Конспект занятия по математике в подготовительной группе « К школе готов»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Грико Наталья Борисовна

Цель: воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10.

Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_matem_pod.gr_.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике в подготовительной группе « К школе готов»

Цель: воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10.

Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости.

Предварительная работа:

Дидактические игры на сенсорное развитие: «Составь пейзаж», «Построй дворец», «Придумай сказочную птицу».

Дидактические игры: «Живая неделя», «Ручеек», «Что, где?», «Покажи животное» или «Кто внимательный».

Материалы: 2 письма (и посылка) Царицы Математики, геометрические фигуры разных цветов и размеров; лист ватмана; клеящие карандаши; счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картонные золотые медали «Юному математику», шоколадные конфеты.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей…»

В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо».

Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»

Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.

Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

1. Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками!

Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.

Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.

Ваш друг Царица Математика».

«Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»

Дети: «Да, да, поможем!»

Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»

Прохождение пароля.

Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

1. Сколько ушей у двух кошек? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько лап у двух собак? (8)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математической стране. А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город».

Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».

Задание «Построй город из геометрических фигур»

Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т.д.

Материал: ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.

Ход: дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, т.е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе.

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел! Сейчас нам предстоит вспомнить, как мы составляем число 10 из двух чисел».

Игровое задание со счетными палочками.

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.

Материалы: счетные палочки.

Ход: воспитатель дает детям задание:

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).

4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).

5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).

6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).

7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).

8. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция).

9. И еще 2 палочки. Что получилось? (2 ромба или трапеция и треугольник).

10. И еще две палочки. Что получилось? (трапеция, ромб или 2 ромба и треугольник или 5 треугольников).

11. И еще одну палочку. Какая фигура у нас получилась? (многоугольник).

12. Из каких фигур она состоит? (из треугольников, ромбов, трапеций: 2 трапеций или 3 ромбов или 6 треугольников).

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный».

Игра «Что, где?»

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту реакции.

Составление и решение арифметических задач

Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус).

Материал: демонстрационный счетный материал на ковролине.

Ход: воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему: «Составьте задачу про кораблики» (рыбок, яблоки, грибы, морковки и т.д.).

6+3 – в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?

4+5 (рыбки) – в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок?

10-6 (яблоки) – в вазе было 10 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось?

2+8 (грибы) – на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 8.Сколько стало грибов?

10-5 (морковки) – на грядке росло 10 морковок, 5 морковок вытащили. Сколько морковок осталось?

Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус»

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание».

Игра «Кто самый внимательный»

Цель: закреплять умение детей воспринимать задание на слух (количество хлопков), сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту реакции.

Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т.е. самый внимательный.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть».

Прохождение пароля на выход из волшебной страны.

Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10 до 1), читать по слогам.

Материал: буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10), а с другой – буквы.

Ход: карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1), после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).

По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой.

Воспитатель: «Ну вот мы и дома, в детском сад… Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»

Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»

Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой».

Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»

2. Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.

Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали и самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся. Приятного вам чаепития».

Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Царица Математика благодарит детей за оказанную помощь и в качестве награды присылает им конфеты и золотые медали с надписью «Юному математику».

Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного».

Звучит фонограмма песни «Чему учат в школе»

Занятие по математике в подготовительной группе. Путешествие в страну математики

Описание материала: данный материал предназначен для воспитателей детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну математики»

Цель:

Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Раскрыть значение порядковых числительных и закрепить навыки порядкового счета в пределах 10.

Упражнять в умении детей воспринимать задание на слух

Упражнять в умении составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур;

Работать сообща, быстро и аккуратно расставлять фигуры в определенном месте, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т. д.

Закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров.

Закрепить знания о последовательности: временах года, днях недели, названиях месяце.

Упражнять детей в умении работать в команде.

Воспитывать интерес к образовательной деятельности.

Оборудование: 4 мольберта, карандаши простые, ватман для создания города из геометрических фигур, дома из картона с составом числа 8 и 9, карточки с прямым и обратным счетом (с пропущенными числами), презентация.

Видеозапись царицы математики:

1. Запись Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я Царица Математики. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что у меня есть сын Иван - царевич он двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Решил задачи с ошибками и совершенно не знает ни дней недели, ни времен года.

Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.

Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь!

Ваш друг Царица Математика».

Воспитатель: «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»

Дети: «Да, поможем!»

Воспитатель: А вы не боитесь трудностей

Дети: Нет.

Воспитатель: «Попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти пароль.

Пароль – это ваши ответы на математические вопросы

Воспитатель: Ребята как вы думаете, чтобы справиться со всеми трудностями какими вы должны быть?

Дети: Сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными.

Воспитатель: Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда в путь!»

Воспитатель: Встаньте удобно перед экраном. Я буду задавать вам вопросы, а на экране будет появляться правильный ответ

Итак, внимание на экран:

Воспитатель: Сколько ушей у двух кошек?

Дети: У двух кошек 4 уха

Воспитатель: Сколько глаз у светофора?

Дети: У светофора 3 глаза красный, желтый, зеленый

Воспитатель: Сколько пальцев на одной руке?

Дети: На одной руке 5 пальцев

Воспитатель: Сколько солнышек на небе?

Дети: На небе 1 солнышко

Воспитатель: Сколько лап у двух собак?

Дети: У двух собак 8 лап

Воспитатель: Сколько пальцев на двух руках?

Дети: На двух руках 10 пальцев

Воспитатель: Сколько солнышек на небе ночью?

Дети: На небе ночью нет ни одного солнышка.

Воспитатель: Какое число больше 8, но меньше 10?

Дети: больше 8 число 9, и меньше 10 число 9.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами попали в математическую страну.

Воспитатель: Ребята вы помните, что произошло с городом?

Дети: Иван – царевич разрушил город, который построен из геометрических фигур. Царица математики просит помочь восстановить его.

Воспитатель: Правильно ребята, и вам предстоит стать строителями.

Воспитатель: Ребята, что есть в городе?

Дети: «Дома, жители, транспорт, деревья, животные, птицы, растения».

Воспитатель: Правильно. А я вам предлагаю подойти к столу. И обратить внимание на мольберт. Эти образцы помогут вам в построении города. Приступайте к строительству.

Воспитатель: Молодцы ребята. Иван-царевич посмотри какой город построили ребята. Пожалуйста не разрушай его.

Воспитатель: А теперь ребята в эти дома заселим жителей. В какой стране мы находимся?

Дети: В математической.

Воспитатель: Поэтому засели дома числами. Для этого мы разделимся на две команды.

Воспитатель: Ребята как вы думаете кому в вашей команде можно поручить записать числа?

Дети: Ксюше

Воспитатель: А в вашей команде кому это можно поручить?

Дети: Ане

Воспитатель: В этом доме на каждом этаже живет 9 жильцов, а в этом доме 8 жильцов.

Воспитатель: А теперь подойдите к мольбертам и начинайте заселять

Воспитатель: Теперь наши дома заселены цифрами.

Воспитатель: Иван - царевич посмотри какие ребята молодцы. Заселили дома жителями, а ты запоминай и больше не ошибайся.

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем. Как только заиграет музыка начинаем выполнять движения.

Физминутка «Мы веселые мартышки»

Воспитатель: Вот и отдохнули, а теперь идем дальше.

Воспитатель: Дети, а еще Иван – царевич совершенно не умеет решать задачи и нам нужно научить его. Давайте расскажем ему из каких частей состоит задача с помощью кроссворда.

Воспитатель: Как называется та часть задачи, в которой о чем-то спрашивается, есть известное?

Дети: Вопрос

Воспитатель: Как называется та часть задачи, в которой о чем-то или о ком-то рассказывается?

Дети: Условие

Воспитатель: Как называется та часть задачи, в которой мы получаем неизвестное число, отвечаем на вопрос?

Дети: Ответ

Воспитатель: Как называется та часть задачи, в которой мы ищем неизвестное?

Дети: Решение

Воспитатель: Как одним словом назвать то, что объединяет в себе условие, решение, вопрос, ответ?

Дети: Задача

Воспитатель: Мы с вами вспомнили из чего состоит задача, а сейчас я предлагаю решить следующие задачи. Внимание на экран

Воспитатель: Слушайте внимательно.

Воспитатель: На дереве росло 10 яблок, 2 яблока упало. Сколько яблок осталось на дереве? 10-2=8

Воспитатель: Следующую задачу на сложение нам составит Аня

Дети: Аня. В море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов? 6+3 = 9

Воспитатель: Следующую задачу на сложение нам составит Арсений

Дети: Арсений. В аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 4 рыбки. Сколько стало рыбок? 4+4 (рыбки)

Воспитатель: Как вы думаете мы научили Ивана – царевича решать задачи?

Дети:Да научили

Воспитатель: Запоминай все Иван – царевич, мы многому тебя можем научить.

Воспитатель: А мы Иван – царевич сейчас с ребятами немного поиграем и отдохнем.

Дидактическая игра «Хлоп-шлеп»

Воспитатель: Ребята, наш Иван – царевич не знает ни времен года, ни дней недели нужно ему помочь. Я вам предлагаю поиграть в игру «Ответь правильно».

Вопрос для каждого из вас. Отвечаем полным предложением.

Воспитатель: Назови времена года?

Дети: Существует 4 времени года зима, лето, осень, весна

Воспитатель: Назови осенние месяцы?

Дети: Осенние месяца Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

Воспитатель: Назови зимние месяцы?

Дети: Зимние месяцы Декабрь, Январь, Февраль

Воспитатель: Сколько месяцев в году?

Дети: В году 12 месяцев

Воспитатель: Сколько дней в неделе?

Дети: В неделе 7 дней

Воспитатель: Назови рабочие дни?

Дети: Рабочие дни понедельник, вторник, среда, четверг, пятница

Воспитатель: Назови выходные дни?

Дети: Выходные дни суббота, воскресенье

Воспитатель: Какой день идет за понедельником?

Дети: За понедельником идет вторник.

Воспитатель: Одинаковое ли количество дней в месяце?

Дети: Нет, количество дней в месяцах разное (28, 29, 30 и 31)

Воспитатель: Назови части суток?

Дети: Существует 4 части суток утро, день, вечер, ночь

Воспитатель: Вот Иван – царевич, какие ребята молодцы, знают ответы на все вопросы. И ты запоминай и не ошибайся больше.

Прохождение пароля на выход из волшебной страны.

Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. И предстоит составить пароль на выход из математической страны. Предлагаю подойти к столам и занять свои свободные места. Ребята Иван – царевич не знает прямой и обратный счет, он пропустил много чисел на карточках. Вам необходимо вписать пропущенные числа.

Воспитатель: Тая скажи мне пропущенные числа прямого порядка первого десятка, которые ты вписала.

Дети: 4,6,8, 10

Воспитатель: Жасмина скажи мне пропущенные числа обратного порядка первого десятка, которые ты вписала.

Дети: 9,7,5,3.

Воспитатель: Молодцы, все справились с прохождением пароля.

«Ну вот мы и дома, в детском саду… Все математические приключения позади.

Волшебный звук (пришло письмо)

Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы не просто спасли математическую страну, вы многому научили Ивана – царевича, создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. И В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.

Вам, мои юные математики. Спасибо Вам большое.

Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да, очень

Воспитатель: Какое испытание было самым сложным?

Дети: Заселение домов жителями

Воспитатель: Какое задание было самым интересным?

Дети: Все было очень интересно.

Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране ее жителям, и Ивану – царевичу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математика»

Программное содержание:Обучающие задачи:-закреплять у детей умение составлять числа из двух меньших;-продолжать учить решать  простые арифметические задачи на сложение;-закрепить с детьми...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему: "Занимательное путешествие в страну Математики"

Занятие итоговое. Было проведено в мае в рамках районного месячника педагогического мастерства.Занятие интересно тем, что использовано много методов и приемов.Так как занятие проводилось в конце года,...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе с ТНР в области познание «Путешествие в страну математика».

Конспект занятия по математике в подготовительной группе с ТНР в области познание «Путешествие в страну математика». Провела воспитатель высшей категории: Пермякова В.Н.  Программное со...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе Тема: «Занимательное путешествие в страну Математики».

Конспект занятия по математике в подготовительной группе Тема: «Занимательное путешествие в страну Математики»....

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Занимательная математика" (папка содержит видео с занятия)

Ссылка на видеоматериал занятия - https://cloud.mail.ru/public/AisP/FHrmTKx4AКонспект занятия по математике для подготовительной группы...

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе "Лесная школа"

Конспект открытого интегрированного занятия по математике....