«Раз иголка, два иголка - будет ёлочка» (ФЭМП)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

 ПОПЛАВСКАЯ   Надежда   ВИКТОРОВНА

Создание условий для закрепления у дошкольников навыка прямого и обратного счета, формирования опыта самостоятельного преодоления затруднений под руководством воспитателя, опыта самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ФЭМП_Подготовительная группа35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 123 «Планета детства»

КОНСПЕКТ

открытого показа

непрерывной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной к школе группе

на тему: «Раз иголка, два иголка - будет ёлочка»

Подготовила и провела

18 декабря 2017 г.

Поплавская Надежда Викторовна                                                                                                              воспитатель подготовительной к школе группы «Непоседы»

Саратов, 2017г.


Тема: «Раз иголка, два иголка - будет ёлочка».

Виды деятельности: познавательная,  коммуникативная,  двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Форма реализации: поисковые, проблемные, игровые ситуации; дидактические игры, беседа.

Цель: создание условий для закрепления у дошкольников навыка прямого и обратного счета, формирования опыта самостоятельного преодоления затруднений под руководством воспитателя, опыта самоконтроля.

Задачи:

- закреплять навыки порядкового счёта в пределах 10, сравнения предметов по количеству;

- закреплять умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание,

- записывать решение задачи, давать полный, развернутый ответ на вопрос задачи.

- совершенствовать умение ориентироваться на листе в клетку.

- развивать самоанализ и взаимоанализ.

- развивать математическую речь, логическое мышление.

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление оказывать помощь сверстникам.

Задачи интегрируемых образовательных областей

Коммуникация

  • развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
  • активизировать словарь детей.

Социализация

  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Физическая культура

  • продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе 

Музыка

  • закреплять умения детей слышать и двигаться под музыку различной динамики.

Труд

Убирать рабочее место, поддерживать его в порядке.

Методические приемы.

  1. художественное слово;
  2. вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок;
  3. самостоятельная работа на карточках;
  4. индивидуальные и хоровые ответы;
  5. игры с мячом, счет вслух;
  6. работа с пособиями
  7. сюрпризный момент;
  8. поощрение и похвала детей.

Предварительная работа:

Обучение счета до 10 и обратно, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.

Реализация ФГОС ДО:

а) обеспечение эмоционального благополучия: похвала со стороны взрослых, доброжелательное общение;

б) поддержка индивидуальности и инициативы:

- свободный выбор материалов для познавательно-исследовательской деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений (как правильно встать по порядку от 1 до 10), свобода выражения детьми своих чувств и мыслей при анализе путешествия по островам - заданиям;

- недирективная помощь педагога при выполнении заданий;

в) правила взаимодействия:

- поддержка позитивных, доброжелательных отношений между детьми;

- правила: с уважением относиться к чужим работам; не перебивать говорящего; от чистого сердца говорить друзьям приятные слова (комплименты, «волшебные» слова);

г) вариативность развивающего обучения:

- использовать зону ближайшего развития ребёнка: сделать упор на то, что ребёнок уже умеет (счет от 1 до 10) и расширять навыки детей путём сравнения предметов - насколько больше и меньше?

- прививать культуру игры (культурные способы общения, порядок в развивающей предметно-пространственной среде);

- развивать общение, воображение, творческие способности, мелкую моторику, слуховое восприятие;

- обеспечивать игровое пространство и время (по желанию детей).

Развивающая предметно-пространственная среда: новогодняя елка. конверты с заданиями, изображение цифр от 1 до 10, магнитная доска, магнитные цифры от 0 до 9 (задвоенные) и математические знаки, ёлочки и грибочки для счета.

Раздаточный материал: карточки-цифры от 1 до 10; простые карандаши, тетрадь в клетку.

Организация и методика проведения НОД:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились , и как  много знаете. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поздороваемся с гостями, улыбнёмся друг другу и представимся.   (Дети вместе с воспитателем становятся в круг).

Воспитатель: Наша группа.  Дети: Непоседы

Воспитатель: Наш девиз:

Дети: Мы - веселые ребята, 
Непоседы, дошколята! 
Любим мы играть, смеяться, 
Физкультурой заниматься. 
Любим петь и рисовать, 
Книги разные читать, 
Наблюдать и удивляться 
И друг другу улыбаться. 
Много разных дел у нас - 
Наша группа просто класс!!!

И на этой веселой ноте продолжим наше занятие (3мин).

Дети садятся на свои места.
Воспитатель:  Вы все будите внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать воспитателя.

Задание 1.

 Интеллектуальная разминка (с мячом)

Сколько дней в неделе? (7)

Сколько углов у квадрата? (4)

Сколько хвостов у пяти коров? (5)

Сколько лап у двух гусей? (4)

Какие арифметические знаки вы знаете?

Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?

Если стол выше стула, то стул…?

Если дорога шире тропинки, то тропинка?

Назови соседей цифры 5, 6, 7

Назови соседа цифры 7 слева, справа

Назови число, следующее за числом 5. (6)

Сколько месяцев в году? (12)

Назови предыдущее число 5, последующее…(4, 6)

Как называются все фигуры с четырьмя углами? (Четырехугольники)

Задание 2.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами придумаем свои задачи.

-Какое сейчас время года? (зима)
- Какие изменения в природе происходят зимой? (Ответы детей)

- Какой приближается всеми любимый праздник? (Новый год)
- Сегодня я вам предлагаю составить задачи на тему зимы, Нового года.

        Выслушивается несколько человек и выбирается самая интересная задача для решения. Дети, выделяя данные и искомое в задаче, называют арифметическое действие, решают задачу и выкладывают решение с помощью математического набора. Один ребенок работает у доски. После чего проводится проверка выполненного задания. Кто-то из детей формулирует ответ задачи (Важно при этом обращать внимание на правильную и полную формулировку ответа. Уточнить все ли справились с решением).
Воспитатель: - Задача была на сложение или вычитание? ( На сложение)

- Составьте следующую задачу на вычитание.

Самостоятельное составление детьми задач. Выбираем 1 задачу для решения.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы справились с заданием (Выделить лучшие задачи).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем занят Дед Мороз, пока мы с вами готовимся к встречи Нового года ( считаем количество дней до праздника, учим песни и стихи....), а что же делает Дед Мороз? (читает  письма детей)

А вот мы с вами сегодня будем занятии открывать письма, будто  самый настоящий дед Мороз. Договорились?

(Шапка деда Мороза одевается тому ребенку, которого выбрали считалкой и он вскрывает конверты с заданиями).

         Задание 3 (в конверте №1(в почтовом ящике) цифры от 1 до 10)  (7 мин)

Воспитатель: Ребята, что мы можем сделать с цифрами?

Дети: - выложить их по порядку от 1 до 10.

Воспитатель: А давайте, мы с вами возьмем каждый по одной цифре и выстроим числовой ряд. Проверяем (коллективный счет от 1 до 10 и обратно).

Артем, ты какой стоишь по счету? А ты, Настя какая по счету?

Максим, назови соседей числа пять (спросить 2-3 человек)

Лиза, назови последующее число для числа семь (спросить 2-3 человек)

Даша, назови предыдущее число для числа 10 (спросить 2-3 человек).

Воспитатель: За выполненное задание мы открывают волшебный квадрат (как поле чудес)

(На доске открывается та буква, номер которой скажут дети).

Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили первое задание. А где же спрятано следующее задание?  (Конверт №2 – под елкой)

Задание 4. Игра: «Бывает – не бывает».

Двое играющих детей подходят к воспитателю. Воспитатель объясняет правила игры: я вам буду задавать вопросы, а вы отвечать. Но отвечать не словами, а движением, если это бывает, вы должны хлопнуть, если не бывает, присесть.

Вопросы:

  1. Бывает круг с тремя углами? (нет)
  2. Бывает прямоугольник с 3 сторонами? (да)
  3. Бывает у многоугольника 5 углов?(нет)
  4. Бывает у треугольника 2 угла? (нет)
  5. Бывает в неделе 7 дней? (да)
  6. Бывает после понедельника воскресенье?(нет)
  7. Бывает перед пятницей четверг? (да)
  8. Бывает среда пятая по счету?(нет)
  9. Бывает 12 месяцев в году? (да)
  10. Бывает декабрь летом? (нет)
  11. Бывает 5 времен года? (нет)
  12. Бывает после лета зима? (нет)

(Время проведения 3 минуты)

Воспитатель: - Молодцы ребята, числа вы расставили , правильно отвечали на вопросы. И следующая возможность открыть квадрат по номеру ____ . Но, кажется, ваши глазки очень устали. Чтобы глазки не болели, сделаем зарядку (по дням недели - понедельник) – (2 мин). Молодцы, ребята открываем еще один волшебный квадрат.

Все на свои места. Читаем все вместе слово:         ЁЛКА

Задание 5.

Воспитатель: Откройте тетради, возьмите карандаш. Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради.

Дети:

Я тетрадочку открою

И как надо положу

Я от вас друзья не скрою

Карандаш вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я берусь.

Работа в тетради в клетку. Графический диктант «Елочка».

Она зимой нарядится

В гирлянды и шары,

Припрятала подарки

Она для детворы

Не зря поётся в песенке,

Что родилась в лесу,

Но я куплю из пластика –

Красавицу спасу!..(Ёлку)

2 вверх, 6 влево, 2 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 2 вверх, 3 вправо, 1вверх, 2 влево, 2 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 2 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 2 влево, 1 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 2 влево, 1 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 2 влево, 1 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 2 влево, 1 вниз, 3 вправо, 2 вниз, 6 влево, 2 вниз, 1 влево.

Проверка выполненного задания (10 мин).

  Задание 6 

Конверт №3: А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»

Воспитатель:- Внимательно посмотрите на доску и запомните сколько и каких предметов (4 гриба и 5 елочек)

Дети закрывают глаза, наступила ночь.

Воспитатель меняет (5 гриба и 4 елочки)

Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?» , «Сколько стало предметов? ( 9)

Ночь, закрываем глаза. Воспитатель добавляет один грибок.

День, что изменилось? Добавили ещё один гриб. Сколько стало  всего? Давайте посчитаем (10) Как мы получили число 10 ?  Мы к 9 +1=10

Итог: диагностика “Барометр настроения ”

Ребята, что интересного было для вас сегодня на занятии? По окончании занятия, уходя детям, предлагается выбрать лицо человечка (если занятие понравилось - улыбающееся; не очень понравилось - с прямым ртом; не понравилось - грустное). Выбор ребенка заносится в таблицу:

Фамилия имя ребенка

Возраст

Выбор ребенка

начало занятия

завершение занятия

лицо

лицо

цвет

1.

2.

3.

- Что сегодня учились делать?

- Кому было трудно выполнять задания? В чем заключалась трудность?

- Кто без ошибок справился со всеми заданиями?

- На этом наше занятие закончено.

Спасибо за занятие.


КОНВЕРТ №1

КОНВЕРТ №2

КОНВЕРТ №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

раз иголка, два иголка

совершенствовать умение различать и называть цифры от 1-5, геометрические фигуры, сравнивать предметы по высоте и длине, ориентироваться в пространстве; учить сохранять равновесие при ходьбе по уменьш...

Конспект ООД во второй младшей группе по образовательной области «Познание» (ФЭМП) «Ёлочка для зверят»

Конспект ООД и презентация  по образовательной области «Познание» (ФЭМП) «Ёлочка для зверят»...

Конспект НОД по лепке с детьми по теме "Ёлочка, ёлка, колкая иголка"

Конспект НОД по лепке с детьми по теме "Ёлочка, ёлка, колкая иголка"...

Занятие по ФЭМП "Новогодние ёлочки"

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе по теме: «Новогодние елочки»Цель: Продолжать учить сравнивать два множества приёмом наложения. Приучать рассказывать о своих действия...

Занятие по познавательному развитию для детей раннего возраста «Ёлочка, ёлка - колкая иголка»

Формировать представления детей о дереве ёлочке. Учить рассматривать предметы (ёлку). Развивать внимание, память. Воспитание бережного отношения к природе....

Конспект занятия по ФЭМП в ясельной группе «Наряжаем ёлочку».

Конспект занятия по ФЭМП в ясельной группе «Наряжаем ёлочку»....

Игра для интерактивной доски "Ёлочка" по ФЭМП

Игра  "Ёлочка"  по ФЭМП(для интерактивной доски)счет от 1 до 6...