Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
консультация по математике (младшая группа) на тему

Камина Надежда Анатольевна

Мастер-класс  для воспитателей «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс  для воспитателей   по теме:

«Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному  развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.

    

Ход мероприятия:

Слайд 1.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на мастер – класс «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

    Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.

Слайд 2.

Сенсорное развитие ребёнка представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие ощущений и представлений о предметах и явлениях, существующих в мире.  Качественное обучение малыша во многом зависит от того, насколько он ознакомлен с восприятием предметов, объектов и явлений.

Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), тактильные анализаторы (руки).  Они  обладают природными способностями определять: 

  • глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения)
  •  ухо (звуки); 
  • нос (запахи); 
  • язык (вкус); 
  • тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).

Слайд 3

Главными задачами сенсорного воспитания являются: 

1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:

2. Научить ребёнка обследовать.

3. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности.  Например, усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т.д.

4. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.

Слайд 4

Выделяют эталоны:

  • Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
  • Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.)
  • Величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.)
  • Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).
  • Обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.)
  • Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
  • Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
  • Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.)
  • Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.)

Слайд 5.

Главным условием развития сенсорики является наличие наглядности. Невозможно ребенку «на пальцах» объяснить цвет и форму предметов, характерные особенности их поверхностей и т.п.  И чем раньше мы дадим в его руки новые, неизученные, тем быстрее они станут умелыми. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в движении в большой мере определяет прогресс развития функций мозга ребенка. Понятия «сенсорное развитие» и «моторное развитие» тесно связаны друг с другом, поэтому часто говорят  именно о сенсомоторном развитии ребенка.  

 Слайд 6.

При этом обязательным условием реализации поставленных задач сенсорного развития детей является создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды   Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметной средой,  подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения.

Конечно, в магазинах существуют разнообразные дидактические пособия и игры для сенсомоторного развития детей раннего возраста. Но мне кажется то, что сделано своими руками, особенно любимо малышами. Пригодится все: оставшиеся от предыдущих «творений» клубки и клубочки ниток, тесьма и ленточки «допотопных» времен, «бабушкина» вата, залежавшиеся кусочки ткани, кнопки всевозможных размеров, «ненужные» и нужные пуговицы. Думаю, каждый воспитатель  делал из них дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию дошкольников. Хочется рассказать о наиболее интересных пособиях, которые просты в изготовлении.

Слайд 7.  

Одно из таких пособий – сенсорный куб

Сенсорный куб позволяет развивать   сенсорные способности, внимание, воображение, мелкую моторику рук. тактильную чувствительность, речь, глазомер, фонематический слух и др.

Предлагаю вам поиграть с ним.  Приглашаю сюда двух игроков.

Слайд 8.  

Игра  «Массаж»:  развивает мелкую моторику, память, речь, учит выполнять массаж ладоней, пальцев.

  • Для массажа ладоней   потрите  ими о плоскости куба, приговаривая:

                

Девочки и мальчики,

Разминаем пальчики.

О решетку их потрем

И ладошки разомнем.      

  • Еще одно упражнение «Замок».

 Просуньте  в отверстия большой и указательный пальцы, соединяет их, образуя колечко. Можно соединять большой и средний пальцы, большой и безымянный, большой и мизинец поочередно, читая стихотворение:

Дверь закрою на замок

И нестрашен серый волк.

  • Следующее упражнение «Нора».

Указательным пальцем  изображаем лису, которая лезет в нору. (Необходимо попасть в отверстие решетки пальчиком)

Залезает лиса в норку,

Она делает уборку,

А потом зовет лисят,

Пусть лисята поглядят. 

То же можно проделать с другими пальцами.

Слайд 9.  Игры - бродилки: тренируют мелкую моторику, развивают память, речь, внимание

  • «Скалолаз»: Ребенок по вертикальной плоскости куба ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеткам. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря:

Скалолаз наш очень ловкий.

Лезет в гору без страховки.

  • «Зоопарк». Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам куба, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
    "В зоопарке мы бродили,
    К каждой клетке подходили
    И смотрели всех подряд:

Спасибо игрокам. Для следующей игры мне нужны 2 игрока.

Слайд 10

Игра  «Футбол»   развивает мелкую моторику, ловкость, внимание, речь, память, воображение; воспитывать умение играть сообща. В игре участвуют один или несколько детей.

Задание: Просовывая фломастер или карандаш в отверстие необходимо попасть по шару, приговаривая:

Буду я играть в футбол

И забью в ворота гол.

Для детей постарше можно внутри куба установить ворота и взять шары (мячи) поменьше.

Слайд 11

Игра «Звонарь» (Веселый колокольчик)  развивает  мелкую моторику, память,   речь, слуховое внимание.

Задание: Просуньте фломастер или карандаш в отверстие и постучите по колокольчику, говоря на каждый ударный слог.

Ты звони как встарь,

В колокол звони, звонарь.

Ты звони, звони скорей,

Созывай моих друзей.

        Другой вариант игры: позвони в колокольчик на красной ленточке, а потом позвони в колокольчик на ….. ленточке.

Спасибо этим игрокам. Приглашаю еще 2 участника.

Слайд 12

«Катушка»    На нитке закреплена пустая катушка, ребенок наматывает на нее шнурок со словами:

Я возьму катушку,

Нитку накручу

И свою подружку

 Тоже научу.

В более старшем возрасте можно предлагать детям выполнить задание на скорость.

Слайд 13.

«Косички у сестрички».  Ребенок плетет из веревочек косичку, завязывает бант со словами:

Я своей сестричке

Заплету косички,

 Бант Танюшке завяжу,

 Всем ребятам покажу.

Задание: кто быстрее заплетет косичку.

Слайд 14 .  «Мамины бусы».  

Задачи: тренировать мелкую моторику, развивать речь, внимание, память.

Малыш на шнурок нанизывает бусы со словами:

К маме Миша приходил,

Маму в бусы нарядил.

Бусин много раз, два, три –

 Как красиво, посмотри.

Задание: нанизать на шнурок бусы по схеме на слайде.

Спасибо игрокам. Пройдите на места.

Слайд 15  (игра не обцгрывается)

«Найди пару по запаху»

«Пчела и цветы».

Задачи: развивать обоняние, внимание, воображение, навыки классификации.

Слова воспитателя:

На лугу пчела живет, Собирает она мед.

От цветка к цветку летает,      Нежный аромат вдыхает.

Ребенок нюхает коробочки от киндер - сюрприза.  (В них проделаны отверстия и помещены различные пахучие предметы.)  Малыш по запаху определяет, что находится в коробочке. Ребенку можно предложить найти пару по запаху.

Слайд 16.  Приглашаю еще двух участников.

«Помощники».
Задание:    прищепляют  на  куб  прищепки   вместе  с  лоскутком  ткани.  

а) Белье на веревку

Вешали ловко.

Дома маме помогали

И нисколько не устали.

б) Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку.

  • Усложнение: Можно предложить расположить прищепки в 2-3 ряда в зависимости от цвета.
  • В старшем дошкольном возрасте можно из прищепок выстраивать звуковую модель слова.

Слайд 17

Задание. Построить звуковую модель слов  «рябина» и снегирь

Слайд 18: ответ.

Спасибо игрокам. Пройдите на места.

Слайд 19  

«Урожай».

Приглашаю  4 человек.

Насыпаем в 2 блюдца фасоль и горох. Нужно большим и указательным пальцами взять  фасоль или горошину и опускать т в отверстие куба, говоря:

Сеем мы фасоль, горох.

Урожай у нас неплох.

Мы корзины принесем,

Урожай наш соберем.

Затем куб убираем и сортируем в разные блюдца фасоль и горох, упавшие на стол.  Работа будет в парах (1 пара сеет горох а другая фасоль)

Спасибо игрокам. Пройдите на места.

Слайд 20

Предлагаем вашему внимание еще интересные идеи пособий для сенсорного развития. «Сенсорная клавиатура»

На клавиатуру наклеиваются квадратики из цветной бумаги.  

Слайд 21.

Цветные квадратики наклеивают также  на белый картон, применяя различные варианты.

Использование пособия: индивидуально или в паре.

Варианты заданий:

Выполни по образцу (использование карточек).

Нажимай поочередно правой и левой рукой.

Посчитай, сколько кнопок красного цвета, желтого цвета и т.п.

Слайд 22.  Цветные резинки.

Для игры нужны цветные резинки и карточки – схемы.

Задание: надеть резинки на пальцы по схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей воспитанников по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста в домашних условиях через предметы ближайшего окружения.

В методических рекомендациях,которые доступны для понимания не только воспитателей,но и родителей воспитанников, дано подробное описание  работы по сенсорному развитию детей раннего и младшего до...

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры.

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем же причины задержки? Итак, уровень р...

Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"

Развивая речь детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Кроме того, пальчиковые игры помога...

Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр

Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр....

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Игры для детей раннего возраста предложены по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (в...

Консультация "Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр"

Консультация "Сенсорное развитие  детей  раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр"...

Сообщение на родительском собрании.Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребѐнка.Это норма даже тогда, когда малыш делает серьѐзное дело.У него есть страсть, и еѐ надо удовлетворить.Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.Вс...