Сенсомоторное развитие детей раннего возраста
статья по математике (младшая группа) по теме

Шульга Татьяна Николаевна

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством  исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensomotornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста.

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идёт обновление знаний во всех областях, растёт поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В ФГОС дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой которого является сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством  исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1.Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в дидактических играх.

2.Позновательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины,вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3.Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4.Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5.Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Актуальность сенсорного развития заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных процессов (памяти, воображения, мышления).

Основная задача воспитателя здесь состоит не в том, чтобы научить ребёнка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию. А также развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Для решения задач поставленных ФГОС ДО большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда группы, которая должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Я использую здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Собрано и изготовлено своими руками большое количество пособий и материала для определения цветового спектра, формы, величины. При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе я учитывала дидактические принципы удобства расположения и доступности для детей. Особое внимание уделяла подбору сенсомоторных объектов в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Сенсомоторный центр используется в педагогическом процессе как в непрерывной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.

Для обеспечения самостоятельности и удобства организации НОД с детьми я использую мини маркеры игрового пространства, которые зонируют рабочую поверхность.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста происходит в разных видах деятельности:

1.Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

2.Экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто и др.)

3.Общие и совместные игры с взрослыми и сверстниками.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребёнок длительно идёт путём проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребёнку удаётся наиболее легко усвоить признаки предметов.

При планировании непрерывной образовательной деятельности по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста очень важным является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. В раннем детстве усвоение знаний, равно как и формирование умений должно происходить систематически. Необходимо также закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. При повторном проведении образовательная деятельность не должна быть идентична первоначальному варианту. Простое копирование может привести к механическому заучиванию, а не к поступательному развитию умственных способностей. Поэтому в своей работе я использую серию дидактических игр с постепенным увеличением уровня сложности. Основная задача таких игр – воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста.

Вот некоторые из них:

1.Д/И «ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ -1»

Цель: Закреплять у детей представление об основных цветах, упражнять в их назывании, формировать умение подбирать и раскладывать предметы по цвету.

Оборудование:

Доски  –  картинки из плотного картона и цветной клеёнки с тремя отверстиями под крышки (машина, паровоз, самолёт, ракета, пароход, светофор, телефон, пирамидка, гусеница, мухомор, платье, ёлка с огоньками, Дед Мороз, снеговик и т.д.)

Наборы п/э крышек соответствующего диаметра разных цветов

Ход игры.

Педагог раздаёт доски – картинки и наборы цветных крышек каждому ребенку и предлагает подобрать крышку по цвету картинки.

При повторном проведении игры педагог добавляет крышки других цветов для создания проблемной ситуации.

Усложнение.

Д/И «ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ -2»

Цель: Развивать мелкую моторику и кисть руки, формировать умение подбирать крышки  по цвету картинки и закреплять путём накручивания.

Оборудование:

Прямоугольные доски с тремя закреплёнными горлышками от п/э бутылок

Картинки из плотного картона разных цветов с тремя отверстиями под горлышки (машинки,  светофор, пароход, ракета, платье и т.д.)

Контейнеры из п/э бутылок под цветные крышки

Ход игры.

Педагог раздаёт детям доски, картинки – машинки разных цветов и контейнеры с крышками (4х цветов по3 каждого цвета) на каждого ребенка.

Педагог объясняет детям, что машинки попали в аварию и потеряли колёса.

Просит помочь закрепить колёса – крышки того же цвета, что и машины.

2 вариант игры.

Цель: Развивать мелкую моторику и кисть руки, формировать умение подбирать крышки  по цвету картинки и закреплять путём накручивания. Учить обобщать и группировать однородные предметы.

Оборудование:

Прямоугольные доски с тремя закреплёнными горлышками от п/э бутылок

Наборы картинок из цветной клеёнки с одним отверстием под горлышко (овощи, фрукты, звёздочки, колечки, листочки и т.д.)

Контейнеры из п/э бутылок под цветные крышки

Ход игры.

Педагог раздаёт детям доски, контейнеры с набором крышек и предлагает каждому выбрать определённую группу предметов и закрепить крышками такого же цвета.

При повторном проведении игры педагог раздаёт детям доски с закрепленными картинками и предлагает найти лишний предмет (не принадлежащий к этой группе предметов) и исправить ошибку.

2. Д/И «ЦВЕТНАЯ МОЗАЙКА»

1вариант

Цель: Развивать мелкую моторику  и кисть руки, формировать у детей умение различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов

Оборудование:

Квадратные и прямоугольные доски с закрепленными на них крышками разных цветов от п/э бутылок

Наборы горлышек от п/э бутылок, окрашенные в соответствующие цвета

Ход игры.

Педагог раздаёт доски и наборы цветных горлышек предлагая детям подобрать по цвету и закрепить.

Усложнение.

Использование игры для сортировки по одному из признаков (цвет, форма, величина)

2вариант.

Оборудование:

Доски с закреплёнными горлышками от п/э бутылок, наборы цветных крышек, колечки из цветной клеёнки для надевания на горлышки с целью обозначения цвета.

Ход игры.

Педагог раздаёт доски и наборы крышек. Цвет может меняться с помощью колец из цветной клеёнки. Дети накручивают крышки подбирая их по цвету.

3 вариант «Разноцветные кружочки»

Оборудование:

Карточки из пластика с шестью наклеенными разноцветными кружочками. Набор крышек и горлышек по цвету соответствующих кружочкам.

Ход игры.

Педагог предлагает детям подобрать крышки к горлышкам, закрутить и наложить на кружочки того же цвета.

Усложнение.

Педагог предлагает сделать бусы для кукол. Раздаёт каждому ребёнку шнур для нанизывания бусин – горлышек.

Д/И «ШАРИКИ И ЛОЖКИ»

(Игры М. Монтессори)

Цель: Формировать умение подбирать шарики по цвету, развивать мелкую моторику, силу пальцев, координацию движений, речь,  творческие способности, логическое мышление.

Оборудование:

Набор из  шариков 4х цветов, ложка, контейнеры для шариков на каждого ребёнка.

Ход игры.

Педагог знакомит детей с медвежонком Топтыжкой. Оказывается, медвежонок,  не умеет есть ложкой, и кушает мёд лапой. Педагог предлагает детям игру, с помощью которой даже медведя можно научить есть ложкой. Но сначала, надо научиться играть самим. Педагог раздаёт детям наборы игр и объясняет, как надо перекладывать шарики в контейнеры и обратно. Каждый ребенок выполняет упражнение в своём темпе, педагог помогает советом, а при необходимости помогает правильно взять ложку.

Усложнение.Для детей успешно справившихся с заданием, педагог добавляет шарики  и контейнеры другого цвета.

Д/И «НАЙДИ ДОМИК»

Цель: Закреплять представление детей  об основных цветах и геометрических формах, формировать умение подбирать и раскладывать крышки по 2м признакам: цвету и форме.

Оборудование:

Наборы цветных крышек с нарисованными геометрическими формами   Карточки с изображением цвета и геометрических форм на каждого ребёнка.

Ход игры.

Педагог объясняет детям, что у каждой фигурки, нарисованной на цветной крышке, есть свой домик и предлагает помочь найти эти домики. Если дети не справляются с заданием, обращает их внимание на изображения геометрических форм и цвет крышки.

Усложнение.

Для детей, успешно справившихся с заданием, педагог предлагает карточки с большим количеством цветных клеток – домиков и геометрических форм.

Д/И «ИГРЫ – РАЗВЛЕЧЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ»

(игры М. Монтессори)

1 уровень сложности

«Спрячь петушка»

Цель: Закреплять у детей представления об основных цветах, упражнять в их назывании, развивать мелкую моторику, силу пальцев рук, координацию движений, ловкость, речевую активность, мышление, фантазию и воображение.

Оборудование.

Наборы цветных прищепок, закреплённых на край цветных стаканчиков, низкие стаканчики большего размера, мелкие игрушки – петушки на каждого ребёнка, игрушечная лиса.

Ход игры.

Педагог предлагает перенести цветные прищепки с края одного стакана на другой более низкий и сделать «заборчик» из цветных прищепок для петушка, чтобы спрятать его от лисы. Когда заборы готовы, педагог раздаёт петушков, включает веселую музыку, петушки пляшут. Вдруг появляется лиса. Дети прячут петушков за заборчиком, лиса убегает. Снова включается музыка, петушки веселятся. Когда появляется лиса, прячутся за заборчиком и т.д.

2 уровень сложности.

«Иголки для ёжика»

Цель: Формировать у детей умение различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. Развивать мелкую моторику, силу пальцев рук, координацию движений, речевую активность, мышление, фантазию, воображение.

Оборудование.

Наборы цветных прищепок, закреплённых на край цветных стаканчиков. Силуэты ёжиков из плотного картона основных цветов на каждого ребёнка. Разноцветные домики – круги. Панно «Ёжик», с закреплёнными с помощью липучек плоскостными изображениями овощей.

Ход игры.

Педагог обращает внимание детей на панно «Ёжик», впервые появившееся в группе. Дети рассматривают овощи, называют их. Взрослый рассказывает детям о том, что у ёжика есть маленькие ежата и они потерялись. Ёжик просит ребят помочь их найти и разложить по домикам (Разноцветным кругам). Дети ходят по группе в поисках ежат. Когда все малыши найдены, оказывается, что они потеряли иголочки. Педагог предлагает подобрать по цвету иголки – прищепки и закрепить на спинках ежат.

3 уровень сложности

«Комната»

Цель: Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, речевую активность, мышление, фантазию, воображение, закрепить тему «Мебель».

Оборудование.

Наборы цветных прищепок в цветных стаканчиках, наборы  прямоугольников из плотного картона основных цветов разного размера, наборы картинок (Кадры из известных мультфильмов), картинки на тему «Мебель», мелкие игрушки для обыгрывания (мальчики и девочки)

Предварительная работа: знакомство с темой «Мебель», изготовление отдельных наименований мебели (стол, стул, кровать, и т.д.) с помощью прищепок и геометрических форм.

Ход игры.

Педагог предлагает каждому ребёнку выбрать игрушку (мальчика или девочку) и благоустроить комнату для него. Дети самостоятельно подбирают дополнительный материал. При необходимости педагог помогает советом. Дети обыгрывают постройки.

Для игр с прищепками могут быть использованы картинки различной тематики.