Представление опыта работы по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»
материал

Ковалёва Анастасия Юрьевна

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы по теме моего самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Сказка»п. Магдагачи

Представление опыта работы

 по теме самообразования

 «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

                                                                 Составила: воспитатель

                                                                                     Ковалёва Анастасия Юрьевна                

 

                                                      2019г.

    Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы по теме моего самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры». 

   Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

 По теме своего самообразования я работаю 2 года, целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры, которая предусматривает решение следующих задач:

1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря);

6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Получаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

 Свою работу начала с развития предметно- развивающей среды в группах, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. В группах  создан уголок «В гостях у Игровичка», где собраны различные дидактические игры, авторские игры, многофункциональные пособия такие, как«Одень куклу»«Волшебный ежик»«Времена года»,  «Разноцветный сундучок»«Найди игрушку»«Собери картинку»,   «Магнитные истории»«Часы», «Цифры».  Эти пособия широко использовались для таких дидактических игр, как:

«Найди по описанию»;

«Найди лишний предмет»;

«Узнай по форме»;

«Профессии»;

«Овощи - фрукты»;

«Зверята»;

«Лото»;

«Что растет на грядке?»;

«Поиск противоположных предметов»;

«Колобок» сказка на магнитах.

Работа по познавательному развитию через дидактическую игру ведется по трем направлениям:

Работа с детьми;

Работа с педагогами;

Работа с родителями.

Работа с детьми

Обучение детей строится на основе программы Н.Е. Вераксы «От рождения до школы». Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

В интеллектуальном развитии применяю такие игры: «Отгадай фигуру»«Собери снеговика»«Превращения»«Четвёртый лишний»«Путаница?».

В развитии внимания: «Отражение»«Выложи кружочки»«Портрет».

В развитии восприятия и памяти: «Найди отличия»«Сложи картинку»«Угадай предмет»«Какое время года?»«Кто не на месте?»«Рассмотри внимательно»«Найди предмет».

По развитию речи: «Вершки и корешки»,  «Что за предмет?».

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали. По математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения:

- игры головоломки;

- игры шутки;

- игры с занимательными вопросами«Почему овал не катится?»«Кто быстрее найдет»«Незаконченные картинки»«Чиним одеяло»«Живые числа».

По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения«Назови как можно больше предметов»«Кто больше увидит и назовет».

При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности«Волшебный кубик»«Садовник и цветы»«Кто летает?»«Отгадай-ка»

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Применяю в работе с детьми различные дидактические игры, в том числе и электронные игры. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации образовательной деятельности или индивидуально очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Работа с педагогами

Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОУ по теме: «Познавательное развитие детей через дидактические игры». Где предложила педагогам свои авторские многофункциональные пособия и дидактические игры. Провела семинар – практикум по использованию авторских дидактических игр в работе с детьми. Приглашала педагогов на просмотр открытых мероприятий, непосредственно образовательной деятельности, где использовала дидактические игры.

Работа с родителями.

В свою работу активно подключала родителей. Сделала папку раскладку на тему  « Чем играют наши дети», где родители  ознакомились с новыми играми, а также вместе со своими  детьми проигрывали их, обсуждали уже проведённые игры.

Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. 

Такая систематическая работа дала положительные результаты.

В перспективе я планирую:

- изготовление новых дидактических игр;

- создание картотеки дидактических игр для родителей;

- создание банка видеотеки (с привлечением родителей).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры» Подготовила: воспитатель МДОАУ д/с «Сказка» Ковалёва Анастасия Юрьевна

Слайд 2

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Слайд 3

Цель : формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры, которая предусматривает решение следующих задач : 1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности; 2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности; 3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер; 4. Воспитывать волевые качества личности ребенка : целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности; 5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря) ; 6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Слайд 4

: Получаемый результат: В процессе дидактических игр у детей развивалось внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Слайд 5

Уголок « В гостях у Игровичка» Свою работу я начала с развития предметно- развивающей среды в группе, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей- это неиссякаемый источник для наблюдений , бесед с ребёнком в течение всего года. В группе создала « Уголок Игровичка» , где собраны различные дидактические игры, среди которых есть и игры , созданные собственноручно « Воздушные шары», « Бабочки, «Заплатки для ковриков», « Разрезные картинки» и другие .Также же использовала для игр мноофункциональные пособие: Разноцветный сундучок», «Цветик-семицветик », « Воздушное облако»

Слайд 6

Дидактические игры: - «Найди по описанию» ; - «Найди лишний предмет» ; - «Узнай по форме» ; - «Профессии» ; - «Овощи - фрукты» ; - «Зверята» ; - «Лото» ; - «Что растет на грядке?» ; - «Поиск противоположных предметов» ; - «Колобок» сказка на магнитах .

Слайд 7

Форма проведения Работа по трём направлениям С детьми С родителями С педагогами

Слайд 8

Работа с детьми Обучение строится на основе программы Н.Е.Вераксы. «От рождения до школы» По следующим направлениям : Интеллектуальное развитие; Развитие внимания; Развитие восприятия и памяти; Развитие речи.

Слайд 9

Игры для интеллектуального развития : «Отгадай фигуру» , «Собери снеговика» , «Превращения» , «Четвёртый лишний» , «Путаница?» . Игры на развитие внимания: «Отражение» , «Выложи кружочки» , «Портрет» . Игры для развитии восприятия и памяти: «Найди отличия» , «Сложи картинку» , «Угадай предмет» , «Какое время года?» , Игры по развитию речи: «Вершки и корешки» , «Что за предмет?» .

Слайд 10

Свою деятельность выстраивала поэтапно с учётом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр я использовала сюрпризные моменты : через героя, ( Незнайка, Буратино , игрушки животных)которому нужно помочь, различные атрибуты. При ознакомлении с окружающем провела игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.: « Волшебный кубик», « Кто летает?», « Отгадай-ка».

Слайд 11

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать состояние увлечённости, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Слайд 12

Применяю в работе с детьми различные дидактические игры, в том числе и электронные игры. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации образовательной деятельности или индивидуально очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов.

Слайд 13

Работа с педагогами Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОУ по теме: «Познавательное развитие детей через дидактические игры». Где предложила педагогам свои авторские многофункциональные пособия и дидактические игры.

Слайд 14

Работа с родителями В свою работу активно подключала родителей . Сделала папку раскладку на тему « Чем играют наши дети». , где родители ознакомились с новыми играми , а также вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведённые игры. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме « игры на дом».

Слайд 15

Диаграмма уровня знаний детей дидактических игр

Слайд 16

В перспективе я планирую: 1 . изготовление новых дидактических игр; 2. создание картотеки дидактических игр для родителей; 3. создание банка видеотеки (с привлечением родителей)

Слайд 17

Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме: "Социально-нравственное воспитание дошкольников с использованием сказкотерапии".

Актуальность и перспективность опыта работы, теоретическая база опыта, технологии и рекомендации по использованию опыта по теме: "Социально-нравственное воспитание дошкольников с использованием сказко...

Сообщение из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»

В нашем дошкольном учреждении  имеется  мини – музей  «Башкирская гостиная». Цель создания: нравственно- патриотическое воспитание, знакомство детей с башкирской символикой, с предметам...

Консультация для воспитателей по теме «Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры».

Консультация для воспитателейпо теме«Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры»....