консультация для воспитателей «Логико – математические игры в работе с дошкольниками с ОВЗ»
консультация по математике (старшая группа) на тему

Лебедева Елена Борисовна

«Можно учить, но нельзя научить ребенка, обучается он сам», поэтому главным фактором, определяющим развитие интеллекта, выступает не столько то, чему мы учим, сколько то, как мы это делаем. Развитие речи и интеллекта находится в прямой зависимости от сформированности мелкой моторики, которой уделяется большое внимание на протяжении всего дошкольного периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logiko-matematicheskie_igry.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Логико – математические игры в работе с дошкольниками с ОВЗ»

 «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое, в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

 

«Можно учить, но нельзя научить ребенка, обучается он сам», поэтому главным фактором, определяющим развитие интеллекта, выступает не столько то, чему мы учим, сколько то, как мы это делаем. Развитие речи и интеллекта находится в прямой зависимости от сформированности мелкой моторики, которой уделяется большое внимание на протяжении всего дошкольного периода.

Целенаправленная, продуманная система игр  будет способствовать умственному воспитанию ребенка, вызовет интерес к окружающему, приведет к самостоятельности мышления детей. Актуальность применения специальных дидактических игр и упражнений по формированию мышления состоит в том, чтобы существенно изменить способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучить его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приведет к росту его интеллектуальных возможностей.

Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.

Работая с детьми, мы заметили, что многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм, но очень мало детей проявляли настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче они теряли интерес к игре.

Несмотря на то, что используемый занимательный математический материал тесно взаимосвязан друг с другом, мы разделили его условно

на 3 группы:

  • Развлечения: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино».
  • Логические игры, задачи, упражнения: с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие); игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
  • Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где, чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи», «Следопыт».

Остановимся на некоторых из них.

Из многообразия логико-математических игр более интересными для

детей  коррекционной группы ЗПР являются игры «Домино» по различной тематике, «Мозаика», игры со счётными палочками (преобразование фигур, выкладывание геометрических фигур), отгадывание загадок, решение задач-шуток. А также дидактические игры «Логические блоки Дьенеша», «Цветные палочки Кюизинера», кубики Никитина «Сложи узор», рамки – вкладыши, «Магформерс», которые развивают пространственное воображение, внимание, умение анализировать, графические способности.

Сегодня мы бы хотели рассказать Вам об  интересном развивающем конструкторе под необычным названием «Велькрошка». Автор этого конструктора - Олеся Емельянова.

Этот простой в изготовлении и применении конструктор предназначен для детей дошкольного возраста. При помощи этого конструктора мы (цель): Закрепляем цвета и оттенки; развиваем конструктивные способности, творчество, мелкую моторику, мышление, память, логическое мышление; воспитываем стремление к взаимопомощи в самостоятельной и совместной деятельности.

Этот конструктор оказывает положительное влияние на развитие ребёнка (задачи):

  • Формирует умение работать в коллективе (не ссориться – договариваясь, уступая);
  • Повышает работоспособность и усидчивость: работу доводят до логического конца;
  • Улучшает коммуникативные способности и речь: в связной речи рассказывают о своей деятельности предложениями, задают и отвечают на вопросы;
  • Совершенствует мелкую моторику рук: без усилий и проблем соединяют детали конструктора;
  • Развивает логическое мышление: дети выстраивают логические цепочки по принципу заданного ряда – «Продолжи ряд»«Продолжи по образцу».

Этот конструктор можно с успехом использовать везде: и дома, и в детском саду. Он гигиеничен (его можно стирать) и полностью безопасен для детей.

Для изготовления этого конструктора нам понадобится только застежка-липучка, или контактная лента, называемая также «велькро» и ножницы.

Чтобы конструктор был нарядным и интересным, предлагаем использовать липучку разных цветов, выбирая самые яркие и красивые – желтый, красный, зеленый, голубой, оранжевый.…

Полоски липучки имеют две стороны – пушистую и «репьистую», а сочетаются друг с другом только разные.

 «Велькрошка» помогает детям стать настоящими творцами, несмотря на простоту, с помощью данного конструктора можно изображать растения, животных, предметы и многое другое.

Вот такие чудеса можно творить с детьми при помощи «Велькрошки» (фото работ).

Работать с этим конструктором можно и узким специалистам:

Думаю, что и на логопедических занятиях логопеды найдут время для такой полезной игры. Можно мастерить буквы, звуки и т. д. 

- «Собери букву». Из полосок определенного цвета (красного, синего, зеленого) ребенок должен выложить образ буквы.

- «Раздели слова на слоги» Выложить слово из полосок, исходя из количества слогов в нем.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.  

Психолог может использовать в играх для развития зрительно – моторной координации, мелкой моторики рук, воображения, внимания, памяти.

Инструктор по физическому воспитанию может использовать для развития координации движения.

Педагоги в рамках своей образовательной деятельности могут использовать данный конструктор с целью развития творческих способностей ребёнка.

Таким образом,  разноцветный конструктор делает большое дело: не только радует детей, но и развивает воображение, логическое мышление и творческие способности.

Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности остроумны и оригинальны. Дети учатся конструировать по принципу «шаг за шагом», который позволяет продвигаться вперёд в собственном темпе.

Предлагаю участницам разделиться парами. Задача, которая стоит перед вами: смоделировать предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логико-математические игры в работе с дошкольниками как средство формирования логического мышления

Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас,в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом....

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных воз...

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»...

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

laquo;Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»...

Консультация для воспитателей «Логико-математические игры на занятиях по ФЭМП и в свободное время»

Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений, и т. д. В дидактических играх есть возможност...