Конспект НООД по познавательному развитию "В поисках поросёнка Фунтика"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Ардамакова Наталья Робертовна

Конспект НООД по познавательному развитию "В поисках поросёнка Фунтика"

Тип НООД:    Комплексное.

Форма организации обучения детей:  Фронтальная,  работа в группах (парах),   индивидуальная.

 

Цель:  Развитие компонентов логического мышления средствами логико-математических игр.

 

Задачи:

Образовательные:

·        Закреплять навыки  количественного и порядкового счёта,  знания геометрических фигур,  умения ориентироваться в пространстве; умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям;

·        Упражнять в нахождении закономерности  и обосновании найденного решения, умении составлять предмет из счётных палочек в соответствии с предложенным образцом;

·        Совершенствовать умение сравнивать предметы, находить в них сходства и различия, сопровождая свою речь чёткими высказываниями.

Развивающие:

·        Развивать:  познавательный интерес,   произвольное  внимание детей,  память,    логическое мышление (анализ, сравнение,  синтез, способность к обобщению); формы  диалогической,  монологической, объяснительной и доказательной  речи.

Воспитательные:

·        Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.

 

Интеграция образовательных  областей:  «Познавательное развитие»,  «Социально – коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое развитие».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nood_v_poiskah_porosyonka_funtika.docx89.31 КБ

Предварительный просмотр:

       эмблема д

                       

                            Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  общеразвивающего  вида

                                           городского округа   город Волгореченск Костромской области

                                                                         «Детский сад №5 «Улыбка».

 

Технологическая карта

непосредственно организованной  образовательной деятельности.

Педагог:  воспитатель  -  Ардамакова Наталья Робертовна.

Группа:    старшая группа  общеразвивающей направленности.

Тема:   «В поисках  поросёнка Фунтика»

       

2017 г.

Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности.

ФИО педагога, должность:      Ардамакова  Наталья  Робертовна,   воспитатель                                                                          

Возрастная группа воспитанников –   старшая группа,  общеразвивающей  направленности  

Наименование образовательной организации –  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области  «Детский сад № 5 «Улыбка».

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: «В поисках поросёнка Фунтика».

Тип НООД:    Комплексное.

Форма организации обучения детей:  Фронтальная,  работа в группах (парах),   индивидуальная.

Цель:  Развитие компонентов логического мышления средствами логико-математических игр.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять навыки  количественного и порядкового счёта,  знания геометрических фигур,  умения ориентироваться в пространстве; умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям;
  • Упражнять в нахождении закономерности  и обосновании найденного решения, умении составлять предмет из счётных палочек в соответствии с предложенным образцом;
  • Совершенствовать умение сравнивать предметы, находить в них сходства и различия, сопровождая свою речь чёткими высказываниями.

Развивающие: 

  • Развивать:  познавательный интерес,   произвольное  внимание детей,  память,    логическое мышление (анализ, сравнение,  синтез, способность к обобщению); формы  диалогической,  монологической, объяснительной и доказательной  речи.

Воспитательные:

  • Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально одобряемым нормам поведения, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.

Интеграция образовательных  областей:  «Познавательное развитие»,  «Социально – коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие»,  «Физическое развитие».

Виды детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: познавательная,  игровая, коммуникативная,  конструктивная , восприятие художественной литературы,  музыкальная, двигательная.

Предварительная образовательная деятельность: 

  • Взаимодействие с воспитателями старшей группы МБДОУ ЦРР « Детский сад  № 7  «Русалочка» для создания условий к НООД.

Планируемый результат.

  • Совершенствование математических представлений (количественных, пространственных, обобщённых представлений о форме, размере);
  • Закрепление умений:
  • расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям,
  •  составлять предмет из счётных палочек в соответствии с предложенным образцом,
  • находить  закономерности  и дать обоснование найденного решения;
  • совершенствовать  умение детей сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия.

  • Проявление интереса к логическим упражнениям, головоломкам.

Методы и приёмы:

Наглядные:  

  •    Показ   слайдов:

-  лесная поляна с изображением деревьев, одно из которых отличается от других по нескольким признакам.

-  правильный ответ (дерево имеющее отличия от других и стоящая рядом с ним обезьянка Бамбино ),

-  карточка - схема  с символическими изображениями свойств фигур  блоков Дьенеша  (3 слайда) и правильные

   ответы к каждой схеме,

-  «Весёлые обезьянки » ,

-  задумчивый бегемот Шоколад,

-  образец (лодка с парусом из счётных палочек)

- изображение  5-ти  ключей разного размера, цвета и формы,

- анимация:  двери закрыты – двери открываются,

- анимация весёлый танцующий поросёнок Фунтик

Игровые:

  • Игровая ситуация;
  • Сюрпризный момент (голосовое сообщение  от дядюшки Фокуса - Мокуса из мультфильма «Приключения поросёнка Фунтика» с просьбой о помощи).
  • Логические игровые упражнения: «Восстановим разрушенную дорогу» (закономерности),  «Найди, где спряталась обезьянка» (найди отличия),  «Построим домик для  обезьянки Бамбино » («Блоки Дьенеша»),  «Соберём лодку» (по образцу из счётных палочек), «Выбери ключ от темницы».

Словесные:

  • Беседа,
  • Пояснение,
  • Вопросы к детям, ответы детей,
  • Объяснение,
  • Указание.

Практические:

  • Упражнение  -  «Восстановим разрушенную дорогу»,  
  • Конструирование  лодочки из счётных палочек   и  домика из блоков Дьенеша.

Материал и  оборудование:

Демонстрационный материал:

  • Книга:  « Фунтик в цирке» Валерий  Шульжик,
  •  « Дорога из «камней».
  • Связка ключей.

Раздаточный материал:

  • « Камушки»;
  • Картинка с изображением деревьев, одно из которых отличается от других по нескольким признакам  

(одна двоих детей);

  • Картинка с изображением водоёма.
  • Набор « Блоки Дьенеша» - на каждого ребёнка;
  • Набор  счётных палочек (в количестве 20 шт.)  - на каждого ребёнка;
  • Лист картона бронзового цвета для постройки домика из  блоков Дьенеша.

Оборудование и материал для воспитателя:

  • Ноутбук, проектор, экран, диктофон, указка.                                                                   

Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности.

Части НООД

Деятельность воспитателя

(подробно прописываются методы и приемы по организации образовательной деятельности (например: задает вопросы к детям; организует показ способов действий; демонстрирует образец; читает детям; осуществляет совместные игровые действия и т.п.)

Деятельность детей

(прописывает деятельность детей по осуществлению образовательной деятельности (например: отбирают необходимый материал из предложенного; высказывают свои предположения; определяют последовательность выполнения задания и т.п.)

Способы поддержки детской инициативы

1 часть - вводная

Цель: Создание условий  для проявления детьми  эмоциональной  отзывчивости,  принятия  волевого решения   (помочь дядюшке Фокусу - Мокусу  спасти Фунтика).

Создание образовательной ситуации

Приветствует ребят: Здравствуйте, ребята. Вы приглашали меня в гости, вот я и пришла, да не одна. Посмотрите, сколько гостей к вам пришло.

Давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки.

 Ребята, я очень рада видеть вас. Хочу, чтоб вы улыбнулись мне и  друг другу.

Акцентирует внимание детей на получение голосового сообщения:

- Ребята  нам пришло какое-то сообщение.  Хотите послушать?   Включает диктофон.

(Содержание голосового сообщения: Дорогие ребята, здравствуйте. Обращается к вам дядюшка Фокус - Мокус.  У нас случилась беда. Мы  собирались приехать в ваш город с выступлением, но Фунтик пропал.   Ребята, помогите найти Фунтика.)

Организует диалог:

-   Кто такой Фунтик?

-  Кто такая Беладонна?

-  Откуда Вы их знаете?

- Кто написал книгу о  приключениях поросёнка Фунтика?  

Сообщает новый материал по теме неделе.

 -  Книгу  написал - Валерий Шульжик.   Книга  называется  «Четвёртый поросёнок»  и состоит она из нескольких рассказов о приключениях поросёнка Фунтика.

Один из рассказов, который называется  « Фунтик в цирке», я хотела вам сегодня  прочитать, но не знаю, как быть?

Слушают воспитателя, выполняют различные действия (здороваются, улыбаются)

Слушают голосовое сообщение, проявляют интерес.

Участвуют в диалоге.

Показывают свои знания о персонажах мультфильма «Приключения поросёнка Фунтика»

Слушают рассказ воспитателя об авторе и книге на основе, которой был создан мультфильм. Рассматривают фото автора книги.

Рассматривают  книгу « Фунтик и пират»

Использует организационный прием на снятие эмоционального напряжения, установление дружеских взаимоотношений.

Вводит сюрпризный момент (голосовое сообщение)

Вовлекает  детей во взаимодействие с педагогом и сверстниками через диалог для  развития коммуникативной функции речи.

Показ  фото автора книги - Валерия Шульжик  и

книги « Фунтик в цирке»

Мотивация детей на предстоящую деятельность

Задаёт провокационный вопрос.

Поможем  дядюшке Мокусу найти Фунтика или  будем книгу читать?

Какое решение вы примете?

Совместно с детьми ставит учебную задачу.

Ребята, путь  не близкий, могут встретиться разные препятствия.  

- Какими мы должны быть, чтобы с ними справиться?

-  Какие  знания и умения нам  могут пригодиться?

 (умение ориентироваться в пространстве, умение считать, решить  головоломки, читать схемы)

Инициирует общее обсуждение.

- Как вы думаете, где  может быть  поросёнок Фунтик?  Где нам его искать?

Подводит детей к мысли обратиться к друзьям Фунтика. Согласует с детьми действия, их последовательность.

- Давайте обратимся к лучшему другу Фунтика  - обезьянке Бамбино.

Высказывают своё мнение.

Принимают решение.

Предлагают варианты ответов на поставленные вопросы.

Выдвигают предположения.

   .

 

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности.

Поддерживает высказывания детей

 

2 часть - основная

Цель:  Закрепление  и расширение    логико – математических  навыков и знаний детей  в процессе

                 игровой  деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

Закрепляет (индивидуально):  количественный счёт, ориентировку в пространстве.

- Прежде чем отправиться в путь, давайте встанем в круг, чтобы всех видеть  и сосчитаем:

- сколько всего ребят пойдет  на помощь Фунтику?

- сколько девочек?

- сколько мальчиков?

  - Ребята, как вы считаете, кто сильнее: девочки или  мальчики?

-Давайте построимся так, чтобы девочки стояли между мальчиками.

- (имя ребёнка) кто стоит справа от тебя, кто стоит слева?

Стимулирует на действия. Запомнили свои места? Молодцы! Отправляемся в путь.

Закрепляет  умение сравнивать предметы, находить в них сходства и различия, сопровождая свою речь чёткими высказываниями.

Задаёт вопросы, стимулирующие процессы мышления.

- Ребята, посмотрите, весенние ручейки размыли дорогу.   Что делать?

Подойдите поближе и внимательно посмотрите. Дорога  построена по определённому правилу.  

Давайте посчитаем.

- Сколько камушков лежит в начале дороги? (1)

- Сколько потом? (2 и 3)

- Сколько камушков лежит в конце дороги? (5)

- Сколько камушков надо положить, чтобы восстановить (отремонтировать) дорогу? (4)

- Объясните, почему, вы так думаете?

- Кто догадался, какое правило (закономерность) учитывалось при построении дороги?

- Ребята, посмотрите, у нас остались камни. Давайте удлиним дорогу. Как вы думаете, сколько камушков надо положить в самом  конце дороги? (6)

Подводит итог.  Молодцы, ребята. Справились с первым препятствием (отремонтировали дорогу).

- По какому правилу построена дорога?

 

Предлагает пройти по восстановленной дороге.

 Обращает внимание на слайд - «лесная поляна с изображением деревьев, одно из которых отличается от других по нескольким признакам».

-  Интересно, куда это мы пришли? Давайте присядем за столы и посмотрим, что же ждёт нас впереди.

  - Лесная поляна,  где любит играть  лучший друг Фунтика  обезьянка  Бамбино.   Только где же он? Наверное в прятки решил с вами поиграть .

Показывают навыки количественного счёта.

Определяют своё местонахождение среди окружающих.

Отвечают на вопросы, выполняют действия по восстановлению дороги.

Идут по «дороге»

Поддерживает и поощряет детей, оказывает необходимую  помощь.

Инициирует общее обсуждение, поиск ответов на вопросы.

Создает проблемную  ситуацию (игровое упражнение  - «Восстановим разрушенную дорогу) побуждающую детей с помощью логических рассуждений и математических вычислений определить закономерность в построении дороги.

 

Фиксация успеха, достигнутого  детьми.

Показ слайда – «лесная поляна с изображением деревьев, одно из которых отличается от других по нескольким признакам»

Развитие интереса.

Этап осуществления самостоятельной работы детьми

Обращает внимание на  карточки - картинки  с изображением деревьев, одно из которых отличается от других по нескольким признакам.

- Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат карточки с изображением деревьев.

- Искать дерево, где спрятался Бамбино, вы  будете в парах.

- Я знаю, что это дерево отличается от других.

Послушайте задание:

«Рассмотрите внимательно все деревья, посоветуйтесь друг с другом и скажите, где, по вашему мнению,  спрятался Бамбино».

Развивает доказательную речь.

- Какое дерево вы выбрали?

- Объясните, почему вы выбрали это дерево?

-Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием.

 / Правильный ответ  высвечивается на экране/.

Подводит итог. –  Ребята, как вам удалось правильно найти все отличия?

Молодцы.

Закрепляет умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям.

Обращает внимание детей на то, что у Бамбино нет дома. Предлагает помочь.

Вы знаете, ребята, иногда Бамбино бывает очень грустно, ведь у него нет дома. Ему в плохую погоду негде укрыться, даже гостей некуда пригласить.

Бамбино очень просит Вас помочь ему построить дом.  Поможем?  

Объясняет задание, используя ИКТ технологии (карточка - схема  с символическими изображениями свойств фигур  блоков Дьенеша  ) и раздаточный материал (блоки Дъенеша, лист картона бронзового цвета для постройки домика).

- С чего начинается строительство дома?

- Внимательно посмотрите на схему. Фигура, соответствующая данной схеме, и будет фундаментом дома.

 / Высвечивается на экране/.

 -Давайте попробуем её расшифровать.

-Найдите нужную фигуру и положите её в нижнюю часть листа.  Докажите правильность выбора.

/ Аналогично дети рассматривают две другие схемы и выкладывают среднюю и верхнюю часть дома. Правильность выполнения задания проверяется на экране/.

Подводит итог. –  Ребята, что помогло вам построить дом?

 От имени обезьянки Бамбино благодарит детей за постройку красивых и прочных домов и

и сообщает предположение,  что Фунтик может быть у бегемота Шоколада.

 Но прежде чем отправиться в путь,  Бамбино предлагает немного отдохнуть.  

Проводит Физминутку, используя ИКТ технологии (видео ролик).

Закрепляет умение составлять предмет из счётных палочек в соответствии с предложенным образцом.

Обращает внимание на эмоциональное состояние бегемота Шоколада. Обозначает проблему.

 - А вот и бегемот по имени Шоколад!

Да что – то он какой-то задумчивый. Оказывается, Шоколад не может решить головоломку  «Построить из счётных палочек лодку с парусом  по образцу».   А вы сможете?

Побуждает на деятельность.

Посмотрите внимательно на образец и

приступайте к строительству лодки.

Задаёт (индивидуально) дополнительные вопросы к детям  по ходу выполнения задания.

-  На какую геометрическую фигуру похоже основание лодки?

- На какую геометрическую фигуру похож парус?

- Давайте посчитаем,  сколько вам потребовалось  палочек, чтобы выложить такую же лодочку.

-Сколько палочек ушло на основание  лодки?

-Сколько палочек использовали для парусника?

Задаёт вопросы.

- Как сделать, чтобы лодка поплыла в другую сторону, переложив всего две палочки?

- Что изменяет направление движения лодки с парусом?

Подводит итог.

- Как вы строили лодку?

Обозначает проблему.

- Бегемот  говорит, что он не видел Фунтика, а видел  Беладонну. Она очень спешила, даже не поздоровалась  и потеряла связку ключей.  Может быть  она опять похитила Фунтика  и  посадила в темницу. Что  делать?

- Шоколад говорит, что мы сможем  освободить Фунтика, если подберём   нужный ключ от темницы.

Обращает внимание на ключи.   

- Посмотрите на экран.  Сколько ключей вы видите?

- Что вы  можете сказать  о ключах? (Какие они?)

- Каждый ключ имеет свой номер.

Объясняет требования предъявляемые к правильному выбору ключа.

- Слушайте внимательно.

- Ключ от темницы   не самый большой и не самый маленький, не серый и не четвёртый, если считать в направлении слева направо.

Назовите,  под каким номером ключ от темницы?

Объясните, свой выбор.

Если дети затрудняются, воспитатель предлагает карточки с изображением ключей, в которых они могут вычёркивать не подходящие (лишние) ключи.

Предлагает проверить правильность выполнения задания (определение нужного ключа).

- Ну а теперь наступает самый волнующий момент!!!

Пробуем открыть дверь и освободить Фунтика.

Если вы правильно выбрали ключ, то двери темницы откроются.

Ура!!! Фунтик на свободе. Посмотрите как он рад. Что он вам говорит? Прочитайте.

Фунтик побежал к своим друзьям,  а нам  пора возвращаться в детский сад.

Работают в парах (рассматривают деревья, находят отличия)

 и совместно принимают решение, где спряталась обезьянка.

Доказывают правильность своего выбора.

Проверяют правильность своего выбора.

Радуются.

Высказывают своё мнение, принимают решение.

«Читают» схему.  Выполняют задание.

С опорой на схему, доказывают правильность выполнения задания.

Отвечают на поставленный вопрос.

Выполняют танцевально-ритмические упражнения.

Слушают воспитателя.

Самостоятельно выполняют задание по предложенному образцу в импровизированном конструкторском бюро.

Думают, анализируют, отвечают на вопросы.

Любуются  результат своей деятельности.

Слушают воспитателя. Предлагают варианты последующих действий.

Рассматривают иллюстративный материал, делают выбор, доказывают правильность сделанного выбора.

Ищут нужный ключ на  карточке с изображением ключей, зачёркивая  лишние.

Радуются освобождению поросёнка Фунтика.

Проводит игровое дидактическое упражнение

«Найди, где спряталась обезьянка».  

Инициирует  парное взаимодействие со сверстником, где развивается коммуникативная функция речи.

Фиксация успеха, достигнутого  детьми.

Создаёт игровую ситуацию «Построим домик для обезьянки Бамбино» в которой дошкольники   проявляют  заботу и внимание к окружающим.

Поочерёдный показ слайдов с изображением карточек - схем  с симво-лическими изображениями свойств фигур  блоков Дьенеша  (3 слайда) и правильные    ответы к каждой схеме.

Оказывает необходимую помощь, даёт индивидуальные советы.

Фиксация успеха, достигнутого  детьми.

Выполняет движения вместе с детьми, создаёт эмоциональный настрой.

Показ слайдов  – «задумчивый бегемот Шоколад», «образец лодки с парусом из счётных палочек».

Включение в продуктивную деятельность – конструирование по образцу.

Личностно -ориентированное взаимодействие с ребёнком в ходе самостоятельной продуктивной деятельности.

Фиксация успеха, достигнутого  детьми.

Показ слайда    -изображение  5-ти  ключей разного размера, цвета и формы.

Личностно -ориентированное взаимодействие с детьми в ходе специально организо-ванной  самостоятельной  деятельности.

Показ слайда с анимацией:  двери закрыты – двери открываются

Показ слайда с анимацией:

весёлый танцующий поросёнок Фунтик

3 часть – заключительная.

Цель:  Формирование элементарных навыков самоконтроля. 

Подведение итогов, деятельности.   Педагогическая оценка результатов деятельности детей

  Формирует умение проводить самоанализ.

- Ребята, посмотрите, какой длинный путь вы прошли, чтобы найти и освободить Фунтика

- Что вы делали в пути?

- Что помогло вам справиться с заданием?

 - Какое задание было для вас самым сложным,  какое – самым интересным, какое самым простым?

Рассматривают слайд и отвечают на вопросы.

Показ слайда   «коллаж из картинок с заданиями»

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

- Хвалит детей и напоминает о том, что пора вернуться в детский сад, где их ждёт книга  В. Шульжик «Фунтик в цирке».

- Слушают голосовое сообщение – благодарность от дядюшки Фокуса – Мокуса за освобождение Поросёнка Фунтика

-  Дарит детям  книга  В. Шульжик «Фунтик в цирке» и карточки – схемы для строительства дома из блоков Дьенеша.

Благодарят за подарки.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по познавательному развитию дошкольников "Путешествие на дно океана"

Цель:Формирование у детей представление о том, что планета Земля – это огромный шар, а большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, на планете Земля обитает много живых существ и всем...

Конспект НООД по познавательному развитию "Путешествие в зимний лес". Старшая группа

Тема: «Путешествие в зимний лес» Цель:  уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, лось); Образовательные задач...

Конспект НООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну цифр»

Цель:  Познакомить с образованием  и составом числа 6, цифрой 6.Задачи: ·        Учить детей определять место числа в числовом ряду;·...

Конспект НООД по познавательному развитию в средней группе «Лесные зверюшки в гостях у детей»

Конспект занятия НООД по познавательному развитию в средней группе с использованием мультимедийного материала....

Конспект НООД по познавательному развитию с детьми 5 -6 лет на тему: «Мамино сердечко».

Цель: Повышение социальной значимости материнства. Показать значимый для ребенка образ мамы.Задачи:ü Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку &nd...

Конспект НООД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей старшей группы «Путешествие по сказкам»

Образовательные задачи:1.Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7.2. Закрепить прямой и обратный счет в пределах 7.3. Совершенствовать знания геометрических фигур.5. Совершенствовать ум...