Доклад на педагогическом совете на тему: "Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал".
консультация по математике (средняя группа) на тему

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть напрвлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к дошкольному обучению, в частности предматематической подготовки. Какие это мыслительные умения? С помощью каких дидактических средств их следует формировать? Как осуществлять руководство этим сложным процессом?. Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребёнка вперёд? На все эти вопросы отвечает знакомство с уникальным по своим возможностям дидактическим материалом - логическими блоками Дьенеша, а также с системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с этим материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedagogicheskom_sovete.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                    Доклад на педагогическом совете.

Тема: «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал».

     Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к дошкольному обучению, в частности предматематической подготовки. Какие это мыслительные умения? С помощью каких дидактических средств их следует формировать? Как осуществлять руководство этим сложным процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребёнка вперёд? На все эти вопросы отвечает знакомство с уникальным по своим возможностям дидактическим материалом – логическими блоками Дьенеша, а также с системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с этим материалом.

     Логические блоки Дьенеша широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам он тоже знаком, но в практической работе с детьми используется ещё не достаточно. Причины этого – в незнании, непонимании многими педагогами его развивающих возможностей, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. Однако, главная причина – это царившая до недавнего времени в отечественной педагогике учебно-дисциплинарная модель воспитания и обучения, жёсткая регламентация содержания, методов, дидактических средств и форм организации работы. Сейчас на смену ей пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребёнку и его развитию. Насущной становится проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми, что нашло отражение в программе «Детство», Поэтому в педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша с их ориентацией на индивидуальный подход обязательно должны занять достойное место.

     В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

      Что же представляет собой этот материал? Набор логических блоков состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по своим свойствам. Конкретные варианты свойств ( красный, синий, жёлтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют. Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Понадобятся и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно-логическому мышлению.

      Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и сточки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Комплект логических блоков даёт возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам, несколько позже – по трём и по четырём свойствам. При этом в одном и том жеупражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учётом возможностей детей. В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине и в конце полный комплект фигур. А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать. С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит и т. д., а по ходу действий рассуждает.

       Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач. Существует три группы постепенно усложняющихся игр и упражнений:

-   для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

-   для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

-   для развития способности к логическим действиям и операциям.

Игры и упражнения, за некоторым исключением, даются в трёх вариантах. Игры и упражнения первого варианта развивают у малышей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). С помощью игр и упражнений второго варианта развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Игры и упражнения третьего варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Упражнения, за исключением третьей группы (логические действия и операции), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Поэтому, прежде чем начинать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Это даст возможность организовать занятия с учётом уровня развития каждого ребёнка. Если ребёнок легко и безошибочно справляется с заданиями определённой ступени – это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы. Переводить ребёнка к последующим игровым упражнениям можно только тогда, когда он «вырос» из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определённой ступени или преждевременно давать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезает. Дети тянутся к мыслительным занятиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

     Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребёнок, ошибаться, и, если не спешить указывать детям на ошибки. Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям. Игры и упражнения с логическими блоками можно предлагать детям на занятиях и в свободные часы. Если их дополнить другими развивающими играми и игровыми заданиями, насытить новыми игровыми элементами, то это только поможет детям преодолевать интеллектуальные препятствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал"

Для успешного обучения в школе будущему первокласснику необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. А для этого нам нужно р...

Консультация для родителей "Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал".

В консультации дается представление родителям: что такое блоки Дьенеша и что развивают у ребенка игры с блоками....

Логические блоки Дьенеша-универсальный дидактический материал

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, раз...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...