойство перечёркнуто двумя линиями. Дети учатся описывать блок, используя слова-отрицания. Например,  синий треугольный тонкий маленький блок можно описать как не красный, не жёлтый, некруглый, неквадратный, непрямоугольный, нетолстый, небольшой.                                                                                                                Формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого из них.                                                                   Наиболее сложными являются задачи на разбиение по двум или трём свойствам. Такие задания целесообразно выполнять с обручами. В играх с обручами моделируется разбиение множества на подмножества, пересечение и объединение множеств.

Дидактическая игра «Дорожки»                                                                                                  На полу по кругу на расстоянии не менее одного метра один от другого расставлены три домика – дома Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам. Построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру). Правила построения дорожек придумывает не только взрослый, но и сами дети.          Выкладывать дорожки можно с опорой на схему, задающую последовательность фигур.

Игра “Разгадай загадку”                                                                                                   Для игры нам понадобятся карточки с изображением трех или четырех признаков (наиболее сложный вариант с отрицанием 1, 2 или 3 признаков) и блоки-отгадки.

Игра “Рассели жильцов”.                                                                                                          В каждой квартире нужно поселить жильца, опираясь на его признаки (цвет, форму, размер и толщину).

Игра «Раздели блоки»                                                                                                         В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку  – круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.
Три пересекающихся обруча помогут детям разобраться – выяснить, где, чьи подарки, кто, чем может пользоваться на правах совместной собственности! 

Выбор игр и упражнений с использованием «Блоков Дьенеша» огромен. Все зависит от уровня развития детей и творчества педагога. Детям такие игры приносят большое удовольствие, так как отличаются захватывающим сюжетом, интересными решениями поставленных задач, способствуют формированию “инстинкта открывателя”. Система Дьенеша признана эффективной и гуманной, способствующей развитию интеллектуальных, эстетических, креативных способностей детей.

Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша. Скажите мне, пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?                                                                                                                                       1) В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).                                                                                                                2) Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).                                                                                                                         3) В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично: «Поезд» (билеты, места).

      Таким образом, вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.  Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений. Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: "Применение блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников".

Цель  семинара: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию математических представлений....

Консультации для воспитателей «Применение блоков Дьенеша в развитии математических представлений детей дошкольного возраста»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны ...

Применение геометрических планшетов и конструктора ТИКО в формировании математических представлений у дошкольников

Формирование у дошкольников математических представлений с помощью конструирования и моделирования, используя геометрические планшеты и конструктор ТИКО...

Представление опыта работы по теме самообразования «Система деятельности экспериментирования в формировании математических представлений у дошкольников».

Актуальность выбранной мною темы продиктована характеристикой самого системно-деятельностного подхода – это такой подход к организации воспитательно-образовательного процесса, который обесп...

Развитие интеллектуальных способностей посредствам применения блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников.

На каждом возрастном этапе - свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из...

Статья "Использование палочек Кьюзинера и блоков Дьенеша в формировании математической грамотности у детей среднего дошкольного возраста".

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует ...

Логические блоки Дьенеша как средство математических представлений дошкольников

В данной статье говорится о том, что такое логические блоки Дьенеша и как их использовать в работе с детьми. Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, определять параметры, связывающие р...