Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша —универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»
консультация

Лебедева Олеся Викторовна
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша  —универсальный  дидактический  материал.  Игры  с  блоками  Дьенеша»
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiyadlyaroditeley.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша  —универсальный  дидактический  материал.  Игры  с  блоками  Дьенеша»

                  В  дошкольной  дидактике  имеется  огромное  количество  разнообразных  дидактических  материалов.  Однако  возможность  формировать  в  комплексе  все  важные  для  умственного,вчастностиматематического,развитиямыслительныеумения,иприэтом  на  протяжении  всего  дошкольного  детства,  дают  немногие.  Наиболее  эффективным  пособием  являются  логические  блоки,  разработанные  венгерским  психологом  и  математиком  Дьенешем  для  ранней  логической  пропедевтики,  и  прежде  всего  для  подготовки  мышления  детей  к  усвоению  математики.

«Что такое блоки Дьенеша»:

В  методической  и  научно-популярной  литературе  этот  материал  можно  встретить  под  разныминазваниями:«логическиефигуры»,«логическиекубики»,«логическиеблоки»,-  но  в  каждом  из  названий  подчеркивается  направленность  на  развитие  логического  мышления.  Плоский  вариант  логических  блоков  (логические  фигуры)  используется  в  начальной  школе  при  изучении  математики.

Что же представляет собой этот  материал?

Наборлогическихблоковсостоитиз48объемныхгеометрическихфигур,  различающихся  по  форме,  цвету,  размеру  и  толщине.

Такимобразом,каждаяфигурахарактеризуетсячетырьмясвойствами:цветом,формой,  размером  и  толщиной.  В  наборе  нет  даже  двух  фигур,  одинаковых  по  всем  свойствам.

Конкретные  варианты  свойств  (красный,  синий,  желтый,  прямоугольный,  круглый,  треугольный,квадратный)иразличияповеличинеитолщинефигуртакие,которыедети  легко  распознают  и  называют. 

Внаборблоковвходят:12кругов–6больших(красныйтолстый,красныйтонкий,синий  толстый,  синий  тонкий,  желтый  толстый,  желтый  тонкий)  и  6  маленьких  (красный  толстый,  красный  тонкий,  синий  толстый,  синий  тонкий,  желтый  толстый,  желтый  тонкий,  12  таких  же  квадратов,  12  прямоугольников,  12  треугольников.

Логические  блоки  помогают  ребенку  овладеть  мыслительными  операциями  и  действиями,важнымикаквпланепредматематическойподготовки,такисточкизрения  общего  интеллектуального  развития.  К  таким  действиям  относятся:  выявление  свойств,  их  абстрагирование,  сравнение,  классификация,  обобщение,  кодирование  и  декодирование,  а  также  логические  операции  «не»,  «и»,  «или».  Более  того,  используя  блоки,  можно  закладывать  в  сознание  малышей  начала  элементарной  алгоритмической  культуры  мышления,  развивать  у  них  способность  действовать  в  уме,  осваивать  представления  о  числах  и  геометрических  фигурах,  пространственную  ориентировку.

Комплект  логических  блоков  дает  возможность  вести  детей  в  их  развитии  от  оперирования  одним  свойством  предмета  к  оперированию  двумя,  тремя  и  четырьмя  свойствами.  В  процессе  разнообразных  действий  с  блоками  дети  сначала  осваивают  умения  выявлять  и  абстрагировать  в  предметах  одно  свойство  (цвет,  форму,  размер,  толщину,  сравнивать,  классифицировать  и  обобщать  предметы  по  одному  из  этих  свойств.  Затем  они  овладевают  умениями  анализировать,  сравнивать,  классифицировать  иобобщатьпредметысразуподвумсвойствам(цветуиформе,формеиразмеру,размеру  и  толщине  и  т.  д.,  несколько  позже  –  по  трем  (цвету,  форме  и  размеру;  форме,  размеру  и  толщине;  цвету,  размеру  и  толщине)  и  по  четырем  свойствам  (цвету,  форме,  размеру  и  толщине).  При  этом  в  одном  и  том  же  упражнении  всегда  можно  варьировать  правила  выполнения  задания  с  учетом  возможностей  детей.  Например,  несколько  детей  строят  дорожки  от  дома  медведя,  чтобы  помочь  Машеньке  убежать  к  дедушке  и  бабушке.  Но  одному  ребенку  предлагается  построить  дорожку  так,  чтобы  рядом  не  было  блоков  одинаковой  формы  (оперирование  одним  свойством,  другому  –  чтобы  рядом  не  было

Одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами, третьему–  чтобы  рядом  не  было  одинаковых  по  форме,  цвету  и  размеру  блоков  (оперирование  одновременно  тремя  свойствами).

В  зависимости  от  возраста  детей,  можно  использовать  не  весь  комплект,  а  какую-то  его  часть:  сначала  блоки  разные  по  форме  и  цвету,  но  одинаковые  по  размеру  и  толщине  (12  штук, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24штуки)ив  конце  –  полный  комплект  фигур  (48  штук).  А  это  очень  важно.  Ведь  чем  разнообразнее  материал, тем сложнее абстрагировать  одни свойства от других, а значит , их сравнивать, и  классифицировать,  и  обобщать.

С  логическими  блоками  ребенок  выполняет  различные  действия:  выкладывает,  меняет  местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по  ходу  действий  рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой  эталоны форм–геометрических фигур  (круг,  квадрат,  равносторонний  треугольник,  прямоугольник,  они  могут  широко  использоваться  при  ознакомлении  детей,  начиная  с  раннего  возраста,  с  формами  предметов  и  геометрическими  фигурами,  при  решении  многих  других  развивающих  задач.

Интеллектуальное  путешествие  будет  увлекательным  и  радостным  для  детей,  если,  во-  первыхвсегдапомнитьотом,чтовзрослыйдолженбытьравноправнымучастникомигр  или  упражнений,  способным,  как  и  ребенок,  ошибаться,  и  во-вторых,  если  не  спешить  указывать  детям  на  ошибки.

Прежде  чем  приступить  к  играм  и  упражнениям,  предоставьте  детям  возможность  самостоятельно  познакомиться  с  логическими  блоками.  Пусть  они  используют  их  по  своему  усмотрению  в  разных  видах  деятельности.  В  процессе  разнообразных  манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер,

толщину.Послетакогосамостоятельногознакомстваможноперейтикиграми  упражнениям.

ИгрыслогическимиблокамиДьенеша.

«Чудесныймешочек»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на  ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.  

Ход  игры:

Всефигуркискладываютсявмешок.Попроситьребенканаощупьдостатьвсекруглые  блоки  (все  большие  или  все  толстые).  Затем  все  квадратные,  прямоугольные,  треугольные.

«Чтолишнее?»

Цель:Упражнятьдетейвгруппировкегеометрическихфигурпоцвету,форме,величине,  толщине.

Материал:наборблоковДьенеша.  Ход  игры:

Выложитнастолтрифигуры.Ребенкунужнодогадаться,какаяизфигурлишняяипо  какому  принципу  (по  цвету,  форме,  размеру  или  толщине).

«Найди не похожую фигуру»

Цель:закреплятьзнаниядетейогеометрическихфигурах.Развиватьумениеотличать  фигуры  по  одному,  двум,  трем  признакам.  Развивать  у  детей  речевую  активность,  быстроту  мышления.

Материал:НаборблоковДьенеша.

  Ход  игры:

Положитепередребенкомлюбуюфигуруипопроситеегонайтивсефигуры,которыене  такие,  как  эта,  по  цвету  (размеру,  форме,  толщине).  «Найди  похожую  фигуру»

Цель:  закреплять  знания  детей  о  геометрических  фигурах.  Развивать  умение  находить  сходствафигурпоодному,двум,трем,четыремпризнакам.Развиватьудетейречевую  активность,  быстроту  мышления.

Материал:НаборблоковДьенеша.  Ход  игры:

Положитепередребенкомлюбуюфигуруипредложитеемунайтитакиежефигуркипо  цвету,  но  не  такие  по  форме  или  такие  же  по  форме,  но  не  такие  по  цвету.

«Бусы»

Цель:  Закреплять  знания  детей  о  геометрических  фигурах,  цвете.  Материал:Мешочек,наборблоковДьенеша,цветнаянитьдлябус.  Ход  игры:

Выложитепередребенкомрядфигур,чередуяихпоцвету:красный,желтый,красный.  (можно  чередовать  по  форме,  размеру  и  толщине).  Предложите  сделать  бусы,  как  эти.  Продолжить  ряд  по  образцу.

«Продолжиряд»

Цель:Закреплятьзнаниядетейогеометрическихфигурах,цвете,величине,толщине.  Развивать  мышление.

Материал:НаборблоковДьенеша.

Ходигры:

Выкладываем  на  столе  фигуры  друг  за  другом  так,  чтобы  каждая  последующая  отличаласьотпредыдущейвсегооднимпризнаком:цветом,формой,величиной,  толщиной.  Предложить  ребенку  составить  свой  ряд  фигур,  соблюдая  правило.

«Продолжиряд»

Цель:Закреплятьзнаниядетейогеометрическихфигурах,цвете,величине,толщине.  Развивать  мышление.

Материал:НаборблоковДьенеша.  Ход  игры:

Выкладываем  на  столе  цепочку  из  блоков  Дьенеша,  чтобы  рядом  не  было  фигур  одинаковыхпоформеицвету(поцветуиразмеру;поразмеруиформе,потолщинеи  цвету  и  т.  д.).  Предлагаем  ребенку  продолжить  ряд  из  фигур.

«Найдипару»

Цель:Совершенствоватьзнаниядетейогеометрическихфигурах,ихцвете,величине,  толщине.  Развивать  мышление.

Материал:НаборблоковДьенеша.  Ход  игры:

Предложить  детям  каждой  фигуре  найти  пару,  например,  по  размеру:  большой  желтый  кругвстаетвпарусмаленькимжелтымкругом,большойкрасныйквадратстанетвпару  с  маленьким  красным  квадратом  и  т.  д.

«Найдиклад»

Цель:Совершенствоватьзнаниядетейогеометрическихфигурах,ихцвете,величине,  толщине.  Развивать  мышление.

Материал:НаборблоковДьенеша.  Ход  игры:

Выкладываем  перед  ребенком  8  логических  блоков  Дьенеша,  и  пока  он  не  видит,  под  однимизнихпрячем«клад»(монетку,камешек,вырезаннуюкартинкуит.п.).Ребенок  должензадавать  вамнаводящие  вопросы,авы  можетеотвечать  только«да»  или«нет»:

«Кладподсинимблоком?»-«Нет»,«Подкрасным?»-«Нет».Ребенокделаетвывод,что  клад  под  желтым  блоком,  ирасспрашивает  дальшепро  размер,  форму  итолщину.  Затем

«клад»прячетребенок,авоспитательзадаетнаводящиевопросы.Затемвэтуигрумогут  играть  сами  дети,  соревнуясь  в  нахождении  клада.

«Разложифигуры»

Цель:Упражнятьдетейвклассификацииблоковподвум,трем,четыремпризнакам.  Развивать  мышление.

Цель:НаборблоковДьенеша.  Ход  игры:

Выкладываемвряд5-6любыхфигур.Предлагаемдетямпостроитьнижнийрядфигур  так,чтобыподкаждойфигуройверхнегорядаоказаласьфигурадругойформы(цвета,  размера,  толщины).

«Что  изменилось»

Цель:Совершенствоватьзнаниядетейогеометрическихфигурах,ихцвете,величине,  толщине.  Развивать  мышление.

Материал:  Набор  блоков  Дьенеша.

Ходигры:

Передребенкомнастолвыкладываетсянесколькофигур,которыенужнозапомнить,а  потом  одна  из  фигур  исчезает  или  заменяется  на  новую,  или  две  фигуры  меняются  местами.  Ребенок  должен  заметить  изменения.

«Сколько?»

Цель:  Развивать  умение  выделять  свойства

геометрическихфигур(цвет,величину,толщину).Закреплятьсчетот1до10,упражнять  в  умении  задавать  вопросы.  Развивать  мышление,  внимание,  память,  речь.

Материал:  логические  блоки  Дьенеша.  Ход  игры:

Дети  делятся  на  две  команды.  Воспитатель  раскладывает  логические  фигуры  в  любом  порядке  ипредлагает  детям  придумать  вопросы,начинающиесясо  слов«Сколько.».За  каждый  правильный  вопрос  -  фишка.  Выигрывает  команда,  набравшая  большее  количествофишек.Вариантывопросов:«Сколькобольшихфигур?»«Сколькокрасных  фигур  в  первом  ряду?»  (по  горизонтали,  «Сколько  кругов?»  и  т.  д.

Игра«Угощениедлямедвежат»

Цель:Развитиеумениясравниватьпредметыпоодному-четыремсвойствампонимание  слов:  «разные»,  «одинаковые»

Материал:9изображениймедвежат,блокиДьенеша[a].

Ход  игры:  В  гости  к  детям  пришли  медвежата.  Чем  же  будем  гостей  угощать?  Наши  медвежата-сладкоежкииоченьлюбятпеченье,причемразногоцвета,разнойформы.

Давайтеугостиммедвежат.Печеньевлевойиправойлапахдолжныотличатьсятолько  формой  (цветом,  величиной,  толщиной).  Если  в  левой  лапе  у  медвежонка  круглое

«печенье»,вправойможетбытьиликвадратное,илипрямоугольное,илитреугольное  (не  круглое).

Вовсехвариантахребеноквыбираетлюбойблок«печенье»воднулапу,авовторую  подбирает  по  правилу,  предложенному  воспитателем.

Игра«Угощениедлямедвежат»

Цель:Развитиеумениясравниватьпредметыпоодному-четыремсвойствампонимание  слов:  «разные»,  «одинаковые».  Развивать  умение  читать  кодовое  обозначение  блоков.

Материал:9изображениймедвежат,блокиДьенеша.  Ход  игры:

Вариант  игры  с  использованием  карточек  с  символами  свойств.  Последовательность  действий  (алгоритм)  игры.

Карточки  с  символами  свойств  кладут  стопкой  «рубашками»вверх  .  Ребенок  вынимает  из  стопки  любую  карточку.  Находит  «печенье»  с  таким  же  свойствами  т.д.

«Магазин»

Цель:Развитиеумениявыявлятьиабстрагироватьсвойства,умениярассуждать,  аргументировать  свой  выбор

Материал:  Товар  (карточки  с  изображением  предметов)  Логические  фигуры.    Ход  игры:

Детиприходятвмагазин,гдепредставленбольшойвыборигрушек.Укаждогоребенка3  логические  фигуры  «денежки».  На  одну  «денежку»  можно  купить  только  одну  игрушку.

Правилапокупки:купитьможнотолькотакуюигрушку,вкоторойестьхотябыодно  свойство  логической  фигуры.  Правило  можно  усложнить  выбор  игрушки  по  двум  свойствам  (например,  большой  квадрат,  синий  квадрат  и  т.  д.)

«Улитка»

Цель:Упражнятьдетейвклассификацииблоковподвумпризнакам;цветуиформе.

Материал:игровоеполесизображениемспиралиилицветнаятесьма,наборблоков.

Ход  игры:  Воспитатель  предлагает  построить  детям  домик  для  улитки  из  волшебных  фигур.  Домик  получиться  нарядным  и  красивым.  Выкладывание  блоков  начинается  с  середины  спирали.  Произвольно  берется  один  блок,  затем  присоединяется  блок,  в  котором  будет  присутствовать  один  признак  предыдущего  блока.

«Рассели  жильцов»-1

Цель:Развиватьумениеклассифицироватьиобобщатьгеометрическиефигурыпо  признакам,  умение  читать  кодовое  обозначение.  Упражнять  в  счете.  Развивать  ориентировку  в  пространстве,  внимание,  логическое  мышление.

Материал:Наборблоков,4этажныйдом,изображенныйнаватмане,кодовыекарточки.  Ход  игры:

Блоки  живут  в  коробке,  им  там  тесно  и  темно.  Давайте  их  поселим  в  этот  уютный4–  этажный  дом.  Для  каждой  фигуры  определен  этаж,  номер  квартиры,  указанный  на  кодовой  карточке.  Дети  расселяют  жильцов.  «Хоровод»

Цель:Упражнятьдетейвклассификацииблоковподвумпризнакам;цветуиформе.

Материал:игровоеполесизображениемкругаилицветнаятесьма,наборблоков.  Ход  игры:

Воспитатель  предлагает  построить  хоровод  из  волшебных  фигур.  Хоровод  получиться  красивым,  ровным.  Блоки  выкладываются  по  кругу.  Произвольно  берется  один  блок,  затемприсоединяетсяблок,вкоторомбудетприсутствоватьодинпризнакпредыдущего  блока.  Последний  блок  должен  совпасть  с  первым  блоком  по  одному  какому  –  то  признаку.  В  этом  случае  игра  заканчивается  –  хоровод  закрыт.

Цель:  Развивать  умение  классифицировать  и  обобщать  геометрические  фигуры  по  признакам.  Упражнять  в  счете.  Развивать  ориентировку  в  пространстве,  внимание,  логическое  мышление.

Материал:Наборблоков,4этажный  дом,  изображенный  на  ватмане  с  изображением  двух  признаков  –  цвета  и  формы.

Ходигры:  Блоки  живут  в  коробке,  им  там  тесно  и  темно.  Давайте  их  поселим  в  этот  уютный  4  –  этажный  дом.  Для  каждой  фигуры  определен  этаж,  номер  квартиры.

Дети,  расселяя  блоки,  называют  номер  квартиры,  этаж.  Например,  кругкрасного  цвета  поселим  на  4  –  ом  этаже  в  квартиру  №3  и  т.  д.

Игра«Этажи»

Цель:  Развивать  умение  классифицировать  и  обобщать  геометрические  фигуры  по  признакам.Упражнятьвсчете.Развиватьориентировкувпространстве,внимание,  логическое  мышление.

Материал:Набор  блоков.  

Ход  игры:

Предлагаем  выложить  в  ряд  несколько  фигур  –  4-5  шт.  Это  жители  первого  этажа.  Теперьстроимвторойэтаждоматак,чтобыподкаждойфигуройпредыдущегоряда  оказалась  деталь  другого  цвета  (или  размера,  формы).

Вариант2:детальтакойжеформы,нодругогоразмера(илицвета).  Вариант  3:  строим  дом  с  другими  деталями  по  цвету  и  размеру.

Игра«Домино»

Цель:Развиватьумениевыделятьсвойства  геометрических  фигур.

Материал:БлокиДьенеша.  Ход  игры

Вэтуигруможноигратьнесколькимучастникамодновременно(нонеболее4х).Блоки  делим  поровну  между  игроками.  Каждый  делает  ход  по  очереди.  Если  фигуры  нет,  нужно  пропустить  ход.  Побеждает  тот,  кто  первым  выложит  все  фигуры.

Как  ходить?

Фигурамидругогоразмера(цвета,формы).

Фигурамитогожецвета,нодругогоразмераилитакогожеразмера,нодругойформы.  Фигурами  другого  размера  и  формы  (цвета  и  размера).

Такимижефигурамипоцветуиформе,нодругогоразмера.  Ходим  фигурами  другого  цвета,  формы,  размера,  толщины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал".

В консультации дается представление родителям: что такое блоки Дьенеша и что развивают у ребенка игры с блоками....

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша».

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития ...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал».

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал».      В дошкольной дидактике имеется огромное количество ра...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал"

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития ...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...

Консультация для родителей "Логические блоки Дьенеша для развития логического мышления у дошкольников"

Вы до сих пор думаете, что математика скучна и неинтересна, и не знаете, как увлечь своего ребенка этой наукой. Предлагаем вам ознакомиться с уникальной развивающей методикой обучения Золтана Дьенеша....