Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.
картотека (старшая группа)

 Пригодская  Оксана Витальевна

Проблемные ситуации побуждающие  детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучают не бояться допускать ошибки при высказвании. 

Проблемы - это спрятанные решения. (Павел Дуров)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 Начинать вводить проблемные ситуации лучше всего в режимных моментах - спонтанные ситуации, (связанные с жизнью детей), педагогу нужно превратить житейскую ситуацию в проблемную ситуацию.

Постановка проблемной ситуации может быть ориентирована на группу детей и на индивидуального ребенка.

Начинать надо с тех ситуаций, которые близки детям:

«Как согреться зимой, если нет ключа от дома?»;

«Как приготовить еду, если нет воды»;

«Как выручить котёнка, который сидит в подвале»;

«Как полить цветы без лейки»,

«Во что собрать грибы в лесу, если нет корзинки»,

«Надо расчистить дорожку от снега, а лопатки нет»,

«Нужно слепить снеговика, а снега мало»,

«Как построить гараж для машины»,

«Как играть в песок баз совка?»

«Не хватает стульев»

«Зайку бросила хозяйка» и др.

     

Проблемные ситуации в непрерывной образовательной деятельности используются во всех образовательных областях -  Проблемная ситуация может быть использована в начале в виде постановки вопроса или в середине его, стремясь поддержать интерес к новой теме. В конце для того, чтобы развить у детей навыки анализа.

 Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки.

Создать проблемную ситуацию на НОД – значит ввести противоречия, столкновения с которым вызывает у дошкольников эмоциональную реакцию.

 Проблемная ситуация создается вопросом или практическим заданием на новый материал сталкивающим мнение детей. Вопрос задается фронтально, а побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений у вас сколько?»

Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

 Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.        

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

 Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: «Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: «Погодные условия»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой,  чтобы было комфортно.

Тема: «Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса

Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема: «Погодные условия»

Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая -  живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

Тема: «Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

 Тема: «Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.        

Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Тема: «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.         

Тема: «Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

Тема: «Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг.  Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает, как.

Тема: «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

Тема: «Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

Тема: «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

Тема: «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

СИТУАЦИИ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ
«Кот в одном сапоге»

Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?
«Вот так игра»
Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
«Маша и медведь»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
«Помоги Золушке»
Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
«Подготовка к празднику»
Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?
«Рассеянный Петя»
Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?

СИТУАЦИИ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ
«Открытки для Дины»
Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

«Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
«Помоги Оле»
У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.
«Молочные проблемы кота Матроскина»
Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?
«Корзинки для козлят»
Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
«Чудный лесник»
В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?
«Жители города Кисельска»
С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо — кисель. п его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.
«Варенье для Карлсона»
Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопи¬лось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?
И так, дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.
«Буратино уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям».
Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.
Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.
Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.
ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?

Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.

В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.

Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.

 В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком? Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.

Ситуация . Требуется помощь в спасении, как позвать на помощь?

Громко кричать; зажечь на самом видном месте огонь; поднять кусок яркой ткани на длинной палке, написать записку, положить в бутылку, закупорить и бросить как можно дальше в море. Но у детей есть только бумага, на которой можно писать, но нет, ни карандаша, ни ручки. Чем можно еще писать на бумаге? (Можно написать письмо при помощи сока лимона и йода).

Ситуация. Становится жарко и всем очень хочется пить.

Обсуждение проблемы поиска воды: морская вода не пригодна для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? Варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы.

- Можно ли такую воду сразу пить? (Необходимо очистить воду для питья).

- А с помощью чего можно это сделать? (фильтрация воды)

Ситуация. Солнце очень сильно греет, что может случиться, если долго находиться с непокрытой головой на солнце?

Обсуждение проблемы: Полезно загорать на солнце или нет? Когда можно загорать? Почему нельзя загорать после обеда? Как можно защитить себя от солнечных ожогов и солнечного удара? А из чего можно сделать панамки? А как Вы думаете, вся бумага подойдет для изготовления панамок? Как Вы думаете, лучше будет пропускать свет калька или картон? Почему?

Ситуация. Дети проголодались, развели огонь, сварили кашу. Но каша получилась не вкусная, так как у детей не оказалось соли. Как добыть соль? (Соль можно получить из морской воды).

Ситуация. Наступила ночь, и дети приготовились ко сну, но вокруг в темноте бродят хищные звери. Как отпугнуть диких зверей от лагеря? (Создание ветряных «шумелок»).

По окончанию каждого занятия дети вместе с педагогом заносят результаты опытов в «Книгу открытий».

Проблемные ситуации для экспериментирования.

Цель: продолжать закреплять знания детей о свойствах различных материалов (структура и температура поверхности, твердость, мягкость, хрупкость, прочность).

Проблемная ситуация 1. Как сделать в воде дырки? (Мыло препятствует притяжению молекул, и пленка воды не восстанавливается).

Проблемная ситуация 2. Можно ли остановить свет? или Как образуются тени?

Проблемная ситуация 3. Почему насекомое водомерка может бегать по воде, а мышка нет? (Молекулы воды способны выдерживать вес легкого тела).

Проблемная ситуация 4. Как заставить предмет плавать? (Зависимость плавучести от формы). Опыт с мелом. Целый кусок мела при опускании его в воду тонет, но если его натереть на терке он будет плавать на поверхности воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ (для детей старшего дошкольного возраста)

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ(для детей старшего дошкольного возраста)  Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышлени...

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста

В картотеке представлены проблемные ситуации для дошкольников на разные темы...

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей....

картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста

картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста...