Технологическая карта занятия по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте Тема: «Путешествие в космос».
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Елена Гаврилова

Необходимо создавать условия, которые должны быть направлены на то, чтобы они вызвали у дошкольника потребность испытывать интерес к познавательной деятельности, стремиться к преодолению трудностей.

 Закрепление навыка определения времени по часам.

Задачи: 

1. Продолжать формировать умение об определении времени по часам (с точностью до минут);

2.   Продолжать закреплять и расширять знания дошкольников о разных видах часов, их роли в жизни людей;

3.     Продолжать формировать навык выделять в предложенных объектах геометрические фигуры;

4.     Развивать логическое мышление, творческое воображение и умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления;

5.     Воспитывать целеустремленность, заинтересованность к решению проблемных ситуаций, толерантность и умение работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45

г. Саров, Нижегородской области

Технологическая карта занятия по ФЭМП  в старшем дошкольном возрасте  

Тема: «Путешествие в космос».

                                                                                                                                                           Воспитатель: высшей

 квалификационной категории:

Гаврилова Елена Владимировна

г. Саров, 2017

Образовательная область: « Познавательное развитие»

Цель: закрепление навыка определения времени по часам.

Задачи

  1. Закрепить навык  дошкольников с циферблатом часов;
  2. Продолжать формировать умение об определении времени по часам (с точностью до минут);
  3. Продолжать закреплять и расширять знания дошкольников о разных видах часов, их роли в жизни людей;
  4. Продолжать формировать навык выделять в предложенных объектах геометрические фигуры;
  5. Развивать логическое мышление, творческое воображение и умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления;
  6. Воспитывать целеустремленность, заинтересованность к решению проблемных ситуаций, толерантность и умение работать в коллективе.

Словарная работа:

Активизация - часовой, часовщик;

Пассивный словарь - циферблат.

Образовательные  области: «Познавательное  развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,   «Физическое развитие».

Оснащение занятия:

Материалы

Демонстрационный: большой будильник, макет обычных часов, песочные часы, магнитная доска, треугольники разных видов и цветов, магнитные цифры, цветной песок, макет песочных часов, мяч.

Раздаточный: макет часов с движущимися стрелками, листы для самостоятельной работы, цветные карандаши.

Необходимо создавать условия, которые должны быть направлены на то, чтобы они вызвали у дошкольника потребность испытывать интерес к познавательной деятельности, стремиться к преодолению трудностей.

Образовательные  области: «Познавательное  развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,   «Физическое развитие».

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей.

Методы и приёмы

Мотивационный

Педагог акцентирует внимание дошкольников на сообщении.

- Ребята, посмотрите, мне на телефон пришло сообщение от жителей загадочной планеты из космоса. Жители этой планеты просят о помощи.

-Ребята, как вы думаете, что нужно сделать?

- Тогда скажите, на чём мы можем добраться до планеты?

- Правильно!

-Мы отправляемся в путешествие в космос

-Дети, откуда стартует космический корабль?

.

- Надо отправиться в космос и помочь  

- До планеты мы можем добраться на космическом корабле

- Космический корабль стартует с космодрома

Дети стоят в центре группы.

Игровая

ситуация

« Отправление космического корабля со стартовой площадки».

Диалог

Диалог

Диалог

Деятельностный

- На каждом корабле есть бортовой журнал и у на тоже есть.

- В него мы будем записывать время в космосе и время пребывания на планете.

-Чтобы нам не опоздать на стартовую площадку, откуда вылетает космический корабль, и прибыть вовремя, нам нужно точно знать время. Мы вылетаем в 9.30

- Переместите минутную и часовую стрелки так, чтобы на ваших часах было 9.30 (девять часов тридцать минут)

.

-Ребята посмотрите на большой циферблат у меня в руках. Определите и, скажите, сколько времени показывают мои часы?

- Сколько времени на ваших часах?

- Ребята сравните и определите, сколько времени осталось до отлёта космического корабля?

- Воспитатель предлагает ребятам поспешить, чтобы не опоздать на корабль.  Через 15 минут он отправится в космическое путешествие.  

- Отправляемся, все пристегнули ремни?

- Подлетаем к планете. На что похожа планета?  

- Приземляемся.

- Ребята у жителей этой планеты тоже есть часы.

- Посмотрите на циферблат и скажите, сколько времени они показывают?

- Определите, сколько времени мы были в полёте?

- Ребята, запишите в бортовой журнал, сколько были минут в полёте.

- Какие жители на ней обитают?

- Ребята, а для этого нам понадобятся геометрические фигуры.

- Воспитатель выносит поднос с деталями Монгольской игры  

-Какие геометрические фигуры вы видите на подносе?

-Поднимите мне квадрат.

- Покажите мне треугольник

-Поднимите мне четырёхугольник.

- Воспитатель раздаёт детям Монгольскую игру на тарелочке.

- Давайте составим из деталей котика.

- Воспитатель предлагает рассмотреть котика.

- Скажите мне, пожалуйста.

- Котик, из каких деталей состоит?

- Ребята, давайте сравним с картинкой из конверта, который нам прислали котята

- Правильно, ребята.

- Да ребята, это планета кошек.

- Жители этой планеты предлагают нам поиграть в игру: «Кот и мыши»

- Сколько времени показывали часы, когда мы приземлились?

- Сколько времени сейчас?

- Определите, сколько времени мы были на планете?

- Ребята, запишите в бортовой журнал, сколько были минут на планете.

- Какой знак нужно поставить между числами? Почему?

- Что мы складываем?

- Нам нужно спешить нас ждут жители планеты, которые просили о помощи

- Мы с вами побывали на планете Кошек.

-  Давайте помашем им рукой.

Отправляемся дальше в путешествие по космосу.

- Подлетаем к планете.  Как вы думаете? К какуй?

- Воспитатель показывает силуэт планеты, которой напоминает конфету.

- Как вы думаете, кто живёт на этой планете?

- А как вы узнали?

- Чтобы узнать, кто же обитатели этой планеты надо совершить посадку.

- А что они едят?

- Приземляемся.  

- Как определить время полёта?

- Сколько было и сколько стало?

- Сколько минут затратили на полёт?

- Ребята, добавьте в бортовой журнал к нашей записи, сколько были минут в полёте.

- Они не могут сосчитать, сколько у них всего банок варенья и джема в лукошке. Поможем им?

Сколько всего у них банок? Как определить?

- Ребята, вот оказывается, кто прислал сообщение и просил о помощи. Мы помогли жителям этой планеты, нам пора отправляться в путь. Мы возвращаться на корабль.

- Запись в бортовом журнале. Определите. Сколько времени провели на планете?

Взлетаем.

- Пролетаем красную планету Марс.

- Помашем им рукой

- Посмотрите в иллюминатор ещё одна планета. Присмотритесь, что вы видите?

- Ребята, жители этой планеты не дают нам разрешение на посадку, пока мы не выполним задание, которое они прислали в сообщении.

- Посмотрите, какое необычное задание. Примеры расположены по кругу.

- Ребята, как вы думаете, какое будет задание с этой планеты?

- Сможем их решить?

- Запись в бортовом журнале. Определите. Сколько времени провели в полёте от планеты Конфетка к планете Цифры?

 

- Как может называться планета? Правильно.

- Мы с вами можем предложить жителям этой планеты решить наши примеры.

- Отдадим конверт жителям этой планеты.

- Пора возвращаться к себе домой на нашу планету. Садитесь в космический корабль.

- Сколько времени мы были на планете? Запишите в бортовой журнал. - Ребята, посмотрите, у нас получился пример.

- Давайте его решим?

- Посчитайте. Сколько прошло времени от посадки в космический корабль до прибытия на землю?

- Приземлились. Мы сегодня, с вами путешествуя по космосу, побывали на разных планетах.

-  Давайте вспомним на каких?

- Ребята, сколько планет пролетели всего?

Воспитатель предлагает сесть детям  на стулья.

- Дети выставляют время на часах. 9.30

(девять часов тридцать минут)

- На часах у воспитателя время  9.15. (девять часов пятнадцать минут)

- На часах, которые у нас  время  9.30.

- До отлёта 15 минут.

- Садятся в космический корабль.

-Да.

- Планета похожа на голову кошки.

- На часах 9.35 (девять часов тридцать пять минут)

- В полёте мы были 5 минут.

- 5 минут

- Обитатели кошки.

- Дети рассматривают объект и называют геометрические фигур.

- Показывают квадрат, треугольник, четырёхугольник.

 

- Составляют  

- Он состоит (квадрата)

- Показывают треугольник, четырёхугольник

- Котик состоит из треугольников, четырёхугольников, квадрата.

- Сравнение

- Играют

- Когда мы приземлились, на часах было 9.35 (девять часов тридцать пять минут).

- Сейчас на часах 9.40 (девять часов сорок минут)

- На планете мы были 5 минут (пять минут)

- Записывают

- Поставить знак плюс (сложения)

- Мы складываем время в полёте и время пребывания на планете. 5+5

-Машут.

- Рассматривают. Высказывают предположение.

- Планета Конфетная.

- На планете живут детки – конфетки.

- Силуэт похож на конфету, а еще на конус.

- Жители этой планеты могут, есть джем и варенье.

- Сравнить.

- Было 9.40 (девять часов сорок минут)

- Стало 9.45 (девять часов сорок пять минут)

 5 минут

- Записывают 5+5+5

- Да.

- Надо сложить.

 К банкам Лединечика прибавить банки  Барбариски.

-   Всего 10 банок.

- До свидания детки – конфетки.

  5 минут

- Записали 5+5+5+5

- Машут

- Цифры.

- Решают круговые задачи

- Решение задач.

- Да

- Время в пути 5 минут. Записывают

5+5+5+5+5

- Планета задачек.

- Записывают свои примеры на карточку.

- Записывают

5+5+5+5+5+5

30 минут

- Планеты Кошки, Конфетка, Цифры

- Всего пролетели 4 планеты.

- Дети  слушают воспитателя (задание на слуховое восприятие)

- Выполняют задание у столов

индивидуальная работа, работа в паре – взаимопроверка.

- Дети заходят в импровизированный космический корабль.

Работа с циферблатом

- Дети записывают в тетрадки (бортовой журнал)

Рассматривание и обсуждение по подгруппам

Физкультминутка

Передвигаются вперёд.

Дети работают за столами.

- Сравнили, записали.

Присаживаются и решают примеры

Складывают карточки в конверт.

Садятся.

Решение примера

Показ правильных действий. Диалог

Самостоятельная практическая работа.

 Задание: расположите минутную и часовую стрелку, так чтобы на ваших часах было 9.30 (девять часов тридцать минут) –

 

Задание: сравнить время на своих часах со временем на больших часах, которые находятся у воспитателя.

 

Самостоятельная практическая работа.

Диалог

Задание: У каждого из вас конверты с заданием.  Вам нужно из предложенных геометрических фигур составить котика, обитающего на этой планете.  Составление животных (складывание из деталей Монгольская игра).

 

 

- Разбор: Котик, из каких геометрических фигур состоит?

Самостоятельная практическая работа.

Педагогическая оценка

Вопросы к детям

Подвижная игра: «Кот и мыши»

Вопросы к детям

 

Указания

Практическая работа

Вопросы к детям

Указания

Практическая работа

Задание: Задача. У человечка по имени Лединечик было в лукошке 4 банки джема и 2 банки варенья. Забежала к нему в гости Барбариска и принесла ещё 3 банки варенья и 1 банку джема. Сколько всего банок джема и варенья у  Лединечика?

Вопросы к детям

Диалог. Задание: круговые примеры (работа в парах)

Диалог. Педагогическая оценка

Показ правильных действий.

Самостоятельная практическая работа.

Диалог.

Самостоятельная практическая работа.

Рефлексивный

Вот и закончилось наше путешествие. Вам  оно понравилось?

-А что больше всего понравилось в нашем путешествии делать?

Да

Планета задач

Дети сидят на стульях в центре группы.

Вопросы к детям


Список используемой литературы:

  1. «Весёлая математика» Методическое пособие по ФЭМП. – Н.Новгород, - 2009г;
  2.  Дополнительная общеобразовательная программа по кружку: «Занимательная арифметика» 
     https://nsportal.ru/elena-vladimirovna-gavrilova 
  3.  «Формирование талантливого мышления у дошкольника» В.В.Кузнецова, Л.А.Пыстина;
  4. Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: Игры – головоломки / Сост. М. В. Драко. – Минск: «Попурри», 2009. – 56с.: ил. +4с. Вкл. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звукопроизношению (старший дошкольный возраст) Тема: «Путешествие маленькой мышки» Этап: Автоматизация звука Ш в слогах, словах.

Задачи:1. Закрепить произношение изолированного звука Ш; продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах, словах.2. Учить определять наличие звука в слове; упражнять в образовании множественног...

Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста тема "Путешествие по сказке В.Катаева "Цветик-семицветик".

На развивающем занятии дети повторили сказки которые проходили в младшем и среднем возрасте. Познакомились с новой сказкой. Узнали что сказки бывают народные и авторские. Дети охотно пересказывалиизве...

Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста по мотивам сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».

В материале представлены основные этапы занятия, обозначены задачи , описано содержание деятельности педагога и детей на каждом этапе....

Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста по мотивам сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».

В материале представлены основные этапы занятия, обозначены задачи , описано содержание деятельности педагога и детей на каждом этапе....

Технологическая карта занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему "Чудеса магнита"

Образовательные области: познавательно развитиеФорма : игровая, познавательно-исследовательская деятельность.Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавател...

Технологическая карта НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Квест-игра «Космическое приключение»

Технологическая карта НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Квест-игра «Космическое приключение»...