Консультация для воспитателей по теме «Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры».
методическая разработка по окружающему миру

Багдян Роза Ашотовна

Консультация для воспитателей

по теме

«Познавательное развитие дошкольников

через дидактические игры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

по теме

«Познавательное развитие дошкольников

через дидактические игры».

Воспитатель: Багдян Р.А.

   Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Сущность изменения касается модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. В результате весь образовательный процесс будет встроен в игру и дети, сами того не замечая, будут обучаться.

   Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мер выполнения.

     Процесс познания у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых.

У детей наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

В работе с детьми руководствоваться следующими дидактическими принципами:

1.        Принцип доступности.

2.        Принцип систематичности и последовательности.

3.        Принцип научности.

4.        Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

5.        Принцип творческой активности.

6.        Принцип наглядности.

Формы проведения: групповые, индивидуальные.

    Получаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Работу по познавательному развитию лучше начать с развития предметно-развивающей среды в группе, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. В группе можно создать уголки «В гостях у Игровичка», где могут быть собраны различные дидактические игры, авторские игры, многофункциональные пособия такие, как: «Чудо-дерево», «Волшебная корзинка», «Ваза», «Разноцветный сундучок», «Мудрая змея», «Воздушное облако», «Цветик-семицветик», «Бурёнка» «Зонт», «Часы», «Африка». Эти пособия широко использовались для таких дидактических игр, как:

- «Бесконечная классификация»;

- «Найди по описанию»;

- «Найди лишний предмет»;

- «Узнай по тени дерево»;

- «Соберем урожай»;

- «Садовник и цветы»;

- «Поиск общего»;

- «Поиск аналогов»;

- «Что к чему подходит?»;

- «Что растет на грядке?»;

- «Поиск противоположных предметов»;

- «Животные Африки»;

Работа по познавательному развитию через дидактическую игру ведется по трем направлениям:

•        Работа с детьми;

•        Работа с педагогами;

•        Работа с родителями.

Обучение детей по познавательному развитию строится по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

   В интеллектуальном развитии применяю такие игры: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый лишний», «Путаница?».

   В развитии внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет».

   В развитии восприятия и памяти: «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?», «Кто не на месте?», «Рассмотри внимательно», «Найди предмет».

    По развитию речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет?», «Разноцветный сундучок».

   Свою деятельность нужно выстраивать поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитывать особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания использовать сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включать в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбирать с учетом познавательного материала, который дети изучали. По математике подбирать игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения:

- игры головоломки;

- игры шутки;

- игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится?», «Кто быстрее найдет», «Незаконченные картинки», «Чиним одеяло», «Живые числа», «Новогодние елочки».

    По развитию речи включать дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет».

    При ознакомлении с окружающим, проводить игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает?», «Отгадай-ка»

    В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задавать вопросы, давать образец действий, образец высказывания, напоминать правила, обращаясь к опыту детей, брать на себя роль ведущего или наблюдать за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми стараться вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использовать занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создавать в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

    Применять в работе с детьми различные дидактические игры, в том числе и электронные игры. Обратить внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации образовательной деятельности или индивидуально очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

    Широко использовать: игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культ...

Консультация для воспитателей на тему: "Познавательно-речевое развитие на занятиях по конструированию".

Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам....

Консультация для воспитателей на тему: «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и сво...

Мастер-класс для воспитателей на тему: "ЗВУКИ, БУКВЫ, СЛОГИ: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"

Цель:уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучениюграмоте.Задачи:активизировать знания педагогов о звуках и буквах; уточнить представления о гласных и согласных звуках в начал...

Консультация для воспитателей на тему: «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Консультация для воспитателей на тему:«Познавательно-речевое развитие дошкольников»...

Конспект по познавательному развитию с дидактическими играми с детьми средней группы Тема занятия: «По дороге к сказке»

Цель: Создать условия для развития умственных способностей: внимания, мышления, зрительного восприятия, на основе дидактических приемов.Задачи:Закрепить знания детей о геометрических фигурах (кру...