Главные вкладки

    Опыт работы "Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста"
    методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

    Афанасьева Наталья Викторовна

    Опыт работы.Планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty_palchikovye_igry.docx75.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    СИСТЕМА РАБОТЫ  ПО ТЕМЕ:

    «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста».

    • Актуальность работы

     Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

      В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

      Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

       Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

      Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

      Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

    Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

    Задачи:

    1.Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности

    (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и.т.д.).

    2.Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.

    3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

    Методы:

    - Разучивание потешек, стихов;

    - Использование атрибутов к пальчиковым играм;

    - Изобразительное творчество;

    - Применение пальчиковых игр на занятиях, во время прогулок и досуга.

    Значение пальчиковых  игр для развития речи ребенка.

    • Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
    •  Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.
    • Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
    • Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых — родителей и педагогов.
    • Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.
    • Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.
    •  Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
    • Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
    •  Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.
    •  Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

            Приемы, применяемые при пальчиковых играх

    Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.

    • Разминание. Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
    • Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.
    •   Поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.
    • Растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.
    • Вибрация. Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
    • Массаж пальцев. В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.

    К пальчиковым играм относятся, игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с говорилкой (проговариванием небольшого стихотворения, потешки) или с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Все это

    помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

    Основные принципы проведения пальчиковых игр:

    • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
    • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
    • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.
    • Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
    • Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
    • Нельзя принуждать ребёнка к игре, а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

    Этапы разучивания игр:

    1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
    2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
    3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
    4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
    5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

    Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
    Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
    • Используйте максимально выразительную мимику и читать стихотворение выразительно, эмоционально.

    Виды пальчиковых игр

    Название

    Содержание

    Цель

    «Рамки-вкладыши»

    Предназначены для детей от 1 года. Складывать в емкость разные предметы, сравнивать размеры коробочек, пытаться совместить стаканчики.

    сравнение формы и размера.

    «Действия с предметами»

    Начиная с полутора лет.

    - Сортировать овощи и фрукты по величине:  
    - Перебирать крупу, горох, фасоль.
    - Игры с песком и водой.
    - Разложить пуговицы по величине, цвету, форме, материалу, из которого они изготовлены. Надевать и снимать рукавички, перчатки.
    - Нанизывать на толстую нитку, проволоку, тонкую веревку бусинки, катушки и т.д.

    развитие тонких движений пальцев и кистей рук:


    «
    Мозаика»

    Крупная, мелкая, напольная мозаика.

    -выкладывание «по замыслу»;

    -выкладывание «дорожек» разного цвета;

    -выкладывание узора по образцу.

    развитие творческих способностей, воображения, координации движений рук.   Ориентировка на плоскости, закрепление знаний цветов.  

    «Игры-шнуровки»

    шнуровка представляет собой увеличенную копию знакомого предмета: пуговицы, ботинка, элементов одежды.

    развитие мелкомоторных навыков

    Потешки и стишки, сопровождаемые движениями пальцев.

    Их используют на занятиях и в различных видах детской деятельности.

    Развитие речи, памяти, мышления, слухового восприятия; обогащение словарного запаса детей.

    «Игры – манипуляции»

    ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.

    ("Сорока-белобока", "Этот пальчик хочет спать", "Ладушки-ладушки")

    Развитие речи, памяти, мышления, слухового восприятия; обогащение словарного запаса детей.

    Сюжетные пальчиковые упражнения

    изображение предметов мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных, деревья, насекомых и т.д.

    "Пальчики здороваются", "Грабли", "Цветы", "Ежик".

    Развитие речи, памяти, мышления, слухового восприятия; обогащение словарного запаса детей.

    Пальчиковые упражнения кинезиологические (гимнастика мозга)

    "Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо.

    "Кулак - ребро - ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола .

    "Ухо-нос" - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

    Компенсация работы левого полушария;

    Развитие внимания, сосредоточенности.

    Игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук

    применяются традиционные массажные движения - растирание, разминание, пощипывание, надавливание. «Капуста», «Ежик».

    развитие мелкомоторных навыков

    «Театр в руке»

    Разыгрывание небольшого сюжета под стихотворное сопровождение. «У оленя дом большой», «Закаляка».

    Эти игры развивают память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.

    Адаптационные пальчиковые игры

    Любые игры со стихотворным сопровождением, понятным детям.

    Позволяют наладить доверительные отношения между взрослым и ребенком;

    Помогают  детям преодолеть стрессовые ситуации, связанные с протеканием процесса адаптации;

    Дарят малышам минуты радости,  вызывают у них  положительное отношение к детскому саду. 


     Календарно-тематическое планирование пальчиковых игр

     на учебный год

    Осень. Сезонные изменения в природе.

    темы недели

    Сентябрь

    игры

    задачи

    1 неделя

    Давайте познакомимся

    «Строим дом», «Пальчики здороваются»

    -адаптация детей к условиям ДОО,

    -установление контакта с детьми.

    2 неделя

    Детский сад. Игрушки

    «Детский сад», «Мои игрушки»

    -адаптация детей к условиям ДОО,

    -установление контакта с детьми,

    -знакомство детей друг с другом.

    3 неделя

    Детский сад. Труд взрослых в детском саду.

    «Повар», «Помощники»

    -обогащение словаря,

    -развитие слухового внимания.

    4 неделя

    Мир осенней природы. Человек и осень.

    «Листопад», «Осенний букет»

    -обогащение словаря,

    -развитие мелкой моторики.

    Октябрь

    1 неделя

    Что нам осень подарила. Овощи и фрукты.

    «Овощи», «Компот»

    -обогащение словаря;

    -самомассаж.

    2 неделя

    Растения нашего края. Цветы, деревья, ягоды, грибы.

    «За ягодами», «Грибы»

    Установление эмоционального контакта между воспитателем и ребёнком, адаптация к д/с

    3 неделя

    Мир животных. Домашние животные и их детеныши.

    «Буренушка», «Кот на печку пошел»

    Формировать умения соединять пальчики по очереди с большим пальчиком.

    4 неделя

    Мир животных. Дикие животные и их детеныши.

    «Белочка», «У оленя дом большой»

    Формировать умения загибать пальчики левой руки правой рукой, начиная с большого пальца.

    Ноябрь

    1 неделя

    Мир птиц. Домашние птицы.

    «Петушок», «Две курицы»

    Установление эмоционального контакта между воспитателем и ребёнком, адаптация к д/с

    2 неделя

    Мир птиц. Зимующие птицы.

    «Снегирь», «Воробей»

    -развитие внимания;

    3 неделя

    Животные Севера.

    «Кто на севере живет»

    Формировать умения загибать пальчики левой руки правой рукой, начиная с большого пальца.

    4 неделя

    Осенние праздники. День матери.

    «Мамин праздник»

    Установление эмоционального контакта между воспитателем и ребёнком, адаптация к д/с


               Зима. Сезонные изменения в природе.

    темы недели

    Декабрь

    игры

    задачи

    1 неделя

    Мир зимы

    «Мы во двор пошли гулять», «Снежинки»

    Формировать умения соотносить действия с текстом.

    2 неделя

    Мир сказок. Русские народные сказки.

    «Рукавичка»

    Формировать умение загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинчика; разгибать одновременно по сигналу пальцы левой руки

    3 неделя

    Новогодний праздник. Символы Нового года.

    «Подарки»

    Установление эмоционального контакта между воспитателем и ребёнком.

    4 неделя

    Новый год. Новогодние персонажи.

    «На елке», «Снеговик»

    Формировать умение загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинчика; разгибать одновременно по сигналу пальцы левой руки

    Январь

    1 неделя

    Каникулы. Зима в городе.

    «Зимние забавы», «Погреем пальчики»

    Формировать умения соотносить действия с текстом.

    2 неделя

     Зимние забавы.

    «Снежок»

    Установление эмоционального контакта между воспитателем и ребёнком.

    3 неделя

     Зима в лесу. Человек и зима.

    «Мороз», «Зима»

    Формировать умение загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинчика; разгибать одновременно по сигналу пальцы левой руки

    4 неделя

     Зимние виды спорта

    «Спортсмены», «Лыжники»

    Формировать умения соединять поочерёдно пальчики с большим пальчиком.

    Февраль

    1 неделя

     Я и моя семья

    «Большая семья», «Мальчик-пальчик»

    Формировать умение разгибать по одному пальчики правой руки, начиная с большого.

    2 неделя

     Мой дом. Мебель, посуда, бытовая техника.

    «Строим дом»

    Формировать умение разгибать по одному пальчики правой руки, начиная с большого.

    3 неделя

     Мой город. Улица, дом, магазин, поликлиника.

    «Наш город»

    Формировать умения соединять поочерёдно пальчики с большим пальчиком.

    4 неделя

     День защитника отечества. Профессии пап.

    «Защитники»

    Формировать умения соотносить действия с текстом.

    Весна. Сезонные изменения в природе.

    Март

    1 неделя

     Наши бабушки и мамы.

    «Наши мамы», «Бабушка»

    Формировать умения выполнять действия в соответствии с текстом.

    2 неделя

     Предметы, облегчающие труд в быту.

    Электробытовые приборы.

    «Электроприборы»

    Установление эмоционального контакта .выполнения движений руками и пальчиками.

    3 неделя

     Изменения в природе. Человек и весна.

    «Весна»

    Формировать умения соединять пальчики по очереди с большим. пальчиком

    4 неделя

     Предметы ближайшего окружения: одежда, обувь, головные уборы.

    «Обувь», «Одежда»

    Формировать умение разгибать по одному пальчики правой руки, начиная с большого.

    Апрель

    1 неделя

     Моя Родина. Народная культура и традиции.

    «У матрешкиной сестрицы»

    Формировать умения  сжимать пальцы в кулачки, выставлять указательные пальчики в разные стороны.

    2 неделя

      Земля наш общий дом. Космос.

    «Космос»

    Формировать умения соединять пальчики по очереди с большим. пальчиком

    3 неделя

      Водный мир планеты Земля.

    «Рыбка»

    Установление эмоционального контакта .выполнения движений руками и пальчиками.

    4 неделя

      Труд взрослых. Профессии.

    «Такие разные дела»

    Формировать умения выполнять действия в соответствии с текстом.

     Май

    1 неделя

     Цветущая весна.

    «Весна идет»

    Установление эмоционального контакта .выполнения движений руками и пальчиками.

    2 неделя

      Животные жарких стран.

    «Дикие звери»

    Формировать умение разгибать по одному пальчики правой руки, начиная с большого.

    3 неделя

      Насекомые.

    «Пчела», «Паучок»

    Формировать умения  сжимать пальцы в кулачки, выставлять указательные пальчики в разные стороны.

    4 неделя

      Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

    «Солнце», «Водичка»

    Формировать умения соединять пальчики по очереди с большим пальчиком

    Мониторинг развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

    Мониторинг проходил в виде поэтапного изучения результатов развития мелкой моторики кисти руки у детей первой младшей группы с использованием пальчиковых и дидактических игр. Начиная работу в группе детей младшего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Движения детей отличались неловкостью, плохой координацией движения, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Большинство детей испытывали затруднения в овладении навыками самообслуживания.      Недостаточное развитие мелкой моторики проявлялось в походке, ручной деятельности, развитии речи. Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые упражнения являются эффективным средством развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста.

    Мною было проведено диагностическое исследование  в период с 01.09.2016 по 31.05.2018 г.г. Количество испытуемых –18 человек в возрасте 2 - 4 лет (первая и вторая младшая группа).

    Диагностика проходила в 3 этапа.

     -Первый этап (констатирующий)

    - Второй этап (формирующий)

    -Третий этап (контрольный).

    Использовались 3 методики:

     - методика №1 («Перебор пальцев» Е.И. Рогов).

    - методика №2 (тестовой диагностики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 2-4 лет»).

     - методика №3 ("Одновременное и поочередное сжимание кистей" – Е.И. Рогов).

    Критерии определялись по следующим показаниям:

    - развитие координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук;

    - смены движений кистей рук по образцу и без;

    - точность движений с ускорением при повторениях.

    На 1 этапе было проведено диагностическое обследование каждого ребёнка, выявление исходного уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Я применила методику «Перебор пальцев»: в ходе игры «Ловкие пальчики» нужно было поочередно прикоснуться большим пальцем ко 2-му, 3- му, 4-му и 5-му пальцам пять раз подряд (сделать 5 серий движений). Сначала – одновременно обеими руками в медленном темпе (показ и 2-3 серии движений). А потом – в максимально быстром темпе (5-7 серий движений). Дети испытывали трудности в сгибании и передвижении пальцев поочередно к друг другу. Не у всех детей получалось выполнить движения в многократном повторении. Много раз ошибались, путались пальчики. По наблюдениям низкий уровень оценивался у тех детей, у кого мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу.

    Средний уровень – у детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков.

    Высокий уровень – у детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко. На первом этапе высокий уровень не был выявлен у детей.

    Затем была проведена следующая методика тестовой диагностики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 2-4лет». Здесь выявлялось развитие координации движений мелкой моторики рук и синхронизации движений мелких мышц обеих рук. Выполнялись простые упражнения: покажи «Козу рогатую», «Ушки зайчика», покажи «Очки»,  «Игра на пианино».

     В процессе нескольких заданий дети выполняли движения с удовольствием, старались запомнить, какие движения при определенном задании нужно сделать. В принципе, успешность во второй диагностике есть, но темп выполнения задания пока еще средний, т.к. наблюдалась общая скованность и замедленность выполнения движений, нескоординированность движений, замедленность процесса освоения.

    По результатам третьей методики  обнаружилась недостаточность таких двигательных качеств, как точность, координация, ловкость, сила, гибкость. Можно отметить общую моторную неловкость, мышечное напряжение или снижение мышечного тонуса, нарушение ручной моторики, общую скованность и замедленность выполнения движений, нескоординированность движений, замедленность процесса освоения новых движений.

    Таким образом, было выявлено, что у детей первой младшей группы  не сформированы навыки мелкой моторики: преобладает низкий и средний уровень развития мелкой моторики, высокий уровень не диагностирован.

    Диаграмма развития речи и моторики рук в I младшей группе

    на начало года

    Этот факт указывает на необходимость проведения 2 этапа работы по формированию и развитию мелкой моторики у дошкольников.

    В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда. Она представлена следующими компонентами:  

    -пальчиковые бассейны с различными наполнителями;

    -  игры-шнуровки;

    -  контейнеры с разнообразным материалом:

    -трубочки для коктейля,

    - бусины, прищепки, шнурки с узелками;  

    -природный материал: камешки, ракушки, различные семена, плоды, листья;  

    -мозаика;

    -мелкий конструктор;

    -  разрезные картинки;

    -  дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;

    -пирамидки, вкладыши различного типа,  

    - изготовлены информационные стенды для родителей.

      Составлен план работы с детьми, в который включены пальчиковые игры, а также игры с различными предметами. В работе с детьми использовались различные приемы, индивидуальная и групповая формы работы.

       Д ля повторного проведения обследования была использована та же

    диагностика, что и в начале учебного года.

       В процессе проведения повторной диагностики на конец года прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей: со средним уровнем и с высоким уровнем.

    Диаграмма развития речи и моторики рук в I младшей группе

    на конец года

      По итогам диагностики был определен план работы на следующий учебный год с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

       Во второй младшей группе мониторинг также проводился в начале и в конце года. Проведенный мониторинг в конце года показал, что процент детей группы слабо владеющих навыками развития мелкой моторики снизился, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей. Работая над развитием мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов.

    Диаграмма развития речи и моторики рук во II младшей группе

                            начало года                       конец года

    Вывод: по результатам мониторинга за два учебных года прослеживается положительная динамика в развитии речи и мелкой моторики рук детей.

                          Сводная таблица обследования детей за 2 года.

    имя ребенка

    Методика «Перебор пальцев». Автор Е.И.Рогов

    Методика «Обследование речи и общей мелкой моторики у детей 2-4 лет». Авторы Т.В.Кабанова, О.В.Домнина

    Методика «Одновременное и поочередное сжимание кистей». Автор Е.И.Рогов

    1 младшая гр.

    2 младшая гр.

    1 младшая гр.

    2 младшая гр.

    1 младшая гр.

    2 младшая гр.

    начало года

    конец года

    начало года

    конец года

    начало года

    конец года

    начало года

    конец года

    начало года

    конец года

    начало года

    конец года

    1

    Настя

    2

    3

    3

    3

    2

    2

    2

    3

    2

    2

    2

    3

    2

    Антон

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    2

    2

    1

    1

    1

    2

    3

    Лера

    2

    2

    3

    3

    2

    2

    2

    3

    2

    2

    2

    3

    4

    Поля

    1

    2

    2

    3

    1

    2

    3

    3

    1

    2

    2

    2

    5

    Поля

    1

    1

    2

    2

    1

    1

    2

    3

    1

    2

    3

    3

    6

    Даша

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    2

    2

    1

    1

    1

    2

    7

    Максим

    1

    1

    1

    2

    1

    2

    2

    2

    1

    1

    1

    1

    8

    Демьян

    1

    1

    2

    2

    1

    2

    2

    3

    1

    2

    2

    2

    9

    Артем

    1

    1

    2

    2

    1

    2

    2

    2

    1

    1

    2

    2

    10

    Соня

    2

    2

    2

    3

    2

    2

    2

    3

    2

    2

    2

    3

    11

    Макар

    1

    1

    1

    2

    1

    2

    2

    2

    1

    1

    2

    2

    12

    Артем

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    1

    2

    13

    Игнат

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    2

    2

    1

    1

    2

    2

    14

    Егор

    2

    2

    2

    3

    2

    2

    2

    3

    2

    2

    2

    3

    15

    Настя

    1

    2

    2

    3

    1

    2

    2

    2

    1

    2

    2

    2

    16

    Лера

    1

    1

    2

    2

    1

    2

    2

    2

    1

    2

    2

    3

    17

    Камилла

    1

    1

    2

    2

    1

    1

    2

    2

    1

    2

    2

    2

    18

    Вероника

    2

    2

    3

    3

    2

    2

    2

    3

    2

    2

    3

    3

    выявленные уровни развития:

    1 – низкий уровень;

    2- средний уровень;

    3– высокий уровень.
       Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой  моторики рук у детей младшего дошкольного возраста  способствует   развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрация внимания  на одном виде деятельности.

    Календарно-тематическое планирование  игр с предметами и упражнений для развития мелкой  моторики на учебный год

    месяц

    игры-занятия

    цели

    сентябрь

    1.Дидактическая игра «Стержни и кольца»

    2.Игры с прищепками «Ежики»

    3.Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

    4. Дидактическая игра "Мозаика"

    -Учить детей нанизывать кольца на стержни.

    -Развивать глазомер.

    -Знакомить с цветом.

    -Развивать тактильную чувствительность рук.

    октябрь

    1.Дидактическая игра "Цветные вкладыши".

    2.Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

    3.Рисование пальчиками «Осенние листочки».

    4.Игры с песком

    -Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета.

    -Развивать сообразительность.

    - Знакомить с цветом, величиной предмета.

    -Развитие подвижности пальцев рук, точности и силы движений.

    ноябрь

    1.Дидактическая игра "Чудесный мешочек".

    2.Рисование пальчиками «Дождик».

    3.Игры с прищепками «Дерево».

    4.Самомассаж кистей и пальцев рук массажными мячиками.

    -Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения .

    -Развивать речь ребенка

    -Развивать тактильную чувствительность рук.

    декабрь

    1.Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую.

    2.Дидактическая игра "Сухой бассейн" (фасоль).

    3.Шнуровки.

    4.Рисование пальчиками «Снежинки».

    -Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцами фасоль.

    -. Развивать гибкость пальцев.

    -Развитие подвижности пальцев рук, точности и силы движений.

    -Развитие координации движений.

    январь

    1.Дидактическая игра "Мозаика" (крупная).

    2. .Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

    3.Раскручивание – закручивание крышек на бутылочках.

    4. Дидактическая игра "Сухой бассейн" (манка).

    -Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

    -Развитие подвижности пальцев рук, точности и силы движений.

    -Развитие координации движений.

    -Развитие точности, переключаемости движений.

    февраль

    1.Разбор красной и белой фасоли.

    2.Расстегивание – застегивание пуговиц.

    3.Шнуровки.

    4. Дидактическая игра "Мозаика" (напольная).

    -Учить детей раскладывать фасоль разного цвета и размера по разным емкостям.

    -Развивать тактильную чувствительность рук.

    -Развитие точности, переключаемости движений.

    март

    1.Пересыпание пшена из одной емкости в другую.

    2.Игры с дидактической черепахой (шнуровки, пуговицы, липучки, молнии).

    3.Раскраски

    4.Самомассаж кистей и пальцев рук массажными мячиками.

     -Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить с новым материалом (пшено).

    -Развивать исследовательские умения, мелкую моторику.

    -Формировать умение действовать по показу взрослого.

    -Развитие координации движений.

    апрель

    1.Выкладывание из палочек геометрических фигур.

    2.Нанизывание бусин на шнурок.

    3.Игры с прищепками «Снежинка».

    4.Дидактическая игра «Поможем Золушке» (сортировка семян гороха и фасоли).

    -Развивать координацию пальцев рук. -Развивать внимание, воображение

    -Развитие подвижности пальцев рук, точности и силы движений.

    -Обогащать сенсорный опыт детей

    май

    1.Дидактическая игра "Чудесный мешочек".

    2.Мягкие пазлы (крупные).

    3. Игры с дидактической черепахой (шнуровки, пуговицы, липучки, молнии).

    4.Рисование пальчиками и ладошками «Цветочная полянка».

    -Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку.

     -Обогащать сенсорный опыт детей

    -Развивать тактильную чувствительность рук.

    -Развитие подвижности пальцев рук, точности и силы движений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."

    В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при  подготовке по данной теме....

    Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры.

    У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чем же причины задержки? Итак, уровень р...

    Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"

    Развивая речь детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Кроме того, пальчиковые игры помога...

    Тема: «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством фольклорного слова»

    Опыт работы  раскрывает особенности работы педагога по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством фольклорного слова через различные виды детской деятельности....

    Комплекс занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста (3-4 года)

    Комплекс занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста (3-4 года)· ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ЛАСТОЧКА, СКВОРЕЦAктивный словарь: ласточка, скворец, клюв, хвост, лапка, грудь, бр...

    Использование массажного мячика для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста

    Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи ребенка происходит одновременно. В раннем и младшем дошкольном возрасте особенно эфективно использование специальных упражен...

    Использование ритмодекламации для активизации и развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста

    Ритмодекламация – это произнесение звуков, слогов, коротких слов, текстов и стихов в заданном ритме. Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей разв...