«Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка по математике на тему

Гайсина Рамиля Минсагитовна

«Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое

Скачать:


Предварительный просмотр:

                ТЕМА  ПРЕЗЕНТАЦИИ ОПЫТА РАБОТЫ:

«Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

-Добрый день уважаемые коллеги! Я хочу представить вам презентацию опыта работы  – результаты проектной деятельности по использованию инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера) как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.   (1слайд)

(2 слайд)  Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Одним из критериев готовности ребенка к школе – является развитие его мыслительных процессов, внимания, памяти, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

(3 слайд) Известный психолог Лев Семенович Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления.

        Мы все прекрасно знаем о важности и необходимости решения данной проблемы.

Поэтому нас заинтересовала проблема успешности развития  логического мышления у детей дошкольного возраста и определилась необходимость использования инновационных логических игр и упражнений. 

(4 слад)   В связи с этой проблемой успешности развития логического мышления перед нами, педагогами ДОО встал вопрос, как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Сделать обучение занимательным, найти новые педагогические игровые технологии, чтобы в деятельности научить наших детей:

  • Думать (анализировать, сравнивать, искать объяснения, обобщать, доказывать);
  • Удивляться (радуются успехам и достижениям, новизне);
  • Фантазировать (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
  • Достигать (целеустремленность, настойчивость, проявляют волю в достижении результата);

В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, которые мы все с вами используем в нашей деятельности. Одним из эффективных средств развития мыслительных процессов стали   инновационные игровые пособия «Логические  блоки  Дьенеша» и «Цветные палочки Кюизенера, развивающих логическое мышление, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. (5 слайд)

На основе использования данных игровых пособий с целью развития мыслительных процессов была проделана проектная деятельность с детьми старшего  дошкольного возраста. Проект длился более двух лет – (старшая группа – начало проекта, заключительный этап – подготовительная группа).

 (7 слайд)

Об игровых пособиях, о формах, о этапах работы я рассказывать не буду. О них вы многое уже узнали по проведенным мероприятиям в ДОО. (6 слайд)

 (7,8,9) Цель проекта, задачи,  гипотеза, предполагаемые результаты 

        Для решения поставленной цели проекта работа велась конечно же большая. Было проведено множество обучающих семинаров, мастер – классов, прежде чем мы сами научились пользоваться данным материалом. Потом стали вводить в работу с детьми. Дети с большим интересом начали играть с данными пособиями. Работа по ознакомлению с новыми игровыми технологиями, по развитию  мыслительных процессов у дошкольников велась совместно с родителями и всеми педагогами ДОО.  Была организована встреча с учителями начальных классов, где представили опыт работы по развитию мыслительных процессов (10,11,12,13,14,15)

Только вместе, только в интеграции  всех видов деятельности – возможно  добиться каких – либо результатов.  

 (16 – 20 слайды)  

Совместная деятельность с детьми подтолкнула нас педагогов на создание авторских игровых пособий на основе блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, отвечающих возможностям и интересам детей: «Волшебное дерево», «Поле чудес», «Найди нужный предмет», «Прочитай зашифрованное письмо », «Заполни пустые клетки», «Засели жильцов», «Угости гостей», «Путешествие по сказке», «В царстве  блоков», «Космический корабль», «Морские обитатели», «Путешествие в сказку», «Наряди елку» и др.

Результаты работы:   (21,22,23 слайд)

Наблюдая за ростом мыслительной деятельности, которая очевидна при многоразовом  использовании логических операций, можно смело утверждать, что есть хорошие результаты:

Если на начало проектной деятельности  было:

По высокому уровню: 2 ребенка – 6%

По среднему уровню: 14 детей – 47%,

По низкому уровню: 14 детей – 47 %.

После внедрения и использования игровых пособий результаты:

По высокому уровню: 27 детей – 79%

По среднему уровню: 4 ребенка – 12%,

По низкому уровню: 3 ребенка – 9 %.

Таким образом, у детей  видна положительная динамика развития различных мыслительных  операций с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, способствующих формированию мыслительных операций у дошкольников.

(24 слайд) Действительно, после включения в коррекционно - развивающую систему дидактические игры и упражнения, организованные на основе логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, формирование мыслительных операций у  старших дошкольников  проходит  более успешно и эффективно. Дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций, сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать.    

Воспитанники подготовительной группы нашего учреждения при поступлении в школу показали хорошие результаты. В  подготовительной  группах в этом году работали воспитатели: Яриева А.С., Мухаметзянова А.Р. и Гаязова Э.Р. Мониторинг развития  по 5 образовательным областям  составляет 96% по высокому и среднему уровню. По интегративным качествам, приобретенным в результате освоения программы ДОО составляет 94% по высокому и среднему уровню. По результатам развития логического мышления у детей подготовительной группы 91 % по высокому и среднему уровню.

По итогам мониторинга развития детей видны такие результаты: готовности детей  подготовительной группы к школьному обучению по высокому и среднему уровню, показала 95%.

% освоения воспитанниками образовательных

программ на  конец года по выс. и средн. уровням

Подготовительная группа

Образовательные области

1

Физическое развитие

100%

2

 «Познавательное развитие»

97%

3

 «Социально коммуникативное развитие»

94%

4

 «Речевое развитие»

94%

5

 «Художественно-эстетическое развитие»

94%

Интегративные качества

94%

Развитие логического мышления

91%

Количество детей охваченных диагностикой

32 ребенка

итог

95%

Заключение:

Данные диагностики в начале (53%) и в середине (73%), конец (91% - по высокому и среднему уровню) этапов работы  убедительно свидетельствуют о том, что дети успешно овладевают мыслительными операциями по сравнению с начальным этапом работы. Надо отметить, что дети стали более самостоятельными в выборе интеллектуальных игр, а также увереннее в себе.  

Итоги работы послужили основанием для подтверждения выдвинутой гипотезы. Действительно, после включения в коррекционно - развивающую систему дидактические игры и упражнения, организованные на основе логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, формирование мыслительных операций у  старших дошкольников  проходит  более успешно и эффективно.

Результаты работы:   (25слайд)

  • Дети умеют использовать занимательный материал как в образовательной деятельности, так же в играх самостоятельного характера;
  • Сформированы сенсорные эталоны; ориентировка в пространстве
  • Сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать;
  • Сформированы понятие числовой последовательности, состава числа, умение находить состав числа из двух меньших
  • Примерно  85% детей испытывает устойчивый интерес к данным играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности;
  • Дети стали более активными и любознательными.
  • По результатам развития логического мышления у детей подготовительной группы 91 % по высокому и среднему уровню.

Результаты проектной деятельности:

Формирование мыслительных операций у старших дошкольников помогает им в их дальнейшем развитии. Многие наши воспитанники, принимали участие в различных интеллектуальных, познавательно – исследовательских конкурсах: в этом году приняли участие в районном конкурсе детских проектов – заняли 4 призовых места (2,2,3,3 места), в  2015 -2016 учебном году в окружном конкурсе детских исследовательских проектов (г. Похвистнево) «Мои первые открытия» заняли 3 место, в окружном конкурсе детских проектов заняли 4 призовых места по разным номинациям в               (г. Кинель).  

-В этом же году на районном конкурсе детского творчества «Созвездие талантов», посвященный 25 – летию Камышлинского района в номинации «Литературное чтение», получили 2 призовых места (первое и третье место), в номинации «Сольное пение» заняли втрое место, в номинации «Танец» заняли первое место. Принимали в областном конкурсе юных чтецов и получили дипломы.

 В 2016 – 2017 году так же  принимали участие в районном и окружном конкурсах детских исследовательских проектов и заняли призовые места. (1 место – Шарафутдинова Ляйсан, 3 место – Гайсин Ильмир, Тухбатшин Данил 3 место, Бадретдинова Рания – 2 место). На окружном конкурсе приняла участие Шарафутдинова Л.

На районном конкурсе «Созвездие талантов» 3 место (хореография) танец «Радуга» подготовительная группа и В 2016 году заняли 2 место Файрузова Рамина (вокал).  (воспитатель Яриева А.С.)

В окружном конкурсе «Созвездие талантов – 2016» заняли два призовых места: коллективная работа воспитанников Гаязовой Э.Р. – 2 место и в номинации  «Художественно – эстетическое развитие.  Рисунок» - 3 место.

- Со своими творческими работами воспитанники подготовительной группы принимали участие в областном конкурсе «Я твой друг и нам нужна твоя помощь и поддержка».

- На разных спортивных мероприятиях занимали призовые места.

Получали грамоты, ценные подарки, награды приносили в группу и делились своими успехами с товарищами, тем самым подавая пример другим детям.

Их успехи, достижения  доказывает о том, что наши воспитанники стали более уверенными в себе, умеют мыслить, рассуждать, анализировать, доказывать, творить, экспериментировать.

Представление педагогического опыта работы:

- В 2016 году для работников ДО Камышлинского района был проведен  районный семинар  на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных игровых технологий в соответствии с ФГОС ДО», где был представлен опыт работы педагогов СП «Детский сад Улыбка» по развитию логико – математических представлений с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера». Два педагога Федотова Н.И. и Зарипова Ф.Ф. показали образовательную деятельность, мастер – класс провела Кашапова Г.Х., старший воспитатель Гайсина Р.М. представила презентацию с опытом работы ДОО по данному направлению.

- На окружном методическом дне для работников ДО на тему: «Опыт работы ДОО по развитию у дошкольников логического мышления с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера».  Два педагога представили образовательную деятельность Салахова С.А. и Яриева А.С.. Каримова А.М. показала использование игровых технологий в работе с детьми в игровой, свободной деятельности. Старший воспитатель Гайсина Р.М. рассказала о системе работы ДОО по развитию логического мышления дошкольников с использованием новых игровых технологий блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

2016- 2017 учебный год

-С целью обмена опытом с новыми инновационными игровыми технологиями по ФЭМП 3 апреля 2017 года на базе СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с. Камышла прошел окружной семинар для работников ДО Северо – Восточного образовательного округа  на тему: «Развитие логико – математических представлений у дошкольников с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в соответствии с ФГОС ДО». Воспитатель подготовительной группы Яриева А.С. показала образовательную деятельность по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием  инновационных игровых технологий на тему: «Царство Радуги». С детьми младшей группы по развитию детского математического творчества  НОД на тему: «Красная Шапочка на новый лад» показала Салахова С.А. С педагогами  был проведен мастер – класс по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша Зарипова Ф.Ф. Мастер – класс по использованию инновационных игровых технологий в интеграции образовательных областей  представила Гаязова Э.Р. С обменом опыта работы  «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО» презентацию – фильм представила Гайсина Р. М.

-Перед педагогами Северо – Восточного образовательного округа был представлен опыт работы ДОО по использованию данных технологий в разных видах детской деятельности по разным образовательным областям в сотрудничестве всех педагогов. В 2016 - 2017 учебном году в сентябре и в апреле принимали участие в окружном методическом дне и представили опыт работы по развитию логико – математических способности дошкольников с использованием инновационных технологий. (Зарипова Ф.Ф., Яриева А.С., Федотова Н.И.

-С целью повышения компетентности педагогов ДООв использовании инновационных игровых пособий, среди педагогического коллектива были организованы взаимопросмотры НОД по формированию элементарных математических представлений у дошкольников: Зиннурова А.М. «В гости к кукле Кате», Гарифуллина В.Н. показала квест – игру с использованием блоков Дьенеша «В гости к гному», Федотова Н.И. НОД по развитию детского математического творчества «Курочка ряба», Салахова С.А. «Путешествие в сказку «Теремок»», Яриева А.С. «Поможем Фее цветов».

-В течение учебного года педагоги ДОО (Зарипова Ф.Ф., Гаязова Э.Р., Яриева А.С.) делились опытом своей работы.  Для педагогов ДОО округа и района показывали мастер – классы по ознакомлению и работе с инновационными игровыми пособиями по развитию ЭМП и развитию логического мышления.

Педагоги представили опыт работы по развитию логического мышления, по ФЭМП на различных конкурсах:

-«Окружной конкурс педагогических  проектов «Развитие логико – математических способностей дошкольников с использованием игровых технологий блоков Дьенеша и палочек Кюизенера» (Гайсина Р.М. – лауреат очного этапа конкурса).

- В окружном конкурсе «Воспитатель года- 2017» представили опыт работы с игровыми пособиями Блоки Дьенеша. Стали участника очного тура и стали лауреатами. (Кашапова Г.Х.)

- «3 фестиваль педагогических идей и инноваций» (Гайсина Р.М. и Гаязова Э.Р. - Лауреаты очного этапа конкурса с опытом работы по данному направлению). Представили выставку авторских игровых пособий на основе блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

 -«7 межрегиональный фестиваль педагогического творчества работников ДО Самарской области г.о. Кинель».  Гайсина Р.М. на очном этапе конкурса представила презентацию опыта работы ДОО с использованием инновационных игровых пособий,

- «Всероссийский интернет конкурс НОД по ФЭМП» - педагоги Яриева А.С. заняла 1 место, Зиннурова А.М. – заняла 2 место.

Представление  педагогического опыта работы:  (26-38 слайды)

  • Конкурс педагогических проектов;
  • Районный семинар для работников ДО;
  • Окружные  методические  дни  для работников ДО;
  • Окружной конкурс НОД по ФЭМП;
  • Окружной конкурс «Воспитатель года - 2017»
  • Окружной 3 Фестиваль педагогических идей и инноваций;
  • Окружной семинар для работников ДО Северо – Восточного образовательного округа;
  • Межрегиональный 7 Фестиваль педагогического мастерства.
  • Всероссийский конкурс НОД по ФЭМП
  • Семинар практикум с учителями ГБОУ СОШ с. Камышла
  • Участия и победы воспитанников в различных смотрах, конкурсах.

- Данные проектной деятельности  были представлены в различных конкурсах педагогического мастерства, консультациях, семинарах, мастер – классах, в совместных мероприятиях с родителями (собрания, круглые столы, семинары – практикумы, КВНы, взаимопросмотрах для педагогов СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с. Камышла.

- Для родителей представлены открытые НОД с использованием инновационных игровых технологий  блоков Дьенеша и палочек Кюизенера; - Два года с родителями подготовительной группы был проведен КВН с использованием блоков Дьенеша.

-Также проектная деятельность способствовала расширению совместной деятельности детей и родителей, что привело к более тесному контакту педагогов и родителей.

Методику Дьенеша  и Кюизенера рекомендуем и другим педагогам для использования в педагогической практике.

Только в спокойной и доброжелательной атмосфере игры и сотворчества могут проявляться задатки и способности детей.

Результаты в перспективе:

Работа  по данной долгосрочной проектной деятельности продолжается. Начиная с 2017 года мы начали внедрять данные игровые технологии с младшего возраста. Надеемся, что развитие мыслительных процессов дошкольников будет проходить на более высоком уровне и наших воспитанники – к выпуску получат результаты еще лучше. Планируем добиться к концу дошкольного образования, чтобы процессы логического мышления у воспитанников достигнет до 95 % (по высокому и среднему уровню). Пойдут наши воспитанники в школу умеющими логически мылить, рассуждать, доказывать свое мнение, ответственными, добрыми и отзывчивыми.

Старший воспитатель: Гайсина Р.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Развитие логико-математических представлений у дошкольников через использование Логических блоков Дьенеша".

В статье рассматривается вопрс эффективности использования Логических блоков Дьенеша на развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста....

Сообщение на районном семинаре на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.У любого педагога особую тр...

Презентация - "Система работы по развитию логико-математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО"

Дошкольное детство важный период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте  каждый ребёнок  представляет собой маленького исследователя.     Одна из важнейших задач воспита...

Технологическая карта Непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию: формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет (с использованием игровой технологии (блоки Дьенеша и палочки Кюизенера)

конспект НООД по ФЭМП с использованием игровой технологии подготовительная группа состав числа из двух меньших чисел, составление задач, классификация по трём признакам отрицания...

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием технологий блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

                          Тема: “Космическое путешествие».Цель:1. Воспитывать доброжелательные отношения к ближнему....

Открытое занятие "Игровые технологии блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в развитии конструктивных навыков дошкольников "Путешествие в сказочный лес"

Цели и задачи:Закрепить умение детей решать логические задания на разбиение по свойствам (форма, цвет, размер, толщина).Развивать умение читать зашифрованную математическую схему; на ощупь определять ...