Методическая разработка. Проблемная ситуация для детей старшего дошкольного возраста исследования величин "Измерь мост шагами"
методическая разработка по математике (средняя, старшая группа) на тему

Борисова Алена Юрьевна

Данная методическая разработка помогает наглядно показать кпри помощи каких средств возможно привлечь детей к решению задач измерения и исследования величин разными способами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m_razrabotka.docx5.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемная ситуация для детей

старшего дошкольного возраста

исследования величин «Измерь мост шагами».

Цель: показать на многочисленных примерах соответствие (числа и размера мерки и т.д.) в процессе измерения величин.

Задачи:

- способствовать пониманию детьми условий, при которых имеет место определенное соотношение между компонентами измерения;

-сформировать общее представление о зависимости между величинами в процессе измерения.

Этапы реализации проблемной ситуации «Измерь мост шагами»: ощущение трудности: почему получилось разное количество шагов (10 и 5); обнаружение и определение двух вариантов: либо герои измеряли разные дорожки, либо у одного героя большие шаги, а у другого — маленькие; выдвижение возможного замысла и разрешение: дети замечают разницу в мерках-шагах героев. Рассуждают, что у одного героя большие шаги — их получится меньше, а у второго героя — маленькие шаги, поэтому их получится больше; формулирование вывода, следующего из предполагаемого решения: чем больше мерка, тем меньше число, и, наоборот, чем меньше мерка, тем больше число; последующие эксперименты: предлагаются упражнения на измерение длины и ширины комнаты, ковра и т.д.

Проблемная ситуация  «Измерь мост шагами».

Малыш и Карлсон решили узнать длину моста и стали измерять его шагами. Карлсон сообщил Малышу, что длина моста — 5 шагов. Малыш удивился, ведь у него получилось, что длина моста равна 10 шагам.

Вопрос: Почему получилось разное количество шагов (10 и 5)?

Предположения:

  • Малыш и Карлсон измеряли разные дорожки.
  • У Карлсона большие шаги, а у Малыша — маленькие.

Первое предложение отклоняется, поскольку по условиям задачи измеряется одна дорожка, следовательно эта предположение не правильное. Обсуждая второй вариант ответа, дети отмечают разницу в  мерках-шагах Малыша и Карлсона . Это правильно, но дети не видят связи между длиной дорожки, размером шагов и результатом.

Далее педагог обращает внимание на связь количества и размера шагов. Дети рассуждают: «У Карлсона большие шаги их получается пять, а у Малыша маленькие шаги, поэтому их «уложилось» больше - десять». Выявленная закономерность формулируется вместе с педагогом.

Вывод: При измерении одинаковой величины, разными условными мерками - чем больше мерка, тем меньше число, и, наоборот, чем меньше мерка, тем больше число.

Закрепление материала: Выполняются практические упражнения: измерение длины и ширины групповой комнаты, ковра, спальни.

Для измерения объектов используются разные мерки. Дети очень любят измерять при помощи стоп, шагов, локтя, руки, пальца.

Выводы: На основе измерения проявляется возможность познакомить детей-дошкольников с некоторыми математическими связями, зависимостями и отношениями. Дошкольник вместе с педагогом приходит к выводу, что при измерении одного и того же объекта, разными мерками - результаты получаются разные (чем больше мерка, тем меньше число, и, наоборот, чем меньше мерка, тем больше число).

Как можно заметить, эти математические закономерности не лежат на поверхности, их поиск и осознание требуют активной работы мысли. Современными исследователями было доказано , что освоение этого материала в наибольшей степени влияет как на математическое, так и на общее развитие дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ (для детей старшего дошкольного возраста)

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ(для детей старшего дошкольного возраста)  Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышлени...

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста

В картотеке представлены проблемные ситуации для дошкольников на разные темы...

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей....

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

Проблемные ситуации побуждающие  детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучают не бояться допускать ошибки при высказвании. Проблемы - это спрятанные решения. (Павел Дуров)...