Применение геометрических планшетов и конструктора ТИКО в формировании математических представлений у дошкольников
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Формирование у дошкольников математических представлений с помощью конструирования и моделирования, используя геометрические планшеты и конструктор ТИКО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конструирование в детском саду26.47 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Вагайская средняя общеобразовательная школа

структурное подразделение детский сад «Солнышко»

Тема занятия: «Применение геометрических планшетов и конструктора ТИКО в формировании математических представлений у дошкольников»

                                                                                                     

                                                                                                      Разработала:

                                                                                                      воспитатель

                                                                                                      Белова Р.Р.

с. Вагай, 2018

Цель: с помощью геометрических планшетов и ТИКО-моделирования обучить детей умению различать геометрические формы, владеть счетом, пространственными представлениями и математическими терминами.
Задачи:

Упражнять:
- в назывании и различении геометрических фигур;
- в различении порядкового счета, правильно отвечать на вопросы:
сколько? на котором по счету месте?
Учить:
- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
- порядковому счету в пределах 6.
Закреплять:
- умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе.
Познакомить с новым словом «новоселье»
Формировать:
- навыки самоконтроля и самооценки.
Тип занятия: интегрированное
Форма занятия: групповая
Продолжительность: 25 минут.
Участники: старшая группа детского сада.
Возраст обучающихся: дети 5-6 лет.
Оборудование и материалы: 6 геометрических планшетов и схемы к их сборке («Колумбово яйцо», «Прямоугольники», «Абрис», «Круги и овалы», «Танграм», «Волшебный круг»), фигурки животных (мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь), конструкторы ТИКО («Геометрик», «Фантазёры»), карточки с изображением медведя (большого) и дома (маленького), плоскостные схемы фигур животных, фото дома из конструктора ТИКО.
Предварительная работа: просмотр м/ф «Малыш и Карлсон», или прочтение сказки А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»; чтение сказки «Теремок»; занятия с геометрическими планшетами; обучение соединению деталей конструктора.
Методы и приёмы работы с детьми: 
Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

  1. Вводная часть

а) помочь детям вспомнить характер Карлсона, его безответственность;
б) сборка геометрических планшетов

5 минут

  1. Основная часть

а) беседа по сказке «Теремок»;
б) конструирование животных по схемам из конструктора ТИКО;
в) физическая минутка;
г) закрепление понятий «большой-маленький»;
д) постройка дома из конструктора ТИКО;
е) физическая минутка;
ж) знакомство с новым словом.

18 минут

  1. Заключительная часть

а) обобщение воспитателя;
б) анализ НОД.

2 минуты


Ход занятия: перед началом занятия на рабочем столе разобрать детали геометрических фигур из планшетов и сделать фигуры на схемах.
  Дети с воспитателем входят в группу, проходят к рабочему столу.
Воспитатель: - Это что за беспорядок? Кто это играл и не убрал за собой геометрические планшеты? Это вы, дети, не прибрали за собой?
Ответы детей: - Нет!
В.: -  Кто же это тогда может быть? А, вот, смотрите, лежит записка. (Читает записку от Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие! Я тут немного пошалил, да, ничего, дело-то житейское, я попозже прилечу и всё за собой приберу»). Ну, дети, вы догадались, кто тут побывал?  
Дети отвечают: - Карлсон – это он так говорит, когда нашалит.
В.: - Я думаю, что ждать нам его не стоит, мы же знаем, что он никогда за собой не убирает, и нам нужно самим подготовить себе рабочее место (дети, с помощью воспитателя и схем, начинают складывать геометрические формы по планшетам, заодно повторяя название геометрических фигур «А вот этот большой жёлтый треугольник положим сюда, а маленький – сюда»). Молодцы, вы правильно сложили все геометрические планшеты, а теперь мне хочется у вас спросить, любите ли вы строить из конструктора? (Дети всегда делают это с удовольствием и отвечают «Да»).
В.: - Сегодня мы с вами поучимся строить большой дом, маленький мы уже научились строить. Давайте, для начала вспомним сказку «Теремок». Какие животные поселились в теремке (Воспитатель спрашивает «Кто первый поселился в домике? кто второй? третий? и так далее», а дети перечисляют животных, если затрудняются – показывать фигурки персонажей): давайте попробуем сконструировать всех этих животных по схемам, выбирайте любую, какая вам нравится (дети выбирают по желанию схему). Для начала выберите себе все необходимые детали для конструирования, сосчитайте, сколько каких деталей нужно взять (дети находят необходимые фигуры и по схемам выполняют плоскостные изображения мыши, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя, а воспитатель направляет правильность приложения деталей «Посмотри, у волка хвост находится с правой стороны, а ты соединяешь детали слева», или «Ты правильно подобрал одинаковые треугольники, а теперь присоедини их к голове лисички, чтобы получились ушки»).
  Когда фигуры будут выполнены, дети оценивают свои и чужие работы, после чего пришло самое время небольшой разминке.
В.: - Давайте немного отдохнем и разомнёмся:
Зайцу холодно сидеть, (дети встают и задвигают стульчики)
Нужно лапочки погреть.
(трут ладошки друг о друга)
Лапки вверх, лапки вниз,
(поднимают и опускают руки)
На носочки подтянись.
(подтягиваются на носочках)
Лапки ставим на бочок,
(ставят руки на пояс)
На носочках скок-скок-скок.
(прыгают на носочках)
А затем вприсядку,
(приседают несколько раз)
Чтоб не мерзли лапки.
(то же самое)
В.: - Хорошо мы размялись, а теперь можем продолжать дальше. Скажите, что случилось с теремком, когда пришел медведь и хотел в него войти?
Дети отвечают: - Он развалился.
В.: - Да, теремок развалился, а почему? (Показывает фигурки маленького домика и большого медведя).
Дети отвечают: - Потому что дом маленький, а медведь большой.
В.: - Поможем лесным жителям отстроить новый теремок? (стройка 18 минут, во время которой дети активно строят модель домика из различных деталей конструктора, ориентируясь на фото, воспитатель только помогает соединять крупные части постройки – пол, стены, крышу). Вот мы и построили нашим лесным обитателям новый дом. Теперь нужно немного отдохнуть (проводит физминутку):
Тук-тук молотком, (стучим кулачком по кулачку)
Зайка строит новый дом,
(то же самое)
Крыша большая – вооот такая!
(тянем руки вверх)
Окошки большие – вооот такие!
(руки, согнутые в локтях и положенные друг на друга тянем одну вверх, другую – вниз)
Тук-тук целый день,
 (стучим кулачком по кулачку)
Зайке строить дом не лень.
Позовет он в дом гостей,
(движением рук к себе, зазываем гостей)
Чтобы стало веселей!
(движение «пружинка»)
В.: - А как называется праздник, когда  вселяются в новый дом? (Дети предлагают свои ответы – переезд, переселение).  
Новоселье – вот, запомните новое слово. Что ж, давайте заселять наших зверушек в теремок. (Дети берут каждый по игрушке-зверушке и по одному вселяют в теремок под слова воспитателя, повторяя имя своего персонажа).
В.: -
 Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок.
А в нем проживают, друг друга не обижают: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, серый волк - зубами щелк и мишка-топтыжка. Сколько зверей поселилось в новом теремке?
(Дети отвечают - 6,если не справляются, пересчитываем все фигурки по очереди)
В.: - Молодцы! Вы сегодня постарались, я думаю, зверушкам понравился новый теремок. Поставим его на окошко, пусть зверушки отмечают новоселье, я думаю, вы запомнили это слово, а потом мы придем и поиграем с ними. (В дальнейшем планируется обыгрывать новую постройку, добавляя или убирая детали или пристраивая новые конструкции).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: "Применение блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников".

Цель  семинара: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по развитию математических представлений....

Применение блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников.

В статье представлены особенности использования блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников....

Мастер-класс на тему: « Применение игровой технологии в НОД для развития элементарных математических представлений у дошкольников».

Мастер-класс на тему: « Применение игровой технологии в НОД для развития элементарных математических представлений у дошкольников». Средняя группа...

Развитие интеллектуальных способностей посредствам применения блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников.

На каждом возрастном этапе - свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из...

Консультация для воспитателей "Использование конструктора ТИКО в формировании математических представлений дошкольников."

Задачи, при использовании конструктора:Образовательная: систематизировать знания детей о геометрических фигурах, о цифрах, числах ; способствовать лучшему восприятию информации; формировать навыки про...

Мастер-класс «Применение игровой технологии в НОД для развития элементарных математических представлений у дошкольников».

Мастер-класс«Применение игровой технологии в НОД для развития элементарных математических представлений у дошкольников»....

Опыт работы "Использование конструктора ТИКО при формировании математических представлений дошкольников»

Использование конструктора ТИКО при формировании математических представлений дошкольников...