Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша —универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша —универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного,вчастностиматематического,развитиямыслительныеумения,иприэтом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
«Что такое блоки Дьенеша»:
В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разныминазваниями:«логическиефигуры»,«логическиекубики»,«логическиеблоки»,- но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Плоский вариант логических блоков (логические фигуры) используется в начальной школе при изучении математики.
Что же представляет собой этот материал?
Наборлогическихблоковсостоитиз48объемныхгеометрическихфигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
Такимобразом,каждаяфигурахарактеризуетсячетырьмясвойствами:цветом,формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный,квадратный)иразличияповеличинеитолщинефигуртакие,которыедети легко распознают и называют.
Внаборблоковвходят:12кругов–6больших(красныйтолстый,красныйтонкий,синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий, 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями,важнымикаквпланепредматематическойподготовки,такисточкизрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать иобобщатьпредметысразуподвумсвойствам(цветуиформе,формеиразмеру,размеру и толщине и т. д., несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но одному ребенку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством, другому – чтобы рядом не было
Одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами, третьему– чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).
В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24штуки)ив конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит , их сравнивать, и классифицировать, и обобщать.
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм–геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.
Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во- первыхвсегдапомнитьотом,чтовзрослыйдолженбытьравноправнымучастникомигр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер,
толщину.Послетакогосамостоятельногознакомстваможноперейтикиграми упражнениям.
ИгрыслогическимиблокамиДьенеша.
«Чудесныймешочек»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Всефигуркискладываютсявмешок.Попроситьребенканаощупьдостатьвсекруглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.
«Чтолишнее?»
Цель:Упражнятьдетейвгруппировкегеометрическихфигурпоцвету,форме,величине, толщине.
Материал:наборблоковДьенеша. Ход игры:
Выложитнастолтрифигуры.Ребенкунужнодогадаться,какаяизфигурлишняяипо какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
«Найди не похожую фигуру»
Цель:закреплятьзнаниядетейогеометрическихфигурах.Развиватьумениеотличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Материал:НаборблоковДьенеша.
Ход игры:
Положитепередребенкомлюбуюфигуруипопроситеегонайтивсефигуры,которыене такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине). «Найди похожую фигуру»
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение находить сходствафигурпоодному,двум,трем,четыремпризнакам.Развиватьудетейречевую активность, быстроту мышления.
Материал:НаборблоковДьенеша. Ход игры:
Положитепередребенкомлюбуюфигуруипредложитеемунайтитакиежефигуркипо цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
«Бусы»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете. Материал:Мешочек,наборблоковДьенеша,цветнаянитьдлябус. Ход игры:
Выложитепередребенкомрядфигур,чередуяихпоцвету:красный,желтый,красный. (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите сделать бусы, как эти. Продолжить ряд по образцу.
«Продолжиряд»
Цель:Закреплятьзнаниядетейогеометрическихфигурах,цвете,величине,толщине. Развивать мышление.
Материал:НаборблоковДьенеша.
Ходигры:
Выкладываем на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличаласьотпредыдущейвсегооднимпризнаком:цветом,формой,величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.
«Продолжиряд»
Цель:Закреплятьзнаниядетейогеометрическихфигурах,цвете,величине,толщине. Развивать мышление.
Материал:НаборблоковДьенеша. Ход игры:
Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковыхпоформеицвету(поцветуиразмеру;поразмеруиформе,потолщинеи цвету и т. д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.
«Найдипару»
Цель:Совершенствоватьзнаниядетейогеометрическихфигурах,ихцвете,величине, толщине. Развивать мышление.
Материал:НаборблоковДьенеша. Ход игры:
Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой желтый кругвстаетвпарусмаленькимжелтымкругом,большойкрасныйквадратстанетвпару с маленьким красным квадратом и т. д.
«Найдиклад»
Цель:Совершенствоватьзнаниядетейогеометрическихфигурах,ихцвете,величине, толщине. Развивать мышление.
Материал:НаборблоковДьенеша. Ход игры:
Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под однимизнихпрячем«клад»(монетку,камешек,вырезаннуюкартинкуит.п.).Ребенок должензадавать вамнаводящие вопросы,авы можетеотвечать только«да» или«нет»:
«Кладподсинимблоком?»-«Нет»,«Подкрасным?»-«Нет».Ребенокделаетвывод,что клад под желтым блоком, ирасспрашивает дальшепро размер, форму итолщину. Затем
«клад»прячетребенок,авоспитательзадаетнаводящиевопросы.Затемвэтуигрумогут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.
«Разложифигуры»
Цель:Упражнятьдетейвклассификацииблоковподвум,трем,четыремпризнакам. Развивать мышление.
Цель:НаборблоковДьенеша. Ход игры:
Выкладываемвряд5-6любыхфигур.Предлагаемдетямпостроитьнижнийрядфигур так,чтобыподкаждойфигуройверхнегорядаоказаласьфигурадругойформы(цвета, размера, толщины).
«Что изменилось»
Цель:Совершенствоватьзнаниядетейогеометрическихфигурах,ихцвете,величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ходигры:
Передребенкомнастолвыкладываетсянесколькофигур,которыенужнозапомнить,а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
«Сколько?»
Цель: Развивать умение выделять свойства
геометрическихфигур(цвет,величину,толщину).Закреплятьсчетот1до10,упражнять в умении задавать вопросы. Развивать мышление, внимание, память, речь.
Материал: логические блоки Дьенеша. Ход игры:
Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке ипредлагает детям придумать вопросы,начинающиесясо слов«Сколько.».За каждый правильный вопрос - фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количествофишек.Вариантывопросов:«Сколькобольшихфигур?»«Сколькокрасных фигур в первом ряду?» (по горизонтали, «Сколько кругов?» и т. д.
Игра«Угощениедлямедвежат»
Цель:Развитиеумениясравниватьпредметыпоодному-четыремсвойствампонимание слов: «разные», «одинаковые»
Материал:9изображениймедвежат,блокиДьенеша[a].
Ход игры: В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата-сладкоежкииоченьлюбятпеченье,причемразногоцвета,разнойформы.
Давайтеугостиммедвежат.Печеньевлевойиправойлапахдолжныотличатьсятолько формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое
«печенье»,вправойможетбытьиликвадратное,илипрямоугольное,илитреугольное (не круглое).
Вовсехвариантахребеноквыбираетлюбойблок«печенье»воднулапу,авовторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
Игра«Угощениедлямедвежат»
Цель:Развитиеумениясравниватьпредметыпоодному-четыремсвойствампонимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков.
Материал:9изображениймедвежат,блокиДьенеша. Ход игры:
Вариант игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры.
Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками»вверх . Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойствами т.д.
«Магазин»
Цель:Развитиеумениявыявлятьиабстрагироватьсвойства,умениярассуждать, аргументировать свой выбор
Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры. Ход игры:
Детиприходятвмагазин,гдепредставленбольшойвыборигрушек.Укаждогоребенка3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.
Правилапокупки:купитьможнотолькотакуюигрушку,вкоторойестьхотябыодно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)
«Улитка»
Цель:Упражнятьдетейвклассификацииблоковподвумпризнакам;цветуиформе.
Материал:игровоеполесизображениемспиралиилицветнаятесьма,наборблоков.
Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.
«Рассели жильцов»-1
Цель:Развиватьумениеклассифицироватьиобобщатьгеометрическиефигурыпо признакам, умение читать кодовое обозначение. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал:Наборблоков,4этажныйдом,изображенныйнаватмане,кодовыекарточки. Ход игры:
Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный4– этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры, указанный на кодовой карточке. Дети расселяют жильцов. «Хоровод»
Цель:Упражнятьдетейвклассификацииблоковподвумпризнакам;цветуиформе.
Материал:игровоеполесизображениемкругаилицветнаятесьма,наборблоков. Ход игры:
Воспитатель предлагает построить хоровод из волшебных фигур. Хоровод получиться красивым, ровным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется один блок, затемприсоединяетсяблок,вкоторомбудетприсутствоватьодинпризнакпредыдущего блока. Последний блок должен совпасть с первым блоком по одному какому – то признаку. В этом случае игра заканчивается – хоровод закрыт.
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал:Наборблоков,4этажный дом, изображенный на ватмане с изображением двух признаков – цвета и формы.
Ходигры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры.
Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Например, кругкрасного цвета поселим на 4 – ом этаже в квартиру №3 и т. д.
Игра«Этажи»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам.Упражнятьвсчете.Развиватьориентировкувпространстве,внимание, логическое мышление.
Материал:Набор блоков.
Ход игры:
Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперьстроимвторойэтаждоматак,чтобыподкаждойфигуройпредыдущегоряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).
Вариант2:детальтакойжеформы,нодругогоразмера(илицвета). Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.
Игра«Домино»
Цель:Развиватьумениевыделятьсвойства геометрических фигур.
Материал:БлокиДьенеша. Ход игры
Вэтуигруможноигратьнесколькимучастникамодновременно(нонеболее4х).Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить?
Фигурамидругогоразмера(цвета,формы).
Фигурамитогожецвета,нодругогоразмераилитакогожеразмера,нодругойформы. Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).
Такимижефигурамипоцветуиформе,нодругогоразмера. Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал".
В консультации дается представление родителям: что такое блоки Дьенеша и что развивают у ребенка игры с блоками....

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша».
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития ...

Консультация для родителей "Логические блоки Дьенеша- универсальный дидактический материал"
полезный материал для родителей...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал».
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал». В дошкольной дидактике имеется огромное количество ра...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал"
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития ...
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...

Консультация для родителей "Логические блоки Дьенеша для развития логического мышления у дошкольников"
Вы до сих пор думаете, что математика скучна и неинтересна, и не знаете, как увлечь своего ребенка этой наукой. Предлагаем вам ознакомиться с уникальной развивающей методикой обучения Золтана Дьенеша....
