Главные вкладки

    Дидактические игры по ФЭМП для детей 3–5 лет. Ознакомление дошкольников с формами предметов и геометрическими фигурами
    картотека по математике (средняя группа) по теме

    Ильина Евгения Александровна

    Картотека игр в помощь воспитателям ДОО "Дидактические игры по ФЭМП для детей 3–5 лет. Ознакомление дошкольников с формами предметов и геометрическими фигурами"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskie_igry_po_femp.docx24.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры

    Игра «Подбери кораблику парус».

    Цель: Учить находить предмет соответствующего цвета, закреплять различение цвета.

    Оборудование: карточка с изображением корабликов 4 основных цветов и паруса таких же цветовых оттенков.

    Ход:

    Воспитатель предлагает детям подобрать кораблику парус определённого цвета и объясняет, что кораблик поплывёт только тогда, когда парус будет подобран правильно.

    Игра «Цветные варежки».

    Цель: Учить подбирать предмет, соответствующий по форме и цвету.

    Оборудование: цветная варежка из картона с отверстиями по середине, вкладыши, соответствующие отверстию.

    Ход:

    Воспитатель обращает внимание детей на варежки и рассказывает, что дети играли во дворе и у них порвались варежки. Даёт каждому по варежке, а заплатки лежат в общей коробке. Ребёнок должен самостоятельно найти заплатку и зашить варежку.

    Игра «Чья конура?».

    Цель: Учить подбирать предметы, соответствующие по величине

    Оборудование: карты с изображением домиков для собачек с хорошо выделенными отверстиями (3 шт., плоскостные фигурки собак.

    Ход:

    Воспитатель рассказывает детям о том, что собачки вышли во двор, заигрались, а теперь не могут найти свои домики. Нужно помочь собачкам найти каждой свою конуру. Ребёнок подбирает собачку в соответствии с отверстием (по величине).

    Игра «Собери машину».

    Цель: Учить собирать целое из частей геометрических фигур.

    Оборудование: карточка с наклеенной на ней машиной, выложенной из геометрических фигур. Пустая карточка и к ней такой же набор геометрических фигур.

    Ход:

    Ребёнок должен выложить машину по образцу. Воспитатель при этом задаёт ему вопросы по закреплению названий геометрических фигур, если нужно помогает ребёнку.

    Игра «Разложи по коробочкам».

    Цель: учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

    Материалы: небольшие предметы разных цветов (шарики, кубики, детали мозаики и др.) ; маленькие коробочки или мисочки, коробка большая.

    Ход игры: поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробочку большую, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите малышу разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание сами, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.

    Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по 4 – 8шт. одного цвета). Со временем количество цветов и предметов можно увеличить.

    Игра. «Разложи фигурки по домикам».

    Цель: познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

    Материалы: пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.

    Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры- домики, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить».

    Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

    Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения.

    Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.

    Игра. «Катится – не катится».

    Цель: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом шаром.

    Материалы: кубики и шарики разного размера и цвета.

    Ход игры: покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится - вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у него есть углы, потрогайте их».

    Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол, на стол, друг на друга, покатать и т. д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую.

    Игра. «Фигуры играют в прятки».

    Цель: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы.

    Материалы: картонная коробка среднего размера (1 – 2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями; кубики и шарики одинакового размера.

    Ход игры: покажите детям коробку и научите их проталкивать в прорези – сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку».

    Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно.

    Можно сделать прорези в двух коробках: в одной в форме круга, а в другой в форме квадрата и предложить детям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малышей на то, что в одном домике живут шарики, а в другом кубики.

    Игра. «Найди пару по форме».

    Цель: учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.

    Материалы: пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, коробка или шляпа.

    Ход игры: перед началом игры подберите пары геометрических фигур по количеству играющих (некоторые пары могут повторяться). Раздайте детям фигурки или предложите им не глядя вытащить по одной из коробки или шляпы. Попросите малышей внимательно рассмотреть фигуры, а затем найти себе пары – ребенка с такой же фигуркой.

    Эту игру можно повторять многократно, предлагая детям геометрические фигурыразных цветов и из разных материалов.

    Игра. «Найди лишнюю фигурку».

    Цель: учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.

    Материалы: плоские геометрические фигуры, разного цвета или карточки с их изображением (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, по 5 – 10 штук каждой формы).

    Ход игры: это занятие проводится индивидуально или с небольшой группой детей.

    Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которой отличается по форме. Предложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигурку, которая отличается от других по форме».

    Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера.

    Игра. «Башни».

    Цель: познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.

    Материалы: пластмассовые или деревянные вкладыши – пирамидки квадратной и круглой формы.

    Ход игры: сначала эту игру лучше проводить индивидуально с каждым ребенком.

    Попросите малыша разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите ему собрать две башни – пирамиды. Для того чтобы ребенку было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши на две группы – квадратные и круглые. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их.

    Игра. «Спрячь в ладошке».

    Цель: познакомить с понятием величины.

    Материалы: предметы и игрушки разной величины (колечки, шарик, резиновые игрушки, по количеству детей.

    Ход игры: сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите их спрятать в ладошках. Затем таким же образом предложите спрятать предметы разной величины, разложенные на разносе (каждый ребенок берет по одному предмету) .

    Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».

    Игра. «Накрой платком».

    Цель: познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.

    Материалы: предметы и игрушки разных размеров; платок.

    Ход игры: сначала в игре используются две игрушки и один платок. Подберите две игрушки таким образом, чтобы маленький предмет помещался под платком, а большой нет.

    Предложите детям поиграть в прятки – накрыть игрушки платком. Затем подведите итог игры: та игрушка, которая не видна из – под платка маленькая, а та, которая не поместилась под платком – большая.

    Для этой игры можно придумать разные сюжеты: подготовить сюрприз на день рождения, спрятать кукол от Бабы – яги.

    В следующий раз используйте два платка разной величины. В конце игры подведите итог: «Маленькую игрушку мы спрятали под маленьким платком, а большую под большим платком. А можно спрятать большую игрушку под маленьким платком? Попробуйте! Нет, не получается. А можно спрятать маленькую игрушку под большим платком? Можно! Маленькие игрушки прятать легче».

    Игра. «Большие и маленькие кубики».

    Цель: обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко отличающихся по размеру; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковые по величине.

    Материалы: разноцветные кубики, резко различающиеся по размеру, большое и маленькое ведерки.

    Ход игры: пред началом занятия положите большие и маленькие кубики в соответствующие по размеру ведерки.

    Покажите малышам ведро с большими кубиками, предложите достать их и поиграть с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большие кубики – вот такие».

    Затем покажите маленькое ведро, пусть они достанут маленькие кубики и поиграют с ними: «А вот маленькое ведро. В нем лежат маленькие кубики. Сравните маленький кубик, с большим. Поставьте их рядом».

    Когда дети поиграют с кубиками, предложите сложить их обратно в ведерки соответствующей величины. Раздайте малышам по одному или по два (большой и маленький) кубика и попросите положить их в нужное ведро.

    Подобную игру можно организовать и с другими игрушками: большим и маленьким грузовиком, большими и маленькими брусками, шариками и т. п.

    Игра. «Пирамидки».

    Цель: знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способами наложения.

    Материалы: различные пирамидки.

    Ход игры:

    1-й вариант «Красная пирамидка».

    Подберите одноцветные пирамидки с небольшим количеством колец (3 шт., чтобы ребенок не отвлекался на цвет и обращал внимание на размер колец. Предложитеребенку собрать одну пирамидку. Поясните, что пирамидка должна получиться гладкой. Для этого надо каждый раз выбирать самое большое колечко и надевать его на стержень.

    2-й вариант «Разноцветная пирамидка».

    Подберите деревянные или пластмассовые пирамидки с разным количеством разноцветных колец. Предложите детям сначала снять колечки со стержня, затем собрать пирамидки, ориентируясь на признак величины.

    Можно предложить детям собрать пирамидку без стержня, положив колечки одно на другое. В этом случае хорошо видно, что если пирамидка сложена не верно, то она получается неустойчивой и может рассыпаться.

    Игра «Собираем шишки».

    Цель: учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало.

    Материалы: две корзинки или две коробочки, шишки.

    Ход игры: обратите внимание ребенка на разбросанные на палу шишки. Попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2-3 шишки, а малышу предложите собрать остальные. В конце игры подведите итог: «Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько шишек у меня? Мало».

    Игра «Зайцы и лисы».

    Цель: учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного. Развивать внимание.

    Материалы: шапочка лисы или маска, хвост лисы, бубен.

    Ход игры: наденьте маску или шапочку лисы и прицепите хвост. Объясните детям правила игры: «Много маленьких пушистых зайчиков скачет по полянке. Но вот звучит бубен. Это приближается лиса. Все зайцы быстро разбегаются и прячутся кто куда. Кто не успеет спрятаться, того лиса поймает и унесет с собой в лес.

    Дети прыгают, изображая зайцев. Через некоторое время ударьте в бубен. Дети прячутся, а лиса приходит на полянку и ищет зайцев: «Куда же подевались зайцы? Было много, а теперь ни одного…»

    Лиса уходит, и игра повторяется.

    По окончании игры подведите итог: «Хотя зайцем много, а лиса одна, им с ней не справится, потому что лиса хитрая охотница. Поэтому лучше от лисы спрятаться. Было зайцев много, а теперь ни одного».

    В следующий раз роль водящего можно предложить кому-нибудь из детей.

    Игра. «Возьми игрушку».

    Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет.

    Материалы: различные предметы и игрушки.

    Ход игры: предложите двум малышам сесть за стол и дайте им по игрушке. Дайте им возможность поиграть с игрушками. Затем попросите детей закрыть глаза и положите игрушки на стол в пределах досягаемости. Пусть малыши откроют глаза и возьмут игрушки, не вставая со стульев.

    В следующий раз сначала положите игрушку в пределах досягаемости, а другую чуть дальше, затем обе игрушки расположите так, чтобы их было не просто достать.

    В конце игры подведите итог: «Игрушки лежат далеко, поэтому их трудно достать. Я подвинула игрушки – теперь они близко и можно легко дотянуться до них».

    Игра. «Вверх и вниз».

    Цель: знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: сверху, снизу, вверх, вниз.

    Материалы: различные предметы и игрушки, скамейка.

    Ход игры: по вашей команде: «Вверх», «Вниз» - дети взбираются на скамейку (бордюр, турник) или слезают с неё.

    Можно также предложить детям по команде «Вверх», «Вниз» - располагать игрушки соответственно высоко или низко.

    Игра. «Найди свою игрушку».

    Цель: учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание память.

    Материалы: разнообразные игрушки.

    Ход игры: раздайте детям по игрушке и предложите поиграть с ними (меняться игрушками в этой игре нельзя). Затем попросите малышей поставить игрушки на стол, добавьте к ним несколько новых предметов, перемешайте их и накройте салфеткой. Через минуту откройте игрушки и предложите детям найти среди них свои: кто найдет игрушку, может поиграть с ней (чужую игрушку брать нельзя)

    Дети по одному подходят к столу и берут свои игрушки. При необходимости с помощью наводящих вопросов помогите малышам вспомнить, с какими игрушками они играли. Можно также предложить детям найти свои игрушки в куче других на полу, среди расставленных на стеллаже игрушек, в шкафу, в большой коробке. Развивая память можно отсрочить поиск игрушек и попросить детей найти их через 5 – 10 минут.

    Игра «Найди свое место».

    Цель: учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание память.

    Материалы: разнообразные игрушки и предметы.

    Ход игры: предложите детям сесть на стулья, расставленные в ряд, и дайте каждому малышу по игрушке. Пусть ребята рассмотрят игрушки, поиграют с ними. Затем предложите детям по сигналу разбежаться по комнате, оставив игрушки на стульях, и так же по сигналу вернуться на свои места, ориентируясь на игрушки. Дети, которые остались без места, выбывают из игры. Игра повторяется 2 – 3 раза.

    Со временем игру можно усложнить: пока дети бегают, поменяйте местами 2 -3 игрушки.

    Игра «Предметы и картинки».

    Цель: учить узнавать знакомые предметы на картинках; развивать внимание.

    Материалы: игрушки и картинки с их изображением.

    Ход игры: игру можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей.

    Расставьте на столе игрушки, а детям раздайте карточки с их изображением. Затем предложите малышам подобрать картинки к соответствующим игрушкам.

    Дети по очереди выбирают игрушки и кладут рядом картинки.

    В конце игры вместе с детьми проверьте правильность выполнения задания.

    Игра «Собери целое».

    Цель: учить собирать целый предмет из отдельных частей; развивать мышление.

    Материалы: сборно-разборные игрушки и картинки с их изображениями.

    Ход игры: разложите на столе детали сборно-разборной игрушки. Предложитедетям рассмотреть картинку с ее изображением, назвать игрушку, найти на картинке и показать ее части. Затем попросите детей найти эти детали на столе и собрать игрушку. Обязательно обыграйте задание.

    Подобрав несколько простых сборно-разборных игрушек, можно предложить детям сначала разобрать их. В случае затруднения покажите малышам, как это сделать.

    Игра «Разрезные картинки».

    Цель: учить восприятию целостного графического образа; развивать внимание.

    Материалы: два набора разрезных картинок (10х10) с разным количеством деталей (2-5) и конфигурацией разрезов.

    Ход игры: перед началом игры подготовьте разрезные картинки. Для этого можно использовать подходящие иллюстрации из книг или открытки, на которых изображены знакомые детям предметы (картинки должны быть простыми и четкими). Дайте каждому ребенку, целую предметную картинку (в дальнейшем сюжетную) и такую же картинку, разрезанную на части. Попросите малышей собрать картинку по образцу. В дальнейшем можно предлагать детям собирать картинки без образца.

    Игра «Собери картинку из кубиков».

    Цель: закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета, составлять целостное изображение предмета из отдельных частей; развивать внимание.

    Материалы: наборы кубиков, из которых можно составить простые и сюжетные картинки (4-6 кубиков в наборе).

    Ход игры: игра проводится индивидуально.

    Предложите ребенку набор кубиков, состоящий из 4 штук. Покажите образец картинки и попросите собрать такую же картинку из кубиков. Если ребенок не может справиться с заданием самостоятельно, помогите ему.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка: "Особенности и методика освоения детьми раннего возраста формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры".

    В методической разработке представлены особенности освоения детьми раннего возраста форм и геометрических фигур; этапы знакомства с формой предметов; предложены дидактические игры для освоения и дальн...

    Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.

    Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....

    Методика освоения формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры у детей раннего возраста

    Освоения  формы предметов и  геометрических фигур  через дидактические игры  у детей раннего возраста...

    Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.

    Картотека дидактических игр направленных на  развитие восприятия  формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....

    Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы.

    Картотека дидактических игр направленных на  развитие восприятия  формы предметов и геометрических фигур у детей второй младшей группы....

    Методика освоения формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры у детей раннего возраста

       Основные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический оп...