Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Татьяна Вячеславовна Шиндяйкина

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы.

 

В чем же причины задержки? Итак, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важным фактором речевого развития ребенка. Развивать моторику пальцев, а значит - улучшать работу артикуляционного аппарата и развивать детскую речь и что немаловажно, повышает работоспособность коры головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

В своей работе я хочу поставить и решить следующие задачи:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;

2. Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время;

3. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;

4. Установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;

5. Повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Работу по развитию движений пальцев я провожу во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром, после сна, а также во время занятий. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7- 10 минут.

В своей работе я широко использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко выполнять движения. Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова. Моя задача - поддерживать это стремление, организовывать общение ребенка с кем- либо в процессе игровой и предметной деятельности, обогащать словарный запас ребенка.

Конспект игрового занятия «курочка ряба»

Оборудование: набор кукол для показа сказки «курочка ряба», шапочка «курочка » для взрослого, шапочки «цыплята», краски коричневого цвета, одноразовые бумажные тарелки, игра «бусы» по количеству детей.

ход занятия:

Воспитатель: мы сегодня ребятишки поиграем от души, а теперь не робей в круг вставай -ка побыстрей! Раз- два - три- четыре- пять будем с вами мы играть!

1. Игра- приветствие: «Здравствуйте, ладошки! »

Дети выполняют движения по показу воспитателя в соответствии с текстом

Здравствуйте, ладошки

Хлоп – хлоп – хлоп! (хлопают в ладошки)

Здравствуйте, ножки!

Топ – топ – топ! (топают ножками)

Здравствуйте, щечки!

Плюх – плюх – плюх! (осторожно похлопывают по щечкам)

Здравствуйте губки!

Чмок – чмок – чмок (вытягивают губки вперед и чмокают)

Здравствуйте зубки!

Цок – цок – цок (стучат зубками)

Здравствуй мой носик!

Бип – бип – бип! (дотрагиваются до носика)

Здравствуйте ребята!

Привет! (машут рукой). (автор м. Картушина)

Воспитатель: Солнышко, солнышко, загляни к нам в окошко! Ребята, а давайте сделаем нашему солнышку лучики. (дети по очереди прикрепляют к плоскостной фигуре «лучики»- прищепки) .

Воспитатель: Ой, ребятки посмотрите, тучка закрыла солнышко, и пошел снег. Давайте подуем на снежинки, чтобы они поскорее разлетелись по земле. (дети сдувают бумажные снежинки со своих ручек) .

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

Воспитатель: Молодцы ребята! Много снежинок упало на землю, и теперь можно сделать снежки и поиграть с ними.

(по полу разбрасываются «снежки», дети имитируют движения, как будто лепят их и потом в них играют. Затем ребятишки садятся на колени, а воспитатель демонстрирует и рассказывает сказку «курочка ряба») .

2. Игра «вышла курочка гулять»

Под музыку а. Филипенко воспитатель читает стихотворение т. Волгиной, в соответствии с которым дети по его показу выполняют движения.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко –

Не ходите далеко!

Лапками гребите!

Зернышки ищите!

Выпили водицы

Полное корытце!

(воспитатель предлагает детям нарисовать на бумажной тарелочке красками «зернышки для курочки») .

Воспитатель:

Утром солнышко встает,

Тихо по небу плывет,

Светит солнышко в окошко

Потанцуем мы немножко

Прыг –скок, прыг- скок, (прыгаем)

Так танцует мой дружок.

Светит солнышко в окошко

Потанцуем мы немножко

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем)

Так танцует мой дружок.

Светит солнышко в окошко

Потанцуем мы немножко

Топ, топ, топ, топ, (топаем)

Так танцует мой дружок.

За день солнце устает

И за горы спать идет.

А теперь давайте сделаем подарок для курочки «Бусы».(дети нанизывают бусинки на шнурок) .

3. Игра «до свидания»

Ребята, какие вы молодцы! А теперь давайте скажем друг другу «до свидания»!

Целый час мы занимались (хлопают в ладоши)

И немножко баловались! (повторяют 2 раза)

Песенку сейчас споем (хлопают в ладоши)

И на улицу пойдем! (повторяют 2 раза)

Всем ребятам на прощанье (машут рукой)

Мы помашем до свиданья! (повторяют 2 раза!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"

Развивая речь детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Кроме того, пальчиковые игры помога...

Формирование представления о цвете у детей раннего и младшего дошкольного возраста через авторскую игру «Разноцветная карусель».

Главной задачей в работе над формированием у ребенка представлений о цветах является последовательное ознакомление с ними, а также формирование у него эталонной системы и постепенное развитие лексики ...

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Мастер-класс  для воспитателей «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через дидактические игры»...

Презентация "Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Презентация "Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста"...

"Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Пальчиковые игры – это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики рук детей, которые сопровождаются рифмованными четверостишиями. Учеными доказана связь между пальцевой моторикой ...

Методическсая разработка Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».      Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой...