Представление опыта работы по теме самообразования «Система деятельности экспериментирования в формировании математических представлений у дошкольников».
методическая разработка (старшая группа)

Батурина Елена Антоновна

Актуальность выбранной мною темы продиктована характеристикой самого системно-деятельностного подхода – это такой подход к организации воспитательно-образовательного процесса, который обеспечивает всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, игры-эксперименты, культурно-досуговая деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baturina_e.a.rmo_.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Тайшетского района

МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО

Представление опыта работы по теме самообразования «Система деятельности экспериментирования в формировании математических представлений у дошкольников».

Подготовила: Батурина Елена Антоновна,

воспитатель 1 категории  

МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска

Тайшет, 2018 г.

Актуальность выбранной мною темы продиктована характеристикой самого системно-деятельностного подхода – это такой подход к организации воспитательно-образовательного процесса, который обеспечивает всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, игры-эксперименты, культурно-досуговая деятельность.

Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Ученый Н.Н. Поддьяков считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

Опыт работы, который я хочу вам представить, является частью моего проекта по самообразованию «Система деятельности экспериментирования в формировании математических представлений у дошкольников», выбор которой обусловлен проблемой освоения элементарных математических знаний в старшем дошкольном возрасте. Во время проведения педагогической диагностики в начале года, я выявила, что у большинства детей недостаточно сформированы математические представления о количестве и счете, величине, форме, ориентировки в пространстве и времени. Учитывая, что экспериментальная деятельность   у ребенка развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по основам математических знаний. Для реализации темы самообразования я разработала перспективный план по  экспериментированию для формирования математических представлений у детей старшей группы с постепенным усложнением познавательных задач.

Цель данной работы: формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности.

Задачи:

1. Формировать умение сравнивать, измерять предметы и различные вещества, самостоятельно находить решения поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента.

        2. Формировать умение анализировать, делать выводы, умозаключения, устанавливать взаимосвязи, закономерности.

В план вошли такие формы работы с детьми как беседы, чтение художественной литературы, просмотр презентаций и видеороликов, с детьми использую картотеку экспериментов. Деятельность организовываю во время НОД, режимных моментов, праздниках и развлечениях, создание лепбука. Используя данные формы работы с детьми, отмечу, что у детей повысился интерес и желание заниматься измерительной деятельностью, дети могут применять знания о свойствах воды, песка для решения познавательных задач; научились измерять длину, массу предметов, объема сыпучих и жидких веществ с помощью условной мерки.

Для успешной реализации плана при участии родителей воспитанников в группе я оформила центр экспериментирования, куда вошло оборудование для проведения опытов и экспериментов:

  • детские халаты, фартуки, магниты, лупы, микроскопы,  весы, пинцеты, мензурки, пружинки;  
  • Тематические альбомы (фрукты, овощи, транспорт, мебель, посуда, одежда);
  • познавательные книги о растениях, животных;
  • природный материал  (песок, глина, земля, семена);
  • медицинские материалы (шприцы, вата, бинт, пипетки);
  • бросовый материал (кусочки ткани, кожи);  
  • разнообразные крупы,  разные по форме макаронные изделия.

Данный материал формирует у детей представления о величине, форме, развивают пространственную ориентацию, счет в пределах 10, порядковый счет. Включение в игры с песком, водой мелких игрушек, природного материала (камешков, листиков) расширяет возможности математического развития детей, развивает мелкую моторику рук. Игры с песком позволяют в интересной увлекательной для ребёнка форме закреплять пройденный материал по математическому развитию, а также способствуют развитию важнейших психических процессов, познавательных интересов, снимают эмоциональное напряжение.

По соседству с центром экспериментирования расположила математический центр: чашечные весы; геометрические фигуры, домино, шашки, кубик Рубика(эти игры развивают мыслительную деятельность усидчивость, способность анализировать и  сравнивать, настойчивость, самостоятельность), линейки, ручки; лото, настольно-печатные игры, мелкие игрушки (грибы, матрешки), мерные емкости, монеты, пуговицы, палочки, счетные, песочные часы, рабочие листы с заданиями, разрезные картинки-головоломки, счеты,  цифры.  Занимательные математические книги, тетради на печатной основе и сделанные своими руками, которые есть в уголке, способствуют успешному овладению математическими знаниями. Дети стали успешнее ориентироваться на листе бумаги.  Дети могут не только  складывать силуэты по образцу, но и могут придумывать новые, более сложные силуэты(«Головоломки» с палочками, «Сложи узор», «Удивительный квадрат», «Лабиринты».) Все эти игры интересны и занимательны.

Дети любят экспериментировать с различными материалами, в процессе изучают их свойства (мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, холодный-теплый и др.) Самыми любимыми предметами для экспериментирования детей являются: лупы, сосуды с отверстиями (откуда выливается вода), зеркала, бросовый материал (шнурки, ленточки, пуговицы, прищепки). Играя в них, дети расширяют кругозор, развивают любознательность, мелкую моторику и ловкость рук. Экспериментируя, дети больше узнают нового, необычного, интересного, становятся любознательными и самостоятельными.

Имеющаяся в группе картотека игр и экспериментов позволяет «поиграть» с детьми в математику. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определённые логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть.

 Знакомство детей с новым материалом осуществляю на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается детьми путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков, а я только подвожу детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

Сначала я тщательно разрабатываю проблемную ситуацию: как и почему вода льется? Можно ли унести воду в решете? Как сделать из мухи слона? Как измерить воду?  Стимулирую интерес детей к познавательному процессу наблюдениями, эвристическими беседами (назови; перечисли; вспомни), неверными предположениями и гипотезами. Затем подбираю необходимые средства для самореализации, оцениваю дошкольников с учетом их индивидуальных способностей и возможностей; сотрудничество

стараюсь организовать максимально плодотворно.

Например, я хочу научить детей понимать, для чего нужно измерение. Для этого учу детей измерять длину предметов общепринятыми единицами. Но прежде, чем приступить к такому измерению, перед детьми ставлю задачу: определить, сколько мерных полосок можно положить вдоль длинной стороны стола, напоминаю детям известные способы сравнения и организую экспериментальную работу по определению длины предметов путем наложения (приложения) полосок.

Большое значение для сенсорного и интеллектуального развития имеет измерение объема жидких и сыпучих тел, объясняю детям, что измерить можно не только длину (ширину и высоту), но и вместимость сосудов. В связи с этим демонстрирую посуду разной формы, но одинаковой вместимости, например, равная по емкости стакан, чашка, бутылка.  Стакан в этом случае будет служить эталоном для определения емкости другой посуды. Далее организуется практическая работа по измерению объема различных предметов с помощью условной мерки - стакана. Для этого используется вода (ее можно подкрашивать) или крупа.

Данные знания дети применяют в сюжетно-ролевых играх. Например, в игре «Магазин» с помощью «денег»  дети закрепляют  счет. С помощью различных товаров (посуда, продукты) закрепляем форму, размер, умение группировать. Также усваиваем понятие веса, длины (тяжелый-легкий, длинный-короткий и т.д.) В игре «Парикмахерская» дети закрепляют счет (сколько «Хвостиков» сделать?), понятия «справа- слева», понятия длины(какую ленту вплести-длинную или короткую?).

Детская память избирательна, они легко усваивают то, что им интересно, вызывает удивление, радость, и вряд ли запомнят что-то неинтересное. Поэтому при обучении детей  математике я активно использую экспериментирование. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Можно отметить повышение познавательной активности детей, интереса к дальнейшему развитию математических представлений, у детей формируется умение действовать по представлению, пространственные, временные представления. Также дети освоили элементарные навыки измерительной деятельности, навыки измерения массы предметов, которые смогут использовать в разных видах деятельности и в повседневной жизни. 

 В процессе реализации данной работы обновлена предметно-развивающая среда в группе, заметно повысился интерес детей к экспериментированию, появилась заинтересованность родителей: они приносят энциклопедическую литературу для детей, активнее участвуют в предлагаемых совместных мероприятиях с детьми.

Результаты моей работы показали эффективность использования тех форм, которые были определены в начале 2017-18 учебного года. Педагогическая диагностика показала, что наблюдается положительная динамика роста формирования математических представлений детей, самостоятельное использование детьми развивающих игр и упражнений математической направленности в повседневной жизни.

На данном этапе работы по теме самообразования делаю вывод, что  в процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

Закончив полностью свой проект по самообразованию, я собираюсь обобщить опыт по данной теме, не только на уровне ДОУ, но и рекомендовать его для использования другими педагогами через сайты интернет, участвуя в интернет- конкурсах с конспектами НОД.

 

Перспективный план работы с родителями.

Сроки

Тема

Форма проведения

1 квартал

(сентябрь

октябрь

ноябрь)

1. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

2.  «Как я провел лето».

1. Консультирование.

2. Выставка фотографий.

2 квартал

(декабрь

январь

февраль)

1. «Экспериментирование  с водой».

2. “Дидактические игры и упражнения как средство формирования математических представлений у детей”.

1.Памятка для родителей.

2.Родительское собрание.

3 квартал

(март

апрель

май)

1. «Играя, обучаем».

2.«Проведение экспериментов летом».

3.«Как мы экспериментируем».

1.Оформление уголков для родителей по соответствующей тематике.

2.Папка- передвижка

3.Фотовыставка.

План работы с детьми

(сентябрь — май)

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

НОД «Путешествие в страну Знаний.»

 Развивать у старших дошкольников интерес к экспериментированию.

 Беседа «Правила поведения при проведении экспериментов».

 Закреплять навыки безопасного поведения при проведении опытов.

 Прогулка. Поручение «Соберем природный материал».

Оснащение уголка экспериментирования.

Просмотр мультфильмов   «Шишкина школа».

Вызвать у детей интерес и желание заниматься измерительной деятельностью. 

Октябрь

Просмотр презентации «Круговорот воды в природе».

Расширять знания детей о свойствах круговороте воды в природе.

НОД «Помощница- вода».

Учить детей применять знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Чтение художественной литературы Л. Н. Толстой «Хотела галка пить».

Закреплять с детьми, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Опыт «Уровень воды».

Формировать представление о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Ноябрь

НОД «Вкусная каша».

Знакомство с действием отмеривания сыпучего продукта.

Чтение художественной литературы Н. Носов «Мишкина каша».

Поддержание интереса к экспериментированию.

Опыт «Вода принимает форму сосуда».

Развитие компонентов экспериментирования, интереса у старших дошкольников к самостоятельному решению познавательных задач.

Ситуация «Больше – меньше».

Обучение умению сравнивать количество мер при отмеривании в отношении «на… больше».

Декабрь

НОД  по ФЭМП «Зимушка- зима».

Уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме; закрепление знаний геометрических фигур, знаний счета в пределах 9.

Игровое упражнение(на прогулке) «Снежный городок».

Закреплять умение сравнивать по высоте, раскладывать в убывающей и возрастающей последовательности.

Дидактические игры «Справа, слева», «Ледяное ожерелье», «Выполни по образцу».

Закреплять знание правой и левой сторон, учить ориентироваться, закреплять счет в пределах 10, порядковый счет.

Экспериментирование со льдом (опыт «Цветные льдинки»).

Закреплять свойства воды, поддержание интереса к экспериментированию.

Январь

НОД «Дорога к бабушке

Развивать умение измерять длину предмета с помощью условной мерки и сравнивать их по длине.

Проблемная ситуация «В гости к сказке».

Развитие интереса к участию в обсуждении проблемных ситуаций, способствующих развитию представлений о числе в процессе экспериментирования. 

Опыт «Какая лента?».

Цель: учить измерять длину предмета с помощью условной мерки.

Чтение художественной литературы: Г. Остер «38 попугаев». Обыгрывание ситуаций «38 попугаев».

Вызвать у детей интерес и желание заниматься измерительной деятельностью. 

Февраль

Беседа

 «Как узнать вес товара».

Учить детей измерять массу предметов.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Закреплять умение измерять массу предметов, устанавливать равенство или неравенство предметов.

 Образовательная ситуация «Измерим свой вес». Создание странички «Мой вес».

Познакомить детей с
условными мерками для измерения веса, учить измерять свой
вес с помощью  весов.

Игровая ситуация «Мои друзья».

Обобщить опыт работы со средством измерения массы и способом сравнения масс с помощью весов.

Март

Беседа «Песок- помощник».

Закреплять представление о свойствах песка и глины; экпериментально подтвердить их свойства.

Дидактические игры «Найди, сколько я спрятал», «Найди домик», «Подбери дорожку»( с использованием мини-песочницы).

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении, закреплять счет в пределах 10, закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Образовательная ситуация «Подбери  комок глины».

Учить детей воспринимать массу предметов, устанавливать отношения между ними.

Игра- эстафета «Передай другому»(с использованием мини-песочницы).

Закреплять знание геометрических фигур, цифр от 0 до 9, навыки безопасного поведения при использовании песка.

Апрель

НОД по ФЭМП «Волшебные часы».

 Закреплять понятие «время» на  песочных часах. Знать сколько длится 1 минута. Повторить время суток. Закрепить знание цифр от 0 до 9. 

Дидактическая игра «Заколдованный путник».

Развивать у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.

 Дидактические игры «Что такое?».

Учить детей воспринимать измерение времени ( минуты, секунды) с помощью песочных часов.

Просмотр мультфильма «Фиксики. Часы».

Вызвать у детей интерес и желание заниматься измерительной деятельностью. 

Май

Просмотр презентаций «Дни недели».

Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Сюжетно- ролевые игры «Семья», «Магазин», «Ателье».

Создание условий для применения математических знаний.

Открытый показ НОД «Загадочный лес».

Формировать навыки пользования планом, умение определять взаимное расположение предметов в пространстве. Побуждать использовать в практической деятельности умения, полученные в ходе экспериментирования. Развить интерес к математике, логическое мышление, речь, внимание, самостоятельность, воображение.

Создание лепбука «Игровая математика».

Обогащение развивающей среды, создание положительного отношения и интереса к математическим представлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы по теме моего самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»...

Представление опыта работы по теме самообразования: «Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС».

Информатизация образования неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. По сути, это процесс обеспечения сферы образования методологическими и практическими разработками, оптимального использов...

Доклад из опыта работы по теме: «Организация игровой деятельности, как условие формирования гендерной культуры».

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчика...

Представление опыта работы по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

На современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском эк...

Сообщение из опыта работы "Организация предметно-пространственной среды как условие успешного формирования математических представлений у старших дошкольников"

Сообщение отражает идеи оформления пространства группы детского сада развивающими панно по формированию математических представлений и сенсорных эталонов....

2020-2024г. Презентация опыта работы по теме: «Круги Луллия, как средство развития элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Математика для дошкольников довольно непростая наука, которая может вызвать трудности во время  обучения. Далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точн...